Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-03/18-15 о нарушении антимонопольного з... от 3 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Гр-н <...>


 

ПАО «МРСК Центра»

127018, г. Москва,

ул. 2-я Ямская, д. 4


 

Филиал ПАО «МРСК Центра» -

«Ярэнерго»

150003, г. Ярославль,

ул. Воинова, д. 12


 

СНТ «Росток»

массив «Росток-2»

150003, г. Ярославль,

пр-т Машиностроителей, д. 83, кв. 219


 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/18-15 о нарушении

антимонопольного законодательства


 


 

07 апреля 2016 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 21 апреля 2016 года)

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела № 03-03/18-15 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии — заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.;

члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Шушкова А.С.,

рассмотрев дело № 03-03/18-15 в отношении Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная компания Центра» (далее – ПАО «МРСК-Центра») по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически или технологически не обоснованном отказе от заключения договора технологического присоединения энергопринимающих устройств гр-н <...>., расположенных на территории СНТ «Росток» массив «Росток-2», к электрическим сетям сетевой организации, чем ущемлены права и законные интересы заявителя.


 

у с т а н о в и л а:


 

дело возбуждено по заявлению гр-н <...> (вх. № 593 от 22.01.2015) об отказе ОАО «МРСК-Центра» в заключении договора технологического присоединения энергопринимающего устройства (на участке № 236) к электрическим сетям.


 

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Из смысла указанных норм следует, что потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и осуществляется силами сетевой организации.

Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара – рынком услуг по передаче электрической энергии.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ОАО «МРСК-Центра», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ОАО «МРСК-Центра» с 07.07.2015 изменило организационно-правовую форму на публичное акционерное общество (ПАО «МРСК-Центра»).

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике под территориальной сетевой организацией понимается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, – с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Объекты электросетевого хозяйства – линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Порядок и процедура технологического присоединения подробно регламентируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

В соответствии с пунктом 2 Правил технологического присоединения, действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана оказать услугу по технологическому присоединению в отношении каждого обратившегося лица.

Договор об осуществлении технологического присоединения является публичным договором.

В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

В соответствии со статьей 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.


 

Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.

Между СНТ «Росток» Массив «Росток-2» и ОАО «МРСК-Центра» заключен договор № 40767851/ТП-13/ЯПО от 09 августа 2013 года об осуществлении технологического присоединения 40 дачных домов, расположенных по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Гавриловский с/с, СНТ «Росток» Массив «Росток-2». Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению – 1 год со дня заключения договора, то есть до 09 августа 2014 года.

Согласно Техническим условиям к договору №40767851/ТП-13/ЯПО от 09 августа 2013 года точка присоединения определена в районе опоры № 24 за Р-391 ВЛ-10 кВ № 5 ПС 35/10 кВ «Моделово-2». Обязанности по осуществлению мероприятий для осуществления технологического присоединения для сетевой организации содержатся в пункте 10 Технических условий, для СНТ «Росток» Массив «Росток-2» – в пункте 11 Технических условий.

ОАО «МРСК-Центра» выполнило свои обязательства, предусмотренные договором № 40767851/ТП-13/ЯПО от 09 августа 2013 года.

09 сентября 2014 года ОАО «МРСК-Центра» направило в СНТ «Росток» Массив «Росток-2» письмо № МРСК-ЯР/16-1/4919, в котором сообщалось о выполнении сетевой организацией своих обязательств по договору № 40767851/ТП-13/ЯПО от 09 августа 2013 года об осуществлении технологического присоединения. Для выполнения технологического присоединения СНТ «Росток» Массив «Росток-2» необходимо было выполнить мероприятия, предусмотренные договором и техническими условиями, после чего уведомить сетевую организацию о выполнении мероприятий по договору для завершения процедуры технологического присоединения и оформления необходимых документов. В письме также указывалось, что, если СНТ «Росток» Массив «Росток-2» до 30 сентября 2014 года не проинформирует о выполнении мероприятий по договору, сетевая организация приостановит исполнение обязательств по договору до исполнения обязательств заявителем.

04 августа 2014 года гр-н <...> обратилась в ОАО «МРСК-Центра» с заявкой № 15889161 на технологическое присоединение своего участка (участок №236 СНТ «Росток» Массив «Росток-2», расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Гавриловский с/с).

13 августа 2014 года от сетевой организации поступил отказ в заключении договора о технологическом подключении (исх. № МРСК-ЯР/Р6-1/918) со ссылкой на необходимость обращения в СНТ.

16 января 2015 года гр-н <...> повторно обратилась в ОАО «МРСК-Центра» заявкой № 15971178 на технологическое присоединение указанного дачного дома.

21 января 2015 года от сетевой организации поступил отказ аналогичного содержания (исх. № МРСК-ЯР/Р6-1/37).


 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон о садоводческом товариществе) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В соответствии с подпунктами 11, 12 пункта 2 статьи 19 Закона о садоводческом товариществе член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан:

выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;

соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

Таким образом, если решение о заключении договора СНТ с сетевой организацией было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления, и в договоре об осуществлении технологического присоединении была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя должно осуществляться в рамках договора между СНТ и сетевой организацией.

В случае, если решение о заключении договора СНТ с сетевой организацией не было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления или в договоре об осуществлении технологического присоединении не была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя может осуществляться в рамках индивидуального договора между физическим лицом и сетевой организацией.


 

гр-н <...> приобрела в собственность указанный земельный участок, расположенный на территории СНТ «Росток» Массив «Росток-2», 11 июля 2013 года, членом СНТ она не являлась. Согласно списку на подключение, представленному СНТ «Росток» Массив «Росток-2», подключение земельного участка № 236 в рамках договора по технологическому присоединению № 40767851/ТП-13/ЯПО от 09 августа 2013 года, не предусмотрено.

Отказ ОАО «МРСК-Центра» от заключения с гр-н <...>. договора на технологическое присоединение к электрическим сетям по заявкам № 15889161 от 04.08.2014 года и № 15971178 от 16.01.2015 года содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ярославским УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес ОАО «МРСК-Центра» было выдано предупреждение (исх. №3498/03-04 от 20.04.2015) о необходимости в срок до 15.05.2015 года прекратить указанные выше действия (бездействие) путем надлежащего рассмотрения заявок гр-н <...> № 15889161 от 04.08.2014 года и № 15971178 от 16.01.2015 на технологическое присоединения к электрическим сетям принадлежащего ей земельного участка №236 и направить в адрес заявителя ответ, соответствующий требованиям действующего законодательства. Об исполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для выполнения предупреждения.

Предупреждение ПАО «МРСК-Центра» не было исполнено, обжаловано в Арбитражный суд Ярославской области.

Оспаривая предупреждение ПАО «МРСК-Центра» указало, что участок, принадлежащий гр-н <...>., входил в перечень участков, в отношении которых заключался договор от 09.08.2013 № 40767851/ТП-13/ЯПО между СНТ «Росток» массив «Росток-2» и ОАО «МРСК Центра». Данное обстоятельство подтверждается, по мнению ПАО «МРСК-Центра», «Списком садоводов к заявке на технологическое присоединение к электрическим сетям», который являлся приложением к заявке СНТ «Росток» на технологическое присоединение от 11.07.2013. Поскольку земельный участок гр-н <...> подлежал подключению к электрическим сетям в рамках договора, заключенного с СНТ «Росток», заключения аналогичного договора с самой гр-н <...> не требовалось, что и отражено в письмах в адрес гр-н <...>от 13.08.2014 и от 21.01.2015.

При этом из представленных ПАО «МРСК-Центра» документов не следовало, что объект гр-н <...> входит в перечень 40 дачных домов, в отношении которых заключен договор от 09.08.2013 № 40767851/ТП-13/ЯПО. СНТ в свою очередь направило в адрес ПАО «МРСК-Центра» перечень объектов на подключение к электрическим сетям, в который не включен объект гр-н <...>.

В ходе судебного рассмотрения председатель СНТ «Росток» пояснил, что действительно обращался в ОАО «МРСК-Центра» с заявкой на технологическое присоединение от 11.07.2013, приложением к которой являлся «Список садоводов к заявке на технологическое присоединение к электрическим сетям», включающий объект гр-н <...> Иной список объектов на подключение направлен в Ярославское УФАС ошибочно. Однако, договор от 09.08.2013 № 40767851/ТП-13/ЯПО между СНТ «Росток» массив «Росток-2» и ОАО «МРСК-Центра» был расторгнут по соглашению сторон без исполнения. Председатель СНТ «Росток» также пояснял, что гр-н <...>. членом СНТ «Росток» не являлась и не является, поэтому и договор о технологическом присоединении ее объекта к электрическим сетям со стороны СНТ не заключен.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.10.2015по делу № А82-6916/2015 в удовлетворении исковых требований ПАО «МРСК-Центра» отказано, предупреждение признано законным и обоснованным.

Постановлением Арбитражного суда апелляционной инстанции от 21.01.2016 решение Арбитражного суда Ярославской области оставлено без изменения.

Таким образом, учитывая, что среди приложений к заявке СНТ «Росток» от 11.07.2013 какой-либо перечень объектов или список садоводов не указан, протокол общего собрания уполномоченных представителей СНТ «Росток» от 03.02.2013, пояснения ПАО «МРСК-Центра» от 06.03.2015, представленные в антимонопольный орган, не содержат прямого указания, что объект гр-н <...>. относится к перечню 40 дачных домов, которые являются предметом договора от 09.08.2013 № 40767851/ТП-13/ЯПО, отказы ПАО «МРСК-Центра» в заключении договора об осуществлении технологического присоединения, содержащиеся в письмах от 13.08.2014 и от 21.01.2015 в адрес гр-н <...>., неправомерны.

ПАО «МРСК-Центра», действуя добросовестно, при рассмотрении заявок гр-н <...> должно было либо заключить в установленном порядке договор о технологическом присоединении, либо предоставить значимую для потребителя информацию о включении объекта потребителя в перечень объектов, в отношении которых с СНТ «Росток» Массив «Росток-2» заключен договор от 09.08.2013 № 40767851/ТП-13/ЯПО об осуществлении технологического присоединения.


 

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На момент вынесения решения по делу внесены изменения в антимонопольное законодательство.

Федеральным законом от 05.10.2015 года № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в положения статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которыми с 05.01.2016 года нарушением антимонопольного законодательства признаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, действия (бездействие) ПАО «МРСК-Центра», выразившиеся в отказе от заключения с гр-н <...> договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по заявкам № 15889161 от 04.08.2014 и № 15971178 от 16.01.2015, не являются нарушением антимонопольного законодательства, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем дело подлежит прекращению в связи с отсутствием состава нарушения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

решила:


 

1. Производство по делу № 03-03/18-15 в отношении ПАО «МРСК-Центра» прекратить в связи с отсутствием состава нарушения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».


 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


 


 


 

Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.


 


 

Члены Комиссии Антонова М.В.


 

 

Шушкова А.С.

Связанные организации

Связанные организации не указаны