Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 03-03/31-14 о нарушении ант... от 2 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «Ярославская сбытовая компания»

150003, г.Ярославль,

пр.Ленина, д.21-б


 

гр-н <...>


 


 


 


 


 


 


 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/31-14 о нарушении

антимонопольного законодательства


 

11 ноября 2014 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года)


 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.;

члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Шошина В.А.,

рассмотрев дело № 03-03/31-14 в отношении Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания» (далее – ОАО «Ярославская сбытовая компания»), ОРГН 1057601050011, ИНН 7606052264, расположенного по адресу: 150003, Ярославль, пр.Ленина, 21-б, по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в отказе в приеме к расчету показаний прибора учета потребления электрической энергии Курковой Н.Л. в отсутствии законных оснований, что ущемляет или может ущемить интересы заявителя,

у с т а н о в и л а:


 

дело возбуждено по заявлению гр-н <...> (вх.№ 4466 от 25.04.2014) о неправомерных действиях ОАО «Ярославская сбытовая компания», выразившихся в отказе в приеме показаний прибора учета потребления электрической энергии гр-н <...>. к расчету и начислении платы за потребленную электрическую энергию по нормативу.

ОАО «Ярославская сбытовая компания» факт нарушения антимонопольного законодательства не признало.


 

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

ОАО «Ярославская сбытовая компания» приказом Ярославского УФАС № 87 от 26.12.2006г включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 65%.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Исходя из вышеизложенного, ОАО «Ярославская сбытовая компания» занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.

Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 № 278 «О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года № ППр-278-ГП «О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области» ОАО «Ярославская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.


 

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № 76-АА 927174 от 26.06.2009 гр-н <...> принадлежит 78/112 долей в праве общедолевой собственности в трехкомнатной квартире по адресу: <...>. гр-н <...> занимает комнаты 1,3 указанной квартиры.

Третью комнату (№2) указанной квартиры занимает гр-н <...>, согласно свидетельству о государственной регистрации права № 76-АБ 696880 от 22.11.2012 ей принадлежит 17/56 долей в праве общей долевой собственности.

гр-н <...> является абонентом ОАО «ЯСК» с 01.01.2008, лицевой счет №43010451.

С целью организации раздельного учета и разделения счетов гр-н <...> 06.12.2012 обратилась в ОАО «Ярославская городская электросеть» (заявление гр-н <...> в материалах дела).

На основании этого заявления 14.12.2012г. представителем ОАО «Ярославская городская электросеть» составлен акт осмотра электроустановки потребителя гр-н <...> по указанному адресу, в соответствии с которым было выдано предписание отделить места общего пользования в срок до 28.12.2012г., на указанную дату (14.12.2012) прибор учета электрической энергии не был принят в эксплуатацию.

27.12.2012г. гр-н <...> обратилась в ОАО «ЯСК» с заявлением об открытии лицевого счета по вышеуказанному адресу.

ОАО «ЯСК» письмом от 09.01.2013г. обратилось в ООО «ЦОК-Энерго» о необходимости произвести проверку схемы подключения комнаты 2 по адресу: <...> и представить акт обследования, а в случае отсутствия нарушений принять индивидуальный прибор учета в эксплуатацию.

16.01.2013г. представитель ООО «ЦОК-Энерго» составил акт допуска прибора учета «Меркурий 201.5» №13352492 потребителя гр-н <...> в эксплуатацию. Актом установлено соответствие прибора учета требованиям, предъявляемым нормативными документами к средствам учета. В графе «Особые отметки» представителем ООО «ЦОК-Энерго» указано, что данный прибор учета подключен до прибора учета №149843 (ПУ <...>).

В феврале 2013 гр-н <...> ОАО «Ярославская сбытовая компания» открыт лицевой счет № 430000786.

Между сособственниками жилых помещений гр-н <...> и гр-н <...> существовал спор по поводу организации учета электрической энергии в местах общего пользования в квартире, поэтому у каждого из собственников отдельно имеется проводка в местах общего пользования (в кухне, ванной комнате, туалете, прихожей), свои лампочки, отдельные выключатели. Схема подключения выполнена таким образом, что оба имеющихся в квартире прибора учета электрической полностью фиксируют потребление электрической энергии обоих собственников: прибор учета №149843 учитывает потребление электрической энергии гр-н <...> в ее комнатах и потребление ею электричества в местах общего пользования, а прибор учета № 13352492 учитывает потребление электрической энергии в комнате гр-н <...> и ее потребление в местах общего пользования. Это подтверждается Актами обследования расчетных точек учета электрической энергии от 06.08.2013 (имеются в материалах дела).


 

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. К таким коммунальным услугам относятся горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В статье 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354) приведен перечень используемых понятий, в их числе находятся и «приборы учета» потребления коммунального ресурса, которых выделено 4 вида – индивидуальный, коллективный (общедомовой), комнатный и общий (квартирный):

«индивидуальный прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении;

«коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;

«комнатный прибор учета электрической энергии» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления электрической энергии в одном жилом помещении потребителя в коммунальной квартире или в нескольких жилых помещениях, занимаемых потребителем в коммунальной квартире, при условии что такой прибор учета позволяет определить объем (количество) потребления электрической энергии суммарно по нескольким жилым помещениям, занимаемым потребителем;

«общий (квартирный) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в коммунальной квартире.

Именно данные приборы в соответствии с действующим законодательством применяются для учета потребления электрической энергии.


 

С февраля 2013 ОАО «Ярославская сбытовая компания» производит начисление платы за потребленную электрическую энергию гр-н <...> и гр-н <...> не по показаниям допущенных в установленном порядке в эксплуатацию приборов учета, а в размере 111 кВт/ч, в соответствии с Нормативами потребления электрической энергии населением при отсутствии приборов учета, утвержденными Постановлением Правительства Ярославской области от 10.08.2012 № 789-п (далее – Постановление Правительства ЯО № 789-п).

ОАО «Ярославская сбытовая компания» направило гр-н <...> претензию (без даты и номера), в которой указано на необходимость добровольного погашения задолженности в размере 1156,4 руб. в срок до 08.12.2013.

30.01.2014 гр-н <...> обратилась в ОАО «Ярославская сбытовая компания» с жалобой (вх. №603) по поводу выставляемой ей задолженности. В жалобе указано, что она по месту регистрации постоянно не проживает, большую часть времени живет на даче, домой заезжает редко, поэтому более 6 месяцев не передавала показания прибора учета, но в июне 2013 передавала показания счетчика.

На жалобу ОАО «Ярославская сбытовая компания» ответило гр-н <...> письмом № 14-5/548 от 08.04.14, в котором сообщалось, что в связи с отсутствием общего (квартирного) прибора учета электрической энергии в соответствии с пунктом 42 Правил № 354 начисление платы за потребленную электрическую энергию производится по нормативу потребления в размере 111 кВт/ч. В письме также указано на возможность произведения перерасчета в связи с временной регистрацией по другому адресу, для чего необходимо обратиться в ОАО «Ярославская сбытовая компания» с заявлением.

В письменных пояснениях по запросу антимонопольного органа ОАО «Ярославская сбытовая компания» (письмо № 02-1/742юр от 19.06.2014) сообщило, что в многоквартирном доме, где проживает гр-н <...> (<...>), отсутствует общедомовой прибор учета, а также общий (квартирный) прибор учета, поэтому гр-н <...> плата за потребленную электрическую энергию начисляется по установленному нормативу потребления. В обоснование своей позиции ОАО «Ярославская сбытовая компания» ссылается на пункт 42 Правил № 354 и Нормативы потребления электрической энергии населением при отсутствии приборов учета, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 10.08.2012 № 789-п. Однако, в этом же письме ОАО «Ярославская сбытовая компания» указывает, что в ряде расчетных периодов гр-н <...> передавала показания индивидуального прибора учета, что отразилось в счетах- фактурах (так, за январь, февраль 2013 объем потребления указан 182 кВт, 98 кВт соответственно).

По мнению антимонопольного органа, в рассматриваемом случае учет потребления электрической энергии в указанной квартире организован таким образом, что каждый из двух допущенных в эксплуатацию приборов учета отдельно учитывает полное потребление электрической энергии каждым сособственником (и в занимаемых комнатах, и в местах общего пользования), в сумме объем потребления по этим счетчикам равен общему потреблению по всей квартире в целом, поэтому каждый их установленных приборов учета электрической энергии может считаться индивидуальным прибором учета.

Организация учета электрической энергии в данной квартире именно таким образом была вынужденной мерой, поскольку гр-н <...> и гр-н <...> не могли достигнуть договоренности по вопросу распределения платы за электрическую энергию в местах общего пользования.

Кроме того, понятия «комнатный прибор учета электрической энергии» и «общий (квартирный) прибор учета» являются средствами измерения, используемыми для определения объемов (количества) потребления электрической энергии в коммунальной квартире.

В коммунальной квартире собственно комнаты (выделенные в натуре и указанные в свидетельствах о государственной регистрации права) находятся в личной собственности владельца, а места общего пользования (кухня, ванная комната, туалет, прихожая) находятся в общей долевой собственности. Поэтому применительно к коммунальной квартире предусмотрена схема учета потребления электрической энергии: индивидуальные (комнатные) приборы учета учитывают личное потребление в комнатах, общеквартирный прибор учета – общее потребление всей квартиры в целом, а разница между объемами потребления по общеквартирному счетчику и комнатным счетчикам приходится на общее потребление электрической энергии в местах общего пользования в квартире и распределяется между собственниками пропорционально занимаемой площади.

Однако, в данном случае квартира по указанному адресу коммунальной не является. Понятия, определения коммунальной квартиры в законодательстве нет. В рассматриваемом случае гр-н <...> и гр-н <...> являются собственниками долей в праве общедолевой собственности (соответственно 78/112 и 17/56) на трехкомнатную квартиру, общей площадью 56,4 кв.м, по адресу: <...>. Речь идет о соответствующей доле в праве на квартиру в целом, доля рассчитывается из общей площади квартиры (включая и жилую и места общего пользования). В свидетельствах о государственной регистрации права не указано, что гр-н <...> выделены комнаты 1,3, а гр-н <...>. комната 2, т.е. отдельные помещения в натуральном виде каждому сособственнику не выделены. Распределение комнат между собственниками произведено самостоятельно по договоренности с учетом размера доли в праве. Наличие раздельных лицевых счетов не является основанием для присвоения статуса коммунальной квартиры.

Кроме того, является непоследовательной и позиция ОАО «Ярославская сбытовая компания»: в некоторые периоды (за январь, февраль 2013 объем потребления указан 182 кВт, 98 кВт соответственно) начисление платы гр-н <...> производилось по показаниям прибора учета, несмотря на занятую позицию об отсутствии общеквартирного прибора учета.

Комиссия Ярославского УФАС по рассмотрению дела считает, что в рассматриваемом случае при начислении платы за потребленную электрическую энергию гр-н <...>. и гр-н <...> ОАО «Ярославская сбытовая компания» должно руководствоваться пунктом 42 Правил № 354:

размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период,

размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил, определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 59 Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в том числе, в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.

По мнению антимонопольного органа, установленные гр-н <...> и гр-н <...> приборы учета электрической энергии должны быть приняты в качестве индивидуальных приборов учета и их показания использоваться при начислении платы за потребленную электрическую энергию.

Таким образом, действия ОАО «Ярославская сбытовая компания» по отказу от приема к расчету показаний прибора учета потребления электрической энергии гр-н <...> в отсутствии законных оснований и начисление платы за электрическую энергию, исходя из установленных нормативов потребления, противоречит действующему законодательству, ущемляет интересы заявителя и образует состав нарушения части 1 статьи 10 федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства усматривает основания для выдачи ОАО «Ярославская сбытовая компания» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,


 

р е ш и л а:


 

1. Признать хозяйствующего субъекта ОАО «Ярославская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Ярославская сбытовая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.


 

Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.


 


 

Члены Комиссии Антонова М.В.


 

 

Шошина В.А.

ОАО «Ярославская сбытовая компания»

150003, г.Ярославль,

пр.Ленина, д.21-б


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 

П Р Е Д П И С АН И Е

по делу № 03-03/31-14 о нарушении

антимонопольного законодательства


 

11 ноября 2014 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года)


 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.;

члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Шошина В.А.,

руководствуясь подпунктом «ж» пункта 2 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решения от 11 ноября 2014 года по делу № 03-03/31-14 о нарушении Открытым акционерным обществом «Ярославская сбытовая компания» (далее – ОАО «Ярославская сбытовая компания»), ОРГН 1057601050011, ИНН 7606052264, расположенным по адресу: 150003, Ярославль, пр.Ленина, 21-, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

предписывает:


 

ОАО «Ярославская сбытовая компания» в срок до 20 февраля 2015 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий:

прекратить выставление счетов на оплату электрической энергии гр-н <...> (лицевой счет № 43010451 ) по нормативу потребления;

отозвать ранее выданные гр-н <...> счета-квитанции с начислением платы по нормативу (за 2013-2014);

произвести гр-н <...> перерасчет платы за электроэнергию с учетом объемов потребления по показаниям индивидуального прибора учета (за 2013-2014).


 

Об исполнении предписания сообщить в Ярославское УФАС России в срок до 25 февраля 2015 года.


 

Данное предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке.


 


 

Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.


 


 

Члены Комиссии Антонова М.В.


 


 

Шошина В.А.

Связанные организации

Связанные организации не указаны