Решение б/н Решение по делу № 03-03/04-11 в отношении ОАО "Ярославская с... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/04-11 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

16 августа 2011 года                                                                             г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 26 августа 2011)

 

Комиссия Ярославского УФАС России в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Балабаев С.А.;

члены Комиссии:  заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В.В.,

рассмотрев дело № 03-03/04-11 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Ярославская сбытовая компания» (далее – ОАО «ЯСК»), расположенным по адресу: 150003, г.Ярославль, пр.Ленина, 21-Б,  части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в неправомерном отключении электрической энергии в центральных тепловых пунктах №№ 1, 2, 3 в 1-ом и 2-ом микрорайонах г. Ростова и в отсутствии уведомления о введении ограничения режима потребления 30.07.2010,

 

у с т а н о в и л а:

Дело № 03-03/04-11 возбуждено по заявлению МУП «Ростовская коммунальная энергетика» (вх. № 8073 от 22.10.2010) о нарушении ОАО «Ярославская сбытовая компания» антимонопольного законодательства, выразившемся, по мнению заявителя, в неправомерном прекращении поставки электрической энергии на объекты предприятия 25.06.2010, 30.07.2010, 04.08.2010, в том числе ЦТП №№ 1, 2, 3 в 1-ом и 2-ом микрорайонах г.Ростова. Указанные центральные тепловые пункты являются объектами, посредством которых для нужд потребителей в 1-ом и 2-ом микрорайонах г.Ростова предприятием поставляется коммунальный ресурс в виде горячего водоснабжения. К потребителям относятся детские сады, школы, ТСЖ, управляющие организации и иные потребители. Отключение электрической энергии на ЦТП влечет прекращение энергоснабжения третьих лиц, в том числе горячего водоснабжения населения, надлежащим образом выполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии, горячего водоснабжения.

Представитель ОАО «ЯСК» признал, что отключение электроэнергии 25.06.2010 было, но кратковременное, ничьи интересы не ущемлены.  Заявитель свое заявление отозвал.

 

При рассмотрении заявления установлено следующее:

16.02.2010 года между МУП «Ростовская коммунальная энергетика»  и ОАО «ЯСК» заключен договор снабжения электрической энергией № 6056 (далее – Договор).

В соответствии с пунктом 1.1 Договора  Поставщик (ОАО «ЯСК») обязуется подавать электрическую энергию (мощность), а также оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, а Покупатель (МУП «Ростовская коммунальная энергетика») обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В соответствии с пунктами 2.1.1. указанного Договора Поставщик обязан обеспечить надежную и бесперебойную подачу энергии к точкам поставки Покупателя в объемах и сроки, предусмотренные Договором.

 

Уведомлениями от 16.06.2010 № 13/2/406, 23.07.2010 № 13/2/747, 13.09.2010 № 13/2/900, 28.09.2010 № 13/2/949 о введении ограничения режима потребления электрической энергии,   уведомлениями от 06.10.2010 № 13/2/987, 13.10.2010 № 13/2/1001  о переносе ограничения режима потребления электрической энергии ОАО «ЯСК» сообщило, что МУП «Ростовская коммунальная энергетика» не выполняло обязательства по оплате потребления электроэнергии по договору № 6056,   имело задолженности перед ОАО «ЯСК» и предложило произвести оплату данной задолженности. Этих уведомлениях ОАО «ЯСК» сообщало о частичном ограничении отпуска электрической энергии путем отключения ЦТП №№ 1, 2, 3 в 1-ом и 2-ом микрорайонах и административного здания на ул.Бебеля, 29-А до погашения задолженности или подписания соглашения о ее урегулировании.

25.06.2010, 30.07.2010, 04.08.2010 ОАО «ЯСК» прекратило поставку электрической энергии на указанные объекты, что подтверждается соответствующими актами и счетами (№ 472 от 30.06.2010, №  476 от 30.07.2010, № 6056 от 05.08.2010), приобщенными к материалам дела.

 

Принимая решение о признании Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания» нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС России  исходит из следующего:

 

Отношения в сфере энергоснабжения регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее –Закон об электроэнергетике), Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».

 В соответствии с Гражданским кодексом РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» установлен Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий (далее – Порядок).

Согласно пункту 160 Порядка, полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (далее - ограничение режима потребления) предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям до уровня аварийной (технологической) брони и до полного ограничения согласно графику, предусмотренному актом согласования аварийной и технологической брони, а при отсутствии установленной аварийной (технологической) брони - до полного ограничения в случае наступления предусмотренных настоящим разделом обстоятельств (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.2009 № 785).

 В соответствии с пунктом 168 Порядка, в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении № 6 (далее – Перечень). В пункте 1 Перечня в числе других объектов указаны учреждения социального обеспечения (к ним относятся детские сады, школы – потребители МУП «Ростовская коммунальная энергетика»), а в пункте 2 – объекты водоснабжения (в том числе, центральные тепловые пункты, посредством которых осуществляется горячее водоснабжение потребителей).

Пункт 175 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530, предусматривает  порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает:

а) порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления. Уведомление подписывается уполномоченным представителем инициатора введения ограничения и вручается потребителю под расписку о вручении либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), договором оказания услуг по передаче электрической энергии;

б) обязательное введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок в случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в установленный в уведомлении срок;

 

В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 настоящих Правил, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).

Согласно пункту 189 Порядка, в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности, устанавливается величина аварийной брони. Порядок определения величины аварийной брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.

При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно - энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая организация извещает об этом организацию - потребителя, за сутки до введения ограничения.

Пунктом 2.2.1.  Договора предусмотрено, что Поставщик имеет   право   полностью   или   частично   прекращать   (ограничивать) поставку энергии покупателю в случаях, предусмотренных Договором и (или) действующим  законодательством  РФ

Полное или частичное ограничения режима потребления энергии применяется в случаях и порядке, предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами, в том числе, в случае нарушения Покупателем обязательств по оплате энергии и услуг, предусмотренных Договором (пункт 3.2.1 Договора).

Пунктом 3.2.2 Договора предусмотрено, что введение ограничения режима потребления энергии в случае неисполнения Покупателем своих обязательств производится с обязательным письменным уведомлением, направляемым Покупателю способом, обеспечивающим подтверждение факта его получения не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты введения ограничения. В уведомлении указывается размер задолженности или иные факты нарушения обязательств, дата введения частичного и полного ограничения, при необходимости – объектов на которых вводится  ограничение, способ введения ограничения.

МУП «Ростовская коммунальная энергетика»  указало, что ОАО «ЯСК» прекратило поставку электрической энергии в ЦТП №№ 1, 2, 3 в 1-ом и 2-ом микрорайонах г.Ростова 25.06.2010, 30.07.2010, 04.08.2010, в  подтверждение этому приобщил к заявлению акты об отключении электроэнергии от 25.06.2010 (с 14-00 до 17-00), от  30.07.2010 (с 14-00 до 16-00). Уведомления о введении ограничения режима потребления 30.07.2010 направлено не было, в материалах дела оно отсутствует.

ОАО «ЯСК» признало, что прекращение поставки электроэнергии было только 25.06.2010.

Однако, заявителем к материалам дела представлены счета ОАО «ЯСК» на оплату затрат по отключению энергоснабжения № 472 от 30.06.2010, на оплату затрат по возобновлению энергоснабжения №  476 от 30.07.2010, на оплату затрат по отключению и возобновлению электроснабжения № 6056 от 05.08.2010.

Указанные центральные тепловые пункты являются объектами, посредством которых для нужд потребителей в 1-ом и 2-ом микрорайонах г.Ростова предприятием поставляется коммунальный ресурс в виде горячего водоснабжения. К потребителям относятся, в том числе, детские сады, школы, ТСЖ, управляющие организации и иные потребители, не имеющие задолженности по оплате ресурса, поставляемого МУП «Ростовская коммунальная энергетика».

Отключение ОАО «ЯСК» электроснабжения ЦТП №№ 1, 2, 3 в 1-ом и 2-ом микрорайонах г.Ростова влечет прекращение электроснабжения третьих лиц, в том числе и водоснабжение населения, надлежащим образом выполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии и горячего водоснабжения.

Исходя из общих принципов гражданского законодательства, не допускается защита гражданских прав одних лиц за счет нарушения прав других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ОАО «Ярославская сбытовая компания» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 50 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции «Торговля электроэнергией» в географических границах Ярославской области с долей более 50 %.

В  соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года положение ОАО «Ярославская сбытовая компания» на рынке электроэнергии в географических границах Ярославской области является доминирующим.

 

Таким образом, действия ОАО «ЯСК» по

– прекращению поставки электрической энергии на ЦТП №№ 1, 2, 3 в 1-ом и 2-ом микрорайонах г. Ростова,

– не уведомлению о введении ограничения режима потребления 30.07.2010, является злоупотреблением доминирующим положением, привело или могло привести к ущемлению интересов третьих лиц, и образуют состав нарушения, предусмотренного часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Ввиду прекращения  нарушения отсутствует необходимость в выдаче ОАО «Ярославская сбытовая компания» предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,   частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   

р е ш и л а :

 

1. Признать  Открытое акционерное общество «Ярославская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии

                                        Балабаев С.А.

 

Члены Комиссии

                                       

                                        Антонова М.В.

 

                                       

                                        Платин В.В.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечение. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны