Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-03/53-14 о нарушении антимонопольного з... от 24 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Гр-ну <...>


 

ОАО «МРСК-Центра»

127018, г. Москва,

ул. 2-я Ямская, д.4


 

Филиал ОАО «МРСК- Центра» – «Ярэнерго»

150003, г. Ярославль,

ул.Воинова, д.12


 


 


 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/53-14 о нарушении

антимонопольного законодательства


 


 

03 марта 2015 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 18 марта 2015 года)

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела № 03-03/53-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии — заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.;

члены Комиссии – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Кокшарова А.В., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Шошина В.А.,

рассмотрев дело № 03-03/53-14 в отношении Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ОАО «МРСК-Центра»), ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, расположенного по адресу: 127018, г. Москва, ул.2-я Ямская, д.4, по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необеспечении надлежащего качества электроснабжения жилых домов в <...>, чем ущемляются права потребителей


 

у с т а н о в и л а:


 

дело возбуждено по заявлению гр-на <...> (вх. 12639 от 21.10.2014 года) о неправомерных действиях ОАО «МРСК-Центра», выразившихся в ненадлежащем оказании услуг по передаче электрической энергии.


 

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

ОАО «МРСК-Центра», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.


 

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

Заявитель является собственником жилого дома <...>. Между гр-нои <...> и ОАО «Ярославская сбытовая компания» существуют фактические договорные отношения по энергоснабжению (лицевой счет №131020121), задолженность по оплате электрической энергии у гр-на <...> отсутствует.

Заявитель указал, что в связи с постоянными аварийными отключениями электроэнергии в течение 2012-2014 годов, низким напряжением в сети гр-н <...>. и другие жители деревни неоднократно обращались в аварийные службы ОАО «МРСК-Центра» с просьбой принять меры, направленные на обеспечение качественного энергоснабжения, а также с просьбой замены столбов ЛЭП. С июля 2014 проблемой некачественного энергоснабжения <...> занимался начальник Некрасовского РЭС Коротаев А.Н., обещал, что в сентябре-октябре 2014 работа будет проведена работа по замене столбов и электрических сетей в деревне. В заявлении также указано, что никаких оповещений о производимых отключениях на доске объявлений в деревне никогда не было.

ОАО «Ярославская сбытовая компания» письмом № 02-1/3688 от 14.11.2014 сообщило в Ярославское УФАС России, что 25.06.2014 в ОАО «ЯСК» поступило письмо от депутата Семенова А.В. в связи с обращением к нему гр-ки <...> по вопросу систематического отключения с мая 2014 электроэнергии в <...>.

27.06.2014 ОАО «ЯСК» направило в ОАО «МРСК-Центра» письмо (№03-1-1/1998) с требованием, сообщить о причинах отклонения показателей качества поставляемой электроэнергии в <...>, а также принять меры по обеспечению надлежащего энергоснабжения и предотвращению подобных ситуаций в дальнейшем.

Письмом № МРСК-ЯР/21-1/4116 от 01.08.2014 сетевая организация сообщила в ОАО «ЯСК», что с января 2014 на ВЛ-10 кВ №06 ПС 35/10 кВ Некрасово ТП-369 Пирогово аварийных отключений не зафиксировано. На указанной линии было проведено 4 плановых отключения (три отключения (26.03.2014, 01.04.2014, 17.04.2014) - по заявкам РЭС, одно (28.02.2014) - по заявке потребителя, одно (06.06.2014) внеплановое отключение, связанное с аварийным повреждением оборудования), общее число отключений в 2014 составило 6,72 часа, что не противоречит нормам действующего законодательства. В письме также сообщалось, что в 2014 будут проведены дополнительные мероприятия по замене опор и провода в <...>, проектно-изыскательские работы выполнены, рассчитывается смета на проведение работ.


 

ОАО «ЯСК» является гарантирующим поставщиком электрической энергии, целью которого является поставка электроэнергии потребителям на территории Ярославской области.

ОАО «МРСК Центра» является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии в рамках соответствующих договоров.

Для обеспечения передачи электрической энергии между ОАО «Ярославская сбытовая компания» и ОАО «МРСК-Центра» заключен Договор № 7-40 купли-продажи электрической энергии (потерь электрической энергии) и оказания услуг по передаче электрической энергии от 09.12.2011 года (далее — Договор № 7-40 от 09.12.2011).

В соответствии с пунктом 3.3.1 Договора № № 7-40 от 09.12.2011 сетевая организация обязуется обеспечить передачу электроэнергии, принятой в свою сеть и (или) в сеть ТСО, от точек приема (Приложение №1 к Договору) и до точек поставки (Приложение №2 к Договору) в пределах заявленной мощности, указанной в приложениях №3 и №14 к Договору (с учетом пропускной способности электрической сети), в соответствии с согласованными параметрами надежности, с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств с соблюдением величин аварийной и технологической брони. Качество передаваемой электроэнергии должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97).

Согласно пункту 3.3.8 Договора № 7-40 от 09.12.2011 сетевая организация должна осуществлять в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, контроль качества электроэнергии, показатели которой определяются ГОСТ 13109-97, иными обязательными требованиями.

Требования пункта 9.2.2 Договора № 7-40 от 09.12.2011 налагают на сетевую организацию ответственность за отклонение качества показателей электроэнергии сверх величин, установленными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), определены обязанности сетевой организации при исполнении договора, к ним относятся, в том числе:

- обеспечение передачи электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони;

- осуществление передачи электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);

- в порядке и сроки, установленные договором, информирование потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

- беспрепятственный допуск уполномоченных представителей потребителей услуг в пункты контроля и учета количества и качества электрической энергии, переданной данному потребителю, в порядке и случаях, установленных договором.

Таким образом, нормативными актами и договором на оказание услуг по передаче электрической энергии на сетевую организацию возложена обязанность передавать электроэнергию потребителям надлежащего качества, в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг.

В соответствии с пунктом 31 (6) Правил недискриминационного доступа, категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) деятельности, но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Данное требование закреплено также в пункте 1.2.21 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 8 июля 2002 г. № 204 «для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток».


 

Электроснабжение жителей <...> осуществляется по третьей категории надежности.

В соответствии с представленными ОАО «МРСК-Центра» пояснениями (письмо № МРСК-ЯР/18-1/1490-13 от 20.11.2014):

в 2012 году в <...> зафиксировано 14 отключений электрической энергии, общее время отсутствия электроэнергии у жителей составило 55час. в год, максимальное время отключения составило 19час. 48мин. подряд;

в 2013году в <...> зафиксировано 9 отключений электрической энергии, общее время отсутствия электроэнергии у жителей составило 63час. в год, максимальное время отключения составило 22 час.18мин. подряд;

в 2014 году в <...> зафиксировано 7 отключений электрической энергии, общее время отсутствия электроэнергии у жителей составило 11час. 45мин. в год, максимальное время отключения составило 4час.

Основными причинами отключения электрической энергии указаны неблагоприятными погодные условия (шквалистый ветер, ледяной дождь, выпадение большого количества мокрого снега)

Таким образом, длительность перерыва в электроснабжении не противоречит требованиям действующего законодательства.

По сведениям ОАО «МРСК-Центра», количество обращений жителей д.Пирогово о перерывах в электроснабжении в 2012 году составило – 9, в 2013 году –3, в 2014 году – 9.

С целью сокращения продолжительности и количества перерывов электроснабжения в <...> в августе 2014 года проведено расширение просеки ВЛ-10 кВ №6 ПС «Некрасово», проведена замена опор линии 0,4 кВ, в ноябре-декабре 2014 проведена реконструкция ВЛ 0,4 кВ от КТП «Пирогово» ПС 35/10 кВ «Некрасово». В материалы дела представлены документы, подтверждающие выполненные работы.

Из реестра обращений граждан в ОАО «МРСК-Центра» следует, что все обращения жителей <...> касались отключения электрической энергии в деревне, жалоб на отклонение качества поставляемой электроэнергии от требований технических регламентов не поступало.

В ходе рассмотрения дела от <...> поступило заявление о прекращении дела в отношении ОАО «МРСК-Центра» в связи с отсутствием претензий.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В рассматриваемых действиях ОАО «МРСК-Центра» Ярославским УФАС России нарушений антимонопольного законодательства не установлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:


 

1. Прекратить дело в отношении Открытого акционерного общества «МРСК-Центра» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


 


 

Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.


 


 

Члены Комиссии Кокшарова А.В.

 


 

Шошина В.А.

 


 


 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны