Решение №4489/05-03 Сведения, представленные государственным бюджетным клиническ... от 31 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Общество с ограниченной ответственностью

«Спектр»

150040 , г. Ярославль, ул. Свердлова, 34 помещение 36, 4 этаж

spectryar@mail.ru

Государственное бюджетное клиническое учреждение здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница»

150040, г. Ярославль, пр. Октября д.52

yarkb1@mail.ru

zakupki.cgb@yandex.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-03/145П — 21 (76-100 РНП)

31 августа 2021 года г. Ярославль

Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Инспекция) в составе: руководителя Инспекции – заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок …., членов Инспекции – главного специалиста – эксперта отдела контроля закупок …., ведущего специалиста – эксперта отдела контроля закупок ….,

с участием:

заказчик – государственное бюджетное клиническое учреждение здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» (далее – ГБКУЗ ЯО «Центральная городская больница», заказчик) – обеспечил участие посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности ….;

общество с ограниченной ответственностью «СПЕКТР» (далее – ООО «СПЕКТР», исполнитель, общество) – явку не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения сведений уведомлен надлежащим образом;

рассмотрев в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078) сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные ГБКУЗ ЯО «Центральная городская больница» в отношении ООО «СПЕКТР» и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе, закон) проверку порядка расторжения со стороны заказчика контракта, а также порядка и сроков направления заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 25.08.2021 № 231,

установила:

23.08.2021 в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ ГБКУЗ ЯО «Центральная городская больница» для включения в реестр недобросовестных поставщиков направлены сведения об ООО «СПЕКТР», существенно нарушившем, по мнению заказчика, условия контракта № 111.20 от 29.07.2020 на оказание услуг по уборке зданий (извещение № 0171200001920001212).

Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующему выводу.

Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области (далее – уполномоченный орган), 02.07.2020 в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) размещено извещение № 0171200001920001212 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по уборке зданий, вместе с аукционной документацией.

Начальная (максимальная) цена контракта 6 139 263,30 рублей.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Из протокола подведения итогов электронного аукциона № 0171200001920001212 от 16.07.2020, размещенного уполномоченным органом в этот же день в единой информационной системе, следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в данной закупке аукционная комиссия уполномоченного органа признала победителем этого аукциона участника закупки ООО «СПЕКТР» (идентификационный номер заявки № 96257), как участника, предложившего наименьшую цену контракта (3 444 735, 78 рублей), и заявка которого признана аукционной комиссией уполномоченного органа соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

29.07.2020 между государственным бюджетным клиническим учреждением здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» (далее – заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «СПЕКТР» (далее – исполнитель) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) и по результатам аукциона в электронной форме, объявленного по извещению № 0171200001920001212 от 02.07.2020 на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № 0171200001920001212 от 16.07.2020, заключен контракт № 111.20 (далее – контракт).

Согласно пункту 1.1 раздела 1 контракта исполнитель обязуется оказать услуги по уборке зданий (далее – услуги), в соответствии с требованиями технического задания (приложение к контракту) и на условиях, определенных сторонами в контракте, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом оказанные услуги.

В соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 контракта исполнитель оказывает услуги в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, предъявляемыми к данным видам услуг, в том числе требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарные эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», ГОСТ Р 51870-2014 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Общие технические условия» и иными нормативными документами на услуги конкретного вида; ГОСТ Р 58393-2019 «Услуги профессиональной уборки-клининговые услуги. Уборка в медицинских организациях. Общие требования».

Пунктом 2.1 раздела 2 контракта определено, что цена контракта составляет 3 444 735,78 рублей (Три миллиона четыреста сорок четыре тысячи семьсот тридцать пять рублей 78 коп.), НДС не облагается.

На основании пункта 2.15 раздела 2 контракта оплата производится ежемесячно, путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя на основании счета/счета-фактуры (для плательщиков НДС), в течение 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком ежемесячного акта оказанных услуг. Валютой платежа является российский рубль.

Согласно пункту 3.1 раздела 3 контракта срок оказания услуги: с 01.01.2021 года по 30.04.2022 (включительно), в соответствии с графиком оказания услуг (приложение № 1 к техническому заданию).

На основании пункта 1.2 раздела 3 контракта место оказания услуг определяется в соответствии с техническим заданием (приложение к контракту).

Пунктом 4.3 раздела 4 контракта определено, что заказчик в числе прочего обязан:

- предоставить исполнителю необходимое помещение для хранения уборочного инвентаря, оборудования, расходных материалов; обеспечивать доступ представителей исполнителя на объект в целях исполнения исполнителем принятых на себя обязательств;

- по требованию исполнителя предоставить всю необходимую справочную и иную информацию и документацию, связанную с исполнением настоящего контракта;

- принимать и оплачивать услуги исполнителя в соответствии с разделами 1, 2 и 5 настоящего контракта.

Пунктом 4.4 раздела 4 контракта определено, что исполнитель обязан в числе прочего:

- оказывать услуги с использованием сертифицированного (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) и исправного инструмента, оборудования, материалов в порядке и в сроки, установленные контрактом;

- возместить заказчику ущерб, причиненный неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязанностей по контракту в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и контрактом;

- обеспечить оказание услуг в условиях действующего лечебного учреждения, без остановки лечебного процесса с соблюдением правил внутреннего распорядка, контрольно – пропускного режима заказчика, в соответствии с разделом 1;

- обеспечить поддержание чистоты и порядка всех помещений, входных групп и рабочего инвентаря в соответствии с техническим заданием (приложение к контракту), проведение срочных уборочных работ в выходные и праздничные дни при возникновении внештатных ситуаций мобильными бригадами оперативного реагирования и предоставление персонала для оказания данных услуг в течение 30 минут с момента получения заявки заказчика, поданной любыми средствами связи (электронная почта, телефон, факс);

- представитель исполнителя ежедневно сдает объем и качество оказываемых услуг ответственному лицу заказчика с записью в журнале учета исполнителя.

Согласно пункту 5.1 раздела 5 контракта отчетным периодом является календарный месяц; ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, исполнитель предоставляет заказчику акт оказанных услуг и счет на оплату/счета-фактуры (для плательщиков НДС).

Исходя из пункта 5.2 раздела 5 контракта заказчик в течение 10 рабочих дней с даты получения от исполнителя документов, указанных в пункте 5.1. контракта, обязан рассмотреть поступившие документы и осуществить приемку оказанных услуг и оформление результатов приемки оказанных услуг.

При этом Заказчик проверяет соответствие услуг по объему и качеству требованиям, изложенным в контракте, а также требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к оказываемым услугам.

В указанный срок заказчик подписывает акт оказанных услуг и направляет исполнителю акт оказанных услуг, или мотивированный отказ от принятия оказанных услуг, с перечнем выявленных и подлежащих устранению недостатков с указанием конкретных сроков, исполнитель обязан устранить выявленные недостатки за свой счет.

В соответствии с пунктом 5.3 раздела 5 контракта подписанный заказчиком и исполнителем акт оказанных услуг является подтверждением приемки услуг по контракту и основанием для их оплаты.

На основании пункта 5.4 раздела 5 контракта для проверки предоставленных исполнителем результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, проводится заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций.

Разделом 6 контракта определено, что контракт вступает в силу с даты его заключения и действует по 22 июня 2022 года, а в части неисполненных обязательств до полного их исполнения.

В силу пункта 8.1 раздела 8 контракта в целях быстрого реагирования по вопросам исполнения настоящего контракта стороны согласовали направление всех документов по настоящему контракту с использованием электронной почты; при этом стороны будут считаться надлежаще уведомленными о любом нарушении условий настоящего контракта и сроках устранения выявленных нарушений путем направления таких уведомлений (претензий) по следующим электронным адресам:

Заказчик: zakupki.cgb@yandex.ru

Исполнитель: spectryar@mail.ru

Стороны согласовали, что информация направленная по электронной почте является обязательной для исполнения сторонами, при этом сторона направляющая письмо по электронной почте в последующем вручает его оригинал другой стороне лично под роспись, либо направить по почте заказным письмом с уведомлением.

Из процитированных выше положений контракта представляется возможным установить, что сторонами достигнуто соглашение, в том числе относительно порядка и срока оказания услуг и т.д.

Инспекция Ярославского УФАС России, проанализировав представленные в материалы дела документы, установила следующее.

Во исполнении пунктов 1.1, 3.1, 4.4 контракта № 111.20 от 29.07.2020 ООО «СПЕКТР» необходимо в срок с 01.01.2021 по 30.04.2022 необходимо оказывать услуги по уборке зданий, на выполнение которых рассчитывал заказчик, ГБКУЗ ЯО «Центральная городская больница».

Согласно информации из подраздела «Исполнение (расторжение) контракта» раздела «Контракты и договоры» единой информационной системы ООО «СПЕКТР» исполнило обязательства по контракту № 111.20 от 29.07.2020 на сумму 1 239 590, 10 рублей (что составляет 36 % от цены контракта).

В период времени с 25.03.2021 по 06.07.2021 ГБКУЗ ЯО «Центральная городская больница» направляло ООО «СПЕКТР» претензии (№ 626 от 25.03.2021, № 1285 от 10.06.2021, № 1356 от 21.06.2021, № 1482 от 06.07.2021), согласно которым исполнитель допускает неисполнение принятых на себя обязательств по контракту № 111.20 от 29.07.2020, а именно с июня 2021 года уборка помещений не осуществляется на некоторых объектах, а с 02.07.2021 на всех объектах, предусмотренных контрактом; с учетом изложенного, заказчик требует исполнителя незамедлительно приступить к исполнению обязательств по рассматриваемому контракту.

ООО «СПЕКТР» по настоящее время не приступило к оказанию услуг по уборке зданий; обществом ни заказчику, ни Инспекции Ярославского УФАС России не представлены документы, подтверждающие намерение исполнителя надлежащим образом исполнить обязательства в рамках рассматриваемого контракта.

Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В силу пункта 9.2 раздела 9 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон и по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 9.3 раздела 9 контракта односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрен.

Согласно части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта; датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте; при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 193 ГК РФ).

Частью 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Иными словами исполнителю в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении предоставлена возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по исполнению контракта.

06.07.2021 ГБКУЗ ЯО «Центральная городская больница» принято решение № 1483 о расторжении контракта в связи с одностороннем отказом заказчика от исполнения контракта № 111.20 от 29.07.2020 (как пояснил заказчик, в основу данного решения положены вышеизложенные фактические обстоятельства) (далее – решение об одностороннем отказе).

07.07.2021 решение об одностороннем отказе размещено заказчиком в единой информационной системе.

07.07.2021 решение об одностороннем отказе направлено ООО «СПЕКТР» посредством Почты России (почтовый идентификатор 15004060104786), а также на адрес электронной почты (spectryar@mail.ru) исполнителя, указанный в контракте, в подтверждение представлены кассовый чек и скриншот с электронной почты заказчика.

Учитывая положения части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (при невозможности получения подтверждения датой надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе) и принимая во внимание тот факт, что заказчиком информация о получении исполнителем решения № 1483 от 06.07.2021 об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту № 111.20 от 29.07.2020 не получена, датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе заказчика от исполнения вышеуказанного контракта считается 07.08.2021.

В период с 08.08.2021 по 17.08.2021 ООО «СПЕКТР» не приступил к исполнению обязательств по контракту № 111.20 от 29.07.2020.

Таким образом, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 18.08.2021.

В ходе подготовки к заседанию Инспекцией УФАС по Ярославской области в адрес ООО «СПЕКТР» направлен запрос (от 25.08.2021 № 4422/05-03, от 30.08.2021 № 4480/05-03) о предоставлении письменных пояснений с указанием причин существенных нарушений условий контракта № 111.20 от 29.07.2020 на оказание услуг по уборке зданий, которые привели к одностороннему отказу ГБКУЗ ЯО «Центральная городская больница» от исполнения данного контракта, в запросах также указано на необходимость обеспечения явки ООО «СПЕКТР» 30.08.2021 в 11:30, 31.08.2021 в 09:00 на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО «СПЕКТР» в реестр недобросовестных поставщиков.

На заседания Инспекции (30.08.2021, 31.08.2021) ООО «СПЕКТР» явку не обеспечило (уведомлено надлежащим образом); какие-либо пояснения (письменная позиция) с указанием причин существенных нарушений условий контракта № 111.20 от 29.07.2020 в адрес Ярославского УФАС России не представило.

При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).

Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.

Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.

Исходя из положений части 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта; после чего в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и указанной информации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает соответствующую информацию, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации сами по себе части 6, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ направлены - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2019 № 922-О, от 20.12.2018 № 3234-О и др.).

Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации; по общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что исполнитель (поставщик, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.

При этом недобросовестность лица определяется также той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств.

Учитывая вышеизложенное, доказательств, свидетельствующих о невозможности ООО «СПЕКТР» оказать услуги по уборке зданий по контракту № 111.20 от 27.09.2020, заключенного с ГБКУЗ ЯО «Центральная городская больница», обществом не представлено, при этом, как считает Инспекция и это согласуется непосредственно с целью закупки, ООО «СПЕКТР», подавая заявку на участие в рассматриваемом аукционе, должно было определить (оценить) имеется ли у него возможность оказать услуги, соответствующие требованиям заказчика в необходимом ему объеме, в связи с чем, представляется возможным полагать, что ООО «СПЕКТР», приняв на себя обязательства по контракту, которые не смогло исполнить не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.

Лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям последнего, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки; при этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.

Инспекцией также принято во внимание, что ненадлежащее исполнение со стороны ООО «СПЕКТР» принятых обязательств в рамках заключенного между сторонами контракта нарушают права не только заказчика, но и права неопределенного круга лиц (пациентов).

Согласно части 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «е» пункта 9 и подпунктом «г» пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:

а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона;

б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

В силу пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

На основании пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие, которое предполагает недобросовестное поведение участника закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О, постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 № С1-7/смп-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие» указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.

Таким образом, ООО «СПЕКТР» не исполнило надлежащим образом (в соответствии с требованиями заключенного контракта) принятые на себя обязательства по контракта № 111.20 от 29.07.2020 на оказание услуг по уборке зданий, на что вправе было рассчитывать при заключении контракта ГБКУЗ ЯО «Центральная городская больница», при этом необходимых и достаточных доказательств наличия объективных причин (не зависящих от общества), повлекших за собой невозможность выполнения работ в объеме, установленном в контракте, общество ни заказчику, ни Инспекции не представило, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении подрядчика при исполнении контракта, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика.

Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил. В данном случае исполнитель не указывает на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, которые бы способствовали существенному нарушению ООО «СПЕКТР» условий заключенного контракта; заказчиком подтверждён факт существенного нарушений условий контракта; подрядчиком не представлена (несмотря на запрос Инспекции и предоставление Инспекцией времени исполнителю для сбора необходимых документов) информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающее то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Характер допущенного исполнителем нарушения существенных условий контракта (ненадлежащее выполнение принятых обществом обязательств по контракта № 111.20 от 29.07.2020; избранная модель поведения исполнителя, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО «СПЕКТР». Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.

Инспекция отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.

Инспекция отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 22 Правил до истечения срока, предусмотренного пунктом 21 настоящих Правил, информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Федерального закона, подлежит исключению из реестра органом контроля в случае получения органом контроля решения суда о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.

По результатам проведения Инспекцией проверки порядка расторжения со стороны заказчика контракта, а также порядка и сроков направления заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, нарушений в действиях заказчика не обнаружено.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

  1. Сведения, представленные государственным бюджетным клиническим учреждением здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» (ИНН 7606118356, ОГРН 1187627028050) в отношении общества с ограниченной ответственностью «СПЕКТР» (ИНН 7604337497, ОГРН 1187627000660, КПП 760401001; адрес: 150040, Ярославская область, город Ярославль, улица Свердлова, дом 34, помещение 36, 4 этаж; генеральный директор и учредитель … (ИНН …), учредитель … (ИНН …), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «СПЕКТР» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru).

  1. При проведении Инспекцией проверки соблюдения заказчиком, государственным бюджетным клиническим учреждением здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница», порядка расторжения контракта № 111.20 от 29.07.2020 на оказание услуг по уборке зданий, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «СПЕКТР», нарушений в действиях заказчика не обнаружено.
  2. При проведении Инспекцией проверки соблюдения заказчиком, государственным бюджетным клиническим учреждением здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница», порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об обществе с ограниченной ответственностью «СПЕКТР», нарушений в действиях заказчика не обнаружено.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Руководитель Инспекции

 

Члены Инспекции

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны