Решение б/н Решение по делу № 03-03/39-11 в отношении ОАО "МРСК Центра" от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/39-11 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

26 октября  2011  года                                                                      г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 09 ноября 2011 года)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/39-11 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А.,

члены Комиссии – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Правдина Е.А.,

рассмотрев  дело № 03-03/39-11 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ОАО «МРСК-Центра»), расположенного по адресу: г. Москва, Глухарев пер., д.4/2, по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),                                                                                                                                                       

у с т а н о в и л а:

дело возбуждено по заявлению гр-ки <…> (далее – Заявитель, вх. № 1222 от 18.02.2011 года) о нарушении антимонопольного законодательства филиалом ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго», выразившемся в нарушении сроков осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, что привело к ущемлению интересов Заявителя.

Представитель филиала ОАО «МРСК-Центра» – «Ярэнерго», не отрицая факта нарушения установленных сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, пояснил, что Заявитель не уведомил сетевую организацию о том, что с его стороны мероприятия  выполнены. Нарушение сроков технологического присоединения произошло по вине подрядной организации.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

Гр-ка <…> 05.05.2010 обратилась с заявкой (№15052279) в филиал ОАО «МРСК-Центра» - «Ярэнерго»   на технологическое присоединение жилого дома, расположенного в д.Мужево Лютовского сельского округа Ярославского района Ярославской области. Максимальная мощность энергопринимающего устройства 15 кВт, уровень напряжения 0,4кВ.

26.05.2010 между ОАО «МРСК-Центра» и <…> заключен договор № 40134067/ТП-10/РПО(ф-1) об осуществлении технологического присоединения (далее – Договор), выданы технические условия  на технологическое присоединение № 4222/2010.

В пункте 1.4 Договора граница балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства  МРСК и Заявителя и их эксплуатационной ответственности устанавливается на вводных клеммах автоматического выключателя в ЩУ наружного исполнения.

В пункт 4.2 Технических условий на технологическое присоединение № 4222/2010  включено требование: «Учет электроэнергии выполнить в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии и ПУЭ на границе раздела сети электроснабжающей организации и потребителя».

Таким образом, в соответствии с Договором и техническими условиями прибор учета электрической энергии должен быть установлен на опоре.

31.01.2011  <…>  обратилась в сетевую организацию с просьбой согласовать установление счетчика внутри дома, обосновывая тем, что в доме она проживает не постоянно, а только в летний период по выходным дням, деревня является не жилой, были случаи кражи.

На данную просьбу <…> получила отказ (письмо от 09.02.2011 №1) филиала ОАО «МРСК-Центра» - «Ярэнерго». В письме было указано, что в соответствии с пунктом 1.5.6. Правил учета электроустановок «счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя». Указано, что «поскольку границей балансовой принадлежности в вашем случае Филиал ОАО «МРСК-Центра»-«Ярэнерго» предлагает считать вводные клеммы автоматического выключателя в ЩУ-0,4 кВ, очевидно, что счетчик должен быть установлен снаружи здания». В письме предлагалось два варианта установки приборов учета: на фасаде здания или на опоре ВЛ-0,4 кВ.

По мнению антимонопольного органа, требование сетевой организации к потребителю об установке счетчика снаружи дома является неправомерным и ущемляет интересы потребителя. Пункт 1.5.6.  Правил учета электроустановок носит не обязательный, а рекомендательный характер.

В соответствие с п.1.3 Договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты заключения Договора, т.е. до 26.11.2010. На момент подачи заявления в антимонопольный орган (на 18.02.2011)  мероприятия по технологическому присоединению со стороны сетевой организации выполнены не были.

В соответствие с пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения, в редакции Постановления Правительства от 03.03.2010 № 117) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей – физических лиц, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВа, не может превышать 6 месяцев с даты заключения договора.

 В рассматриваемом случае срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению 26.11.2010 сетевой организацией нарушен. Письмом № МРСК-ЯР/16-1/6207/1 <…> филиал ОАО «МРСК-Центра»-«Ярэнерго» уведомляет, что обязуется выполнить мероприятия по технологическому присоединению до 30.12.2010.

В письме <…> в сетевую организацию от 31.01.2011 указано, что специалисты Ярославского РЭС столбы устанавливали только 17.01.2011.

Условиями договора на Заявителя обязанность уведомления сетевой организации о готовности к технологическому присоединению не возлагается.

При рассмотрении дела установлено, что мероприятия по осуществлению технологического присоединения в соответствии с договором и техническими условиями со стороны ОАО «МРСК-Центра» выполнены 04.04.2011 (акты о выполнении технических условий  и об осуществлении технологического присоединения в деле имеются).

Таким образом, нарушение ОАО «МРСК-Центра» срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению составило более 4 месяцев, что существенно нарушило интересы Заявителя.

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В статье 3 Федерального закона от  26 марта 2003 года № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861,  сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Из смысла указанных норм следует, что потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и осуществляется силами сетевой организации.

Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара – рынком услуг по передаче электрической энергии.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ОАО «МРСК-Центра», являясь субъектом естественной монополии,  занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.

Согласно части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия (бездействие) ОАО «МРСК-Центра» по включению в технические условия к договору о технологическом присоединении требования об установке приборов учета на границе раздела сети электроснабжающей организации и потребителя и по выполнению мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей  электрической энергии с нарушением нормативно установленного 6-месячного срока, являются злоупотреблением доминирующим положением, ущемляют интересы <…> и образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с согласованием установки прибора учета внутри помещения и  фактическим исполнением договора о технологическом присоединении Комиссия не находит оснований для выдачи ОАО «МРСК-Центра» предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать  Открытое акционерное общество «МРСК-Центра» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                              Балабаев С.А.

Члены Комиссии                                                          Антонова М.В.                                                                                             

                                                    

                                                                                       Правдина Е.А.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны