Решение б/н решение и предписание по делу №03-03/31-15 от 3 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «ТНС энерго Ярославль»

 

150003, г. Ярославль,

пр-т Ленина, д. 21 б

 

Ярославский райпотребсоюз

 

150048, г. Ярославль,

Московский пр-т, д. 137

 

Решение

по делу № 03-03/31-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

26 октября 2015 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объёме 02 ноября 2015г.)

 

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России М.Ф. Завьялов; члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля А.С. Шушкова, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля А.С. Соколова,

рассмотрев дело № 03-03/31-15 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «ТНС энерго Ярославль» (далее – ПАО «ТНС энерго Ярославль», Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

 

Дело № 03-03/31-15 возбуждено по заявлению Ярославского районного союза потребительских обществ (вх. № 5454 от 29.05.2015 г.), по признакам нарушения ПАО «ТНС энерго Ярославль» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в действиях ПАО «ТНС энерго Ярославль» по начислению при выставлении счетов за электроэнергию, потребленную помещением магазина «Кооператор», расположенном по адресу: г. Ярославль, Московский пр-т, д. 137, платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего:

Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28 декабря 2007 года № 278 «О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года № ППр-278-ГП «О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области» ПАО «ТНС энерго Ярославль» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.

ПАО «ТНС энерго Ярославль» (ранее – ОАО «ЯСК») приказом Ярославского УФАС России от 26 декабря 2006 года № 87 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 50 %.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Исходя из вышеизложенного, ПАО «ТНС энерго Ярославль» занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.

Согласно Постановлению Правления Облпотребсоюза от 30 июня 1988 года № пр9п7 промтоварный магазин втроенно-пристроенный к 79-квартирному дому, расположенному по адресу: г. Ярославль, Московский пр-т, д. 137, был безвозмездно передан Ярославскому районному союзу потребительских обществ (далее – Ярославский райпотребсоюз).

Между ПАО «ТНС энерго Ярославль» и Ярославским райпотребсоюзом заключен договор от 23 мая 2008 года № 14393. В соответствии с пунктом 1.1. договора поставщик обязуется подавать электрическую энергию до точек поставки, указанных в Приложении № 1 к настоящему договору, в соответствии с плановыми объемами потребления, а также оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, а Покупатель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги в порядке, количестве и сроки, предусмотренные настоящим договором. Точкой поставки согласно приложению № 1 является магазин «Кооператор» (1)/Московский пр-т, 137 (607-969-1).

26 мая 2015 года ПАО «ТНС энерго Ярославль» направило в адрес Ярославского райпотребсоюза дополнительное соглашение (исх. № 14-3/1237), согласно которому приложение № 1 к договору от 23 мая 2008 года № 14393 необходимо дополнить еще одной точкой поставки: магазин «Кооператор» (1)/Московский пр-т, 137/ОДН (607-27609-1).

Письмом от 10 июля 2015 года исх. № 32 Ярославский райпотребсоюз сообщил ПАО «ТНС энерго Ярославль» об отказе в подписании дополнительного соглашения к договору 23 мая 2008 года № 14393.

Согласно письменным пояснениям ПАО «ТНС энерго Ярославль» (исх. № 02-1/2369 от 27.07.2015 года) энергоснабжающая организация с апреля 2015 года начисляло Ярославскому райпотребсоюзу плату за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды в следующих объёмах:

Период

Объём э/э на ОДН

Стоимость э/э на ОДН

апрель 2015 года

2202

9656, 23

май 2015 года

437,3

1929,45

июнь 2015 года

1079,3

4831, 98

июль 2015 года

1175,5

5907,19

август 2015 года

974,6

4802, 99

При этом, Комиссия полагает, что у ПАО «ТНС энерго Ярославль» отсутствовали законные основания начислять Ярославскому райпотребсоюзу платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, ввиду следующего.

Взаимоотношения исполнителя и потребителя коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

Согласно положениям пункта 2 Правил предоставления коммунальных услугу для целей соответствующего правового регулирования значимы, в частности, следующие правовые дефиниции:

внутри домовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);

коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;

нежилое помещение в многоквартирном доме - помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме;

централизованные сети инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).

Согласно подпункту «г» пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг потребителю могут быть предоставлены различные виды коммунальных, в том числе электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.

В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.

Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Таким образом, из анализа положений Правил предоставления коммунальных услуг следует, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги по электроснабжению, предоставленные на общедомовые нужды в случае, когда его нежилое помещение находится в многоквартирном доме, а снабжение электрической энергией нежилого помещения в многоквартирном доме осуществляется по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам.

Согласно акту на границы эксплуатационной ответственности сторон от 22 марта 2000 года объект Ярпотребсоюза (магазин «Кооператор») подключен к электрическим сетям через т/п 731, РУ – 0,4 кВ. То есть, электрические сети магазина «Кооператор» имеют собственные точки подключения к магистральным инженерным сетям.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации снабжение электрической энергией нежилого помещения магазина «Кооператор» осуществляется не по внутридомовым инженерным системам.

Общедомовой прибор учёта электрической энергии Меркурий 230ART -03CLN№ 05393909 (далее – ОДПУ), на основании показаний которого энергоснабжающая организация осуществляет начисление платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, установлен в ВРУ жилого дома № 137 по Московскому проспекту в г. Ярославле.

Индивидуальный прибор учёта Ярославского райпотребсоюза установлен до вышеуказанного общедомового прибора учёта, следовательно, ОДПУ многоквартирного дома не учитывает объём электрической энергии, потреблённой магазином «Кооператор».

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что положения Правил предоставления коммунальных услуг не распространяются на взаимоотношения между гарантирующим поставщиком ПАО «ТНС энерго Ярославль» и Ярославским райпотребсоюзом.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

В пункте 4 статьи 37 Закона об электроэнергетике определено, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

Согласно пункту 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 (далее - Основные положения), расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения осуществляются с учетом того, что стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

В стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой гарантирующим поставщиком по договору энергоснабжения потребителям (покупателям), учитывается оплата расходов гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) по оплате услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемых такому гарантирующему поставщику в случае его соответствия критериям отнесения к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Таким образом, Основные положения не предусматривают оплату за электрическую энергию, приходящуюся на общедомовые нужды в многоквартирном доме.

Какие-либо иные правовые основания для предъявления Ярославскому райпотребсоюзу счетов на оплату объемов электрической энергии, потреблённой на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в отношении нежилого помещения магазина «Кооператор» у энергоснабжающей организации отсутствуют.

Действия ПАО «ТНС энерго Ярославль» по предъявлению счетов на оплату объемов электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, в отношении магазина «Кооператор» является ущемлением интересов Ярославского райпотребсоюза, поскольку возлагают на заявителя обязанность по оплате объемов электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в отсутствие законных оснований для таких начислений.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 года № 30, разъяснено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Таким образом, исходя из буквального токования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 года № 30, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением антимонопольного законодательства являются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые:

1) либо фактически не допустили, ограничили, устранили конкуренцию или ущемили интересы других лиц;

2) либо создают угрозу недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц, независимо от фактического наступления таких последствий.

Таким образом, действия ПАО «ТНС энерго Ярославль» по начислению при выставлении счетов за электроэнергию, потребленную помещением магазина «Кооператор», расположенном по адресу: г. Ярославль, Московский пр-т, д. 137, платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, в отсутствии законных оснований, нарушают запрет части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Так как на момент принятия антимонопольным органом решения ПАО «ТНС энерго Ярославль» не прекратило начисление Ярославскому райпотребсоюзу платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, и не осуществило заявителю перерасчет платы за электроэнергию, Комиссия находит основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

р е ш и л а :

 

1. Признать ПАО «ТНС энерго Ярославль» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ПАО «ТНС энерго Ярославль» предписание о прекращении и устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ в отношении ПАО «ТНС энерго Ярославль».

 

Председатель Комиссии

М.Ф. Завьялов

 

Члены Комиссии

 

А.С. Шушкова

 

А.С. Соколова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПАО «ТНС энерго Ярославль»


 

150003, г. Ярославль,

пр-т Ленина, д.21-б

 

Предписание

по делу № 03-03/31-15


 

26 октября 2015 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 02 ноября 2015 года)


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России М.Ф. Завьялов,

члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля А.С. Шушкова, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля А.С. Соколова, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 02 ноября 2015 года по делу № 03-03/31-15 о нарушении ПАО «ТНС энерго Ярославль» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. ПАО «ТНС энерго Ярославль» устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, а именно в срок до 02 декабря 2015 года отозвать выставленные Ярославскому районному союзу потребительских обществ счета в части начисления платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, а также осуществить, перерасчёт платы за электроэнергию в соответствии с законодательством Российской Федерации и позицией Ярославского УФАС России, выразившейся в решении по делу № 03-03/31-15.

2. ПАО «ТНС энерго Ярославль» прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно прекратить действия по начислению Ярославскому районному союзу потребительских обществ при выставлении счетов за электроэнергию, потребленную помещением магазина «Кооператор», расположенном по адресу: г. Ярославль, Московский пр-т, д. 137, платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды.

О выполнении настоящего предписания сообщить в пятидневный срок с момента выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.


 

Председатель Комиссии

М.Ф. Завьялов


 

Члены Комиссии


 

А.С. Шушкова

А.С. Соколова


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны