Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-03/03-16 о нарушении антимонопольного ... от 19 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Новое БТИ»


 

152300, Ярославская область,

г. Тутаев, ул. Р. Люксембург,

д. 62, кв. 84


 

Ярославский филиал

ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ»


 

150002, г. Ярославль,

ул. Большая Фёдоровская, 78

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/03-16 о нарушении

антимонопольного законодательства


 


 

26 июля 2016 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объёме 09 августа 2016)


 

Комиссия Ярославского УФАС России в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.;

члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Шушкова А.С., специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Соколова А.В., рассмотрев дело № 03-03/06-16, возбужденное в отношении ООО «Новое БТИ» по признакам нарушения пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:


 

Дело возбуждено по заявлению Ярославского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (вх. № 12009 от 26.11.2015) о нарушении ООО «Новое БТИ» антимонопольного законодательства, выразившемся использовании в наименовании словесного обозначения «БТИ» сходного до степени смешения с фирменным наименованием ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».

28 июля 2016 года от ООО «Новое БТИ» поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела № 03-03/03-16 в связи с необходимостью дополнительного времени для подготовки к рассмотрению дела (вх. № 10785 от 28.07.2016 года).

Комиссия Ярославского УФАС России, ознакомившись с указанным ходатайством, отклоняет его ввиду следующего.


 

ООО «Новое БТИ» направило ходатайство посредством электронной почты 28 июля 2016 года, то есть после оглашения резолютивной части решения по делу № 03-03/03-16.

Определение об отложении рассмотрения дела № 03-03/03-16 о нарушении антимонопольного законодательства на 26 июля 2016 года было получено ООО «Новое БТИ» 29 июня 2016 года, в связи с чем антимонопольный орган полагает, что ООО «Новое БТИ» имело возможность подготовиться к рассмотрению дела, либо направить указанное ходатайство до принятия решения по делу № 03-03/03-16 о нарушении антимонопольного законодательства.


 

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего:

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно положениям статьи 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20.03.1883) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

По смыслу приведенных нормативных положений актом недобросовестной конкуренции могут быть признаны различные действия противоправного характера. При этом правовое значение имеет не просто сходство тех или иных материальных объектов, используемых в хозяйственной деятельности, а сходство до степени смешения в отношении предприятия (производителя, распространителя товаров), самих товаров и торговой деятельности конкурента. В связи с этим опасным для целей правового регулирования является введение потребителя в заблуждение, возникновение у него неоправданных ассоциаций с конкретным субъектом хозяйственной деятельности и его продукцией на определенном товарном рынке, в условиях конкурентной среды (при сопоставимости товаров по продуктовым и географическим границам определенного товарного рынка, в значимый период времени).

Согласно подпункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии со статьёй 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:

1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;

2) копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

Для квалификации деяния в качестве недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы хозяйствующие субъекты являлись конкурентами, то есть находились в одном сегменте товарного рынка, действия лица, совершившее данное деяние, противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались в введении в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей, совершенные действия причинили или реально могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта - конкурента.

Конечным итогом действий хозяйствующего субъекта должно являться получение преимущества, занятие более выгодного, доминирующего положения на соответствующем товарном рынке по отношению к конкурентам.

При недобросовестной конкуренции в смысле антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект стремится к освоению той части рынка товаров, работ, услуг, которая занята его конкурентами с одновременным вытеснением конкурирующих хозяйственных субъектов из общей сферы деятельности либо к созданию условий, ограничивающих или устраняющих возможность доступа на соответствующий товарный рынок других участников.

Согласно положениям 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет"

Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.

В силу пункта 3 этой же статьи ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

В соответствии с частью 2 статьи 1475 ГК РФ исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

В ходе рассмотрения дела установлено, что полное наименование заявителя в соответствии с ЕГРЮЛ «Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации», сокращенное наименование – ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» зарегистрировано 08 октября 1993 года.

Общество с ограниченной ответственностью «Новое БТИ» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 25 сентября 2014 года за № 1147611002220, сокращенное фирменное наименование ООО «Новое БТИ».

Таким образом, исключительное право на фирменное наименование у ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» возникло раньше, чем у ООО «Новое БТИ».

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06 ноября 2001 года № 454-ст «О введении в действие ОКВЭД» принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД). ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описания.

В соответствии с ОКВЭД ОК 029-2001 «Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, которая включает в себя учет и техническую инвентаризацию жилого фонда, учет и техническую инвентаризацию нежилого фонда, составление и ведение земельных кадастров и балансов земель» соответствует коду 70.32.3 в классе 70 «операции с недвижимым имуществом» в группе 70.32 «управление недвижимым имуществом».

«Деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геолого-разведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки» соответствует коду 74.20 ОКВЭД ОК 029-2001 в классе 74 «предоставление прочих видов деятельности».

Основным видом деятельности ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» является «деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества» (код 70.32.3).

Одним из дополнительных видов деятельности ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» является «деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геолого-разведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки» (код 74.20).

Основным видом деятельности ООО «Новое БТИ» является деятельность, соответствующая коду 74.20 ОКВЭД ОК 029-2001, дополнительным видом деятельности является «деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества» (код 70.32.3).

Одним из учредителей и генеральным директором ООО «Новое БТИ» является Королева К.Н., которая одновременно является и сотрудником Ярославского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», что подтверждается представленными в материалы дела документами.

В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ ООО «Новое БТИ» зарегистрировано по адресу: Ярославская область, г. Тутаев, ул.Р.Люксембург,62-84.

По информации, размещенной на сайте http://www.newbti.ru ООО «Новое БТИ» находится по адресу: г. Тутаев, ул. Моторостроителей, д. 85, является одной из ведущих организаций, занимающихся кадастровыми и геодезическими работами, выполняет работы на территории жилой и промышленной застройки, площадных и линейных объектов по всей России.

Согласно статье 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о государственном кадастре) результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 29 Закона о государственном кадастре кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат).

Квалификационный аттестат выдается физическому лицу при условии соответствия данного лица следующим требованиям:

1) имеет гражданство Российской Федерации;

2) имеет среднее профессиональное образование по одной из специальностей, определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или высшее образование, полученное по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;

3) не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Согласно части 1 статьи 31 Закона о государственном кадастре кадастровый инженер может выбрать одну из следующих форм организации своей кадастровой деятельности:

1) в качестве индивидуального предпринимателя;

2) в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.

Следовательно, выполнить работы по изготовлению технических планов, то есть оказать услуги по технической инвентаризации недвижимого имущества, может любое физическое лицо, имеющее действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера, либо любое юридическое лицо, у которого заключен трудовой договор с указанным физическим лицом.

Таким образом, рынок по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества является конкурентным.

ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и ООО «Новое БТИ» являются конкурентами, действующими на одном товарном рынке, т.к. оба хозяйствующих субъекта осуществляют деятельность, соответствующую кодам 70.32.3 и 74.20 ОКВЭД ОК 029-2001.

«БТИ» выполняет идентификационную функцию, позволяющую потребителю однозначно выделять определённый вид деятельности (услугу по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества). Данное обозначение вызывает у потребителя ассоциацию с ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ». Кроме того, словосочетание «Новое БТИ» означает для потребителя некое правопреемство, вызывает ассоциации, что данная организация имеет отношение к ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».

Возражения ООО «Новое БТИ» о том, что сокращенное буквенное обозначение ООО «Новое БТИ» подразумевает Бригаду Тутаевских Инженеров, не могут быть приняты Комиссией, поскольку в зарегистрированном полном наименовании такая расшифровка БТИ отсутствует, данная расшифровка не согласовывается с прилагательным «Новое» в сокращенном названии (тогда должно быть «Новая БТИ»), данная расшифровка наименования ООО «Новое БТИ» не упоминается и на сайте организации, о том, что наименование расшифровывается именно так, могут знать только сотрудники данной организации, в то время как у потенциальных потребителей такая аббревиатура ассоциируется именно с бюро технической инвентаризации.

На основании установленных обстоятельств, Комиссия пришла к выводу, что фирменные наименования ООО «Новое БТИ» и ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» схожи до степени смешения, за счет абсолютного сочетания букв «БТИ» в наименованиях юридических лиц, и эта степень сходства затрудняет их индивидуализацию при участии в хозяйственном обороте по аналогичным видам деятельности.

Действия ООО «Новое БТИ» по использованию в наименовании словесного обозначения «БТИ» сходного до степени смешения графически, фонетически и семантически с фирменным наименованием ФГУП «Рострехинвентаризация - Федеральное БТИ» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности за счет снижения затрат на продвижение товара, известного неопределенному кругу потребителей, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки заявителю.

Объектом нарушения в данном случае являются основы надлежащей, конкурентной экономической деятельности на товарном рынке, а равно субъективные права лица, фирменное наименование которого стал объектом правовой охраны и имеет сложившуюся репутацию на товарном рынке. Ущемление интересов хозяйствующего субъекта выражается в потенциальной угрозе недополучения прибыли ввиду заблуждения отдельных потенциальных потребителей относительно лица, к которому они обращаются за оказанием соответствующих услуг и как результат заключение договоров с конкурентом, неправомерно использующим фирменное наименование, сходное до степени смешения с фирменным наименованием ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».

Кроме того, субъект, использующий наименование, сходное до степени смешения с фирменным наименованием ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», которое являются распространенным и известным в рыночном обороте, может минимизировать таким образом расходы на продвижение собственных услуг среди потребителей, так как получает репутационные преимущества (относительно качества услуг, добросовестности продавца и других фактов, положительно влияющих на рыночный образ компании) за счет репутации субъекта – обладателем указанного фирменного наименования.

На основании изложенного, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что ООО «Новое БТИ» действиями по использованию в наименовании словесного обозначения «БТИ» сходного до степени смешения графически, фонетически и семантически с фирменным наименованием ФГУП «Рострехинвентаризация - Федеральное БТИ» нарушило запрет, установленный пунктом 1 статьи 14.6 Федерального закона о защите конкуренции.

В связи с тем, что на момент принятия Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области решения по делу ООО «Новое БТИ» не прекратило использование в наименовании словесного обозначения «БТИ» сходного до степени смешения графически, фонетически и семантически с фирменным наименованием ФГУП «Рострехинвентаризация - Федеральное БТИ», антимонопольный орган находит основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.

Кроме того, в заявлении от 26 ноября 2015 года Ярославский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» просит Ярославское УФАС России выдать ООО «Новое БТИ» ограничить использование фирменного наименования, сходного до степени смешения с наименованием заявителя.

Руководствуясь пп. «л» п. 2 ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41, частью 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона о защите конкуренции Комиссия


 

р е ш и л а :


 

1. Признать ООО «Новое БТИ» нарушившим пункт 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Новое БТИ» предписание об изменении фирменного наименования.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.33 КоАП РФ в отношении ООО «Новое БТИ».


 


 

Председатель Комиссии

М.Ф. Завьялов


 

Члены Комиссии

 

А.С. Шушкова

 

А.В. Соколова


 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.


 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны