Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-01/15-16 от 25 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Частное учреждение культуры

Художественный и исторический

25.04.2016 № 4482/04-01 музей «Отечество»

 

ул. Чкалова, д. 2, оф. 1007,

г. Ярославль, 150054

 

ул. Советская, д. 1, село Толбухино,

Ярославская область, Ярославский район, 150512

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ по делу № 04-01/15-16

«11» апреля 2016 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,

члены Комиссии – начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л. Ю., ведущий специалист-эксперт Солодяшкина С.Д.,

рассмотрев дело № 04-01/15-16 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы историко-музейного комплекса «Отечество» в селе Толбухино с признаками нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – Частного учреждения культуры Художественного и исторического музея «Отечество», место регистрации: 150512, Ярославский район, Ярославская область, село Толбухино, ул. Советская, д. 1, генерального директора <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

Ярославским УФАС России в связи с поступившим 20 января 2016 года обращением в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении Частного учреждения культуры Художественного и исторического музея «Отечество», выявлено размещение рекламы в эфире радиостанции «Эхо Москвы Ярославль» 13 января 2016 г. в 19 часов 59 минут следующего содержания: «Приглашаем на экскурсии в историко-музейный комплекс Толбухино. В программе: Дом царских лепщиков Инюшкиных; Музей маршала Толбухина; Музей Керамики; Музей Связи; Музей Чаепития; Музей Бронзового века; Музей Петра I – шедевры Караваджо, Рафаэля, Рембрандта. Синий Камень; Священная риза Пресвятой Богородицы. Проезд бесплатный. Запись по телефону: 74-40-51, 74-40-51.0».

Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в отношении Частного учреждения культуры Художественного и исторического музея «Отечество», поскольку в ходе проведения внеплановой документарной проверки Частным учреждением культуры Художественным и историческим музеем «Отечество» не предоставлено доказательств того, что в историко-музейном комплексе «Отечество» в селе Толбухино представлены оригиналы шедевров Караваджо, Рафаэля и Рембрандта.

Представитель Частного учреждения культуры Художественного и исторического музея «Отечество» пояснил, что музей «Гравюры» открыт в 2015 году и входит в состав музейного комплекса «Толбухино». В музее представлены оригиналы уникальных гравюр с произведений великих мастеров прошлого: Караваджо, Рубенса, Рафаэля и др. По определению искусствоведов, гравюры – это абсолютные шедевры искусства. Гравюры нельзя считать товаром, поэтому к ним нельзя применять ФЗ «О рекламе». Рафаэль никогда не занимался резьбой по металлу и по дереву и не резал гравюры. В Интернете все музеи мира, сообщая о гравюрах, называют автора первичного произведения: Рубенса, Рафаэля или Микеланджело, не называя гравера, в то же время, применяя слова «шедевры», «величайшие шедевры», имея в виду гравюру. Таким образом, Частное учреждение культуры Художественный и исторический музей «Отечество» полагает, что также не нарушило требования ФЗ «О рекламе». Кроме того, по поручению губернатора Ярославской области Ястребова С. Н экспертом Росохранкультуры <…> проведена искусствоведческая экспертиза гравюры с картины Рубенса. Данная гравюра оказалась оригиналом в единственном экземпляре. Все гравюры для Толбухино без экспертизы проверялись опытными специалистами, поэтому Частное учреждение культуры Художественный и исторический музей «Отечество» считает их уникальными шедеврами.

Копии аналогичных пояснений Частного учреждения культуры Художественного и исторического музея «Отечество» представлены в материалы дела (вх. № 3318 от 11.04.2016). В качестве приложений к указанным пояснения представлены тексты согласованной рекламы разных периодов; определение слова «товар»; копия заключения искусствоведческой экспертизы; определение слова «шедевр».

Также представитель Частного учреждения культуры Художественного и исторического музея «Отечество» пояснил, что действительно данная организация заказывала размещение рассматриваемой рекламы, данный факт не отрицает. Кроме того, в рекламе все-таки было упущено слово «гравюры», более грамотно было бы указать «уникальные гравюры с шедевров». На данный момент указанная неточность в рекламе устранена.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя Частного учреждения культуры Художественного и исторического музея «Отечество», Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Пункт 2 той же статьи определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи, товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к музеям историко-музейного комплекса Толбухино, формирование и поддержание интереса к данным музеям и продвижения их услуг на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Частное учреждение культуры Художественный и исторический музей «Отечество» в рамках проверки предоставило пояснения (вх. № 2245 от 14.03.2016), в которых указано, что на экспозиции представлены оригиналы гравюр с произведений Караваджо, Рафаэля, Рембрандта. Пояснить, выполнены ли данные гравюры (резьба по металлу) рукой Рафаэля, Частное учреждение культуры Художественный и исторический музей «Отечество» не может, поскольку это может оценить только специальная экспертиза.

Доказательств того, что в историко-музейном комплексе «Отечество» в селе Толбухино представлены оригиналы шедевров Караваджо, Рафаэля и Рембрандта Частным учреждением культуры Художественным и историческим музеем «Отечество» в ходе проведения проверки не предоставлено.

На заседание Комиссии Частным учреждением культуры Художественным и историческим музеем «Отечество» также представлены пояснения (вх. № 3318 от 11.04.2016), согласно которых в музее представлены оригиналы уникальных гравюр с произведений великих мастеров прошлого: Караваджо, Рубенса, Рафаэля и др.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе указаны недостоверные сведения об услугах в историко-музейном комплексе Толбухино, в частности, о том, что в указанном музее представлены шедевры Караваджо, Рафаэля, Рембрандта, в то время как в действительности в данном музее представлены гравюры с шедевров Караваджо, Рафаэля, Рембрандта, выполненные иными авторами-граверами, что является нарушением требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона несет рекламодатель.

Пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определяет рекламодателя как изготовителя или продавца товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В подтверждение размещения данной информации 13 января 2016 г. в 19 часов 59 минут в эфире радиостанции «Эхо Москвы Ярославль» ООО «Ярославская служба новостей» предоставлены (вх. № 1152 от 10.02.2016) копия спонсорского договора к рекламной акции № 96729 от 11.01.2016 г., заключенного с Частным учреждением культуры Художественным и историческим музеем «Отечество», с приложением медиаплана; копия согласованного для размещения текста; копия акта выполненных работ № 5/96729 от 29.01.2016 г., копия приходного кассового ордера № 54 от 16.12.2015 г., запись прогноза погоды от 13.01.2016 г., в рамках которого размещалась рассматриваемая информация.

В ответ на запрос Ярославского УФАС России в рамках проверки Частным учреждением культуры Художественным и историческим музеем «Отечество» представлены, в том числе, следующие документы (вх. № 2245 от 14.03.2016): копия квитанции к приходному кассовому ордеру № 54 от 16 декабря 2015 г.; копия акта № 5/96729 от 29.01.2016 г.; копия спонсорского договора к рекламной акции № 96729 от 11.01.2016 г.,

Также Художественным и историческим музеем «Отечество» предоставлен согласованный для размещения текст рассматриваемой рекламы (вх. № 3318 от 11.04.2016).

На основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является Частное учреждение культуры Художественный и исторический музей «Отечество».

Таким образом, Частное учреждение культуры Художественный и исторический музей «Отечество» как рекламодатель рассматриваемой рекламы соответственно несет ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 «О рекламе».

Из указанных документов, а также пояснений представителя Частного учреждения культуры Художественного и исторического музея «Отечество» следует, что срок размещения рассматриваемой рекламы закончился и на момент рассмотрения дела реклама не распространяется. В подтверждение предоставлен

 

согласованный текст рекламы с устранением нарушения (вх. № 3318 от 11.04.2016).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; является ненадлежащей.

Ответственность за нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 26, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Приглашаем на экскурсии в историко-музейный комплекс Толбухино. В программе: Дом царских лепщиков Инюшкиных; Музей маршала Толбухина; Музей Керамики; Музей Связи; Музей Чаепития; Музей Бронзового века; Музей Петра I – шедевры Караваджо, Рафаэля, Рембрандта. Синий Камень; Священная риза Пресвятой Богородицы. Проезд бесплатный. Запись по телефону: 74-40-51, 74-40-51.0», размещенную 13 января 2016 г. в 19 часов 59 минут в эфире радиостанции «Эхо Москвы Ярославль», поскольку в данном случае нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание Частному учреждению культуры Художественному и историческому музею «Отечество» не выдавать в связи с добровольным устранением нарушений.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «18» апреля 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов

Члены Комиссии: Л. Ю. Бай-Бородина

С.Д. Солодяшкина

Связанные организации

Связанные организации не указаны