Решение б/н Решение по делу № 03-03/88-12 от 21 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «Ярославская сбытовая компания»

150003, г. Ярославль,

пр. Ленина, д.21-б


 

МУП «Энергетик»

152023, Ярославская область,

г.Переславль-Залесский, ул.Свободы, 98


 

ОАО «Ярославская электросетевая компания»

150042, г. Ярославль,

ул.Блюхера, 26

 


 


 


 

Решение

по делу № 03-03/88-12

16 сентября 2013 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 30 сентября 2013)


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.,

члены Комиссии – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Матяшевская М.И.,

рассмотрев дело № 03-03/88-12 в отношении Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания» (далее – ОАО «ЯСК»), расположенного по адресу: 150003, г. Ярославль, пр.Ленина, 21-б, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося во введении ограничения режима потребления электрической энергии с 24.09.2012 по объектам Муниципального унитарного предприятия «Энергетик» (ЦТП-1 (ул.50 лет Комсомола, у д.9), ЦТП-5 (ул. Октябрьская, у д.39) , ЦТП-6 (ул.Менделеева), ЦТП-7 (ул.Октябрьская),


 

установила:

Дело возбуждено по материалам прокурорской проверки, поступившим из Переславской межрайонной прокуратуры (вх. № 8426 от 25.10.2012), о неправомерных действиях хозяйствующего субъекта ОАО «Ярославская сбытовая компания», выразившихся в неправомерном отключении электрической энергии на объектах водоснабжения г. Переславль-Залесский, находящихся в эксплуатации МУП «Энергетик».


 

Принимая решение о нарушении хозяйствующим субъектом ОАО «ЯСК» антимонопольного законодательства, Комиссия по рассмотрению дела Ярославского УФАС России исходит из следующего.

ОАО «ЯСК» приказом Ярославского УФАС № 87 от 26.12.2006 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 50 %.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Исходя из вышеизложенного, ОАО «ЯСК» занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.

Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 № 278 «О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года № ППр-278-ГП «О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области» ОАО «Ярославская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.


 

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 06.07.2012 по делу № А82-18523/2009-5-Б/165 МУП «Энергетик» признано несостоятельным (банкротом), завершена процедура внешнего управления в отношении МУП «Энергетик», открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.

На конкурсном производстве не допускается прекращение деятельности должника в случае, если это может повлечь за собой техногенную и (или) экологическую катастрофы.


 

Между ОАО «Ярославская сбытовая компания» и МУП «Энергетик» заключен договор снабжения электрической энергией № 4400 от 01.04.2009.

В соответствии с Приложением № 4 точками поставки по указанному договору являются, в том числе, ЦТП-1 ввод 1, 2 (ул.50 лет Комсомола, 9), ЦТП-2 ввод 1, 2 (ул.50 лет Комсомола), ЦТП-3 ввод 1, 2 (ул.Менделеева,42), ЦТП-4 (ул.Строителей,39), ЦТП-5 ввод 1, 2 (ул.Октябрьская), ЦТП-6 ввод 1, 2 (ул.Менделеева), ЦТП-7 (ул.Октябрьская,29).


 

11.09.2012 ОАО «Ярославская сбытовая компания» направила в адрес МУП «Энергетик» уведомление № 13-10-3357о введении ограничения режима потребления электрической энергии. В уведомлении указано, что по состоянию на 11.09.2012 у МУП «Энергетик» имеется задолженность по оплате потребления электрической энергии по договору № 4400 от 01.04.2009 в размере 2 981 536, 64 руб., предлагалось в срок до 21.09.2012 произвести оплату потребленной электроэнергии или заключить соглашение о порядке и условиях погашения образовавшейся задолженности, в противном случае надлежит произвести самоограничение до уровня платежеспособного потребления электрической энергии. В случае непогашения задолженности до указанного срока и не принятия мер по самоограничению будет частично ограничен отпуск электрической энергии до момента погашения задолженности. Ограничение отпуска электрической энергии будет произведено с 24.09.2012 с 11 час. 00 мин. (ЦТП-1, ввод 2, ЦТП-6, ввод 2, ЦТП-5, ввод 2, ЦТП-7). В этом же уведомлении указано о введении ограничения отпуска электрической энергии и по другим объектам водоснабжения (ЦТП, котельные, насосы, насосные станции) с 25.09.2012, 26.09.2012, 27.09.2012.


 

В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (статья 2 Закона).

Данным законом определен порядок погашения требований кредиторов.

В части 2 статьи 134 Закона о несостоятельности (банкротстве) требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве;

во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;

в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;

в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Из смысла данной нормы следует, что задолженность по оплате электроэнергии (перед ОАО «Ярославская сбытовая компания») относится к платежам третьей очереди.


 

12.09.2012 ОАО «ЯСК» направило в адрес сетевой организации – ОАО «ЯрЭСК» заявку (№13-10-3371) на введение ограничения режима потребления электроэнергии с 11 час. 00 мин. 24.09.2012 . В соответствии с заявкой требовалось ввести ограничение режима потребления в размере 15 кВт в отношении МУП «Энергетик» путем отключения ЦТП-1, ввод 2, ЦТП-6, ввод 2, ЦТП-5, ввод 2, ЦТП-7.

Заявка на введение ограничения режима потребления ОАО «ЯрЭСК» была выполнена.

В материалы дела представлены Акты ограничения режима потребления электрической энергии от 24.09.2012, составленные представителями ОАО «ЯрЭСК», в соответствии с которыми вследствие задолженности по оплате электрической энергии прекращена подача электроэнергии:

- на ЦТП-7 путем отключения питающей линии в ТП-105 руб.4 с 11 час. 15 мин. 24.09.2012,

- на ЦТП-1 путем отключения питающей линии в ТП-67 ввод 2 руб.6 с 11 час. 25 мин. 24.09.2012,

- на ЦТП-6 путем отключения питающей линии в ТП-95 ввод 2 руб.2 с 11 час. 30 мин. 24.09.2012,

- на ЦТП-5 путем отключения питающей линии в ТП-102 ввод 2 руб.6 с 11час. 05 мин. 24.09.2012.


 

В результате прекращения электроснабжения ЦТП в указанный период подверглись ограничению в получении коммунального ресурса – горячего водоснабжения (ГВС) потребители, в их числе жилой фонд, детские сады, школы (реестр потребителей имеется в материалах дела), которые не имеют задолженности по оплате коммунальных ресурсов.


 

В материалы дела представлены Акты возобновления режима потребления электрической энергии от 25.09.2012, составленные представителями ОАО «ЯрЭСК», в соответствии с которыми вследствие заявки ОАО «ЯСК» восстановлена подача электроэнергии:

- на ЦТП-7 путем включения питающей линии в ТП-105 руб.4 с 12 час. 13 мин. 25.09.2012,

- на ЦТП-1 путем включения питающей линии в ТП-67 ввод 2 руб.6 с 12 час. 00 мин. 25.09.2012,

- на ЦТП-6 путем включения питающей линии в ТП-95 ввод 2 руб.2 с 12 час. 21 мин. 25.09.2012,

- на ЦТП-5 путем включения питающей линии в ТП-102 ввод 2 руб.6 с 12час. 05 мин. 25.09.2012.


 

Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.

В частях 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых допустимо ограничение режима подачи энергии в одностороннем порядке.

В силу части 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Таким образом, действующим законодательством признается приоритет иных нормативных правовых актов перед Гражданским кодексом Российской Федерации в вопросах регулирования отношений по договору энергоснабжения электрической энергией.


 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 утверждены «Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии» (далее – Правила).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится в случае «нарушения своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре».

Процедура введения ограничения режима потребления прописана в пункте 7 Правил:

«Инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения:

а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;

б) основания введения ограничения режима потребления;

в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю);

г) сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения);

д) сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления».


 

Согласно пункту 18 Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно Приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.


 

В Приложении к Правилам указаны категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, к ним относятся в том числе, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.


 

В материалы дела МУП «Энергетик» представлен перечень оборудования указанных выше ЦТП, в составе оборудования имеются, в числе прочего, водонагреватели, насосы, электродвигатели, щиты управления насосами, автоматические регуляторы, понижающие трансформаторы, магнитные пускатели.


 

Отключение ЦТП может привести к прекращению подачи горячего водоснабжения объектов города, а также спровоцировать остановку котлов на котельной Переславского технопарка, что может обострить социальную обстановку в городе Переславле.

В письме мэра г.Переславля-Залесского (№ 4086 от 03.10.2012) указан перечень потребителей (жилой фонд, образовательные учреждения), которые получают коммунальные ресурсы через указанные центральные-тепловые пункты МУП «Энергетик»:

ЦТП-1 – горячее водоснабжение на жилой фонд (ул.50 лет Комсомола, Менделеева, Маяковского), д/с «Малыш»,д/с «Березка»;

ЦТП-2 – горячее водоснабжение на жилой фонд (ул. 50 лет Комсомола, Кооперативная), гимназия;

ЦТП-3 – горячее водоснабжение на жилой фонд (ул. Менделеева), д/с «Светлячок»;

ЦТП-4 – горячее водоснабжение на жилой фонд (ул. Строителей, Кооперативная), ПУ №6;

ЦТП-5 – горячее водоснабжение на жилой фонд (ул. Строителей, Октябрьская), школа №4;

ЦТП-6 – горячее водоснабжение на жилой фонд (ул. Менделеева), школа №4;

ЦТП-7 – горячее водоснабжение на жилой фонд (ул. Октябрьская, разведчика Петрова), школа №5, д/с «Родничок».

Таким образом, указанные выше центральные тепловые пункты относятся к объектам централизованного водоснабжения населенных пунктов.


 

Учитывая вышеизложенные нормативные положения, действия гарантирующего поставщика – ОАО «Ярославская сбытовая компания», выразившиеся в направлении 11.09.2012 уведомления № 13-10-3357 в адрес МУП «Энергетик» о введении ограничения режима потребления электрической энергии с 24.09.2012 с 11 час. 00 мин. (ЦТП-1, ввод 2, ЦТП-6, ввод 2, ЦТП-5, ввод 2, ЦТП-7), без которого невозможно горячее водоснабжение жилого фонда и ряда социальных объектов, в том числе детских садов и других учреждений образования, а также введение ограничения режима потребления электрической энергии по указанным объектам с 11 час. 00 мин. 24.09.2012 до 12 час. 00 мин. 25.09.2012 (на сутки), совершены вне допустимых пределов осуществления гражданских прав, повлекли ущемление интересов потребителей, получающих коммунальные ресурсы от МУП «Энергетик» и не имеющих задолженности по оплате, и образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что электроснабжение указанных выше объектов ((ЦТП-1, ввод 2, ЦТП-6, ввод 2, ЦТП-5, ввод 2, ЦТП-7) возобновлено 25.09.2012, у антимонопольного органа отсутствуют основания для выдачи предписания в адрес ОАО «Ярославская сбытовая компания».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,


 

решила:


 

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Ярославская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Направить копию настоящего решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


 


 

Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.


 


 

Члены Комиссии Антонова М.В.


 


 

Матяшевская М.И.

Связанные организации

Связанные организации не указаны