Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении производства от 16 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО "Редакция "Угличская газета"

 

152610, Ярославская обл., г. Углич,

ул. Ярославская, д. 50, оф. 414

 

Исх. № 2853/04-01 от 15.03.2018

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 04-01/03-18

 

«07» марта 2018 г. г. Ярославль

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Гудкевич Е.В.,

члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А. В., специалист-эксперт Волкова Л.А.;

рассмотрев дело № 04-01/03-18, возбужденное по факту размещения в газете «Угличская газета» информации о деятельности МУП «Риком» с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителей ООО "Редакция "Угличская газета", привлеченного к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, генерального директора <...> по доверенности от 14.02.2018 г.

УСТАНОВИЛА:

 

В Ярославское УФАС России поступило обращение ООО «Дом памяти Риком» (вх. № 11822 от 09.11.2017 г.) о размещении в газете «Угличская газета» рекламы МУП «Риком» с нарушением действующего рекламного законодательства, а именно статьи 16 и пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В ходе проведенной проверки установлено следующее.

В газете «Угличская газета» № 15 (13649) от 19.04.2017 г. размещена статья о деятельности МУП «Риком».

В соответствии со статьей 16 ФЗ «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".

Рассматриваемая статья содержит следующую информацию: «Мы снизили цены на венки, ограды, ритуальные товары, нашли новых поставщиков, которые предлагают товары по более доступным ценам. Кроме того, расширяем ассортимент товаров...», «В ближайшее время завезем памятники от 4700 руб. за комплект. У нас будет работать художник-портретист», «Весь перечень услуг скоро можно будет увидеть на сайте предприятия www...., который сейчас разрабатывается. И даже сделать через сайт предварительный заказ...», «Адрес...телефоны...» и др.

В свидетельстве о регистрации СМИ ПИ № ТУ76-00428 от 13.10.2016 г. указано, что газета «Угличская газета» имеет информационную тематику и специализацию (регулярное освещение текущих событий). Вместе с тем, размещенная в газете статья не содержит пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы".

Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Статья содержит утверждение: «Муниципальное унитарное предприятие не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». В соответствии с действующим гражданским законодательством муниципальное предприятие является коммерческой организацией, следовательно, основной целью своей деятельности имеет извлечение прибыли.

Таким образом, информация о том, что муниципальное унитарное предприятие не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, является недостоверной.

На основании изложенного дело возбуждено по признакам нарушения статьи 16 и пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

ООО "Редакция "Угличская газета" с вменяемым нарушением не согласно. В письменных пояснениях (вх. № 2394 от 05.03.2018 г.) и на заседании Комиссии представитель общества сообщил следующее. Информация о МУП «Риком», использованная в статье, была получена путем проведения интервью с директором предприятия по заданию главного редактора газеты. Договор на размещение статьи не заключался, денежных средств за публикацию данной статьи издание не получало. Решение о размещении статьи было принято в связи с поступающими в редакцию газеты многочисленными обращениями жителей по вопросам ликвидации МУП «Риком» и порядку получения гражданами услуг по погребению. Публикация данного материала не ставила своей целью привлечения внимания к предприятию, а была направлена на освещение ситуации, возникшей вокруг специализированной службы Угличского муниципального района по вопросам похоронного дела, функции которой выполняет МУП «Риком». Данная тема носила общественно-социальный характер. Распространение информации об организации, предоставляющей услуги, гарантированные государством каждому гражданину Российской Федерации, в частности, наименования, адреса, телефона, сайта и т. д., не может расцениваться как реклама. Указание в статье на то, что «Муниципальное унитарное предприятие не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности», произошло ошибочно. В контексте статьи речь шла именно о специализированной службе, предоставляющей гарантированный и бесплатный перечень услуг по погребению.

Заслушав на заседании Комиссии представителей ООО "Редакция "Угличская газета", рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Для отнесения информации к рекламе все признаки рекламы должны присутствовать в совокупности.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

В пункте 15 информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» разъяснено, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

Статьей 9. Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - ФЗ "О погребении и похоронном деле") супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе перечня услуг по погребению. Данные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно статье 29 ФЗ "О погребении и похоронном деле" создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, и определение порядка деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1.2 Решение Думы Угличского МО от 28.10.2004 N 21 "Об утверждении Положения о порядке деятельности общественных кладбищ на территории Угличского муниципального района" специализированной службой Угличского муниципального района является унитарное предприятие "Риком". Указанным Решением на МУП «Риком» возложены обязанности по оказанию услуг по погребению на безвозмездной основе, оформлению заказов по погребению, организации похоронного дела и благоустройству территории кладбища.

Размещенная в газете «Угличская газета» статья содержит информацию об отмене принятого ранее решения о ликвидации МУП «Риком», о праве каждого человека на получение гарантированного (бесплатного) перечня услуг по погребению, об обязанностях МУП «Риком» по организации всех видов ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, об оказываемых муниципальным унитарным предприятием на безвозмездной основе услуге по доставке тела умершего в морг и услуге ритуального агента, а также об осуществляемых МУП «Риком» мероприятиях по благоустройству (ремонт помещений, вывоз мусора, обрезка кустов и др.).

По мнению Комиссии, указанная информация носит информационный, социально значимый характер и соответствует тематике и специализации газеты.

 

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» настоящий Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Кроме того, согласно письму ФАС России от 26.01.2017 г. № АК/4410/17 в случае распространения справочно-информационных, аналитических, новостных материалов такие сведения не являются рекламой, в том числе в случае упоминания в них наименования юридических лиц, если такое упоминание не осуществляется с основной целью продвижения данного лица или его товаров (услуг) на рынке.

Несмотря на наличие в статье информации о товарах и услугах, реализуемых МУП «Риком» на коммерческой основе (продажа ритуальных товаров, памятников, рассады, искусственных цветов, услуги по установке и демонтажу памятников, благоустройству захоронений), Комиссия приходит к выводу, о том, что в целом рассматриваемая статья носит информационный характер и не имеет в качестве основной цели продвижение МУП «Риком» и реализуемых им товаров и услуг на рынке.

Информация об адресе, телефонах диспетчерской службы и названии сайта, через который можно сделать заказ, является важной и необходимой для людей, попавших с сложную жизненную ситуацию в связи со смертью близкого человека и имеющих намерение воспользоваться бесплатными услугами специализированной службы по вопросам похоронного дела. В связи с чем в контексте данной статьи указанная информация также не может расцениваться в качестве рекламы.

Согласно письменным пояснениям МУП «Риком» (вх. № 13078 от 06.12.2017) и ООО "Редакция "Угличская газета" (вх. № 2394 от 05.03.2018 г.) рассматриваемая статья была размещена в газете «Угличская газета» № 15 (13649) от 19.04.2017 г. на безвозмездной основе по инициативе редакции газеты. Наличия доказательств, свидетельствующих о распространении данной статьи в рекламных целях, при рассмотрении дела не установлено.

На основании изложенного спорная статья не содержит всех необходимых признаков рекламы, в частности, строго заданной цели – продвижения конкретного товара на товарном рынке.

Таким образом, рассматриваемая информационная статья не подпадает под законодательное определение рекламы и, следовательно, в силу пункта 3 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» не должна оцениваться на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, а также имеющихся в деле документов и доказательств Комиссией в ходе рассмотрения дела не установлено наличие факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь абзацем «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Производство по делу № 04-01/03-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе прекратить.

 

Определение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии _________________ Е. В. Гудкевич

 

Члены Комиссии _________________ А. В. Семенюк

 

_________________ Л.А. Волкова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны