Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 03-07/48-15 об ад... от 20 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «МРСК Центра»


 

127018, г. Москва,

ул. 2-я Ямская, д. 4


 

Филиал ПАО «МРСК Центра» -

«Ярэнерго»


 

150003, г. Ярославль,

ул. Воинова, д. 12


 

ООО «ТранснефтьЭлектроСервис»

 

443082, г. Самара,

ул. Речная, д. 27


 

127254, г. Москва,

ул. Добролюбова,

д. 16, корп. 1


 


 


 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 03-07/48-15

об административном правонарушении


 

13 августа 2015 года г. Ярославль


 

Заместитель руководителя Ярославского УФАС России М.Ф. Завьялов, рассмотрев протокол по делу об административном правонарушении от 30 июля 2015 года, составленный начальником отдела антимонопольного контроля М.В. Антоновой, решение по делу № 03-03/50-14 о нарушении антимонопольного законодательства от 01.04.2015г. (дата изготовления решения в полном объеме – 10.04.2015г.) и материалы дела об административном правонарушении № 03-07/48-15, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее также – Общество, ПАО «МРСК Центра»), юридический адрес: 127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4, ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ,

На рассмотрении дела присутствовал представитель ПАО «МРСК Центра» по доверенности от 23 июля 2015 года № Д-ЯР/200 Д.Л. Лебедев, представитель ООО «ТрансНефтьЭлектросервис» по доверенности от 20 июля 2015 года № 60 С.В. Смирнов.


 


 

у с т а н о в и л:

Комиссией Ярославского УФАС России 01.04.2015 принято решение по делу № 03-03/50-14 (решение изготовлено в полном объеме 10.04.2015) о признании ПАО «МРСК-Центра» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В Ярославское УФАС России из Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве поступило заявление (вх. № 8648 от 14.07.2014) Общества с ограниченной ответственностью «ТранснефтьЭлектросетьСервис» (далее – ООО «ТЭС») о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ПАО «МРСК-Центра», выразившегося, по мнению Заявителя, в навязывании условий договора, невыгодных для ООО «ТЭС» и не относящихся к предмету договора, а так же в создании необоснованных препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности и создании дискриминационных условий. В ходе рассмотрения дела ПАО «МРСК-Центра» нарушения антимонопольного законодательства не признало, пояснило, что отношения между сторонами имеют характер договорного спора, переданного на рассмотрение суда.

ПАО «МРСК-Центра» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии. Следовательно, ОАО «МРСК-Центр» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах, охваченных присоединенной сетью в границах Ярославской области.

В соответствии с приказом ФСТ России от 16 марта 2012 года № 2166-э «О внесении изменений в Реестр субъектов монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль» ООО «ТЭС» является сетевой организацией на территории Ярославской области.

ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис» осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии на территории Ярославской области для абонента ООО «Балтийские магистральные нефтепроводы». Для данного субъекта Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов по ЯО от 26 декабря 2012 года №191-ээ/п установлен тариф на оказание услуг по передаче для взаиморасчетов с ПАО «МРСК-Центра».

Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года №713-п «Об упорядочении расчетов за услуги по передаче электрической энергии на территории Ярославской области» установлено, что лицом, выполняющим функции централизованных расчетов с организациями, оказывающими потребителям услуги по передаче электрической энергии на территории Ярославской области, является филиал ПАО «МРСК-Центра» - «Ярэнерго».

Согласно пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее по тексту - Правила), сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Между ООО «ТЭС» и ООО «Балтнефтепродукт» заключен договор аренды от 01.09.2011 № 994.11, согласно которому ООО «ТЭС» переданы в законное пользование объекты электросетевого хозяйства. В связи с передачей указанных объектов, между ООО «ТЭС», филиалом «МРСК-Центра» - «Ярэнерго», ООО «Балтнефтепровод» и ООО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» подписан акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон от 31.05.2012 № 1 (АРБП и ЭО), которым подтверждается факт согласования всеми заинтересованными лицами точек поставки.

Согласно пункту 8 указанных Правил в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация филиал ПАО «МРСК-Центра» - «Ярэнерго» заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых сетевая организация ООО «ТЭС» оказывает услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с разделом III настоящих Правил. Для целей осуществления деятельности по передаче электрической энергии, а так же получения денежных средств ООО «ТЭС» обратилось в ПАО «МРСК-Центра» за заключением договора по передаче электрической энергии от 27.11.2012г. № 4676006815/7600/00077/13 (далее – Договор).

Письмом от 23.01.2013г. № МРСК-ЯР/22-2/281 ПАО «МРСК-Центра» направило в адрес ООО «ТЭС» договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 27.11.2012г. № 4676006815/7600/00077/13 с приложениями к нему.

Письмом от 18.04.2013г. № 03-02-04/878 ООО «ТЭС» направило в адрес ПАО «МРСК-Центра» подписанный Договор с протоколом разногласий от 25.12.2012г.

Письмом от 17.07.2013г. № МРСК-ЯР/22-2/3679 ПАО «МРСК-Центра» направило ООО «ТЭС» подписанный протокол разногласий от 25.12.2012г. и протокол урегулирования разногласий от 08.07.2013г. к нему.

Письмом от 12.08.2013г. № 03-02-04/1730 ООО «ТЭС» направило подписанный протокол урегулирования разногласий от 08.07.2013г. и протокол согласования урегулирования разногласий от 01.08.2013г. к нему.

Письмом от 04.12.2013г. № МРСК-ЯР/22-2/6992 ПАО «МРСК-Центра» направило ООО «ТЭС» протокол разрешения разногласий от 01.09.2013г. и без подписания протокол согласования урегулирования разногласий от 01.08.2013г. Протокол разрешения разногласий от 01.09.2013г. содержит изменения к Договору, которые были урегулированы ранее путем согласования их в предыдущих протоколах, в связи с чем ООО «ТЭС» отказалось его подписывать и просило письмом от 15.01.2014г. № 03-02-04/63 вернуться к рассмотрению протокола согласования урегулирования разногласий от 01.08.2013г.

На предложение ООО «ТЭС» со стороны ОАО «МРСК-Центра» ответа не последовало. В связи с истечением 30 - дневного срока рассмотрения предложения ООО «ТЭС» уведомило филиал ПАО «МРСК-Центра» - «Ярэнерго» о фактическом заключении договора (письмо от 26.02.2014г. № 03-02-04/668).

После получения указанного письма ПАО «МРСК-Центра» направило ответ от 12.03.2014г. за № МРСК-ЯР/22-2/1230 на письмо ООО «ТЭС» от 15.01.2014г. № 03-02-04/63 о повторном направлении протокола урегулирования разногласий от 01.09.2013г. для подписания ПАО «МРСК-Центра».

Письмом от 31.03.2014г. № 03-02-04/1131 ООО «ТЭС» вернуло ПАО «МРСК-Центра» без подписания протокол разрешения разногласий от 01.09.2013г.

Письмом от 06.06.2014г. № МРСК-ЯР/22-2/2954 ПАО «МРСК-Центра» направило ООО «ТЭС» повторно протокол разрешения разногласий от 01.09.2013г.

В соответствие с п.34 Правил по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил. В соответствие с п. 36 сетевая организация не вправе отказываться от заключения договора оказания услуг по передаче, при этом, договор заключается в порядке, предусмотренном Гражданским законодательством. В соответствие со ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. Таким образом, ПАО «МРСК-Центра» обязано было рассматривать поступившие проекты договоров, протоколы разногласий не позднее 30 дней, в то же время, как следует из приведенной выше хронологии, сетевая организация ПАО «МРСК-Центра» неоднократно затягивала установленные сроки направления ответов.

ООО «ТЭС» и ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Ярэнерго» являются смежными сетевыми организациями на территории Ярославской области, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности. ООО «ТЭС» фактически оказывало услуги по передаче электрической энергии в пользу ПАО «МРСК Центра». В соответствии с актами сверки взаимных расчетов задолженность ПАО «МРСК Центра за оказанные ООО «ТЭС» услуги по передаче электроэнергии составила за 2013 год 17 626 142, 31 руб., за период с 01.01.2014 года по 31.03.2014 года 20 512 714, 80 руб.

Таким образом, ПАО «МРСК Центра», затягивая заключение договора, отказывалось от оплаты фактически оказанных услуг под предлогом отсутствия договора, тем самым ущемляло права и законные интересы ООО «ТЭС».

Кроме того, стороны в протоколе согласования разногласий от 17.07.2013г. согласовали условие п. 3.1.6 в редакции заявителя, а именно: «После предварительного согласования времени и даты беспрепятственно допускать уполномоченных представителей другой Стороны в пункты контроля и учета количества и качества переданной электрической энергии (мощности)», в то же время, ОАО «МРСК-Центра» повторно включило указанный пункт в протокол разногласий от 04.12.2013г., предлагая оставить его в своей редакции первоначальной оферты: «беспрепятственно допускать уполномоченных представителей другой Стороны в пункты контроля и учета количества и качества переданной электрической энергии(мощности)», затягивая тем самым заключение договора с контрагентом.

Таким образом, действия ПАО «МРСК-Центра» по нарушению установленных сроков ответа на письма от 18.04.2013г. № 03-02-04/878, от 12.08.2013г. № 03-02-04/1730, от 15.01.2014г. № 03-02-04/63, от 31.03.2014г. № 03-02-04/1131, а также по включению в протокол разногласий от 04.12.2013г., разногласий по п. 3.1.6 , с учетом того, что ранее указанный пункт был согласован в редакции заявителя, привели к затягиванию сроков заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, ущемили права и законные интересы ООО «ТЭС», а также могли повлечь угрозу ущемления интересов потребителей в случае прекращения оказания соответствующих услуг, и следовательно, образуют нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Письмом от 05.05.2014г. № 03-02-04/1637 ООО «ТЭС» направило ПАО «МРСК-Центра» оферту договора в новой редакции от 01.01.2014г. № 037.03-02.14, содержащей все существенные условия с учетом предложений, изложенных ранее в протоколах разногласий к предыдущей редакции Договора.

Указанный вариант Договора ПАО «МРСК-Центра» оставило без рассмотрения и вернуло письмом от 06.06.2014г. № МРСК-ЯР/22-2/2955, сославшись на дублирование по содержанию договора, который находится в стадии урегулирования.

Арбитражный суд города Москвы решением по Делу № А40-125139/14 от 18 ноября 2014г., в целях внесения определенности в правоотношения сторон, удовлетворил требования ООО «ТЭС» и обязал ПАО «МРСК-Центра» заключить договор от 01.01.2014г. № 037.03-02.14 в срок до 24.03.2015г в редакции представленной ООО «ТЭС».

Указанное решение подтверждено Постановлением Девятого Арбитражного Апелляционного суда г. Москвы № 09АП-1674/2015-ГК от 24 февраля 2015г. по делу № А40-125139/14. Решение вступило в законную силу.

04.03.2015г. № 1889/03-03 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области было выдано предупреждение в адрес ПАО «МРСК-Центра» о прекращении действий (бездействий), по затягиванию сроков заключения договора по оказанию услуг по передаче электрической энергии с ООО «ТЭС» и необходимости в срок до 24.03.2015г. заключения договора от 01.01.2014г. № 037.03-02.14 в редакции ООО «ТЭС». Согласно письму от 26.03.2015 за № МРСК-ЯР/18-1/428-11 от ПАО «МРСК-Центра» - «Ярэнерго» сообщает о подписании договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2014г. за № 037.03-02.14 между ПАО «МРСК-Центра» и ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис».

При данных обстоятельствах Комиссией принято решение не выдавать предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Совершение ПАО «МРСК-Центра» - субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

У ПАО «МРСК Центра» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, при этом ПАО «МРСК Центра».

На основании вышеизложенного должностное лицо Ярославского УФАС России приходит к выводу о совершении ПАО «МРСК Центра» виновного деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

При назначении наказания должностным лицом М.Ф. Завьяловым, рассматривающим дело № 03-07/48-15, в соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывается характер совершенного им административного правонарушения и имущественное положение ПАО «МРСК Центра».

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Ярославского УФАС России был опрошен представитель ООО «ТЭС», согласно пояснениям которого, в анализируемой ситуации со стороны ПАО «МРСК Центра» отсутствовало добровольное устранение нарушения, обществом не были предприняты меры, направленные на предотвращение вредных последствий административного правонарушения, а также на компенсацию этих последствий.

Согласно справке № 01/07 от 23.07.2015 года, представленной филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» (письмо от 30.07.2015 года исх. № МРСК-ЯР/18-1/1274-11), совокупный объём выручки ПАО «МРСК Центра» за 2013 год составил 7 660 798 000 рублей, выручка от трансформаторной подстанции, к которой технологически присоединены объекты ООО «ТЭС», за 2013 год составляет 319 516 820, 52 рублей.

Таким образом, базовый штраф составляет 5 272 027,54 рублей.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность в соответствии с КоАП РФ не установлено.

Руководствуясь статьей 4.1, 19.5, 23.48 пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского УФАС России М.Ф. Завьялов,


 

п о с т а н о в и л:


 

привлечь публичное акционерное общество «МРСК Центра», ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившегося в действиях » по нарушению установленных сроков ответа на письма от 18.04.2013г. № 03-02-04/878, от 12.08.2013г. № 03-02-04/1730, от 15.01.2014г. № 03-02-04/63, от 31.03.2014г. № 03-02-04/1131, а также по включению в протокол разногласий от 04.12.2013г., разногласий по п. 3.1.6 , с учетом того, что ранее указанный пункт был согласован в редакции заявителя, привели к затягиванию сроков заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, ущемили права и законные интересы ООО «ТЭС», в виде административного штрафа в размере 5 272 027, 54 рублей (пять миллионов двести семьдесят две тысячи двадцать семь рублей 54 копейки).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 020 10 01 6000 140

Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001

ОКТМО 78 701 000

УФК МФ РФ по Ярославской области

Банк получателя: Отделение Ярославль г. Ярославль

БИК 047888001

р/сч 40101810700000010010

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8 (4852) 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2-х лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.


 


 


 

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России М.Ф. Завьялов

Связанные организации

Связанные организации не указаны