Решение б/н Решение по делу № 03-03/74-12 от 21 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «МРСК-Центра»

2-ая Ямская д. 4,

г. Москва, 127018,


 

ОАО «МРСК-Центра - Ярэнерго»

ул. Воинова, д. 12, г. Ярославль, 150003,


 

Угличское

Кооперативное

потребительское общество

ул. Ярославская, 12,

г. Углич, 152615,

 

ОАО «Ярославская сбытовая компания»

пр. Ленина, 21б,

г. Ярославль, 127051

Решение

по делу № 03-03/74-12

03 июля 2013 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 17 июля 2013)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – заместителя руководителя управления М.Ф. Завьялов, члены Комиссии: заместитель начальника отдела антимонопольного контроля М.В. Антонова, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля М.И. Матяшевская, рассмотрев 03 июля 2013 года дело № 03-03/74-12 о нарушении Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее также ОАО «МРСК-Центра», Сетевая организация), Угличским кооперативным потребительским обществом (далее также Потребительское общество) Открытым акционерным обществом «Ярославская сбытовая компания» (далее также Гарантирующий поставщик, ОАО «ЯСК») (определение № 1165/03-03 от 19.01.2013) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:

в Ярославское УФАС России поступило заявление граждан <...> (далее также Заявители) (вх. № 5057 от 03.07.2012) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов ОАО «ЯСК», Сетевой организации, выразившегося, по мнению Заявителей, в выставлении в адрес Заявителей требования об оплате потерь, возникающих на объектах электросетевого хозяйства (кабельные линии 10-6 Кв, трансформатор ТМ-250/6 кВА), не принадлежащих Заявителям на законном основании.

Представитель ОАО «ЯСК», Сетевой организации, Угличского кооперативного потребительского общества нарушения антимонопольного законодательства не признали. Позиция содержится в материалах дела ( № МРСК–ЯР/18/207-13 от 07.03. 2013, № 02-1/192юр от 05.03.2013, письмо б/н от 12.10.2012).

Принимая решение о нарушении Гарантирующим поставщиком, Сетевой организацией антимонопольного законодательства, Комиссия антимонопольного органа исходит из следующего.

ОАО «ЯСК» приказом Ярославского УФАС № 87 от 26.12.2006г включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 65%.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Исходя из вышеизложенного, ОАО «ЯСК» занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.

Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО «Ярославская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.

Вместе с тем хозяйствующий субъект ОАО «МРСК-Центра» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии. Следовательно, ОАО «МРСК-Центр» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах, охваченных присоединенной сети.

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено следующее.

Заявителям на законном основании (договор аренды, свидетельства о государственной регистрации права присутствуют в материалах дела) принадлежат обособленные объекты, расположенном по адресу:<...>.

Между Заявителями и ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго», Потребительским обществом заключены соглашения о взаимодействии по определению технических характеристик энергопринимающих устройств (энергетических установок) ранее присоединенного юридического (физического) лица и Сетевой организации:

- № 131-05 от 11.04.2012 года <...>,

- № 132-05 от 11.04.2012 года <...>,

- № 133-05 от 11.04.2012 года <...>.

Неотъемлемым приложением к указанным соглашениям являются акты разграничения балансовой принадлежности сетей. Из указанных актов следует, что приборы учета Заявителей находятся на границе балансовой принадлежности сетей между Потребительским обществом и Заявителями на болтовом соединении трансформаторов тока в РУ 0,4 кВТ в ТП-68. Граница балансовой принадлежности сетей между ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» и Потребительским обществом располагается на болтовом соединении питающих кабелей КЛ-6кВ в РУ-6кВ ТП-39, принадлежащей ОАО «МРСК Центра» (в материалах дела присутствуют соответствующие однолинейные схемы).

Вместе с тем в материалы дела представлены документы (письмо б/н от 13.04.2012, письмо б/н от 16.04.2012 года Потребительского общества в адрес Сетевой организации, письмо б/н от 13.04.2012 в адрес ОАО «ЯСК», письмо б/н от 12.10.2012, выписка из книги К-26 «Основные средства» по Потребительскому обществу в адрес Ярославского УФАС России), свидетельствующие о том, что трансформаторная подстанция № 68, расположенная по адресу: <...>, на балансовом учете Потребительского общества не состоит.

Согласно письму Администрации Угличского муниципального района Ярославской области от 24 декабря 2012 года № 6442 в адрес Ярославского УФАС России трансформаторная подстанция № 68, расположенная по адресу: <...>, в реестре муниципальной собственности не числится.

Таким образом, представленные в материалы дела доказательства, с одной стороны позволяют с точностью определить место установки приборов учета Заявителей (болтовое соединение трансформаторов тока в РУ 0,4 кВТ в ТП-68), а с другой, не позволяют с точностью определить лицо, владеющее на законном основании объектами электросетевого хозяйства – КЛ, ТП-68, на которых возникают потери, обязанность оплаты которых возлагается на Заявителей.

При заключении следующих договоров энергоснабжения: договор № 5658 от 13.04.2012 <...>, договор № 5657 от 13.04.2012 <...>, договор № 5656 от 13.04.2012 <...> (далее также Договоры) между Гарантирующим поставщиком и Заявителями возникли разногласия (Протоколы от 18 мая 2013 года, от 10 мая 2013 года) относительно Приложения № 4 (в части фиксации потерь электрической энергии, возникающих на соответствующих объектах электросетевого хозяйства, бремя оплаты которых возлагалось на Заявителей). Указанные разногласия на момент обращения Заявителей в Ярославское УФАС России не урегулированы.

Тем не менее, в адрес Заявителей со стороны ОАО «ЯСК» были выставлены следующие счета-фактуры на оплату электрической энергии (потери, возникающие на объектах электросетевого хозяйства КЛ, ТП-68) № 3/27162 счет № 1 от 31.05.2012 и пр. <...>, № 3/27155 счет № 1 от 31.05.2012 и пр. <...>, № 3/27142 от 31.05.2012 и пр. <...>.

Согласно пункту 143 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530 (далее также Положения) (действовали на момент спорных правоотношений) в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.

В настоящем случае материалами дела установлено, что место установки расчетных приборов учета Заявителей совпадает с границей балансовой принадлежности сетей.

Вместе с тем в соответствии с абзацем 2 пункта 2.1.2 Договоров Поставщик (Гарантирующий поставщик) обязан урегулировать отношения по передаче энергии в пределах категории надежности и величины мощности, указанных в Приложении № 4, на основании представленных Покупателем документов, подтверждающих факт надлежащего технологического присоединения, выданных (согласованных) с территориальной сетевой организацией или иным лицом.

По смыслу указанной нормы Договоров Гарантирующий поставщик, Сетевая организация не может не обладать информацией о месте установки приборов учета Заявителей (точке поставки по Договорам) в РУ 0,4 кВТ в ТП-68, которое совпадает с границей балансовой принадлежности сетей.

Таким образом, учитывая вышеизложенные нормативные положения и фактические обстоятельства дела, на Заявителей путем неправомерных действий (бездействия) Сетевой организации, выразившихся в непринятии мер по внесению соответствующих корректировок в указанные акты разграничения балансовой принадлежности сетей, направленных на исключение обязанности Заявителей по оплате потерь, возникающих на объектах электросетевого хозяйства (кабельные линии 10-6 Кв, трансформатор ТМ-250/6 кВА) не принадлежащих последним на законном основании, при наличии соответствующих обращений Заявителей (письма б/н от 28.05.2012) и писем Гарантирующего поставщика и неправомерных действий Гарантирующего поставщика, выразившихся в выставлении в адрес Заявителей (при наличии их возражений) следующих счетов на оплату электрической энергии в части потерь, возникающие на объектах электросетевого хозяйства КЛ, ТП-68:

- в отношении <...> счет № 1 от 31.05.2012, счет № 6 от 26.06.2012, счет № 7 от 30.06.2012, счет № 10 от 31.07.2012, счет № 13 от 31.08.2012, счет № 16 от 30.09.2012, счет № 19 от 31.10.2012, счет № 22 от 30.11.2012, счет № 25 от 31.12.2012, счет № 28 от 31.01.2013;

- в отношении <...> счет № 1 от 31.05.2012, счет № 6 от 26.06.2012, счет № 7 от 30.06.2012, счет № 10 от 31.07.2012, счет № 13 от 31.08.2012, счет № 16 от 30.09.2012, счет № 19 от 31.10.2012, счет № 22 от 30.11.2012, счет № 25 от 31.12.2012, счет № 28 от 31.01.2013;

- в отношении <...> счет № 1 от 31.05.2012, счет № 6 от 26.06.2012, счет № 7 от 30.06.2012, счет № 10 от 31.07.2012, счет № 13 от 31.08.2012, счет № 16 от 30.09.2012, счет № 19 от 31.10.2012, счет № 22 от 30.11.2012, счет № 25 от 31.12.2012, счет № 28 от 31.01.2013 на Заявителей излишне возложены обязанности по оплате потерь в сетях, им не принадлежащих, при наличии у последних приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности сетей, что образует нарушение антимонопольного законодательства, а именно, части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и ущемляет их права и законные интересы.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Гарантирующий поставщик произвел перерасчет - исключил объемы потерь из объемов электрической энергии, предъявленных к оплате Заявителям за период май 2012 – январь 2013 гг. (письмо № 02-1/1427 от 17 мая 2013 года), что является добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия антимонопольного органа прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что в действиях Угличского кооперативного общества отсутствует нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать ОАО «МРСК-Центра» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ;

2. Выдать в адрес хозяйствующего субъекта ОАО «МРСК Центра» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.

3. Признать ОАО «Ярославская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ;

4. Производство по делу № 03-03/74-12 о нарушении хозяйствующим субъектом ОАО «Ярославская сбытовая компания» антимонопольного законодательства прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

5. Производство по делу № 03-03/74-12 о нарушении хозяйствующим субъектом Угличским кооперативным обществом антимонопольного законодательства прекратить в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых действиях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


 


 

Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов

Члены Комиссии М.В. Антонова

М.И.Матяшевская


 


 


 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны