Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ от 25 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Совкомбанк»

пр-т Текстильщиков, д. 46

г. Кострома, 156000

 

ИП <...>

ул. Б. Федоровская, д. 75, кв. 31

г. Ярославль, 150001

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/35-17

«25» октября 2017года г. Ярославль

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И.,

члены Комиссии: главный специалист-эксперт Солодяшкина С.Д., ведущий специалист-эксперт Семенюк А.В.,

рассмотрев дело № 04-01/35-17, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг, без указания полного наименования лица предоставляющего услуги кредитования и условий предоставления кредита, с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

ПАО «Совкомбанк» и ИП <...>, привлеченные к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, на заседание комиссии не явились, представителей не направили, уведомлены надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.

Ярославским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 23 июня 2017 г. на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. С. Орджоникидзе, д. 12, выявлено размещение информации следующего содержания: «СОВКОМБАНК. Денежный кредит 12%плюс. Вы пенсионер? Дадим Вам 12%. Звонок по России бесплатный 8 800 100 000 6. www.sovcombank.ru».

В связи с установлением факта распространения указанной рекламы, возбуждено дело № 04-01/35-17 по признакам нарушения части 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), поскольку при размещении на рекламной конструкции рекламы финансовых услуг, не были указаны полное наименование лица предоставляющего услуги кредитования и условия предоставления кредита.

В качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечены ПАО «Совкомбанк» и ИП <...>

Рассмотрев материалы дела, предоставленные лицами документы и пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, размещенная на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. С. Орджоникидзе, д. 12, по своему содержанию соответствует законодательному понятию рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к финансовым услугам предоставляемым ПАО «Совкомбанк», формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке, следовательно, является рекламой.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно статье 7 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

В рассматриваемой рекламе указано фирменное наименование лица «Совкомбанк», но данный факт не освобождает от исполнения обязанности по указанию полного наименования лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги.

Поскольку в рассматриваемой рекламе полное наименование лица, оказывающего рекламируемые банковские услуги (с указанием организационно-правовой формы), размещено в нижней части баннера и напечатано мелким шрифтом, невозможным для восприятия на расстоянии от установленной на фасаде здания рекламной конструкции до пешеходной и автомобильной зон, указанная информация является нечитаемой и подлежит прочтению лишь с применением специальных технических средств.

Согласно требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Содержащаяся в рекламе информация должна восприниматься потенциальным потребителем и быть читаемой; не читаемая и не воспринимаемая информация должна признаваться отсутствующей. Таким образом, в рассматриваемой рекламе фактически отсутствует часть существенной информации, а именно отсутствует наименование общества, содержащее указание на его организационно-правовую форму, таким образом, данная реклама является ненадлежащей, размещенной без указания наименования лица, оказывающего банковские услуги, с нарушением части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Рассматриваемая реклама банковской услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, следовательно, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

В вышеуказанной рекламе крупным шрифтом указана только процентная ставка по кредиту 12%, однако, сведения о том, что «Денежный кредит «12% плюс». Сумма 100 000 руб., срок 12 мес. При безналичном расходовании средств в течение 25 дней действия договора (минимум 80% от суммы кредита) — ставка 12% годовых, при наличном расходовании, либо безналичном расходовании менее 80% от суммы кредита — 17% годовых. Возраст заемщика 20-85 лет. Документы: паспорт-гражданина РФ, второй документ удостоверяющий личность, справка 2-НДФЛ (пенсионерам справка не требуется). Банк вправе отказать в предоставлении кредита без объяснения причины. ПАО «СОВКОМБАНК». ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ №963», приведены в рекламе мелким, невозможным (значительно затрудненным) для восприятия шрифтом, хотя являются существенными, необходимыми потребителю для принятия осознанного решения.

Спорная реклама, являясь наружной, предназначена для импульсивного восприятия информации потребителями, что предполагает необходимость наличия возможности относительно быстрого и четкого прочтения предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания.

Рекламное сообщение размещалось на фасаде многоэтажного дома по адресу: г. Ярославль, ул. С. Орджоникидзе, д. 12, расположенного у проезжей части дороги на высоте около трех метров над землей. Размер букв, написанных мелким шрифтом, значительно меньше шрифта, которым написан основной текст рекламы.

В материалы дела представлен макет спорной рекламы, из которого видно, что информация о наименовании кредитной организации и условиях предоставления финансовой услуги — кредита указана в нижней части макета и напечатана шрифтом, значительно отличающимся по своему размеру от остальной рекламной информации. Использование рекламодателем такого визуального приема не позволяет потребителю при ознакомлении с текстом рекламы воспринять все условия предоставления финансовой услуги - кредита, таким образом, может ввести потребителя в заблуждение относительно исполнителя и условий оказания банковских услуг, в том числе в силу особенностей размещения вышеуказанной рекламной информации.

Указанный способ подачи информации (использование значительно различающихся шрифтов) в сочетании с особенностями размещения рекламы (баннер размером 6x3 метров, расположенный на высоте более трех метров, что исключает возможность приблизиться к нему) и ее характера (наружная реклама) не позволяет потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенной в рекламе информации. При таких обстоятельствах указанные мелким шрифтом наименование организационно-правовой формы общества и условия предоставления финансовой услуги — кредита, не могут считаться присутствующими в спорной рекламе.

Формальное присутствие в рекламе сведений о существенных условиях банковской услуги не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может быть расценено как их наличие. Таким образом, потребителем в рекламе воспринимается единственное условие предоставляемой банком услуги - «Денежный кредит «12% плюс».

Указанное обстоятельство вводит потенциальных клиентов в заблуждение, так как не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно принять решение о необходимости воспользоваться рекламируемой услугой на предложенных условиях оплаты либо об отказе от нее.

Написание сведений о существенных условиях предоставляемого банком кредита в форме, невозможной для восприятия потребителем, искажает смысл информации и не дает потребителю рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения финансовой услуги, таким образом нарушает требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно частям 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» за нарушение частей 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определяет рекламораспространителя как лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно ответу Комитета по рекламе Мэрии г. Ярославля (вх. № 8047 от 20.07.2017), рассматриваемая рекламная конструкция установленная по адресу: г. Ярославль, С. Орджоникидзе, д. 12, размещена без разрешения органа местного самоуправления на установку. В отношении данной рекламной конструкции выдано предписание о демонтаже от 14.07.2017 №2.033/17-ф.

На запрос Ярославского УФАС России Региональный Сетевой Информационной Центр (вх. № 8120 от 24.07.2017) представил сведения, что администратором домена второго уровня сайта www.sovcombank.ru, указанного на рекламной конструкции, является ПАО «Совкомбанк».

Согласно представленной информации от ПАО «Ростелеком» (вх. № 8249 от 27.07.2017), номер телефона, указанный на рекламной конструкции, был выделен ООО ИКБ «Совкомбанк» на основании договора №14-14-16 от 13.01.2014г.

ПАО «Совкомбанк» представило письменные пояснения (вх. № 10087 от 21.09.2017г.), о том, что обществом была размещена рекламная информация на фасаде дома по адресу: г. Ярославль, ул. С. Орджоникидзе, д. 12. Предписание о демонтаже рекламной конструкции от Комитета по рекламе от 14.07.2017 №2.033/17-ф, ПАО «Совкомбанк» не получало. Кроме того, общество указало все условия предоставления кредита, размер шрифта в рекламе использовался в соответствии с

п. 3.2.4 СанПиН 1.2.1253-03.

СанПиН 1.2.1253-03 «О введении в действие санитарных правил и нормативов» утвержденые постановлением от 10 апреля 2003 г. № 39 Министерства здравоохранения Российской Федерации, определяют Санитарные правила и нормативы «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых" (далее — Санитарные правила).

Согласно п. 1.3 Санитарных правил, они устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных изданий, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ, с целью обеспечения удобочитаемости изданий, что приводит к снижению зрительной нагрузки при чтении, предупреждает развитие зрительного и общего утомления. Поскольку, СанПиН 1.2.1253-03 «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых», определяют требования к печатным книжным изданиям, Комиссия пришла к выводу, что данные правила не распространяются на шрифтовое оформление наружной рекламы.

Вместе с тем, общество пояснило, что различный размер шрифта использовался для привлечения внимания потребителя, вместе с тем написание текста разным шрифтом не нарушает прав потребителей на ознакомление с рекламой Банка.

Кроме того, ПАО «Совкомбанк» представило в материалы дела акт выполненных работ с ИП <...> на услуги по размещению рекламной информации и счет №769 от 01.06.2017, по оплате вышеуказанных услуг.

ИП <...> представил письменные пояснения (вх. № 11031 от 18.10.2017г.) о том, что готовый рекламный баннер был представлен заказчиком ПАО «Совкомбанк» для размещения на основании договора №276 от 01.12.2016г. Предприниматель при размещении вышеуказанной рекламы на рекламной конструкции, исходил из того, что вся необходимая по Закону о рекламе информация о предоставлении финансовой услуги на макете имеется, и она является читаемой с расстояния, на восприятие с которого она рассчитана.

На основании представленных в материалы дела документов и дополнительных пояснений, Комиссия пришла к выводу о том, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ПАО «Совкомбанк», а рекламораспространителем ИП <...>

ПАО «Совкомбанк» (как рекламодатель) и ИП <...> (как рекламораспространитель) допустили нарушение требований части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» поскольку в рекламе указано лишь фирменное наименование организации, информация об организационно-правовой форме и условиях предоставления финансовой услуги исполнена мелким шрифтом, невозможным для восприятия, что является отсутствием части существенной информации и приводит к искажению смысла рекламы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение требований части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с подпунктом «а» пункта 36, пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу: «СОВКОМБАНК. Денежный кредит 12%плюс. Вы пенсионер? Дадим Вам 12%. Звонок по России бесплатный 8 800 100 000 6. www.sovcombank.ru», на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. С. Орджоникидзе, д. 12, поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ПАО «Совкомбанк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме « » ноября 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии: М.И. Матяшевская

 

Члены Комиссии:

С.Д. Солодяшкина

А.В. Семенюк

 

 

 

ПАО «Совкомбанк»

пр-т Текстильщиков, д. 46

г. Кострома, 156000

 

ПРЕДПИСАНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ 04-01/35-17

«25» октября 2017года город Ярославль

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России М.И. Матяшевская,

члены Комиссии: члены Комиссии: главный специалист-эксперт Солодяшкина С.Д., ведущий специалист-эксперт Семенюк А.В.,

на основании решения от «25» октября 2017 года по делу № 04-01/35-17 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг, без указания полного наименования лица, предоставляющего услуги кредитования и условий предоставления кредита, что является нарушением требований части 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон « О рекламе»), в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 4, 37-42, 44, 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Публичному акционерному обществу «Совкомбанк», место нахождения: пр-т Текстильщиков, д. 46, г. Кострома, 156000, в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно:

- прекратить размещение рекламы: «СОВКОМБАНК. Денежный кредит 12%плюс. Вы пенсионер? Дадим Вам 12%. Звонок по России бесплатный 8 800 100 000 6. www.sovcombank.ru», на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. С. Орджоникидзе, д. 12, без указания полного наименования лица, предоставляющего услуги кредитования и условий предоставления кредита.

2. ПАО «Совкомбанк» представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 ноября 2017 года.

В случае невыполнения в установленный срок законного предписания о прекращении нарушении законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на граждан штраф в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии: М.И. Матяшевская

 

Члены Комиссии: С.Д. Солодяшкина

А.В. Семенюк

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны