Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-03/29-15 от 28 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «МРСК Центра»

127018, г. Москва,

ул. 2-я Ямская, д. 4


 

Филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго»

150003, г. Ярославль,

ул. Воинова, д. 12


 

ОАО «Основа Телеком»

119034, г. Москва,

ул. Остоженка, д. 28


 

Ярославский филиал ОАО «Основа Телеком»

150003, г. Ярославль,

ул. Республиканская, д. 3,

корп. 5С, офис 308


 


 


 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/29-15


 


 

31 марта 2016 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 14 апреля 2016 года)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/29-15 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Л.Ю. Бай-Бородина;

члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля М.В. Антонова, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля А.С. Шушкова,

рассмотрев дело № 03-03/29-15, возбужденное в отношении Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ПАО «МРСК Центра»), по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном уклонении от внесения изменений в технические условия к договорам № 743-Д/13 от 22.10.2013, № 724-Д/13 от 04.09.2013, № 644-Д/13 от 04.09.2013, 594-Д/13 от 26.08.2013, 645-Д/13 от 04.09.2013, № 890-Д/13 от 22.10.2013, № 608-Д/13 от 07.08.2013, № 760-Д/13 от 22.10.2013 о технологическом присоединении базовых станций, принадлежащих ОАО «Основа Телеком» в части корректировки точек присоединения к электрическим сетям,


 

у с т а н о в и л а:


 

Дело № 03-03/29-15 возбуждено по заявлению ОАО «Основа Телеком» в лице Ярославского филиала (вх. № 7003 от 13.07.2015) о неисполнении ПАО «МРСК Центра» предписания Ярославского УФАС России по делу № 03-03/05-14.

По мнению заявителя, в связи с ликвидацией 15 апреля 2015 года ОАО «Ярославская городская электросеть» (далее – ОАО «Яргорэлектросеть») на основании соглашений от 30 января 2015 года о перемене лиц в обязательствах, уведомлениях о переходе прав и обязанностей от 02 марта 2015 года № ЯГС-11/49жу все права и обязанности ОАО «Яргорэлектросеть» по договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, которые были предметом рассмотрения по делу № 03-03/05-14 с 01 января 2015 года, то есть с момента передачи объектов электросетевого хозяйства, участвующего в передаче электрической энергии и в осуществлении мероприятий по технологическому присоединению от ОАО «Яргорэлектросеть» к ПАО «МРСК Центра», перешли к ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго».

Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

При этом, ПАО «МРСК Центра» стало правопреемником ОАО «Яргорэлектрсеть» по обязательствам, вытекающим из договоров об осуществлении технологического присоединения объектов ОАО «Основа Телеком» к электрическим сетям. Универсальное правопреемство между ПАО «МРСК Центра» и ОАО «Яргорэлектросеть» отсутствует. ПАО «МРСК Центра» не являлось ответчиком по делу № 03-03/05-14 о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/05-14 не распространяется на действия ПАО «МРСК Центра».

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего:

Согласно статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 № 35 «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) под территориальной сетевой организацией понимается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, – с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Объекты электросетевого хозяйства – линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В соответствии с пунктом 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. №861 (далее – Правила технологического присоединения), действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана оказать услугу по технологическому присоединению в отношении каждого обратившегося лица.

Между ОАО «Ярославская городская электросеть» и ОАО «Основа Телеком» заключены следующие договора о технологическом присоединении:

- № 890-Д/13 от 22 октября 2013 года (о технологическом присоединении базовой станции сотовой связи по адресу: г. Ярославль, Московский пр., 92),

- № 743-Д/13 от 22 октября 2013 года (о технологическом присоединении оборудования базовой станции по адресу: г. Ярославль, ул. Лескова, 26),

- № 724-Д/13 от 04 сентября 2013 года (о технологическом присоединении базовой станции по адресу: г. Ярославль, пр. Дзержинского, 23а),

- № 644-Д/13 от 04.09.2013 (о технологическом присоединении базовой станции по адресу: г. Ярославль, ул. Маланова, 12а),

- № 608-Д/13 от 07 августа 2013 года (о технологическом присоединении оборудования базовой станции подвижной радиосвязи по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, 19),

- № 760-Д/13 от 22 октября 2013 года (о технологическом присоединении оборудования базовой станции по адресу: г. Ярославль, ул. Яковлевская, 7),

- № 594-Д/13 от 26 августа 2013 года (о технологическом присоединении оборудования базовой станции по адресу: г. Ярославль, ул. Комарова, 3а),

- № 645-Д/13 от 04 сентября 2013 года (о технологическом присоединении оборудования базовой станции по адресу: г .Ярославль, ул. Златоустинская, 12).

В соответствии с выданными ОАО «Яргорэлектросеть» Техническими условиями к договорам ОАО «Основа Телеком» обязано запроектировать и смонтировать кабельную линию от ВРУ здания до ВРУ объекта при согласовании с владельцем электрических сетей.

По трем договорам (№ 890-Д/13 от 22.10.2013, № 608-Д/13 от 07.08.2013, № 760-Д/13 от 22.10.2013) собственники электрических сетей отказались согласовать точку присоединения, определенную Техническими условиями.

ОАО «Основа Телеком» обратилось в ОАО «Яргорэлектросеть» с письмами о возможности изменения точек присоединения по указанным договорам (письмо от 21.10.2013 по договору № 890-Д/13 от 22.10.2013, письма 26.08.2013, 21.10.2013 по договору № 608-Д/13 от 07.08.2013, письмо от 11.11.2013 по договору № 760-Д/13 от 22.10.2013). Сетевой организацией было отказано в изменении точек присоединения и предложено продолжить согласование с владельцами сетей, хотя в пункте 1 заключенных договоров указано, что «сетевая организация берет на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства».

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/05-14 действия ОАО «Яргорэлектросеть» по включению в Технические условия к договорам № 743-Д/13 от 22.10.2013, № 724-Д/13 от 04.09.2013, № 644-Д/13 от 04.09.2013, № 594-Д/13 от 26.08.2013, № 645-Д/13 от 04.09.2013, № 890-Д/13 от 22.10.2013, № 608-Д/13 от 07.08.2013, № 760-Д/13 от 22.10.2013 о технологическом присоединении базовых станций, принадлежащих ОАО «Основа Телеком», обязанности заявителя согласовать с владельцем электрических сетей проектирование и монтаж кабельной линии от ВРУ здания до ВРУ объекта; в неурегулировании отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (в соответствии с пунктом 1 указанных Договоров о технологическом присоединении были признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании указанного решения ОАО «Яргорэлектросеть» было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем внесения изменения в условия договоров № 743-Д/13 от 22.10.2013, № 724-Д/13 от 04.09.2013, № 644-Д/13 от 04.09.2013, № 594-Д/13 от 26.08.2013, № 645-Д/13 от 04.09.2013, № 890-Д/13 от 22.10.2013, № 608-Д/13 от 07.08.2013, № 760-Д/13 от 22.10.2013 о технологическом присоединении к электрическим сетям в части определения иных точек присоединения и установления платы за технологическое присоединение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области по делу №А82-8354/2014 решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/05-14 признано законным.

30 января 2015 года между ОАО «Основа Телеком», ОАО «Ярославская городская электросеть» и ПАО «МРСК Центра» были заключены соглашения о перемене лиц в обязательстве к договорам № 743-Д/13 от 22.10.2013, № 724-Д/13 от 04.09.2013, № 644-Д/13от 04.09.2013, № 594-Д/13 от 26.08.2013, № 645-Д/13 от 04.09.2013, № 890-Д/13 от 22.10.2013, № 608-Д/13 от 07.08.2013, № 760-Д/13 от 22.10.2013.

02 марта 2015 года ОАО «Яргорэлектросеть» направило ОАО «Основа Телеком» уведомление о переходе прав и обязанностей по договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям от ОАО «Яргорэлектросеть» к ПАО «МРСК Центра» (исх.№ ЯГС-11/49жу).

Письмом от 12 марта 2015 года исх. № МРСК-ЯР/16-1/1075 филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» уведомил ОАО «Основа Телеком» об имеющейся задолженности по оплате технологического присоединения по договору № 743-Д/13 от 22.10.2013. ОАО «Основа Телеком» было предложено оплатить указанную задолженность в срок до 14 апреля 2015 года.

12 мая 2015 года филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» направил в ОАО «Основа Телеком» письмо исх. № МР1-ЯР/16-1/2250, согласно которому сетевая организация в связи с неисполнением ОАО «Основа Телеком» обязательств по оплате стоимости технологического присоединения в размере 16 726 рублей 00 копеек приостанавливает исполнения своих обязательств до момента погашения ОАО «Основа Телеком» задолженности по оплате.

Письмом от 12 марта 2015 года исх. № МРСК-ЯР/16-1/1075 филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» уведомил ОАО «Основа Телеком» об имеющейся задолженности по оплате технологического присоединения по договору № 645-Д/13 от 22.10.2013. ОАО «Основа Телеком» было предложено оплатить указанную задолженность в срок до 14 апреля 2015 года.

12 мая 2015 года филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» направил в ОАО «Основа Телеком» письмо исх. № МР1-ЯР/16-1/2250, согласно которому сетевая организация в связи с неисполнением ОАО «Основа Телеком» обязательств по оплате стоимости технологического присоединения в размере 16 726 рублей 00 копеек приостанавливает исполнения своих обязательств до момента погашения ОАО «Основа Телеком» задолженности по оплате.

Письмом от 15 апреля 2015 года исх. № МРСК-ЯР/16-1/1788 филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» уведомил ОАО «Основа Телеком» об имеющейся задолженности по оплате технологического присоединения по договору № 760-Д/13 от 22.10.2013. ОАО «Основа Телеком» было предложено оплатить указанную задолженность в срок до 15 мая 2015 года.

05 июня 2015 года филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» направил в ОАО «Основа Телеком» письмо исх. № ЯР/Р-19-2/962-7, согласно которому сетевая организация в связи с неисполнением ОАО «Основа Телеком» обязательств по оплате стоимости технологического присоединения в размере 24 426 рублей 00 копеек приостанавливает исполнения своих обязательств до момента погашения ОАО «Основа Телеком» задолженности по оплате.

19 мая 2015 года ОАО «Основа Телеком» направило в филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» письмо о необходимости исполнения предписания антимонопольного органа по делу № 03-03/05-14 путём направления дополнительных соглашений к договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №№ 608-д/13 от 07.08.2013 года, 594-Д/13 от 26.08.2013 года, 644-Д/13 от 04.09.2015 года, 645/Д-13 от 04.09.2013 года, 724-Д/13 от 04.09.2013 года, 743-Д/13 от 22.10.2013 года, 760-Д/13 от 22.10.2013 года, 890-Д/13 от 22.10.2013 года в части изменения размера платы за технологическое присоединение и возврата ОАО «Основа Телеком» излишне уплаченных денежных средств, а также к договорам №№ 608-Д/13 от 07.08.2013 года, 760-Д/13 от 22.10.2013 года, 890-Д/13 от 22.10.2013 года в части определения иных точек технологического присоединения оборудования базовых станций ОАО «Основа Телеком» (вх. № яр/3453 от 25.05.2015).

В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно пункту 25(1) Правил технологического присоединения указано, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСР России от 11 сентября 2012 г. № 209-э/1 (зарегистрировано в Минюсте России 28 ноября 2012 г. N 25948), плата для Заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), составляет не более 550 рублей, при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка Заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого Заявителю уровня напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Письмами от 23 июля 2015 года (исх. №№ ЯР/Р-19-2/1382-1, ЯР/Р-19-2/1382-2, ЯР/Р-19-2/1382-3, ЯР/Р-19-2/1382-4, ЯР/Р-19-2/1382-7, ЯР/Р-19-2/1382-8, ЯР/Р-19-2/1382-6, ЯР/Р-19-2/1382-5) филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» направило ОАО «Основа Телеком» дополнительные соглашения к договорам №№ 644-Д/13, 645-Д/13, 760-Д/13, 890-Д/13, 743-Д/13, 724-Д/13, 594-Д/13, 608-Д/13, в соответствии с которыми размер платы за технологическое присоединение составляет 550 рублей.

Согласно письменным пояснениям филиала ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» (исх. № МР1-ЯР/18-1/1451-14 от 26.08.2015 года) в действиях сетевой организации отсутствует необоснованное уклонение от внесения изменений в технические условия в части корректировки точек присоединения к электрическим сетям, так как точки присоединения по указанным выше договорам определены сетевой организацией в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.

Данный довод был отклонён Комиссией ввиду следующего.

При анализе представленных Договоров о технологическом присоединении к электрическим сетям и Технических условий к договорам установлено, что во всех случаях точками присоединения определены ВРУ нежилых помещений зданий, в которых на основании отдельных договоров размещается оборудование базовых станций ОАО «Основа Телеком».

В соответствии с пунктом 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее – Правила технологического присоединения), действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. №861 (далее – Правила недискриминационного доступа) дано понятие точки присоединения к электрической сети как «место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации».

Также понятие точки присоединения расшифровывается в пункте 25 Правил технологического присоединения, в котором законодатель употребляет следующую конструкцию: точка присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы). Употребление терминов в скобках свидетельствует о том, что точкой присоединения могут выступать все перечисленные объекты. По мнению Комиссии, указанное понятие является универсальным, применяется не только к отношениям, урегулированным пунктом 25 Правил технологического присоединения, но и к иным разделам в силу аналогии, не противореча общим принципам, отсутствия указания на иное.

Согласно пункту 16.1 Правил технологического присоединения при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в объектах капитального строительства, не относящихся к многоквартирным домам, под границей участка заявителя понимается подтверждаемая правоустанавливающими документами граница земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, в составе которого находятся принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства заявителя.

В соответствии с пунктом 40 Правил технологического присоединения допускается опосредованное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям через объекты электросетевого хозяйства лиц, заключивших с заявителем соглашение о перераспределении части максимальной мощности собственных энергопринимающих устройств в пользу заявителя (далее – третьи лица) при условии заключения заявителем и третьим лицом соглашения об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств заявителя. В рассматриваемом случае таких соглашений не имелось. Иных правовых оснований определять точку присоединения для объектов заявителя на сетях третьих лиц у сетевой организации не имелось.

Услуга оказывается на основании публичного договора технологического присоединения, заключаемого в соответствии с Правилами технологического присоединения. При этом Правила технологического присоединения устанавливают дифференциацию договоров технологического присоединения в зависимости от «максимальной мощности с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств», для энергопринимающих устройств, мощность которых составляет не более 15 кВт «с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств» в соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения установлен размер платы – 550 руб., т.е. льготный тариф.

Также понятие точки присоединения расшифровывается в пункте 25 Правил технологического присоединения, в котором законодатель употребляет следующую конструкцию: точка присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы). Употребление терминов в скобках свидетельствует о том, что точкой присоединения могут выступать все перечисленные объекты. По мнению Комиссии, указанное понятие является универсальным, применяется не только к отношениям, урегулированным пунктом 25 Правил технологического присоединения, но и к иным разделам в силу аналогии, не противореча общим принципам, отсутствия указания на иное.

Согласно пункту 8(4) Правил технологического присоединения в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства, собственником такого нежилого помещения или лицом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением.

Указанный пункт не может применяться к рассматриваемым отношениям в силу следующих причин:

в рассматриваемом случае присоединяется не помещение в многоквартирном доме или ином объекте, а технологическое оборудование. Указанное различие представляется существенным, так как собственник помещения в многоквартирном доме или ином капитальном объекте одновременно с приобретением помещения получает также право на часть общего имущества, в том числе электрических сетей см. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания». В то же время ОАО «Основа телеком» размещает собственное имущество в зданиях на основании договоров оказания услуг. Размещаемое оборудование, как это следует из указанных договоров, не является объектом недвижимости, может быть перемещено, указанное имущество также не является структурной частью объектов капитального строительства, при его размещении ОАО «Основа телеком» не получает права на использование общего имущества, таким образом, аналогия в данном случае невозможна;

указанный пункт правил регулирует только отношения, связанные с подачей заявки, определением уполномоченной сетевой организации, однако не предусматривают специальных требований к точкам присоединения.

В ходе рассмотрения дела № 03-03/29-15 было установлено, что действия ПАО «МРСК Центра» по отказу от изменения точек присоединения по договорам № 608-Д/13 от 07 августа 2013 года, № 760-Д/13 от 22 октября 2013 года, № 890-Д/13 от 22 октября 2013 года после направления ОАО «Основа телеком» письма от 19 мая 2015 года содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

18 сентября 2015 года в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в адрес ПАО «МРСК Центра» направило предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 9258/03-03). Согласно предупреждению Ярославского УФАС России ПАО «МРСК Центра» надлежало в срок до 28 сентября 2015 года прекращения указанных действий (бездействия) путем надлежащего рассмотрения письма ОАО «Основа Телеком» от 19 мая 2015 года б/н и направления в адрес заявителя ответа, соответствующего требованиям действующего законодательства.

Письмом от 28 сентября 20415 года исх. № ЯР/Р-19-2/2026-1 филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» направил в ОАО «Основа Телеком» дополнительное соглашение к договору № 890-Д/13 от 22.10.2013 года, в соответствии с которым были измены точки присоединения к электрическим сетям (технические условия от 24 сентября 2015 года № 20361065).

Письмом от 28 сентября 20415 года исх. № ЯР/Р-19-2/2026-3 филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» направил в ОАО «Основа Телеком» дополнительное соглашение к договору № 608-Д/13 от 07.08.2013 года, в соответствии с которым были измены точки присоединения к электрическим сетям (технические условия от 24 сентября 2015 года № 20320537).

Письмом от 28 сентября 2015 года исх. № ЯР/Р-19-2/2026-3 филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» направил в ОАО «Основа Телеком» дополнительное соглашение к договору № 760-Д/13 от 22.10.2013 года, в соответствии с которым были измены точки присоединения к электрическим сетям (технические условия от 24 сентября 2015 года № 20320544).

Письмом от 01 октября 2015 года исх. № ЯР/Р-19-2/2064 филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» сообщило о выполнении предупреждения Ярославского УФАС России от 18 сентября 2015 года.

Письмом от 29 октября 2015 года б/н ОАО «Основа Телеком» сообщило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о подписании дополнительных соглашений к договорам об осуществлении технологического присоединения в части корректировки точек присоединения базовых станций к электрическим сетям.

22 октября 2015 года филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» представил в Ярославское УФАС России ходатайство о прекращении рассмотрения дела (исх. № МР1-ЯР/18-1/1849-12) в связи с исполнением предупреждения от 18 сентября 2015 года.

29 октября 2015 года в действиях ПАО «МРСК Центра» выявлены признаки иного нарушения, чем те, по которым было возбуждено дело, а именно нарушение части 1 статьи 10, выразившееся в действиях по ненадлежащему реагированию на обращение ОАО «Основа Телеком» от 19 мая 2015 года б/н, повлекшее затягивание исполнения вышеуказанных договоров.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области полагает, что данное нарушение не охватывается составом нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктами 3, 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции ввиду следующего.

Как было указано ранее, письмами от 23 июля 2015 года (исх. №№ ЯР/Р-19-2/1382-1, ЯР/Р-19-2/1382-2, ЯР/Р-19-2/1382-3, ЯР/Р-19-2/1382-4, ЯР/Р-19-2/1382-7, ЯР/Р-19-2/1382-8, ЯР/Р-19-2/1382-6, ЯР/Р-19-2/1382-5) филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» направило ОАО «Основа Телеком» дополнительные соглашения к договорам №№ 644-Д/13, 645-Д/13, 760-Д/13, 890-Д/13, 743-Д/13, 724-Д/13, 594-Д/13, 608-Д/13, в соответствии с которыми размер платы за технологическое присоединение составляет 550 рублей.

Данные дополнительные соглашения были подписаны сторонами 07 сентября 2015 года.

Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования), экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.


 

Частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В силу части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона

Институт предупреждения, как следует из буквального толкования положений Закона о защите конкуренции, предполагает возможность прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, направлен на оперативное восстановление прав лиц, пострадавших от нарушения антимонопольного законодательства.

Комплексность предупреждения заключается не только в указании на прекращение действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, но и в указании на необходимость устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а также принятия хозяйствующим субъектом мер, направленных на устранение последствий такого нарушения.

При этом, в рассматриваемом случае последствия ненадлежащего реагирования на обращение ОАО «Основа Телеком» от 19 мая 2015 года б/н в виде затягивания осуществления технологического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям устранить невозможно.

Кроме того, в случае если бы, указанные действия охватывались составом нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10, то это означало бы, что субъект, занимающий доминирующее положение, мог затягивать осуществление технологического присоединения, не неся при этом ответственность за противоправные действия

Письмом от 14 января 2016 года исх. № МР1-ЯР/18-1/38-12 филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» сообщило о выполнении мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения объектов ОАО «Основа Телеком» к электрическим сетям.

Согласно указанным пояснениям по договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 22.10.2013 №743-Д/13, от 04.09.2013 № 724-Д/13, от 04.09.2013 № 644-Д/13, от 26.08.2013 № 594-Д/13, от 04.09.2013 № 645-Д/13, от 22.10.2013 № 890-Д/13, от 07.08.2013 № 608-Д/13, от 22.10.2013 № 760-Д/13, заключенным с ОАО «Основа Телеком», обязательства сетевой организации по строительству новых и реконструкции существующих сетей отсутствуют. Мероприятия, предусмотренные в пункта 10, 10.2.4, 10.2.8, 10.2.9, 10.3.2 технических условий к вышеуказанным договорам, выполняются сетевой организацией непосредственно перед подключение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям сетевой организации с учетом параметром ЛЭП, характеристик установленного оборудования (параметров защит, автоматики и т.д.) на основании действующей электросетевой обстановки в районе нагрузок.

17 марта 2015 года филиал ПАО «МРСК Центра» направил ОАО «Основа Телеком» уведомление исх. № МР1-ЯР/16-1/1202 о выполнении сетевой организацией мероприятий, необходимых для технологического присоединения по договорам от 04.09.2013 № 645-Д/13 и №644-Д/13.

16 апреля 2015 года филиал ПАО «МРСК Центра» направил ОАО «Основа Телеком» уведомление исх. № МР1-ЯР/16-1/1852 о выполнении сетевой организацией мероприятий, необходимых для технологического присоединения по договорам от 21.04.2014 № 236-Д/14, от 31.03.2014 № 157-Д/14, от 26.08.2013 № 594-Д/13, от 21.04.2014 № 244-Д/14.

22 мая 2015 года филиал ПАО «МРСК Центра» направил ОАО «Основа Телеком» уведомление исх. № ЯР/Р-19-2/846-18 о выполнении сетевой организацией мероприятий, необходимых для технологического присоединения по договору от 22.10.2013 № 890-Д/13.

22 мая 2015 года филиал ПАО «МРСК Центра» направил ОАО «Основа Телеком» уведомление исх. № ЯР/Р-19-2/846-13 о выполнении сетевой организацией мероприятий, необходимых для технологического присоединения по договору от 04.09.2013 № 724-Д/13.

22 мая 2015 года филиал ПАО «МРСК Центра» направил ОАО «Основа Телеком» уведомление исх. № ЯР/Р-19-2/846-12 о выполнении сетевой организацией мероприятий, необходимых для технологического присоединения по договору от 07.08.2013 № 608-Д/13.

05 июня 2015 года филиал ПАО «МРСК Центра» направил ОАО «Основа Телеком» уведомление исх. № ЯР/Р-19-2/963-3 о выполнении сетевой организацией мероприятий, необходимых для технологического присоединения по договору от 22.10.2013 № 743-Д/13.

При этом, указанные письма о выполнении сетевой организацией мероприятий, необходимых для технологического присоединение к электрическим сетям объектов ОАО «Основа Телеком», не могут быть оценены Комиссией, так как впоследствии в ноябре 2015 года точки подключения были изменены.

08 декабря 2015 года филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» проинформировал ОАО «Основа Телеком» о готовности сетевой организации к фактическому присоединению объектов заявителя к электрическим сетям исх. № ЯР/Р-19-2/2841 по следующим договорам: № 760-Д/13 от 22.10.2013 г., 594-Д/13 от 26.08.2013г., 644-Д/13 от 04.09.2013г., 743-Д/13 от 22.10.2013г., 724-Д/13 от 04.09.2013г., 645-Д/13 от 04.09.2013г., 890-Д/13 от 22.10.2013г., 608-Д/13 от 07.08.2013г.

Согласно пояснениям представителя ПАО «МРСК Центра», отраженным в протоколе заседания Комиссии от 14 декабря 2015 года, в связи с тем, что точки присоединения были изменены, срок осуществления технологического присоединения должен быть установлен заново с момента согласования новых точек и выдачи технических условий, то есть с ноября 2015 года.

В рассматриваемой ситуации изменение точек присоединения произошло вследствие неправомерных действий сетевой организации, а не по вине потребителя. ПАО «МРСК Центра» при заключении соглашений о перемене лиц в обязательстве по договорам о технологическом присоединении объектов ОАО «Основа Телеком» не инициировало продление срока осуществления присоединения к электрическим сетям. Комиссия полагает, что изменение точек не может повлечь установление нового срока осуществления технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Так как ПАО «МРСК Центра» фактически приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения после заключения соглашение о перемене лиц, то есть с 30 января 2015 года, то Комиссия полагает, что именно с этого момента и следует исчислять срок осуществления технологического присоединения.

Срок осуществления технологического присоединения объектов ОАО «Основа Телеком» истек 30 июля 2015 года.

ОАО «Основа Телеком» обратилось в сетевую организацию 19 мая 2015 года с заявлением об изменении точек присоединения и изменения размера платы за технологическое присоединение, то есть до истечения срока осуществления присоединения.

Ненадлежащее реагирование ПАО «МРСК Центра» на указанное обращение от 19 мая 2015 года (сетевая организация направила ответ 23 июля 2015 года, то есть спустя 2 месяца) повлекло за собой невозможность осуществления технологического присоединения в установленный законом срок, так как дополнительные соглашения о внесении изменений в договора были подписаны в сентябре - ноябре 2015 года, то есть за пределами шестимесячного срока.

25 января 2016 года ОАО «Основа Телеком» направило в филиал ПАО «МРСК Центра» письмо (исх. № 2) о необходимости продления срок действия ранее выданных Технических условий и срок выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с договорами №№ 594-Д/13, 644-Д/13, 645-Д/13, 724-Д/13, 743-Д/13, 608-Д/13, 760-Д/13, 890-Д/13.

Письмом от 03 февраля 2016 года за № 12 ОАО «Основа Телеком» просило продлить сроки действия, указанные в письме от 25 января 2016 года исх. № 2, до 01 июля 2016 года.

В рассматриваемой ситуации, необходимость продления срока, по мнению Комиссии, вызвана, в том числе, действиями ПАО «МРСК Центра» по ненадлежащему реагированию на обращение ОАО «Основа Телеком» от 19 мая 2015 года б/н. Так как, в отсутствии согласованных условий договоров о технологическом присоединении к электрическим сетям ОАО «Основа Телеком» не имело возможности осуществить необходимые мероприятия, что повлекло угрозу ущемления интересов заявителя.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 4 Федерального закона от 07 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Из смысла указанных норм следует, что потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и осуществляется силами сетевой организации.

Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара – рынком услуг по передаче электрической энергии.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ПАО «МРСК Центра», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, действия ПАО «МРСК Центра» по ненадлежащему реагированию на обращение ОАО «Основа Телеком» от 19 мая 2015 года б/н, повлекшие затягивание исполнения вышеуказанных договоров и угрозу ущемления интересов ОАО «Основа Телеком», нарушают запрет часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия


 


 

р е ш и л а:


 

1. Признать ПАО «МРСК Центра» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ в отношении ПАО «МРСК Центра».


 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.


 


 

Председатель Комиссии Л.Ю. Бай-Бородина


 

Члены Комиссии: М.В. Антонова


 

А.С. Шушкова


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны