Решение б/н Решение и предписание по делу №04-01/138-14 от 25 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Ялта»

8060/04-01 от 25.08.2015 <…>

 

ООО «Графин»

 

<…>

 

<…>

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ по делу № 04-01/138-14

«24» августа 2015 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,

члены Комиссии – начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л. Ю., ведущий специалист-эксперт Ивнева М. Б.,

рассмотрев дело № 04-01/138-14 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы бара «7 Пятниц», являющейся актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством, в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Графин», место регистрации: <…>, по доверенности от 05.02.2015 г., <…>

УСТАНОВИЛА:

17.08.2015 г. в соответствии с пунктом 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, в рассмотрении дела № 04-01/138-14 объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 24.08.2015 г.

24.08.2015 г. в 15 часов 30 минут рассмотрение дела № 04-01/138-14 продолжено.

Ярославским УФАС России в связи с рассмотрением обращения ООО «Ялта», поступившего в Управление 15 октября 2014 года установлен факт распространения 21 октября 2014 года в г. Ярославле в 18 часов 25 минут на перекрестке ул. Свободы с ул. Комсомольской рекламных буклетов с содержанием: «СЕМЬ7ПЯТНИЦ БАР ОТКРЫТИЕ В ОКТЯБРЕ! Надоело Дудеть? Наскучила Жизнь? У Своих тесно? А в Гараже не то? ДАВАЙ В ПЯТНИЦУ! Интересно? Смотри на: 7пт.рф, «в»/bar7fridays», а также распространения аналогичной рекламной информации на радиостанциях: «Европа +» -105, 10 FM, «Радио 7» - 101, 7 FM в период с 15 октября 2014 г. по 24 октября 2014 г.

Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в отношении ООО «Графин», поскольку в рассматриваемой рекламе указаны сведения, которые содержат признаки недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Представитель ООО «Графин» пояснил, что ООО «Графин» с нарушением не согласно, полагает, что указанные в содержании рекламного материала слова и словосочетания «Надоело Дудеть», «Наскучила Жизнь», «У своих тесно», «А в Гараже не то» не могут соотноситься с другими заведениями, не нацелено на получение преимуществ перед другими заведениями. Также по мнению ООО «Графин» выводы, сделанные в лингвистической экспертизе, имеющейся в материалах дела, носят субъективный характер.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ООО «Графин», Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к бару «7 Пятниц», формирование и поддержание интереса к этому бару, и, следовательно, эта информация является рекламной.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недобросовестной согласно пункту 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно части 3 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.

В городе Ярославле осуществляют деятельность следующие заведения: «Дудки бар», бар «Я люблю тебя, Жизнь», ресторан-бар «Свои да Наши», бар «Папин гараж». Деятельность данных заведений относится к сфере развлечений, клубов, баров.

Поскольку заведение «7 Пятниц» является баром, его деятельность относится к той же сфере, что и деятельность заведений «Дудки бар», «Я люблю тебя, Жизнь», «Свои да Наши», «Папин гараж». Следовательно, данные заведения являются конкурентами.

В рассматриваемой рекламе содержатся вопросы: «Надоело Дудеть? Наскучила Жизнь? У Своих тесно? А в Гараже не то?», в которых используются слова, содержащиеся в названиях заведений-конкурентов, а именно, «Дудеть» («Дудки бар»), «Жизнь» («Я люблю тебя, Жизнь»), «у Своих» («Свои да Наши»), «в Гараже» («Папин гараж»). Кроме того, данные слова написаны с заглавных букв, что также косвенно указывает на названия конкурентов бара «7 Пятниц».

Также в данных вопросах содержатся негативные предположения о барах-конкурентах: «Надоело», «Наскучила», «тесно», «не то», что способствует возникновению сомнений в привлекательности соответствующих заведений для целевой аудитории, посетителей баров.

Далее в рассматриваемой рекламе в ответ на вопросы с негативными предположениями о конкурентах, в противопоставление содержится приглашение: «ДАВАЙ В ПЯТНИЦУ!»

На официальном сайте Ярославского УФАС России в сети Интернет http://yaroslavl.fas.gov.ru проводился социальный опрос, в котором содержалось три вопроса: «Направлена ли данная реклама на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности?», «Является ли некорректным сравнение услуг бара «Бар 7 пятниц» с услугами аналогичных заведений г. Ярославля», «Следует ли из текста рекламы вывод: не посещайте заведение «дудки бар», бар «Я люблю тебя, жизнь», «Свои да наши», «Папин гараж»?». В процентном соотношении результаты голосования по данным вопросам выглядят следующим образом: 1) 46% и 54 %; 2) 47 % и 53 %; 3) 41% и 59%.

Относительно содержания рассматриваемой рекламы 29 октября 2014 г. в Ярославском УФАС России также проведено заседание Общественно-консультативного совета, по результатам которого в связи с разделением голосов принято единогласное решение, что реклама требует более глубокого экспертного изучения.

На заседании Комиссии 24.01.2015 г. по рассмотрению дела № 04-01/138-14 представитель ООО «Графин» заявил ходатайство о проведении лингвистической экспертизы рассматриваемой рекламы.

Ходатайство ООО «Графин» было удовлетворено, в связи с чем, было назначено проведение лингвистической экспертизы, производство которой было поручено заведующей кафедрой теории и практики коммуникации факультета филологии и коммуникации Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, доктору педагогических наук, профессору Антоновой Любви Геннадьевне.

Для проведения данной экспертизы перед специалистом были поставлены следующие вопросы: 1) Могут ли слова и словосочетания «Дудеть», «Жизнь», «у Своих», «В Гараже» в тексте: «СЕМЬ7ПЯТНИЦ БАР ОТКРЫТИЕ В ОКТЯБРЕ! Надоело Дудеть? Наскучила Жизнь? У Своих тесно? А в Гараже не то? ДАВАЙ В ПЯТНИЦУ! Интересно? Смотри 7пт.рф, «в»/bar7fridays» быть восприняты как указание на названия клубных развлекательных заведений г. Ярославля «Дудки бар», «Я люблю тебя, Жизнь», «Свои да Наши», «Папин гараж»? ; 2) Носит ли данный текст характер сравнения клубных, развлекательных заведений г. Ярославля «Дудки бар», «Я люблю тебя, Жизнь», «Свои да Наши», «Папин гараж» с баром «7 Пятниц»?; 3) Носит ли сравнение в данном тексте некорректный характер, имеется ли в нем скрытое указание на преимущества бара «7 Пятниц», а также скрытое противопоставление с другими клубными, развлекательными заведениям («Дудки бар», «Я люблю тебя, Жизнь», «Свои да Наши», «Папин гараж»)?

По результатам проведенной 12 марта 2015 г. в 12 часов 30 минут на кафедре теории и практики коммуникации экспертизы заведующей кафедрой теории и практики коммуникации факультета филологии и коммуникации Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, доктором педагогических наук, профессором Антоновой Любовью Геннадьевной, проводившей исследование, сделаны следующие выводы:

«Предложенный для лингвистической экспертизы рекламный постер с содержанием: «СЕМЬ7ПЯТНИЦ БАР ОТКРЫТИЕ В ОКТЯБРЕ! Надоело Дудеть? Наскучила Жизнь? У Своих тесно? А в Гараже не то? ДАВАЙ В ПЯТНИЦУ! Интересно? Смотри 7пт.рф, «в»/bar7fridays» содержит слова и словосочетания «Дудеть», «Жизнь», «у Своих», «В Гараже», которые воспринимаются реципиентом (читателем) как указание на названия клубных развлекательных заведений г. Ярославля «Дудки бар», «Я люблю тебя, Жизнь», «Свои да Наши», «Папин гараж».

В представленном для лингвистической экспертизы тексте установлен характер сравнения клубных развлекательных заведений г. Ярославля «Дудки бар», «Я люблю тебя, Жизнь», «Свои да Наши», «Папин гараж» с баром «7 Пятниц».

Сравнение в данном тексте носит некорректный характер, в нем имеется несоответствующие действительности сведения, представленные как субъективные мнения-оценки, нефактологического характера, выраженные с помощью слов с негативной коннотацией, которые содержат скрыто противопоставление бара «7Пятниц» с другими клубными развлекательными заведениями («Дудки бар», «Я люблю тебя, Жизнь», «Свои да Наши», «Папин гараж»)».

На основании изложенного, в рассматриваемой рекламе содержится некорректное сравнение бара «7Пятниц» с другими клубными развлекательными заведениями г. Ярославля «Дудки бар», «Я люблю тебя, Жизнь», «Свои да Наши», «Папин гараж», что представляет собой акт недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством, и, следовательно, является нарушением требований пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 2 статьи 5 Закона несет рекламодатель.

Пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определяет рекламодателя как изготовителя или продавца товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что бар «7 Пятниц» располагается по адресу: г. Ярославль, ул. Комсомольская, д. 10 а. Данное заведение принадлежит ООО «Графин» (ИНН 7604246560). Согласно выписки из ЕГРЮЛ с сайта Федеральной налоговой службы http://fcod.nalog.ru/ адрес (место нахождения) ООО «Графин»: 150000, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 9, место действия: 150000, г. Ярославль, ул. Комсомольская, д. 10 а.

ООО «Графин» на заседание Комиссии 14.01.2015 г. представило копию договора для рекламной акции № 88853, заключенного между ООО «УК «Артвис-Медиа» и ООО «Графин», копию акта №1921/88853 от 24.10.2014 г. на размещение рекламы на радио «Радио 7», «Европа плюс Ярославль», «Серебряный дождь», по которому заказчиком выступает ООО «Графин», а исполнителем ООО «УК «Артвис-Медиа»; копии листов с графиками размещения рекламной акции № 88853 на указанных радиостанциях.

Кроме того, представитель ООО «Графин» на заседании Комиссии 14.01.2015 г. Беркович В. Г. подтвердил, что ООО «Графин» размещало рассматриваемую рекламу.

На основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Графин».

Ответственность за нарушения требований пункта 4 части 2 статьи 5 «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 26, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу: «СЕМЬ7ПЯТНИЦ БАР ОТКРЫТИЕ В ОКТЯБРЕ! Надоело Дудеть? Наскучила Жизнь? У Своих тесно? А в Гараже не то? ДАВАЙ В ПЯТНИЦУ! Интересно? Смотри на: 7пт.рф, «в»/bar7fridays», распространяемую в виде рекламных буклетов, а также на радиостанциях: «Европа +» -105, 10 FM, «Радио 7» - 101, 7 FM, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Графин» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «24» августа 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов

Члены Комиссии: Л. Ю. Бай-Бородина

М. Б. Ивнева

 

ООО «Графин»

 

<…>

8061/04-01 от 25.08.2015

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/138-14

 

24 августа 2015 года город Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Завьялов М. Ф.,

члены Комиссии – начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л. Ю., ведущий специалист-эксперт Ивнева М. Б.,

на основании своего решения от «24» августа 2015 г. по делу № 04-01/138-14 о признании ненадлежащей рекламы бара «7 Пятниц», поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 4, 30, 37-42, 44, 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Графин», адрес регистрации: <…>, в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы: «СЕМЬ7ПЯТНИЦ БАР ОТКРЫТИЕ В ОКТЯБРЕ! Надоело Дудеть? Наскучила Жизнь? У Своих тесно? А в Гараже не то? ДАВАЙ В ПЯТНИЦУ! Интересно? Смотри на: 7пт.рф, «в»/bar7fridays», содержащей некорректные сравнения бара «7Пятниц» с другими клубными развлекательными заведениями г. Ярославля: «Надоело Дудеть? Наскучила Жизнь? У Своих тесно? А в Гараже не то? ДАВАЙ В ПЯТНИЦУ!», что представляет собой акт недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

2. ООО «Графин», адрес регистрации: <…>, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 сентября 2015 г.

В случае невыполнения в установленный срок законного предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на граждан штраф в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии М. Ф. Завьялов

 

Члены Комиссии Л. Ю. Бай-Бородина

 

М. Б. Ивнева

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны