Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-03/22-15 от 3 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «МРСК Центра»

127018, г. Москва,

у. 2-я Ямская, д. 4


 

Филиал ПАО «МРСК Центра» -

«Ярэнерго»

150003, г. Ярославль,

ул. Воинова, д. 12


 

Гр<...>


 


 


 


 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/22-15


 


 

20 января 2016 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 03 февраля 2016 года)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/22-15 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.;

члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Шушкова А.С., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Соколова А.В.,

рассмотрев дело № 03-03/22-15, возбужденное в отношении Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ПАО «МРСК Центра»), по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах Рыбинского муниципального района Ярославской области


 

у с т а н о в и л а:


 

Дело № 03-03/22-15 возбуждено по заявлению гр-н<...> о бездействии ПАО «МРСК Центра по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах Рыбинского муниципального района Ярославской области.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего:


 

Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

В силу положений части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении в срок до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми), а также индивидуальными приборами учета, используемых ресурсов, в том числе холодной воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Таким образом, обязанность по оснащению приборами учет коммунальных ресурсов в срок до 01 июля 2012 года была возложена на собственников жилых помещений.

В случае же неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01 июля 2012 года, в силу положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01 июля 2013 года возложена на ресурсоснабжающую организацию; при этом ресурсоснабжающая организация обязана предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.

В силу пункта 150 Постановления Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

Приведенные выше положения указывают, что обязанность по осуществлению деятельности по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергетических ресурсов, возложена на сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам.

Согласно письму филиала ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» от 08 июня 2015 года исх. № МРСК-ЯР/18-1/845-11 в зоне ответственности данной сетевой компании в Рыбинском муниципальном районе Ярославской области не оснащены общедомовыми приборами учета электрической энергии многоквартирные дома, расположенные по следующим адресам:

- Ярославская область, Рыбинский муниципальный район, <...>;

- Ярославская область, Рыбинский муниципальный район, <...>;;

- Ярославская область, Рыбинский муниципальный район, <...>;.

Вышеуказанные дома не были своевременно оснащены ОДПУ по причине отсутствия у сетевой компании актуальной информации о многоквартирном жилом фонде Ярославской области.

Филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» в данном письме указывает, что обществом были направлены запросы в органы государственной власти Ярославской области.

30 января 2012 года ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» обратилось в Департамент ЖКХ и инфраструктуры Ярославской области с просьбой предоставления информации по многоквартирному жилому фонду Ярославской области в целях актуализации базы многоквартирных домов зоны ответственности филиала ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго».

В ответ на указанное обращение Департамент ЖКХ и инфраструктуры Ярославской области сообщило, что решение вопросов по учету жилищного фонда в разрезе многоквартирных домов и ведение реестра многоквартирных домов, находящихся на территории муниципальных образований области, находятся вне компетенции департамента.

19 марта 2012 года ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» направило аналогичный запрос в Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Ответ на указанное обращение в сетевую организацию не поступал. Впоследствии сетевая организация в органы власти не обращалась.

ПАО «МРСК Центра», как сетевая организация, в данном случае является лицом, ответственным за оснащение указанных многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электрической энергии.

Деятельность по установке общедомовых приборов учёта электроэнергии осуществлялась ПАО «МРСК Центра» на основании приказа директора филиала ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» от 31 декабря 2010 года № 564-ЯР «О переходе на расчеты за оказанные услуги по передаче электроэнергии на границе раздела балансовой принадлежности электрических сете филиала и многоквартирных жилых домов».

В рамках исполнения требования вышеуказанного приказа в планы работы РЭС по учёту электрической энергии, ежегодно утверждаемые распоряжением заместителя директора филиала по реализации услуг, были включены также планы по установке ОДПУ в многоквартирных домах Рыбинского муниципального района Ярославской области.

ПАО «МРСК Центра» были представлены результаты выполнения планов по установке ОДПУ в многоквартирных домах Рыбинского муниципального района, согласно которым основополагающее большинство домов было оснащено в период с 2009 по 2013 год. Так, из 266 многоквартирных домов, присоединенных к сетям филиала ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго», не оснащено было 7 многоквартирных домов. Оборудование указанных домов ОДПУ было осуществлено в рамках инвестиционной программы ПАО «МРСК Центра» на 2015-2016 гг.

По состоянию на 10 августа 2015 года все многоквартирные дома Рыбинского муниципального района Ярославской области были оснащены общедомовыми приборами учёта электрической энергии.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В то же время, соотношение общего числа многоквартирных домов, оборудованных ОДПУ, по отношению к количеству многоквартирных домов, не оборудованных ОДПУ, свидетельствует об отсутствии у ПАО «МРСК Центра» умысла на ущемление интересов собственников помещений многоквартирных домов, а также умысла на заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.

В рассматриваемой ситуации, бездействие ПАО «МРСК Центра» по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах Рыбинского муниципального района Ярославской области не может быть квалифицировано как злоупотребление доминирующим положением.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях ПАО «МРСК Центра» признаков нарушения антимонопольного законодательства части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:


 

прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ПАО «МРСК Центра» в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.


 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.


 


 

Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов


 

Члены Комиссии: А.С. Шушкова


 

А.В. Соколова


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны