Решение б/н Решение по делу № 03-03/13-11 о нарушении антимонопольного ... от 12 января 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/13-11 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

07 октября 2011 года                                                                             г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 21 октября 2011)

 

Комиссия Ярославского УФАС России в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Балабаев С.А.;

члены Комиссии:  начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В.,

рассмотрев дело № 03-03/13-11 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Яргортеплоэнерго» (далее – ОАО «Яргортеплоэнерго»), расположенным по адресу: 150054,  г. Ярославль, ул. Чехова, д.28-а, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции», выразившегося в выставлении неправомерных требований в Технических  условиях № 378/03 от 09.08.2010г. на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения с установкой приборов учета и потребления тепловой энергии (УАКУ) в здании по ул.Звездная, 33, что может повлечь ущемление интересов собственников жилых помещений ТСЖ «Прогресс-3»,

у с т а н о в и л а:

Дело № 03-03/13-11 возбуждено по заявлению председателя ТСЖ «Прогресс-3» <…> (вх. № 8537 от 09.11.2010) по вопросу о правомерности требования теплоснабжающей организации ОАО «Яргортеплоэнерго» к товариществу собственников жилья о необходимости реконструкции теплового узла при установке теплосчетчиков, а именно: требований об изменении высоты помещения теплового узла, об установке грязевиков, об изменении расположения задвижек, об устройстве приямка с электронасосом.  По мнению заявителя, часть требований никак не связана непосредственно с учетом количества тепловой энергии, но значительно увеличивает стоимость работ по установке приборов учета (дом 1968 года постройки).

Представитель ОАО «Яргортеплоэнерго» вменяемое нарушение не признал, пояснил, что установка приборов учета предполагает проведение  определенных обязательных мероприятий, предусмотренных  нормативно-техническими документами, что фактически и является реконструкцией теплового узла. Правовая позиция ОАО «Яргортеплоэнерго» представлена в материалы дела в письменном виде.

Принимая решение о признании ОАО «Яргортеплоэнерго» нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела исходила из следующего:

ТСЖ «Прогресс-3» (г.Ярославль, ул.Звездная, 33) обратилось в ОАО «Яргортеплоэнерго»  с заявлением об установлении приборов учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме.

09.08.2010 председателю ТСЖ «Прогресс-3» выданы Технические  условия № 378/03 от 09.08.2010г. на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения с установкой приборов учета и потребления тепловой энергии (УАКУ) в здании по ул.Звездная,33.

08.09.2010 инспектором по энергонадзору ОАО «Яргортеплоэнерго» Кузнецовым С.В. составлен «Акт осмотра теплового пункта для  выполнения проектных работ по его реконструкции». В акте в пункте 6 «Рекомендации по выполнению реконструкции ТП» указано: устройство приямка в тепловом пункте, установка монометров перед запорной арматурой на вводе, предусмотреть схему промывки от холодного водоснабжения. Установить грязевики.

В ответ на запрос антимонопольного органа (исх. № 224/03-04 от 21.01.2011) о предоставлении пояснений о правомерности требований теплоснабжающей организации к ТСЖ о реконструкции теплового пункта ОАО «Яргортеплоэнерго» представило следующие пояснения:

При оборудовании и эксплуатации узлов учета тепловой энергии и теплоносителя необходимо руководствоваться соответствующей нормативной и технической документацией.

Перечень этих документов приведен в пункте 1.5. "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936 (далее – Правила).

Пункт 1.6. указанных Правил устанавливают уровень оснащенности узлов учета источников теплоты и минимально необходимую степень оснащенности узлов учета потребителей средствами измерений в зависимости от схемы теплоснабжения и зафиксированной в Договоре величины тепловой нагрузки.

Энергоснабжающая организация не вправе дополнительно требовать от потребителя установки на узле учета приборов, не предусмотренных требованиями настоящих Правил.

В пункте 3.1.5. Правил указано, что «узел учета тепловой энергии, массы (или объема) и параметров теплоносителя оборудуется на принадлежащем потребителю тепловом пункте в месте, максимально приближенном к его головным задвижкам».

Свод правил по проектированию и строительству СП  41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов» (Москва, 1997)  (далее – Свод правил) дополняет  требования по проектированию или реконструкции тепловых узлов. Так, в соответствии с пунктом 1.1 при установке узла учета тепловой энергии и теплоносителя выполняется монтаж в помещении существующего теплового пункта оборудования, требующего обслуживания, предъявляются требования к микроклимату помещения. При проведении данных работ помещение теплового пункта должно соответствовать объемно-планировочным требованиям, прописанным в нормативных документах, а именно:

–  «При размещении теплового пункта в подвальных и цокольных помещениях, а также в технических подпольях зданий допускается принимать высоту помещений и свободных проходов к ним не менее 1,8м» (пункт 2.21 Свода Правил и пункт 5.25 Стандарта организации РАО «ЕЭС России» СТО 17330282.27.060.003-2008 «Тепловые пункты тепловых сетей. Условия создания. Нормы и требования», Москва, 2008 (далее – Стандарт);

– «Грязевики в тепловых пунктах следует предусматривать на подающем трубопроводе на вводе в тепловой пункт, непосредственно после первой запорной арматуры и на обратном трубопроводе, перед приборами учета расхода воды и тепловых потоков» (пункт 4.36 Свода Правил, пункт 14.14 Правил, пункт 7.43 Стандарта)

– «Для стока воды полы теплового пункта следует проектировать с уклоном 0,01 в сторону водосборного приямка или трапа. Минимальные размеры водосборного приямка должны быть не менее 0,5х0,5м в плане и глубине не менее 0,8м…» (пункт 2.27 Свода правил, пункт 5.32 Стандарта, пункт 14.20 Правил).

При установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя ОАО «Яргортеплоэнерго»  выдает «Технические условия на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения с установкой приборов учета и потребления тепловой энергии». Данные технические условия подразумевают реконструкцию существующего теплового узла (выполнение соответствующих мероприятий для приведения теплового узла в соответствие с требованиями нормативов), отдельных технических условий на установку приборов учета тепловой энергии и теплоносителя не выдается.

Вопросы обеспечения приборами учета используемых энергетических ресурсов регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ).

Так, пункт 5 статьи 13 Закона об энергосбережении обязывает собственников жилых помещений установить приборы учета энергоресурсов:

 «До 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.»

В этой же норме закона указаны и лица, которые должны выполнять действия по установке приборов учета:

Пункт 8: «Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.»

Пункт 9: «С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют…»

ОАО «Яргортеплоэнерго»  в обоснование своих требований о реконструкции  теплового пункта ссылается на пункт 7 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении»: «Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.»

В данной норме речь идет о застройщике, однако, ТСЖ «Прогесс-3» обратился в теплоснабжающую организацию с заявкой на установку приборов учета в многоквартирном доме (1968 года постройки), в соответствии с Законом об энергосбережении, а не с заявкой на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения.

После получения технических условий и требований ОАО «Яргортеплоэнерго» по реконструкции теплового пункта, указанные в Акте осмотра теплового пункта для  выполнения проектных работ по его реконструкции от 08.09.2010, ТСЖ «Прогресс-3» подготовило проект реконструкции теплового узла. При согласовании данного проекта ОАО «Яргортеплоэнерго» направило ТСЖ «Прогресс-3» замечания (исх. № 326/03 от 16.03.2011), которые  заявителем были устранены, кроме требования, касающегося высоты помещения теплового узла. Высота помещения теплового узла Заявителя – 1,6м,  а в соответствии с пунктом 2.21 Свода Правил и пунктом 5.25 Стандарта «При размещении теплового пункта в подвальных и цокольных помещениях, а также в технических подпольях зданий допускается принимать высоту помещений и свободных проходов к ним не менее 1,8м». Данное требование нормативов, принятых позднее, относительно дома 1968 года постройки невыполнимо.

В соответствии с Уставом ОАО «Яргортеплоэнерго» осуществляет деятельность по производству и передаче  тепловой энергии. 

Согласно статье 3 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 года «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 Закона о естественных монополиях определены сферы деятельности субъектов естественных монополий, в том числе, к  ним отнесены услуги по передаче тепловой энергии.

Таким образом, ОАО «Яргортеплоэнерго», занимаясь производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии,  является субъектом естественной монополии.

Исходя из этой нормы, ОАО «Яргортеплоэнерго» занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в пределах присоединенной сети.

В соответствии с частью 1 статьи 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия ОАО «Яргортеплоэнерго» по выдаче неправомерных замечаний при согласовании проекта реконструкции теплового узла «ТСЖ «Прогресс-3» (исх. № 326/03 от 16.03.2011), являются злоупотреблением доминирующим положением и могут ущемить интересы граждан - собственников    жилых помещений, образуют состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с согласованием проекта на установку прибора учета тепловой энергии основания для выдачи  предписания ОАО «Яргортеплоэнерго» отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,   частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   

р е ш и л а :

1. Признать  Открытое акционерное общество «Яргортеплоэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ.

Председатель Комиссии

                                    Балабаев С.А.

 

Члены Комиссии

                                       

                                     Гаев М.В.

 

                                    Антонова М.В.

 

                                       

                                    

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечение. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны