Решение б/н Решение по делу № 03-03/24-15 о нарушении антимонопольного... от 7 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «ТНС энерго Ярославль»

 

150003, г. Ярославль,

пр-т Ленина, д.21-б

 

ТСЖ «Орджоникидзе – 12»

 

150051, г. Ярославль,

ул. С. Орджоникидзе, д. 12, кв. 25

Решение

по делу № 03-03/24-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

16 сентября 2015 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объёме 30 сентября 2015г.)

 

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России М.Ф. Завьялов; члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля М.В. Антонова, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля А.В. Соколова,

рассмотрев дело № 03-03/24-15 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «ТНС энерго Ярославль» (далее – ПАО «ТНС энерго Ярославль», Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

 

Дело № 03-03/24-15 возбуждено по заявлению ТСЖ «Орджоникидзе-12» (вх. № 3597 от 08.04.2015 года), по признакам нарушения ПАО «ТНС энерго Ярославль» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося:

- в бездействии ПАО «ТНС энерго Ярославль», как гарантирующего поставщика по отключению абонента кв. № 46 многоквартирного дома № 12 по ул. С. Орджоникидзе г. Ярославля, самовольно присоединившегося к внутридомовым электрическим сетям в период введения в отношении него ограничения энергоснабжения;

- в бездействии ПАО «ТНС энерго Ярославль» по осуществлению перерасчета платы за электроэнергию, потребленную на ОДН, при обнаружении самовольного присоединения и фактического потребления электроэнергии абонентом кв. № 46 указанного дома в период введения режима ограничения энергоснабжения;

- в действиях по ненадлежащему реагированию и несвоевременному направлению ответа на обращение от 26 февраля 2015 года относительно незаконного подключения вышеуказанного абонента к внутридомовым электрическим сетям.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего:

ПАО «ТНС энерго Ярославль» (ранее ОАО «ЯСК») приказом Ярославского УФАС России от 26 декабря 2006 года № 87 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 50 %.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Исходя из вышеизложенного, ПАО «ТНС энерго Ярославль» занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.

Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28 декабря 2007 года № 278 «О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года № ППр-278-ГП «О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области» ПАО «ТНС энерго Ярославль» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Порядок и основания ограничения режима потребления электрической энергии путем сокращения объемов или временного прекращения подачи энергии установлены пунктами 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Соответствующие положения о порядке ограничения режима потребления электрической энергии закреплены в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Правила № 442).

В абзаце втором пункта 2 Правил № 442 установлены случаи введения ограничения режима потребления, к которым относятся, в том числе нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа; а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящих вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.

ПАО «ТНС энерго Ярославль» в связи с неисполнением потребителем, проживающим по адресу: г. Ярославль, ул. С. Орджоникидзе, д. 12, кв. 46, лицевой счет № 420706662, обязательств по оплате электрической энергии неоднократно направляло в адрес указанного абонента уведомления о приостановлении предоставления коммунальной услуги электроснабжения (письма от 01.09.2014 года исх. № 03-2-2/10083, от 02.10.2014 года исх.№ 03-2-2/10158).

02 октября 2014 года ПАО «ТНС энерго Ярославль» в связи с невыполнением потребителем требования о погашении задолженности направило в ООО «Энергоконтроль» заявку на введение ограничения режима потребления в отношении указанного потребителя (исх. № 03-2-2/54 от 02.10.2015г.).

30 октября 2014 года ООО «Энергоконтроль» произвело отключение электроустановки потребителя от электрической сети, о чем свидетельствует Акт отграничения режима потребления электрической энергии № 258 (показания прибора учета на момент ограничения режима - 17231,3)

В январе 2015 года в результате обследования квартиры № 46 указанного дома был выявлен факт самовольного подключения потребителя к внутридомовым электрическим сетям. 15 января 2015 года представителями подрядной организации ООО «Энергоконтроль» было произведено повторное ограничение режима потребления электрической энергии, установлена пломба № 000463 (показания прибора учета на момент повторного ограничения режима – 17806,8).

Таким образом, за период с 30 октября 2014 года по 15 января 2015 года объём потребления электрической энергии абонентом составил 575,5 кВт.

23 января 2015 года в ПАО «ТНС энерго Ярославль» поступило заявление ТСЖ «Орджоникидзе-12» о проведении проверки правомерности потребления электрической энергии абонентом, проживающим в кв. 46 указанного дома (вх. № 566).

29 января 2015 года ПАО «ТНС энерго Ярославль» направило ответ в ТСЖ «Орджоникидзе-12» (исх. № 14-7/181), в котором указало, что в адрес подрядной организации направлен запрос о выявлении законности подключения данной квартиры.

26 февраля 2015 года в ПАО «ТНС энерго Ярославль» поступило заявление Е.Л. Щеголевой относительно незаконного подключения кв. 46 к внутридомовым электрическим сетям (вх. № 1860). В данном заявлении Е.Л. Щеголева сообщила энергоснабжающей организации объём индивидуального потребления электрической энергии абонентом, проживающим в кв. 46.

27 февраля 2015 года представителями подрядной организации ООО «Энергоконтроль» был составлен Акт № 30 о самовольном присоединении к электрическим сетям абонента из кв. 46. Показания прибора учета на момент составления акта 18127, 2. Повторное ограничение режима потребления электрической энергии не вводилось.

При этом, из буквального толкования действующего законодательства следует, что введение ограничения режима потребления в отношении потребителя, нарушившего обязательства по оплате поставленной электрической энергии, является правом энергоснабжающей организацией, а не обязанностью.

Абзац 2 пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» гласит, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Таким образом, бездействие ПАО «ТНС энерго Ярославль» по отключению абонента кв. № 46 многоквартирного дома № 12 по ул. С. Орджоникидзе г. Ярославля, самовольно присоединившегося к внутридомовым электрическим сетям в период введения в отношении него ограничения энергоснабжения, является допустимым пределом осуществления гражданских прав и не может быть признано злоупотреблением доминирующим положением.

11 марта 2015 года ПАО «ТНС энерго Ярославль» обратилось в отдел полиции «Заволжский» УМВД России по г. Ярославлю с заявлением о совершении административного правонарушения. Факт обращения подтверждает талон уведомление № 473 от 11 марта 2015 года.

27 марта 2015 года ООО «Энергоконтроль» было проведено повторное ограничение режима потребления электрической энергии, установлена пломба № 0003306 (показания прибора учета на момент повторного ограничения режима – 18331, 2).

Общий объём потребления электрической энергии указанным абонентом за период с 30 октября 2014 года по 27 марта 2015 года составил 1099,9 кВт.

В силу пункта 184 Правил № 442 определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающей организациями.

Согласно формуле 12 приложения № 2 к Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:

 

,

 

где:

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Исходя из пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Согласно пункту 46 Правил предоставления коммунальных услуг плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

Плата за электрическую энергию на общедомовые нужды взимается в случае, когда объём потребления по показаниям общедомового счётчика превышает сумму объёмов по индивидуальным счётчикам жилого помещения, по индивидуальным счётчикам нежилого помещения и объёма по нормативу.

Следовательно, по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета.

В ходе рассмотрения дела ПАО «ТНС энерго Ярославль» подтвердило, что объём потребленной электроэнергии в квартире № 46 в период введения режима ограничения энергоснабжения учитывался при расчете платы за ОДН жителям указанного многоквартирного дома (исх. № 02-1/1991 от 22.06.2015г.).

В соответствии с пунктом 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что по рекомендации энергоснабжающей организации ТСЖ «Орджоникидзе-12» с целью снижения размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, осуществляет единовременное снятие показаний всех индивидуальных приборов учета электроэнергии и ежемесячно передает в ПАО «ТНС энерго Ярославль» список абонентов многоквартирного дома с показаниями индивидуальных приборов учета электроэнергии, включая показания по квартире 46.

При подтверждении доводов Щеголевой Е.Л. указанных в заявлении от 26 февраля 2015 года, ПАО «ТНС энерго Ярославль», располагая сведениями о фактическом потреблении абонентом, проживающим в кв. 46, электрической энергии, должно было осуществить доначисление платы указанному абоненту.

Согласно выписке от 18 июня 2015 года из лицевого счета № 420706662 за период с декабря 2014 года по май 2015 года ПАО «ТНС энерго Ярославль» не производило начисление платы указанному абоненту, что повлекло ущемление интересов заявителя, путем включения объема потребления электроэнергии в объём электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды.

Фактическое начисление платы абоненту кв. 46 за электроэнергию, потребленную за период с 30 октября 2014 года по 27 марта 2015 года, было произведено в июне 2015 года.

Таким образом, действия ПАО «ТНС энерго Ярославль» по ненадлежащему реагированию на обращение Щеголевой Е.Л. от 26 февраля 2015 года относительно незаконного подключения вышеуказанного абонента к внутридомовым сетям, нарушают запрет части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

26 марта 2015 года в Ярославское городское отделение ПАО «ТНС энерго Ярославль» поступило заявление Щеголевой Е.Л. о произведении перерасчета платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в связи с выявлением фактического потребления электрической энергии абонентом, проживающим в кв. № 46 (вх. № 2720).

14 апреля 2015 года ПАО «ТНС энерго Ярославль» направило Е.Л. Щеголевой письмо о рассмотрении заявлений от 24 февраля 2015 года, от 26 марта 2015 года, в котором сообщило о выявленном факте самовольного подключения и последующем проведении перерасчета платы собственникам помещений многоквартирного дома за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Объём электроэнергии, потребленной на общедомовый нужды, в данном случае должен быть уменьшен соразмерно объёму индивидуального потребления электрической энергии абонентом, проживающим в кв. 46 указанного многоквартирного дома.

Перерасчет собственникам помещений многоквартирного дома платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, ПАО «ТНС энерго Ярославль» осуществило в августе 2015 года.

ПАО «ТНС энерго Ярославль» при обнаружении самовольного присоединения и фактического потребления электроэнергии абонентом кв. № 46 в период введения режима ограничения энергоснабжения, не осуществляло перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, что ущемило интересы заявителя.

Таким образом, бездействие ПАО «ТНС энерго Ярославль» по осуществлению перерасчета платы за электроэнергию, потребленную на ОДН, при обнаружении самовольного присоединения и фактического потребления электроэнергии абонентом кв. № 46 в период введения режима ограничения энергоснабжения нарушает запрет части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно сведениям, представленным ТСЖ «Орджоникидзе-12», потребление электроэнергии абонентом, проживающим в кв. 46, составило:

Лицевой счет

Период

Показания ИПУ

Объём потребления

 

 

 

 

420706662

ноябрь 2014

17361

 

декабрь 2014

17622

261

январь 2015

17861

239

февраль 2015

18094

233

март 2015

18298

204

апрель 2015

18525

227

май 2015

18712

187

июнь 2015

18879

167

июль 2015

19109

230

август 2015

19240

131

16.09.2015

19316

76

Таким образом, за период с апреля 2015 года по 16 сентября 2015 года объём потребления составил 1018 кВт.

Доначисление абоненту (лицевой счет 420706662) платы за вышеуказанный объем потребления электроэнергии и перерасчет собственникам помещений многоквартирного дома за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, ПАО «ТНС энерго Ярославль» на момент вынесения решения не осуществило.

На основании изложенного, антимонопольный орган находит основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

р е ш и л а :

 

1. Признать ПАО «ТНС энерго Ярославль» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ПАО «ТНС энерго Ярославль» предписание о прекращении и устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ в отношении ПАО «ТНС энерго Ярославль».

 

Председатель Комиссии

М.Ф. Завьялов

 

Члены Комиссии

 

М.В. Антонова

А.В. Соколова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны