Решение №2436/04-01 решение от 6 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 

 

№ 2436/04-01 от 06.03.2020

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО «Старкол»

 

пр-кт Московский, д. 4, эт./пом. 5/4,

г. Воронеж, 394026

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    РЕШЕНИЕ по делу № 076/05/18-791/2019

«20» февраля 2020 года                                                                                      г. Ярославль

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

           председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления                Гудкевич Е. В.,

              члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С. Д.,

             рассмотрев дело № 076/05/18-791/2019 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту поступления звонка рекламного характера на абонентский номер без согласия абонента на его получение,

 

УСТАНОВИЛА:

 

           ООО «Старкол», привлеченное к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на рассмотрение дела не явилось, представителей не направило, уведомлено надлежащим образом.

             В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.

Дело возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 18, части 1           статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

            Рассмотрев материалы дела,  Комиссия пришла к следующим выводам.

Ярославским УФАС России в связи с поступившими 09 октября,                          10 октября, 22 ноября, 04 декабря 2019 года обращениями физического лица установлен факт поступления 13.02.2019 г. в 18.06  с номера 8-961-022-31-90 на номер      без согласия абонента звонка следующего содержания: «Здравствуйте! Звонок «Московского агентства недвижимости» с информацией о выгодных ставках ипотечного кредитования. Мой звонок не является продажей или рекламой. Вам сейчас удобно разговаривать?- Простите, плохо слышно.- Скажите, вы хотите узнать подробнее и записаться на бесплатную консультацию к специалисту агентства? …».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к «Московскому агентству недвижимости», а также к услугам ипотечного кредитования, формирование и поддержание интереса к данным объектам рекламирования и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.

В соответствии счастью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Как следует из обращения и телефонной записи разговора, представленной заявителем в материалы дела, данный звонок с рекламой поступил на абонентский номер без его согласия.

Поступление указанного звонка 13.02.2019 г. в 18.06  с номера                                   8-961-022-31-90 на номер  подтверждается оператором заявителя ПАО «Вымпелком».

ПАО «Вымпелком» в ответ на запрос Ярославского УФАС России представило информацию, о том, что абонентский номер 8-961-022-31-90, с которого поступил звонок с рекламой, выделен ООО «Старкол» (ИНН 3662266022) на основании договора на оказание услуг связи №   г. Копия указанного договора представлена в материалы дела.

ООО «Старкол» не представлено каких-либо письменных пояснений по данному факту, а также доказательств получения согласия абонента на получение рекламы в материалы дела.

Следовательно, в данном случае установлено нарушение части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Статьей 1473 Гражданского кодекса РФ также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (ч. 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (ч. 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В пункте 6 части 1 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» указано, что финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, услуги ипотечного кредитования являются финансовыми, и, следовательно, в рекламе таких услуг должно быть указано наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению ипотечных кредитов.

Поскольку в рассматриваемой рекламе не указано наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению ипотечных кредитов, то, в данном случае также установлено нарушение части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

             Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 данного закона, несет рекламораспространитель.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28  Закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с пунктом 8 статьи 38  Федерального закона «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 6 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламопроизводитель является лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

На основании изложенного,  в соответствии с  пунктами 6, 7, 8 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ООО «Старкол».

          Следовательно, ООО «Старкол» как рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель рассматриваемой рекламы нарушило требования части 1 статьи 18, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

            В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.      

           Ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18, части 1           статьи 28 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать ненадлежащей рекламу: «Здравствуйте! Звонок «Московского агентства недвижимости» с информацией о выгодных ставках ипотечного кредитования. Мой звонок не является продажей или рекламой. Вам сейчас удобно разговаривать?- Простите, плохо слышно.- Скажите, вы хотите узнать подробнее и записаться на бесплатную консультацию к специалисту агентства? …», поступившую 13.02.2019 г. в 18.06 с номера 8-961-022-31-90                                            на номер     без согласия абонента на ее получение, а также без указания наименования лица, оказывающего услуги по предоставлению ипотечных кредитов, поскольку в данном случае нарушены требования части 1 статьи 18, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

         2. Выдать ООО «Старкол» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         3. Передать материалы дел уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Решение изготовлено в полном объеме «06» марта 2020 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                  Е. В. Гудкевич

 

Члены Комиссии:                                                                             А. В. Семенюк

                                                                                                           С. Д. Солодяшкина

Связанные организации

Связанные организации не указаны