Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-03/55-14 о нарушении антимонопольного з... от 16 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «Ярославская городская электросеть»

150000, г.Ярославль,

ул. Чайковского, д.37


 

гр.<...>


 


 


 


 


 


 


 


 


 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/55-14 о нарушении

антимонопольного законодательства


 

25 декабря 2014 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 19 января 2015 года)

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела № 03-03/55-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии — заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.;

члены Комиссии – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Шуров О.А., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Шошина В.А.,

рассмотрев дело № 03-03/55-14 в отношении Открытого акционерного общества «Ярославская городская электросеть» (далее – ОАО «Ярославская городская электросеть»), ИНН 7604168778, ОГРН 1097604020227, расположенного по адресу: 150000, г.Ярославль, ул.Чайковского, 37, по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном принятии в качестве расчетного установленный на опоре ВЛ-0,4 кВ прибор учета электрической энергии марки NP523.20D-1P1ALNI №02165208 при наличии ранее установленного у потребителя прибора учета марки Меркурий 202.5 заводской № 03478597 с техническими характеристиками, соответствующими нормативным требованиям и с не истекшим межповерочным интервалом, чем ущемляются права потребителя,


 

у с т а н о в и л а:

дело возбуждено по заявлению гр-ки <...> (вх. № 10155 от 19.08.2014) о несоответствии объемов потребления электрической энергии по показаниям индивидуального прибора учета, установленного в квартире, и прибора учета, принадлежащего ОАО «Ярославская городская электросеть», установленного на опоре и принятого в качестве расчетного.


 

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ОАО «Ярославская городская электросеть», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.


 

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

В силу пункта 81 указанных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.


 

Правилам организации учета электрической энергии на розничных рынках посвящен раздел Х Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Постановление № 442).

В соответствии с пунктом 137 Постановления № 442 «приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета)».

Согласно пункту 138 Постановления № 442 «для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

В многоквартирных домах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства осуществляется после вступления в силу настоящего документа, на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем подлежат установке коллективные (общедомовые) приборы учета класса точности 1,0 и выше».

В пункте 142 Постановления № 442 указано, что используемые на дату вступления в силу настоящего документа приборы учета класса точности ниже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 настоящего документа, и (или) обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии меньшее количество дней, чем указано в пунктах 139 и 141 настоящего документа, могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала. По истечении межповерочного интервала либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, такие приборы учета подлежат замене на приборы учета с характеристиками не хуже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 настоящего документа.

Приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа.

Согласно пункту 145 Постановления № 442 обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

В соответствии с пунктом 147 Постановления № 442 места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

В пункте 150 Постановления № 442 указано, что в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.

В этом случае собственник энергопринимающих устройств, не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета…

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств, не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.


 

Постановлением № 442 также регламентирован порядок проведения проверок расчетных приборов учета.

Согласно пункту 172 Постановления № 442 проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком может быть определено, что проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком в отношении всех или части точек поставки.

Проверки расчетных приборов учета, используемых для определения объемов потребления электрической энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, осуществляются в порядке и сроки, которые установлены Правилами № 354 (глава VII «Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний») для проверки состояния приборов учета исполнителем коммунальных услуг, кроме случаев, когда в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном в отношении такого многоквартирного дома, определено, что сетевая организация проводит проверки приборов учета в присутствии исполнителя коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 173 Постановления № 442 проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком.

Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является:

полученное от гарантирующего поставщика заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки;

полученное от потребителя, энергопринимающие устройства которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки;

выявление факта нарушения сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим разделом.

Согласно пункту 175 Постановления № 442 сетевая организация при получении заявления о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета, если такое заявление содержит описание причин, обусловивших проведение такой проверки, обязана не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления организовать проведение внеплановой проверки приборов учета с приглашением ее инициатора и заинтересованных сторон.

Форму внеплановой проверки приборов учета в этом случае выбирает сетевая организация исходя из описанных в заявлении причин, обусловивших ее проведение.

В случае если внеплановая проверка приборов учета проводится по заявлению потребителя, то сетевая организация обязана пригласить гарантирующего поставщика, обслуживающего этого потребителя для участия в такой проверке.

В соответствии с пунктом 176 Постановления № 442 результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику, в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В пункте 176 Постановления № 442 прописаны сведения, которые должны быть указаны в акте проверки приборов учета.

В соответствии с пунктом 179 Постановления №442 в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.

Согласно пункту 192 Постановления № 442 в случае выявления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:

гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;

лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

В соответствии с пунктом 81(12) Правил № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.


 

При рассмотрении дела установлены следующие фактические обстоятельства:

Гр-ка <...> проживает по адресу: <...>. В квартире установлен прибор учета марки Меркурий 202.5 заводской № 03478597.

В материалах дела имеется наряд на замену счетчика по лицевому счету № 460178016 по адресу: <...>. В наряде указано, что 09.12.2008 произведена замена прибора учета марки СО-505 № 084557 на Меркурий 202.5 № 03478597. Замена прибора учета производилась сотрудниками ОАО «Ярославская городская электросеть» (на тот момент МУП «Ярославская городская электросеть»).

Прибор учета марки Меркурий 202.5 является однофазным, класс точности – 1, межповерочный интервал – 16 лет. До декабря 2013 начисление платы за потребленную электрическую энергию осуществлялось в соответствии с показаниями данного прибора учета.


 

По информации ОАО «Ярославская городская электросеть» (письмо № МРСК-ЯГС-06/4225 от 05.11.2014) в 2012 году в рамках программы перспективного развития систем контроля и учета электрической энергии на розничном рынке ОАО «Ярославская городская электросеть» были выполнены работы по установке приборов учета на опорах ВЛ-0,4 кВ.

На опоре ВЛ-0,4 кВ были установлены приборы учета потребления электрической энергии по каждой квартире указанного дома (в частности для квартиры №6 – прибор учета NP523.20D-1P1ALNI №02165208). Приборы учета, установленные на опоре, приняты как расчетные на основании актов допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии.


 

В письме ОАО «Ярославская городская электросеть» (№ МРСК-ЯГС-06/3376 от 02.09.2014) пояснило антимонопольному органу, что в соответствии с пунктом 144 Постановления № 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств). В отношении д.6 по Ключевому переулку граница балансовой принадлежности на опоре ВЛ-0,4 кВ.

В письме указано, что 17.12.2013 персоналом ОАО «Ярославская городская электросеть» в присутствии потребителя гр-ки <...> составлен Акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии № 4019 от 17.12.2013.

В соответствии с Актом допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии № 4019 от 17.12.2013 точка подключения находится на изоляторах ВЛ-0,4 кВ от ТП-741, руб.4, прибор учета NP523.20D-1P1ALNI №02165208 является расчетным, пломба госповерителя 2012, прибор учета Меркурий 202.5 заводской № 03478597 является контрольным, пломба госповерителя 2005.

Данный Акт был направлен сетевой организацией в ОАО «Ярославская сбытовая компания», после чего начисления платы за потребленную электрическую энергию стали производиться по прибору учета NP523.20D-1P1ALNI №02165208.

ОАО «Ярославская городская электросеть» пояснило, что снятие показаний приборов учета электроэнергии, установленных на опорах ВЛ-0,4 кВ производится ежемесячно с помощью автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии. Снятые показания данного прибора учета по электронной почте направляются в ОАО «Ярославская сбытовая компания» в рамках договора купли-продажи электрической энергии (потерь электрической энергии). Гр-ке <...> для контроля прибора учета, установленного на опоре ВЛ, выдан дисплей № 02115968. Прибор учета Меркурий 202.5 № 03478597, установленный в жилом помещении, не участвует в расчетах за потребленную электроэнергию. В письме также указано, что обращение гр-ки <...> о производстве расчетов за потребленную электроэнергию по прибору учета № 03478597, находящемуся в ее жилом помещении, рассматривается.


 

На запрос антимонопольного органа ОАО «Ярославская городская электросеть» не представило никаких документов, подтверждающих технологическое присоединение указанного дома, пояснило (письмо № МРСК-ЯГС-06/4225 от 05.11.2014), что документы о технологическом присоединения дома №6 по Ключевому пер. отсутствуют, технологическое присоединение не было оформлено в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, т.к. технологическое присоединение осуществлено до введения указанного постановления.

В этом же письме сетевая организация вновь указывает, что в соответствии с пунктом 144 Постановления № 442, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств).

При этом, ОАО «Ярославская городская электросеть» не представлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, где была определена граница, тем не менее, сетевая организация границу балансовой принадлежности установила на опоре ВЛ-0,4 кВ.

В обоснование своей позиции о выборе в качестве расчетного прибор, установленный на опоре ВЛ-0,4 кВ, ОАО «Ярославская городская электросеть» приводит пункт 156 Постановления № 442.

В соответствии с данным пунктом:

«Если приборы учета, соответствующие требованиям пункта 137 настоящего документа, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета):

в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях). Величина потерь электрической энергии определяется в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;

при равных величинах потерь электрической энергии от места установки такого прибора учета до точки поставки в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий минимальную величину погрешности измерительного канала. Погрешность измерительного канала определяется в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;

при равенстве условий, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в качестве расчетного принимается прибор учета, позволяющий измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в том числе входящий в измерительный комплекс;

при равенстве условий, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, в качестве расчетного принимается прибор учета, входящий в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета».


 

Согласно письму ОАО «Ярославская сбытовая компания» (№ 02-1/1063юр от 05.11.2014) с января 2014 г. по настоящее время начисления платы за потребленную электрическую энергию гр-ке <...> (лицевой счет № 460178016) производится по показаниям прибора учета NP523.20D-1P1ALNI №02165208, до января 2014 г. плата за потребленную электрическую энергию производилась в соответствии с показаниями прибора учета Меркурий 202.5 № 03478597.

Из информации ОАО «Ярославская сбытовая компания» следует, что собственникам всех остальных пяти квартир указанного дома начисление платы производится также по приборам учета, установленным на опоре.

Так, расчетным прибором учета для квартиры № 1 по указанному адресу с января 2014 г. является прибор учета № 02179710, до января 2014 расчетным прибором учета являлся Меркурий 202.5 № 03134226 (Акт допуска в эксплуатацию прибора учета электроэнергии № 4014 от 16.12.2013).

Расчетным прибором учета для квартиры № 2 с января 2014 является прибор учета № 02133378, до января 2014 г. расчетным прибором учета являлся Меркурий 202.5 № 06761024 (Акт допуска в эксплуатацию прибора учета электроэнергии № 4015 от 16.12.2013).

Расчетным прибором учета для квартиры № 3 с января 2014 г. является прибор учета № 02167096, до января 2014 г. расчетным прибором учета являлся СО-2М/5А № 35313415 (Акт допуска в эксплуатацию прибора учета электроэнергии № 4016 от 08.07.2014).

Расчетным прибором учета для квартиры № 4 с января 2014 г. является прибор учета № 02166803, до января 2014 г. расчетным прибором учета являлся Меркурий 202.5 № 04522294 (Акт допуска в эксплуатацию прибора учета электроэнергии № 4017 от 16.12.2013) .

Расчетным прибором учета для квартиры № 5 с января 2014 г. является прибор учета № 02166951, до января 2014 г. расчетным прибором учета являлся Меркурий 202.5 № 09109117 (Акт допуска в эксплуатацию прибора учета электроэнергии № 4018 от 16.12.2013).

В материалы дела представлены Акты допуска в эксплуатацию приборов учета электроэнергии, выписки из лицевых счетов по всем квартирам указанного выше дома.


 

24.06.2014 гр-ка <...> обратилась с письменной претензией в ОАО «Ярославская городская электросеть» по поводу значительной разницы в объемах потребленной электрической энергии по показаниям приборов учета, установленных у нее в квартире и на опоре.

Письмом № МРСК-ЯГС-12/2713 от 10.07.2014 ОАО «Ярославская городская электросеть» сообщило, что объемы потребления электроэнергии по счетчику в жилом помещении и счетчику, установленному на опоре ВЛ-0,4, за период с 03.06.2014 по 08.07.2014 объемы совпадают, в зимний период объемы увеличиваются при использовании обогревательных приборов.


 

В дополнении к заявлению в Ярославское УФАС гр-ка <...>. (вх.13311 от 06.11.2014) представила сведения об объемах потребления по показаниям приборов учета, установленных у нее в квартире и на опоре ВЛ-0,4 за период с 01.09.2014 по 06.11.2014, за этот период заявителем 13 раз производилось снятие показаний одновременно по обоим приборам учета (№ 03478597 – в квартире, № 02165208 – на опоре). Объемы потребления по показаниям обоих приборов учета значительно отличаются. Так, по прибору учета, установленному в квартире за весь указанный период потребление электрической энергии составляет 321 кВт/ч, а по прибору учета, установленному на опоре ВЛ-0,4 кВ – 1030 кВт/ч, разница составляет 709 кВт/ч.

 

Таким образом, в рассматриваемом случае прибор учета, установленный в квартире гр-ки <...>., по техническим характеристикам соответствует установленным требованиям, срок государственной поверки не истек, прибор учета не признан негодным к эксплуатации, предписание о необходимости проведения госповерки/замены прибора учета в связи с истечением межповерочного интервала заявителю не выдавалось, акт о безучетном потреблении электроэнергии не составлялся.


 

19.08.2014 гр-ка <...> обратилась в ОАО «Ярославская городская электросеть» с заявлением принять в качестве расчетного прибор учета, установленный в квартире.

В ответ на заявление ОАО «Ярославская городская электросеть» сообщило (письмо № МРСК-ЯГС-12/3457 от 04.09.2014) со ссылкой на пункт 138 (недействующего!) Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», что «при наличии приборов учета у обеих сторон по договору в качестве прибора учета, показания которого принимаются для целей определения обязательств сторон (далее - расчетный прибор учета), применяется прибор учета с более высоким классом точности, если его использование позволяет осуществлять более точное измерение объема электрической энергии с учетом ее потерь, возникающих на участках электрических сетей от границы их балансовой принадлежности до мест установки соответствующих приборов учета. Прибор учета другой стороны по договору используется для контроля исправности и точности расчетного прибора учета (далее - контрольный прибор учета)».

Однако, в том же пункте 138 далее указано, что «при равенстве класса точности указанных приборов учета выбор расчетного и контрольного приборов учета осуществляется по соглашению сторон».

В данном случае такое соглашение сторонами не заключалось. Акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии № 4019 от 17.12.2013 составлен в присутствии гр-ки <...> и подписан ею, однако, на момент составления и подписания данного акта невозможно было предвидеть проблемы, которые могли возникнуть в будущем. При возникновении значительных различий в объемах потребления электроэнергии по показаниям приборов учета, установленных в помещении и на опоре, гр-ка <...> неоднократно обращалась в ОАО «Ярославская городская электросеть» (24.06.2014 о разнице в объемах, 19.08.2014 с просьбой принять ее прибор учета в качестве расчетного), однако, на данные обращения сетевой организацией меры приняты не были.

По мнению антимонопольного органа, в рассматриваемом случае не было никаких веских оснований для принятия приборов учета электрической энергии, установленных сетевой организацией на опоре ВЛ-0,4 кВ, в качестве расчетных по указанным выше причинам. Если возникла необходимость проверять количество электрической энергии потребленной заявителем (и другими собственниками данного дома), сетевая организация вправе установить контрольный прибор учета, в том числе, и с возможностью дистанционного снятия показаний.

Доводы ОАО «Ярославская городская электросеть», приведенные в обоснование своей позиции по установлению на опоре расчетного прибора учета, антимонопольный орган считает несостоятельными по следующим причинам:

документы, определяющие границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, отсутствуют;

ссылка на пункт 156 Постановления № 442 в данном случае неуместен, т.к. критерии данной нормы применимы в случае, если речь идет о приборах учета, расположенных по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка.


 

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия ОАО «Ярославская городская электросеть» по неправомерному принятию в качестве расчетного установленный на опоре ВЛ-0,4 кВ прибор учета электрической энергии марки NP523.20D-1P1ALNI №02165208 при наличии ранее установленного у потребителя прибора учета марки Меркурий 202.5 заводской № 03478597 с техническими характеристиками, соответствующими нормативным требованиям и с не истекшим межповерочным интервалом, является злоупотреблением доминирующим положением, ущемляет интересы заявителя и образует состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия по рассмотрению дела усматривает основания для выдачи ОАО «Ярославская городская электросеть» предписания прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:


 

1. Признать Открытое акционерное общество «Ярославская городская электросеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Ярославская городская электросеть» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении в отношении ОАО «Ярославская городская электросеть».


 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


 


 


 

Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.


 


 

Члены Комиссии Шуров О.А.


 

 

Шошина В.А.


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны