Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-03/21-15 о нарушении антимонопольного з... от 3 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Гр-н <...>

 

ПАО «ТНС энерго Ярославль»

150003, г. Ярославль,

пр.Ленина, д.21-б

 

Группа компаний «ТНС энерго»

127051, Москва,
Б. Сухаревский пер., д. 19, стр. 2

 

ООО «Энергоконтроль»

603005, г.Нижний Новгород,

ул.Пискунова, д.29, оф.22

 

Филиал ООО «Энергоконтроль» в г.Ярославле

150014, г.Ярославль,

ул.С-Щедрина, 42

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/21-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

26 февраля 2016 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 14 марта 2016 года)

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.;

члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Шушкова А.С.,

рассмотрев дело № 03-03/21-15 в отношении Публичного акционерного общества «ТНС энерго Ярославль» (далее – ПАО «ТНС Энерго Ярославль»), ОРГН 1057601050011, ИНН 7606052264, расположенного по адресу: 150003, Ярославль, пр.Ленина, 21-б, по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены за компенсацию затрат по введению ограничения и возобновлению поставки электрической энергии, что ущемляет интересы других лиц (в том числе, гр-н <...>).,

у с т а н о в и л а:

 

дело возбуждено по заявлению гр-ки <...> (вх. № 3043 от 24.03.2015) о неправомерных действиях ПАО «ТНС энерго Ярославль» (ранее – ОАО «Ярославская сбытовая компания»), выразившихся в установлении необоснованно высокой цены за введение ограничения и возобновление поставки электрической энергии.

 

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

 

ОАО «ЯСК» приказом Ярославского УФАС России № 87 от 26.12.2006 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 65%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение ОАО «Ярославская сбытовая компания» на рынке электроэнергии является доминирующим.

Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 № 278 «О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года № ППр-278-ГП «О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области» ОАО «Ярославская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.

30.06.2015 ОАО «Ярославская сбытовая компания» на основании решения общего собрания акционеров (Протокол № 1(20) от 08.06.2015) сменило наименование юридического лица на Публичное акционерное общество «ТНС энерго Ярославль» (ПАО «ТНС энерго Ярославль»), измнения зарегистрированы В ЕГРЮЛ 30.06.2015. ОГРН, ИНН, КПП, а также юридический адрес (местонахождение) компании остаются без изменений.

 

ПАО «ТНС энерго Ярославль» является гарантирующим поставщиком, ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг (по электроснабжению) потребителям-гражданам одновременно, следовательно, ПАО «ТНС энерго Ярославль» в своей деятельности должна руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением правительства Российской Федерации от 06. 05.2011 г. № 354 (далее – Правила №354).

Данные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 31 Правил №354 исполнитель коммунальных услуг обязан, в том числе:

предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества;

производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи;

при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета;

осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета);

принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;

уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о:

сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу;

применении в случае непредставления потребителем сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в пункте 59 настоящих Правил;

последствиях недопуска потребителем исполнителя или уполномоченного им лица в согласованные дату и время в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проведения проверки состояния прибора учета и достоверности ранее предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета;

последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или в нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

 

Согласно пункту 32 Правил №354 исполнитель коммунальных услуг вправе, в том числе:

требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);

требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время;

осуществлять не чаще 1 раза в 6 месяцев проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых (нежилых) помещениях, путем посещения помещений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета;

приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.

 

В соответствии с пунктом 33 Правил № 354 потребитель имеет право, в том числе:

получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;

получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги;

требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;

принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

 

Согласно пункту 34 Правил №354 потребитель обязан, в том числе:

допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев;

своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

 

В соответствии с пунктом 82 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг обязан:

а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

 

Согласно пункту 83 Правил № 354 проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

 

Пунктом 85 Правил № 354 подробно регламентирован порядок проведения проверки, указанной в пункте 82, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя.

 

В соответствии с пунктом 114 Правил №354 при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

 

Согласно пункту 117 Правил №354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае, неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.

 

Порядок введения ограничения регламентирован также Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 4 мая 2012 г. (далее – Постановление №442).

Согласно пункту 2 Постановления №442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

В соответствии с пунктом 4 Постановления №442 ограничение режима потребления вводится, в том числе:

а) в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", в подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются, а в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка (далее - инициатор введения ограничения) на основании его (ее) письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию, указанную в пункте 5 настоящих Правил.

Согласно пункту 24 Постановления № 442 инициатор введения ограничения вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", подпунктах "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, компенсации расходов на оплату действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и последующему его восстановлению, а также на совершение им действий, предусмотренных настоящими Правилами.

 

ОАО «Ярославская сбытовая компания» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также на корпоративном сайте www.yrsk.ru проводило открытый запрос предложений №213 с целью выбора организации и заключения договора на оказание услуг по ограничению (возобновлению) энергоснабжения потребителей, находящихся в многоквартирных жилых домах. Заявки на участие в открытом запросе предложений принимались с 14.07.2014 по 24.07.2014. В конкурсной документации максимальная стоимость услуги была установлена не более 1300 руб. (без учета НДС).

По пояснениям ПАО «ТНС энерго Ярославль» (письмо № 02-1/2406 от 29.07.2015), устанавливая в конкурсной документации максимальную стоимость услуги, Общество исходило из невозможности ее повышения по сравнению с предыдущими периодами (в договоре с предыдущим исполнителем ООО «ЦОК-Энерго» стоимость услуги составляла 1296,61 руб. (без НДС).

В соответствии с протоколом заседания комиссии по оценке предложений участников и выбору победителя № 213-2 от 25.07.2014, на открытый запрос предложений поступило только одно предложение (ООО «Энергоконтроль»). Открытый запрос предложений признан несостоявшимся поскольку подано только одно предложение от одного участника. Предложение соответствовало условиям открытого запроса предложений. Комиссия приняла решение о заключении договора с единственным участником.

ОАО «Ярославская сбытовая компания» и ООО «Энергоконтроль» не входят в одну группу лиц.

 

Между ОАО «Ярославская сбытовая компания» и ООО «Энергоконтроль» заключен договор № ЯСК/184-14 от 25.07.2014 на оказание услуг по ограничению/возобновлению энергоснабжения потребителей, находящихся в многоквартирных домах.

В соответствии с условиями договора (пункт 2.1) ООО «Энергоконтроль» оказывает ОАО «ЯСК» услугу по ограничению/возобновлению энергоснабжения потребителей в многоквартирных домах на территории г.Ярославля и Ярославской области (входящих в зону деятельности ОАО «ЯСК»), а ОАО «ЯСК» оплачивает данные услуги в порядке и сроки, установленные договором.

По условиям договора ограничение и возобновление энергоснабжения граждан-потребителей в многоквартирных домах производится по заявке ОАО «ЯСК» (пункт 3.1.1). Ограничение энергоснабжения производится путем отключения электроустановки потребителя от внутридомовой электрической сети.

В соответствии с Приложением №6 к договору «Калькуляция на услуги по ограничению/возобновлению энергоснабжения потребителей в многоквартирных домах» стоимость каждой услуги составляет 1530 руб.

Услугу по ограничению/возобновлению энергоснабжения потребителей в многоквартирных домах ООО «Энергоконтроль» оказывает ОАО «Ярославская сбытовая компания» по заявке последнего. Плата за данную услугу в размере 1530 руб. установлена ООО «Энергоконтроль» в соответствии с калькуляцией по статьям затрат.

 

гр-ки <...> проживает по адресу: <...> получает услугу электроснабжения по договору с ОАО «ЯСК» (лицевой счет № 460765544).

13.12.2014 ОАО «ЯСК» направило в адрес гр-ки <...> уведомление № 03-2-2/18986 о приостановлении предоставления коммунальной услуги электроснабжения в связи с имеющейся задолженностью по оплате в размере 11400,22 руб. В уведомлении указано, что в срок до 13.01.2015 необходимо погасить задолженность в полном объеме, в случае неоплаты долга и не заключения соглашения о порядке погашения задолженности будет произведено приостановление подачи электроэнергии 20.01.2015. В уведомлении сообщалось также, что в случае введения ограничения, потребитель должен будет оплатить расходы за приостановление и возобновление энергоснабжения в сумме 3060 руб.

14.01.2015 ОАО «ЯСК» направило в адрес гр-ки <...> уведомление № 03-2-2/19591 о приостановлении предоставления коммунальной услуги электроснабжения в связи с непогашением задолженностью по оплате в размере 11400,22 руб. в ранее установленный срок до 13.01.2015. Вследствие неоплаты долга и незаключения соглашения о порядке погашения задолженности будет произведено приостановление подачи электроэнергии 20.01.2015 в 09-00. В уведомлении вновь сообщалось, что потребитель должен будет оплатить расходы на приостановление и возобновление энергоснабжения в сумме 3060 руб.

15.01.2015г. ОАО «Ярославская сбытовая компания» направило в адрес ООО «Энергоконтроль» заявку № 03-2-2/3 на введение ограничения режима потребления электроэнергии с 09-00 20.01.2015 в отношении граждан-потребителей, в том числе, гр-ки <...>.

По заявке ОАО «Ярославская сбытовая компания» 20.01.2015 ООО «Энергоконтроль» было введено ограничение режима потребления электроэнергии в отношении потребителя гр-ки <...>, о чет составлен Акт № 80.

30.01.2015 ОАО «ЯСК» направило в ООО «Энергоконтроль» заявку № 03-2-2/20 на восстановление режима потребления электроэнергии энергоснабжение потребителя Павловой Л.В. Электроснабжение было возобновлено 30.01.2015 о, о чем составлен Акт№ 230.

В адрес гр-ки <...> ОАО «Ярославская сбытовая компания» выставлен счет-фактура от 26.01.2015 на оплату компенсации затрат по отключению и подключению электроснабжения на сумму 3060 руб., данная сумма установлена ООО «Энергоконтроль» и перевыставлена гарантирующим поставщиком потребителю.

Указанный счет-фактура гр-ки <...> был оплачен полностью, что подтверждается платежными поручениями № 481, 483 от 30.01.2015.

 

Принимая во внимание изложенное выше, Комиссия по рассмотрению дела пришла к выводу, что в действиях ПАО «ТНС энерго Ярославль» по установлению монопольно высокой цены за компенсацию затрат по введению ограничения и возобновлению поставки электрической энергии в размере 1530 руб. за каждую услугу отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

решила:

 

1. Прекратить дело в отношении ПАО «ТНС Энерго Ярославль» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях общества.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.

 

 

Члены Комиссии Антонова М.В.

 

 

Шушкова А.С.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны