Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-01/18-16 от 27 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФГУП «Всероссийская Государственная

6014/04-01 от 25.05.2016 телевизионная и радиовещательная

компания»

 

ул. Ямского поля, 5-я, д. 19-21,

г. Москва, 125040

 

ул. Богдановича, д. 16,

г. Ярославль, 150014

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ по делу № 04-01/18-16

«11» мая 2016 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,

члены Комиссии – начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л. Ю., ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Солодяшкина С.Д.,

рассмотрев дело № 04-01/18-16 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения в выпуске новостей «Вести-Ярославль» на телеканале «Россия 1» информации рекламного характера о новой программе «VITALI» в Ярославском цирке с нарушением требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ФГУП «Всероссийская Государственная телевизионная и радиовещательная компания», место регистрации: 125040, г. Москва, ул. Ямского поля, 5-я, д. 19-21, по доверенности № 01-01/281 от 26.04.2016 г. <…>, а также по доверенности № 160 от 20.04.2016 г. <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

Ярославским УФАС России в связи с поступившим 17 марта 2016 года обращением физического лица установлен факт размещения 17.03.2016 г. в выпуске новостей «Вести-Ярославль» на телеканале «Россия 1» в 07 часов 37 минут информации рекламного характера о новой программе «VITALI» в Ярославском цирке с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Дело возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 14, части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), поскольку при трансляции рассматриваемой рекламы новой программы «VITALI» в Ярославском цирке в выпуске новостей «Вести-Ярославль» на телеканале «Россия 1» отсутствует предварительное сообщение о последующей трансляции рекламы, а также отсутствует указание категории данной информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Представители ФГУП «Всероссийская Государственная телевизионная и радиовещательная компания» пояснили следующее.

17 марта 2016 г. в период с 07.00 до 08.00 часов в программе «Вести. Ярославль» был размещен сюжет о генеральной репетиции цирковой программы «Цирка Витали». Указанный сюжет является исключительно информационным, на который не распространяется ФЗ «О рекламе» по следующим основаниям.

Анализируя законодательство и официальные комментарии ГТРК «Ярославия» считает, что в сюжете о прошедшей репетиции цирковой программы отсутствуют признаки рекламы. Сюжет не содержит информации, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В сюжете отсутствует предназначение рекламы, как расширение спроса и увеличение прибыли. В сюжете отсутствует привлекательный образ доступных товаров, отсутствует стимуляция их приобретения. Отсутствует убеждение потребителей в необходимости купить товар.

В сюжете рассказывается о том, как прошла репетиция программы, о животных, которые участвуют в цирковой программе, о том, чем этих животных кормят и сколько им лет. К тому же, цирковая репетиция программы совпала с датой, когда 53 года назад был открыт Ярославский цирк, что является информационным поводом в рамках формата новостей. Что касается предстоящей премьеры, то указано, что она пройдет «уже в субботу», конкретной даты не упоминается, в тексте сюжета не содержится мотивации потребителя совершить какие-либо действия. В информационном сюжете не содержится информации ни о стоимости билетов, ни о способе их приобретения, не указаны товарные знаки наименования компаний. Сюжет носит исключительно информационный характер.

Цирк, как и иные виды искусств, является социально-культурным мероприятием и носит культурно-просветительский характер. Такого рода информационные сюжеты направлены исключительно на освещение событий культурной жизни общества, то есть на общественные и духовные интересы, достижения народа. Что само по себе не может рассматриваться как реклама. Определяя указанный информационный сюжет как рекламный, ставятся под сомнение и все информационные сюжеты такого рода, распространяемые на всех телеканалах как на территории Ярославской области, так и на территории Российской Федерации.

В соответствии с уставом ВГТРК, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 111 «О Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании», целями деятельности компании являются, в том числе предоставление телезрителям и радиослушателям оперативной и всесторонней информации о событиях в Российской Федерации и за рубежом, содействие развитию свободы средств массовой информации, сохранению и распространению российской культуры.

В связи с изложенным, договор на изготовление и размещение рекламы не заключался, текста рекламы, документов, подтверждающих оплату рекламы, не существует. Между ВГТРК и ФКП «Росгосцирк» заключен договор об оказании информационных услуг. Наличие договора не нарушает действующее законодательство, не противоречит ФЗ «О рекламе», так как только содержание материала может свидетельствовать о том, является или нет материал рекламным. Наличие договора не свидетельствует о том, что материал носит рекламный характер.

Относительно отсутствия знака информационной продукции представители ФГУП «Всероссийская Государственная телевизионная и радиовещательная компания» также пояснили, что информационный сюжет не является рекламой. Телепрограмма «Вести. Ярославль» выходит без знака информационной продукции в прямом эфире в соответствии с нормами Федерального закона от 29.10.2010 № 436 –ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно разъяснениям Роскомнадзора «Рекомендации средствам массовой информации по применению Федерального закона от 29.10.2010 № 436 –ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», опубликованным 04.09.2012 г. на интернет портале Роскомнадзора, без знака информационной продукции могут транслироваться телепрограммы, телепередачи, транслируемые в эфире без предварительной записи и информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

Копии аналогичных пояснений представлены ФГУП «Всероссийская Государственная телевизионная и радиовещательная компания» (вх. № 4123 от 04.05.2016) в материалы дела.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей ФГУП «Всероссийская Государственная телевизионная и радиовещательная компания», Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 той же статьи определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В рассматриваемой информации говорится о новой программе «VITALI» в Ярославском цирке, премьера которой должна состояться через несколько дней после данного выпуска новостей «Вести-Ярославль». Кроме того, в репортаже рассказывается о том, что 16 марта 2016 г. прошла первая репетиция данной программы, показываются сюжеты с репетиции с участием животных, задействованных в программе «VITALI», перечисляются их разновидности, с указанием особенностей, артисты-участники программы и дрессировщики дают интервью и рассказывают о характерах и повадках животных, о некоторых секретах их дрессировки.

Также содержится информация о том, когда должна состояться премьера программы «а увидеть премьеру в Ярославском цирке можно уже в субботу…».

Телезрители получают первое впечатление о том, что будет представлено на премьере новой программы «VITALI» в Ярославском цирке, какие известные артисты и животные являются участниками данной программы, а также получают информацию о том, какими интересными качествами обладают задействованные в программе животные. В частности, содержится информация «еноты по природе непослушные и очень ленивые, но этот проворно и увлеченно перебирает цепкими лапками по канату. Носухи - хорошие древесные альпинисты, стремительные, но аккуратные. А вот кошек мейн-кунов в цирке можно увидеть редко, животные сложные, к каждой свой подход. Любовь Воробьева, артистка, дрессировщица кошек и медведей», «у медведей склонности к «звездной болезни» меньше – рассказывает Виталий Воробьев. Кстати в его косолапой команде только дамы, все сладкоежки, может этим и объясняется их долгожительство. Виталий Воробьев, народный артист РФ, дрессировщик медведей, руководитель программы», «кстати, эти медведи еще и летают». Данная информация сопровождается демонстрацией видеосюжета, иллюстрирующего качества животных, с фрагментами интересных номеров с их участием, которые будет представлены на премьере цирковой программы «VITALI». В частности, показано, как енот двигается по канату, носухи быстро передвигаются по специальным сооружениям, выполняют команды и бегают кошки мейн-куны, медведи ездят на мотоцикле, жонглируют, прыгают, катаются на бочках, пролезают под препятствиями. Кроме того, продемонстрирован фрагмент циркового номера с участием акробатов.

Следовательно, в данном сюжете формируется интерес и привлекается внимание к новой цирковой программе«VITALI».

Кроме того, в соответствии с пояснениями ФГУП «Всероссийская Государственная телевизионная и радиовещательная компания» (вх. № 4123 от 04.05.2016), а также документами на размещение рассматриваемой информации о новой программе «VITALI» в Ярославском цирке, представленными в материалы дела, данная информация размещалась на коммерческой основе.

Таким образом, информация, размещенная 17 марта 2016 года в 07 часов 37 минут в выпуске новостей «Вести-Ярославль» на телеканале «Россия 1», о новой программе «VITALI» в Ярославском цирке обладает всеми законодательно определенными признаками рекламы и, следовательно, является рекламой, объектом рекламирования в которой выступает новая программа «VITALI» в Ярославском цирке.

В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе» прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

При трансляции рассматриваемой рекламы новой программы «VITALI» в Ярославском цирке в выпуске новостей «Вести-Ярославль» на телеканале «Россия 1» отсутствует предварительное сообщение о последующей трансляции рекламы, что является нарушением требований части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, согласно части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Согласно пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

В пункте 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" указано, что классификация информационной продукции – это распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Как следует из положений части 3 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции: 1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет; 2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет; 3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет; 4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет; 5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

В данном случае информационной продукцией является информация, распространяемая посредством зрелищного мероприятия, а именно, новой программы «VITALI» в Ярославском цирке.

При трансляции рассматриваемой рекламы новой программы «VITALI» в Ярославском цирке в выпуске новостей «Вести-Ярославль» на телеканале «Россия 1» отсутствует указание категории данной информационной продукции, что является нарушением требований части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 14 и частью 10.1 статьи 5 данного закона несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

На официальном сайте ГТРК «Ярославия» в сети Интернет http://www.vesti-yaroslavl.ru/o-nas/o-kompanii в разделе «О компании» указано, что филиал Федерального Государственного унитарного предприятия «Всероссийская Государственная телевизионная и радиовещательная компания» "Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Ярославия» осуществляет региональное вещание, в том числе, на телеканале «Россия 1».

ФГУП «Всероссийская Государственная телевизионная и радиовещательная компания» в качестве приложений к пояснениям (вх. № 4123 от 04.05.2016) представлены, DVD-диск с записью эфира (федеральный, региональный) от 17 марта 2016 г., копия свидетельства о государственной регистрации, копия свидетельства о постановке на учет, копия уведомления о постановке на учет в налогом органе обособленного подразделения, копия лицензии на осуществление телевизионного вещания – Телеканал «Россия» (Россия-1) Эл№ ФС 77-48137 от 30.12.2011 г., копия приказа о создании филиала № 436 от 15.12.2004 г., копия договора об оказании информационных услуг № 31 от 09.03.2016 г., копия дополнительного соглашения к договору об оказании информационных услуг № 31 от 09.03.2016 г., копия счета на оплату № 42 от 10.03.2016 г., копия акта № 96 от 17.03.2016 г., копия эфирной справки от 17.03.2016 г., копия приходного кассового ордера № 68 от 07.04.2016 г., копия текста (сценария) к дополнительному соглашению № 2 от 10.03.2016 г. к договору № 31 от 09.03.2016 г.

Кроме того, представители ФГУП «Всероссийская Государственная телевизионная и радиовещательная компания» на заседании Комиссии пояснили, что копия дополнительного соглашения № 1 к договору об оказании информационных услуг № 31 от 09.03.2016 г. предоставлена в материалы дела ошибочно и к рассматриваемой рекламе отношения не имеет.

В материалы дела предоставлена (вх. № 4383 от 11.05.2016) копия дополнительного соглашения № 2 к договору об оказании информационных услуг № 31 от 09.03.2016 г., в соответствии с которым размещалась рассматриваемая реклама.

В пункте 1.1 договора об оказании информационных услуг № 31 от 09.03.2016 г. указано, что по заданию Заказчика (ФКП «Росгосцирк») Исполнитель (ФГУП «ВГТРК») принимает на себя обязательство осуществлять возмездное оказание услуг по информационному сопровождению цирковой программы «Цирк Витали», указанных в дополнительных соглашениях к настоящему договору в объемах, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором и соответствующими дополнительными соглашениями к нему, а Заказчик (ФКП «Росгосцирк») обязуется принять и оплатить надлежаще оказанные Исполнителем (ФГУП «ВГТРК») информационные услуги.

В пункте 2.1 указанного договора содержится информация о том, что вид информационных услуг, их продолжительность, дата выхода информации в эфир и иные условия указываются Заказчиком (ФКП «Росгосцирк») в соответствующей заявке, которая направляется Заказчиком (ФКП «Росгосцирк») посредством электронной почты, телефонной или факсимильной связи, не позднее, чем за сутки до предполагаемого начала оказания информационных услуг, а в случае оказания информационных услуг в выходные дни – не позднее, чем за двое суток.

Относительно данного пункта представители ФГУП «Всероссийская Государственная телевизионная и радиовещательная компания» на заседании Комиссии пояснили, что в данном случае заявка направлялась Заказчиком (ФКП «Росгосцирк») посредством телефонной связи.

Согласно пункту 2.2.3 данного договора Исполнитель (ФГУП «ВГТРК») обязуется обеспечить Заказчику (ФКП «Росгосцирк») выполнение информационных услуг своим персоналом, имеющим необходимую квалификацию и опыт оказания услуг такого рода, какие предусмотрены настоящим договором.

В пункте 1 дополнительного соглашения № 2 к договору об оказании информационных услуг № 31 от 09.03.2016 г. в разделе «Вид информационных услуг» указано «Информационный сюжет о генеральной репетиции цирковой программы «Цирк Витали» (разработка сценария, видеозапись, размещение в эфире), в разделе «Телеканал, дата и выхода в эфир» указано «Россия-1», в частности 17.03.2016 г., в интервалах вещания 07.35-07.41».

В пункте 4 указанного дополнительного соглашения содержится информация о том, что Заказчик (ФКП «Росгосцирк») обязуется не менее, чем за сутки до даты съемки материала, а если съемки проходят в выходные дни, не менее, чем за двое суток до даты съемок, предоставить Исполнителю (ФГУП «ВГТРК») заявку с указанием интервьюируемых лиц, названием их должностей, ключевых фактов, которые должны быть отражены в тексте сюжета, а также сообщить фамилию, имя, номер телефона и адрес электронной почты ответственного представителя Заказчика (ФКП «Росгосцирк»), уполномоченного утверждать подготавливаемые Исполнителем (ФГУП «ВГТРК») по настоящему договору информационные видеоматериалы.

Согласно пункту 5 указанного дополнительного соглашения Заказчик (ФКП «Росгосцирк») вправе знакомиться с разработанным Исполнителем (ФГУП «ВГТРК») текстом информационных материалов, а при необходимости согласовывать смонтированный видеоряд не позднее, чем за три часа до выхода в эфир.

В соответствии с пунктом 6 данного дополнительного соглашения текст (сценарий) информационного сюжета подлежит согласованию с Заказчиком (ФКП «Росгосцирк»). Согласование осуществляется по телефону, факсу либо по электронной почте с последующим обязательным подписанием на бумажном носителе по форме Исполнителя (ФГУП «ВГТРК»).

Копия текста (сценария) к указанному дополнительному соглашению № 2 от 10.03.2016 г. к договору № 31 от 09.03.2016 г. представлена (вх. № 4123 от 04.05.2016) в материалы дела.

На основании изложенного, рекламораспространителем является ФГУП «Всероссийская Государственная телевизионная и радиовещательная компания».

Таким образом, ФГУП «Всероссийская Государственная телевизионная и радиовещательная компания» как рекламораспостранитель рассматриваемой рекламы несет ответственность за нарушение требований части 1 статьи 14 и части 10.1 статьи 5 «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; является ненадлежащей.

Ответственность за нарушения требований части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность за нарушения требований части 10.1 статьи 5 «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 26, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу новой программы «VITALI» в Ярославском цирке, размещенную 17.03.2016 г. в выпуске новостей «Вести-Ярославль» на телеканале «Россия 1» в 07 часов 37 минут, без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы, а также без указания категории данной информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", поскольку в данном случае нарушены требования части 1 статьи 14 и части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «25» мая 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов

Л. Ю. Бай-Бородина

Члены Комиссии: С.Д. Солодяшкина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны