Решение б/н Решение и предписание по делу № 03-03/54-14 о нарушении ант... от 2 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Гр.<...>


 

ГБУ ЯО «Яроблтранском»

150048,г.Ярославль, Московский пр., 80-а


 


 


 


 


 


 


 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/54-14 о нарушении

антимонопольного законодательства


 

12 февраля 2015 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2015 года)

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела № 03-03/54-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии — заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.;

члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Шошина В.А.,

рассмотрев дело № 03-03/54-14 в отношении Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Яроблтранском» (ГБУ ЯО «Яроблтранском»), ИНН 7606026480, ОГРН 1027600838605, расположенного по адресу: 150048, г.Ярославль, Московский пр., 80-а, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном установлении и взимании комиссионного сбора за предварительное оформление заказа на приобретение проездного документа, что приводит к увеличению стоимости проезда, чем ущемляются права третьих лиц,


 

у с т а н о в и л а:


 

Дело возбуждено по заявлениям гр.<...> (вх. № 11448 от 22.09.2014, вх. №13575 от 13.11.2014, вх. № 13610 от 13.11.2014) о нарушении ГБУ ЯО «Яроблтранском» антимонопольного законодательства, выразившегося в незаконном взимании комиссии в размере 20 руб. при раннем приобретении билетов на автобусы в кассе автовокзала г.Гаврилов-Ям.


 


 

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:


 

Постановлением Правительства Ярославской области от 24.09.2008 № 489-п «О создании государственного автономного учреждения Ярославской области «Яроблтранском» с 01.10.2008 создано государственное автономное учреждение Ярославской области «Яроблтранском» путем изменения типа существующего государственного учреждения транспорта и транспортных коммуникаций Ярославской области «Яроблтранском». Впоследствии форма учреждения была изменена с государственного автономного учреждения на государственное бюджетное учреждение (далее по тексту – ГБУ ЯО «Яроблтранском»)

Учреждение создано для целей -  обеспечения реализации полномочий учредителя -  Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области (согласно уставу Учреждения).

Предметом деятельности ГБУ ЯО «Яроблтранском» является выполнение работ и оказание услуг в сфере организации транспортного обслуживания населения на автовокзалах, автостанциях и кассово-диспетчерских пунктах, являющихся основными структурными подразделениями ГБУ ЯО «Яроблтранском»; организация транспортного обслуживания населения в соответствии с действующим законодательством, а также диспетчерское управление движением автобусов на маршрутах регулярного сообщения. Целью деятельности ГБУ ЯО «Яроблтранском» является удовлетворение потребностей пассажиров в автобусных перевозках на маршрутах регулярного сообщения, развитие транспортной инфрастуктуры Ярославской области.

Для достижения поставленных целей ГБУ ЯО «Яроблтранском» осуществляет, в том числе, организацию транспортного обслуживания населения на объектах транспортной инфраструктуры Ярославской области, включая организацию реализации билетов пассажирам на маршрутах регулярного сообщения; информационное обеспечение населения на автовокзалах, автостанциях и кассово-диспетчерских пунктах, в том числе в средствах массовой информации; содержание автовокзалов, автостанций и кассово-диспетчерских пунктов; выявление нарушений требований к организации регулярных перевозок пассажиров и багажа.

ГБУ ЯО «Яроблтранском» работает с различными перевозчиками через объекты учреждения: автовокзалы (АВ «Ярославль», АВ «Рыбинск», АВ «Тутаев», АВ «Гаврилов-Ям»), автостанции (АС «Ярославль-Главный», АС «Мышкин», АС «Некрасовское», АС «Большое Село»), кассово-диспетчерский пункт (КДП «Ростов»).

ГБУ ЯО «Яроблтранском»  занимает  доминирующее положение на рынке услуг по организации транспортного обслуживания населения на автовокзалах, автостанциях и кассово - диспетчерских пунктах Ярославской области с долей 100%.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в данной норме последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 1); взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях) (пункт 3); товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В соответствии с Правилами перевозок «автовокзал» - это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) относит к услугам, оказываемым на автовокзалах и пассажирских автостанциях следующие услуги: размещение информации о расписании движения автобусов, тарифах, правилах перевозок, правах и обязанностях пассажиров (021502), предоставление информации в справочном бюро или по телефону (021503), зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автобуса (021505), информации о порядке оформления багажа (021506), информации для встречающих (021507), оказание услуг в медпунктах, в комнатах матери и ребенка, комнатах длительного отдыха пассажиров, бытовых и т.д. (021508), предоставление санитарно-гигиенических услуг (021509), продажу, прием сдаваемых проездных документов и резервирование мест в автобусах (021501), доставку билетов по указанному адресу (021510), хранение и выдачу вещей, забытых пассажирами (021511).

Все перечисленные выше услуги, оказываемые на автовокзалах и автостанциях, не образуют самостоятельных товарных рынков, данные услуги являются вспомогательными, входят в состав услуги по организации транспортного обслуживания населения на автовокзалах, автостанциях и кассово - диспетчерских пунктах, для осуществления услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав) и правилами перевозок пассажиров, которые представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок (статьи 1 и 3 Устава).

Пунктом 1 статьи 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров. С 19.03.2009 действуют Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее – Правила перевозок).

На основании пунктов 42, 43 Правил перевозок проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; билет должен содержать обязательные реквизиты.

В соответствии с пунктом 51 Правил перевозок продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

Пунктом 50 Правил перевозок № 112 установлено, что продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

В соответствии с положениями статьи 790 Гражданского кодекса РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования подлежит государственному регулированию.


Носовым А.А. дополнительно к заявлению был представлен билет, приобретенный в кассе автовокзала г.Гаврилов-Ям 20.10.2014 года в 17 час. 54 мин. на рейс по маршруту «Гаврилов- Ям АВ – Ярославль АВ» на 21.10.2014 в 07 час. 10 мин. Билет был приобретен за 13 часов до отправления, тем не менее, стоимость билета (107 руб.) включает в себя стоимость пассажирской перевозки (87 руб.) и комиссионный сбор (20 руб.).

ГБУ ЯО «Яроблтранском» в письме № 12/952 от 15.10.2014 сообщило, что комиссионный сбор за предварительное оформление заказа на приобретение проездного документа на 1 пассажира (далее – предварительная продажа) на регулярные автобусные маршруты в размере 20 руб. (вместо 15 руб.) взимается на основании Приказа ГБУ ЯО «Яроблтранском» № 113 от 21.12.2012 «Об оплате стоимости услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам на автовокзалах и автостанциях ГБУ ЯО «Яроблтранском». Этим Приказом утверждена стоимость оказываемых услуг с 01.01.2013 и признан утратившим силу Приказ №1 от 01.01.2011 «Об оплате стоимости услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам на автовокзалах и автостанциях ГБУ ЯО «Яроблтранском» и приказ №122 от 30.12.2011 «Об изменении приказа с 01.01.2013». Повышение стоимости услуг увязывалось с ростом затрат на содержание автовокзалов и пассажирских автостанций, включающих в себя коммунальные услуги, содержание тепло-, водо- и электросетей; охрану; сбор, вывоз, утилизацию ТБО, снега и другие расходы на содержание имущества.

В обоснование своей позиции ГБУ ЯО «Яроблтранском» ссылается на пункт 51 Правил перевозок, в соответствии с которым продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

В письме № 12/952 от 15.10.2014 ГБУ ЯО «Яроблтранском» указало, что до признания утратившими силу Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 г. № 200 и Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 29.09.1997 (далее – Временные правила), право на взимание комиссии за предварительную продажу билетов было закреплено нормативно-правовыми актами.

По мнению ГБУ ЯО «Яроблтранском», в настоящее время взимание комиссионного сбора нормами действующего законодательства не запрещено.

Как пояснило ГБУ ЯО «Яроблтранском», за 24 часа до отправления автобуса в рейс в кассах Учреждения осуществляется текущая продажа билетов.

По мнению антимонопольного органа, действующим законодательством не предусмотрено взимание платы за предварительное оформление заказа на приобретение проездного документа (билета), и тем более комиссионного сбора за текущую продажу билета, никаких дополнительных затрат при предварительной продаже билета ГБУ ЯО «Яроблтранском» не несет.

Так, в соответствии с пунктом 61 Временных правил (утратили силу с 31.05.2013) продажа билетов производится в кассах предварительной продажи билетов в пределах 7 суток до отправления автобуса. Предварительная продажа билетов заканчивается за одни сутки до отправления автобуса (подпункт «б»).

Согласно пункту 62 Временных правил билеты могут быть заказаны предварительно почтовой открыткой или телеграммой, а также по телефону. Заказ считается принятым, если он получен: по почте и телеграфу не позднее 10 суток, а по телефону не ранее 7 суток до указанного в заказе дня выезда.

В заказе указываются: фамилия заказчика, дата и время выезда, пункт назначения, количество билетов, способ получения (с доставкой или без доставки на дом). При заказе билета с доставкой указывается адрес заказчика, а при наличии служебного или домашнего телефона - его номер.

В силу пункта 63 Временных правил заказанные билеты хранятся в кассе предварительной продажи и должны быть востребованы не позднее чем за 12 часов до отправления автобуса. Невостребованные билеты передаются для реализации в кассы текущей продажи.

Согласно пункту 64 Временных правил за предварительную продажу билетов с пассажира, в т.ч. и имеющего право на льготный проезд, взимается комиссионный сбор в размере, установленном тарифами.

Если предварительная продажа билетов произведена без доставки на дом, квитанция комиссионного сбора не выдается. В этом случае билет выдается с предварительно поставленным на нем бухгалтерией автотранспортного предприятия штампом «комиссионный сбор оплачен».

Положения Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации применяются только в части, не противоречащей Уставу и Правилам перевозок.

В силу положений пункта 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Услуги по продаже билетов предназначены для заключения договора перевозки транспортом общего пользования, который в силу части 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором, что исключает возможность взимания дополнительной платы в зависимости от времени приобретения билета.

ГБУ ЯО «Яроблтранском»  занимает  доминирующее положение на рынке услуг по организации транспортного обслуживания населения на автовокзалах, автостанциях и кассово - диспетчерских пунктах в географических границах Ярославской области, в том числе, на территории Гаврилов-Ямского района.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Взимание ГБУ ЯО «Яроблтранском» с пассажиров комиссионного сбора при продаже билетов на регулярные автобусные маршруты противоречит положениям пунктов 42, 50, 51 Правил перевозок.


 

Таким образом, действия ГБУ ЯО «Яроблтранском», выразившиеся в неправомерном установлении и взимании комиссионного сбора за предварительное оформление заказа на приобретение проездного документа являются злоупотреблением доминирующим положением, приводят к увеличению стоимости проезда, чем ущемляются права третьих лиц, образуют состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

С января 2015 года комиссионный сбор за предварительную продажу билетов ГБУ ЯО «Яроблтранском» отменен.

В соответствии с представленной справкой «Сведения о количестве и сумме комиссионного сбора за предварительное оформление заказа на приобретение проездного документа за 2012-2014 по ГБУ ЯО «Яроблтранском», сумма комиссионного сбора, включая НДС 18%, за 2012год составила 917 115 руб. (за 61 141 билет), за 2013 год – 918 420 руб. (за 45 921 билет), за 2014 год – 908 340 руб. (за 45 417 билетов), всего за 2012-2014 годы сумма комиссионного сбора составила 2 743 875 руб.

Комиссия по рассмотрению дела усматривает основания для выдачи ГБУ ЯО «Яроблтранском» предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере 2 249 977,5 руб. (2 743 875 руб.–493 897,5 руб. (18% НДС) = 2 249 977,5 руб.), полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:


 

1. Признать Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Яроблтранском»» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ГБУ ЯО «Яроблтранском» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.


 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


 


 


 

Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.


 


 

Члены Комиссии Антонова М.В.


 

 

Матяшевская М.И.


 

Гр.<...>


 

ГБУ ЯО «Яроблтранском»

150048,г.Ярославль, Московский пр., 80-а


 


 


 


 


 


 


 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/54-14 о нарушении

антимонопольного законодательства


 

12 февраля 2015 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2015 года)

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела № 03-03/54-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии — заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.;

члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Шошина В.А.,

рассмотрев дело № 03-03/54-14 в отношении Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Яроблтранском» (ГБУ ЯО «Яроблтранском»), ИНН 7606026480, ОГРН 1027600838605, расположенного по адресу: 150048, г.Ярославль, Московский пр., 80-а, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном установлении и взимании комиссионного сбора за предварительное оформление заказа на приобретение проездного документа, что приводит к увеличению стоимости проезда, чем ущемляются права третьих лиц,


 

у с т а н о в и л а:


 

Дело возбуждено по заявлениям гр.<...> (вх. № 11448 от 22.09.2014, вх. №13575 от 13.11.2014, вх. № 13610 от 13.11.2014) о нарушении ГБУ ЯО «Яроблтранском» антимонопольного законодательства, выразившегося в незаконном взимании комиссии в размере 20 руб. при раннем приобретении билетов на автобусы в кассе автовокзала г.Гаврилов-Ям.


 


 

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:


 

Постановлением Правительства Ярославской области от 24.09.2008 № 489-п «О создании государственного автономного учреждения Ярославской области «Яроблтранском» с 01.10.2008 создано государственное автономное учреждение Ярославской области «Яроблтранском» путем изменения типа существующего государственного учреждения транспорта и транспортных коммуникаций Ярославской области «Яроблтранском». Впоследствии форма учреждения была изменена с государственного автономного учреждения на государственное бюджетное учреждение (далее по тексту – ГБУ ЯО «Яроблтранском»)

Учреждение создано для целей -  обеспечения реализации полномочий учредителя -  Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области (согласно уставу Учреждения).

Предметом деятельности ГБУ ЯО «Яроблтранском» является выполнение работ и оказание услуг в сфере организации транспортного обслуживания населения на автовокзалах, автостанциях и кассово-диспетчерских пунктах, являющихся основными структурными подразделениями ГБУ ЯО «Яроблтранском»; организация транспортного обслуживания населения в соответствии с действующим законодательством, а также диспетчерское управление движением автобусов на маршрутах регулярного сообщения. Целью деятельности ГБУ ЯО «Яроблтранском» является удовлетворение потребностей пассажиров в автобусных перевозках на маршрутах регулярного сообщения, развитие транспортной инфрастуктуры Ярославской области.

Для достижения поставленных целей ГБУ ЯО «Яроблтранском» осуществляет, в том числе, организацию транспортного обслуживания населения на объектах транспортной инфраструктуры Ярославской области, включая организацию реализации билетов пассажирам на маршрутах регулярного сообщения; информационное обеспечение населения на автовокзалах, автостанциях и кассово-диспетчерских пунктах, в том числе в средствах массовой информации; содержание автовокзалов, автостанций и кассово-диспетчерских пунктов; выявление нарушений требований к организации регулярных перевозок пассажиров и багажа.

ГБУ ЯО «Яроблтранском» работает с различными перевозчиками через объекты учреждения: автовокзалы (АВ «Ярославль», АВ «Рыбинск», АВ «Тутаев», АВ «Гаврилов-Ям»), автостанции (АС «Ярославль-Главный», АС «Мышкин», АС «Некрасовское», АС «Большое Село»), кассово-диспетчерский пункт (КДП «Ростов»).

ГБУ ЯО «Яроблтранском»  занимает  доминирующее положение на рынке услуг по организации транспортного обслуживания населения на автовокзалах, автостанциях и кассово - диспетчерских пунктах Ярославской области с долей 100%.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в данной норме последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 1); взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях) (пункт 3); товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В соответствии с Правилами перевозок «автовокзал» - это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) относит к услугам, оказываемым на автовокзалах и пассажирских автостанциях следующие услуги: размещение информации о расписании движения автобусов, тарифах, правилах перевозок, правах и обязанностях пассажиров (021502), предоставление информации в справочном бюро или по телефону (021503), зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автобуса (021505), информации о порядке оформления багажа (021506), информации для встречающих (021507), оказание услуг в медпунктах, в комнатах матери и ребенка, комнатах длительного отдыха пассажиров, бытовых и т.д. (021508), предоставление санитарно-гигиенических услуг (021509), продажу, прием сдаваемых проездных документов и резервирование мест в автобусах (021501), доставку билетов по указанному адресу (021510), хранение и выдачу вещей, забытых пассажирами (021511).

Все перечисленные выше услуги, оказываемые на автовокзалах и автостанциях, не образуют самостоятельных товарных рынков, данные услуги являются вспомогательными, входят в состав услуги по организации транспортного обслуживания населения на автовокзалах, автостанциях и кассово - диспетчерских пунктах, для осуществления услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав) и правилами перевозок пассажиров, которые представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок (статьи 1 и 3 Устава).

Пунктом 1 статьи 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров. С 19.03.2009 действуют Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее – Правила перевозок).

На основании пунктов 42, 43 Правил перевозок проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; билет должен содержать обязательные реквизиты.

В соответствии с пунктом 51 Правил перевозок продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

Пунктом 50 Правил перевозок № 112 установлено, что продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

В соответствии с положениями статьи 790 Гражданского кодекса РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования подлежит государственному регулированию.


гр.<...> дополнительно к заявлению был представлен билет, приобретенный в кассе автовокзала г.Гаврилов-Ям 20.10.2014 года в 17 час. 54 мин. на рейс по маршруту «Гаврилов- Ям АВ – Ярославль АВ» на 21.10.2014 в 07 час. 10 мин. Билет был приобретен за 13 часов до отправления, тем не менее, стоимость билета (107 руб.) включает в себя стоимость пассажирской перевозки (87 руб.) и комиссионный сбор (20 руб.).

ГБУ ЯО «Яроблтранском» в письме № 12/952 от 15.10.2014 сообщило, что комиссионный сбор за предварительное оформление заказа на приобретение проездного документа на 1 пассажира (далее – предварительная продажа) на регулярные автобусные маршруты в размере 20 руб. (вместо 15 руб.) взимается на основании Приказа ГБУ ЯО «Яроблтранском» № 113 от 21.12.2012 «Об оплате стоимости услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам на автовокзалах и автостанциях ГБУ ЯО «Яроблтранском». Этим Приказом утверждена стоимость оказываемых услуг с 01.01.2013 и признан утратившим силу Приказ №1 от 01.01.2011 «Об оплате стоимости услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам на автовокзалах и автостанциях ГБУ ЯО «Яроблтранском» и приказ №122 от 30.12.2011 «Об изменении приказа с 01.01.2013». Повышение стоимости услуг увязывалось с ростом затрат на содержание автовокзалов и пассажирских автостанций, включающих в себя коммунальные услуги, содержание тепло-, водо- и электросетей; охрану; сбор, вывоз, утилизацию ТБО, снега и другие расходы на содержание имущества.

В обоснование своей позиции ГБУ ЯО «Яроблтранском» ссылается на пункт 51 Правил перевозок, в соответствии с которым продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

В письме № 12/952 от 15.10.2014 ГБУ ЯО «Яроблтранском» указало, что до признания утратившими силу Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 г. № 200 и Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 29.09.1997 (далее – Временные правила), право на взимание комиссии за предварительную продажу билетов было закреплено нормативно-правовыми актами.

По мнению ГБУ ЯО «Яроблтранском», в настоящее время взимание комиссионного сбора нормами действующего законодательства не запрещено.

Как пояснило ГБУ ЯО «Яроблтранском», за 24 часа до отправления автобуса в рейс в кассах Учреждения осуществляется текущая продажа билетов.

По мнению антимонопольного органа, действующим законодательством не предусмотрено взимание платы за предварительное оформление заказа на приобретение проездного документа (билета), и тем более комиссионного сбора за текущую продажу билета, никаких дополнительных затрат при предварительной продаже билета ГБУ ЯО «Яроблтранском» не несет.

Так, в соответствии с пунктом 61 Временных правил (утратили силу с 31.05.2013) продажа билетов производится в кассах предварительной продажи билетов в пределах 7 суток до отправления автобуса. Предварительная продажа билетов заканчивается за одни сутки до отправления автобуса (подпункт «б»).

Согласно пункту 62 Временных правил билеты могут быть заказаны предварительно почтовой открыткой или телеграммой, а также по телефону. Заказ считается принятым, если он получен: по почте и телеграфу не позднее 10 суток, а по телефону не ранее 7 суток до указанного в заказе дня выезда.

В заказе указываются: фамилия заказчика, дата и время выезда, пункт назначения, количество билетов, способ получения (с доставкой или без доставки на дом). При заказе билета с доставкой указывается адрес заказчика, а при наличии служебного или домашнего телефона - его номер.

В силу пункта 63 Временных правил заказанные билеты хранятся в кассе предварительной продажи и должны быть востребованы не позднее чем за 12 часов до отправления автобуса. Невостребованные билеты передаются для реализации в кассы текущей продажи.

Согласно пункту 64 Временных правил за предварительную продажу билетов с пассажира, в т.ч. и имеющего право на льготный проезд, взимается комиссионный сбор в размере, установленном тарифами.

Если предварительная продажа билетов произведена без доставки на дом, квитанция комиссионного сбора не выдается. В этом случае билет выдается с предварительно поставленным на нем бухгалтерией автотранспортного предприятия штампом «комиссионный сбор оплачен».

Положения Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации применяются только в части, не противоречащей Уставу и Правилам перевозок.

В силу положений пункта 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Услуги по продаже билетов предназначены для заключения договора перевозки транспортом общего пользования, который в силу части 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором, что исключает возможность взимания дополнительной платы в зависимости от времени приобретения билета.

ГБУ ЯО «Яроблтранском»  занимает  доминирующее положение на рынке услуг по организации транспортного обслуживания населения на автовокзалах, автостанциях и кассово - диспетчерских пунктах в географических границах Ярославской области, в том числе, на территории Гаврилов-Ямского района.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Взимание ГБУ ЯО «Яроблтранском» с пассажиров комиссионного сбора при продаже билетов на регулярные автобусные маршруты противоречит положениям пунктов 42, 50, 51 Правил перевозок.


 

Таким образом, действия ГБУ ЯО «Яроблтранском», выразившиеся в неправомерном установлении и взимании комиссионного сбора за предварительное оформление заказа на приобретение проездного документа являются злоупотреблением доминирующим положением, приводят к увеличению стоимости проезда, чем ущемляются права третьих лиц, образуют состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

С января 2015 года комиссионный сбор за предварительную продажу билетов ГБУ ЯО «Яроблтранском» отменен.

В соответствии с представленной справкой «Сведения о количестве и сумме комиссионного сбора за предварительное оформление заказа на приобретение проездного документа за 2012-2014 по ГБУ ЯО «Яроблтранском», сумма комиссионного сбора, включая НДС 18%, за 2012год составила 917 115 руб. (за 61 141 билет), за 2013 год – 918 420 руб. (за 45 921 билет), за 2014 год – 908 340 руб. (за 45 417 билетов), всего за 2012-2014 годы сумма комиссионного сбора составила 2 743 875 руб.

Комиссия по рассмотрению дела усматривает основания для выдачи ГБУ ЯО «Яроблтранском» предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере 2 249 977,5 руб. (2 743 875 руб.–493 897,5 руб. (18% НДС) = 2 249 977,5 руб.), полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:


 

1. Признать Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Яроблтранском»» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ГБУ ЯО «Яроблтранском» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.


 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


 


 


 

Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.


 


 

Члены Комиссии Антонова М.В.


 

 

Матяшевская М.И.


 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны