Решение б/н Решение и предписание по делу №04-01/42-15 от 2 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИП <…>
№ 11327/04-01 от 26.11.2015 <…>
<…>
РЕШЕНИЕ по делу № 04-01/42-15
«12» ноября 2015 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Завьялов М. Ф.,
члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Солодяшкина С.Д., ведущий специалист-эксперт Ивнева М. Б.,
рассмотрев дело № 04-01/42-15 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы, содержащей наряду с информацией о ярмарке-распродаже мужских и женских курток и ботинок фрагмент знаменитого плаката о Великой Отечественной войне «Родина-мать зовет», созданного художником Ираклием Тоидзе, с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – индивидуального предпринимателя <…> (далее –<…> ), место регистрации: <…>, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
ИП <…>, привлеченный к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, не явился, представителя не направил, уведомлен надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
Ярославским УФАС России в связи с поступившим 16 июня 2015 года обращением относительно нарушения законодательства о рекламе установлен факт распространения 02 мая 2015 г. и в период майских праздников в г. Ярославле по пр. Машиностроителей в районе домов 22, 24, 26 листовок с информацией следующего содержания: «ВНИМАНИЕ БОЛЬШАЯ ЯРМАРКА 1 МАЯ с 10.00 до 19.00 пятница ТРЦ «ЯРКИЙ» 1-й эт. за эскалаторами пр-т Машиностроителей, 30 ОБУВЬ -50% КУРТКИ -50% Куртка муж. «Rihmon» модель «Пилот», телячья кожа, пр-во Венгрия, весна 16800 5900, Куртка муж. «Rihmon» модель «Дипломат», телячья кожа, удлиненная, пр-во Венгрия, весна 17400 6900, Ботинки мужские, «CLOWSE», нат.кожа, пр-во Венгрия, весна 3600 1800, Куртка женская, «KLB» модель «Блюзон» телячья кожа, пр-во Венгрия, весна 15400 5900, Куртка женская, «FANKE» модель «Полуплащ», телячья кожа, 2 молнии (мультиразмер), пр-во Венгрия, весна 19500 6900, Ботинки женские, «WENRUI», нат.кожа, пр-во Венгрия, весна 2800 1300 ТОЛЬКО ОДИН ДЕНЬ».
Дело возбуждено по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), поскольку в данной рекламе наряду с информацией о ярмарке-распродаже мужских и женских курток и ботинок содержится фрагмент знаменитого плаката о Великой Отечественной войне «Родина-мать зовет», созданного художником Ираклием Тоидзе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к мужской и женской верхней одежде и обуви, реализуемой со скидками на ярмарке 1 мая 2015 г. в ТЦ «Яркий», формирование и поддержание интереса к данным товарам и продвижения этих товаров на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.
В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В рассматриваемом обращении указано, что в рекламных листовках использован основной фрагмент знаменитого плаката о Великой Отечественной войне «Родина-мать зовет», созданного художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года, что является, по мнению заявителя, недопустимым.
Как указано в Письме ФАС России от 29.04.2013 N АД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе", положение части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.
К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.
Знаменитый плакат о Великой Отечественной войне «Родина-мать зовет», созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года, преследовал патриотические цели, вдохновлял граждан на защиту своей Родины, использование данного плаката в рекламных, коммерческих целях является недопустимым и неуместным. Использование данного плаката и его фрагментов в рекламе является оскорбительным по отношению к патриотическим чувствам граждан, принижает значимость для граждан памятного исторического события.
Таким образом, поскольку рассматриваемая реклама наряду с информацией о ярмарке-распродаже мужских и женских курток и ботинок содержит фрагмент знаменитого плаката о Великой Отечественной войне «Родина-мать зовет», созданного художником Ираклием Тоидзе, то в данном случае имеет место нарушение части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Закона несет рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
ООО «СА РИЭЛТИ&ДЕВЕЛОПМЕНТ», осуществляющее деятельность в ТЦ «Яркий» по адресу: г. Ярославль, пр-т Машиностроителей, д. 30, и являющееся собственником данного торгового центра, в ответ на запрос Ярославского УФАС России (вх. № 7719 от 31.07.2015) сообщило, что в указанный в листовке период времени, а именно, 01 мая 2015 г. по адресным ориентирам « ТРЦ «Яркий» 1-й этаж за эскалаторами г. Ярославль, пр-т Машиностроителей, 30…» на основании краткосрочного договора аренды нежилого помещения осуществлял коммерческую деятельность ИП <…>, который производил выставочно-ярмарочное мероприятие.
Копия указанного договора аренды от 27 апреля 2015 г., заключенного между ООО «СА РИЭЛТИ&ДЕВЕЛОПМЕНТ» и ИП <…> представлена в подтверждение пояснений.
На основании материалов дела, а также имеющихся документов и доказательств, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <…> Таким образом, ИП <…> как рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 37-42, 44, 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «ВНИМАНИЕ БОЛЬШАЯ ЯРМАРКА 1 МАЯ с 10.00 до 19.00 пятница ТРЦ «ЯРКИЙ» 1-й эт. за эскалаторами пр-т Машиностроителей, 30 ОБУВЬ -50% КУРТКИ -50% Куртка муж. «Rihmon» модель «Пилот», телячья кожа, пр-во Венгрия, весна 16800 5900, Куртка муж. «Rihmon» модель «Дипломат», телячья кожа, удлиненная, пр-во Венгрия, весна 17400 6900, Ботинки мужские, «CLOWSE», нат.кожа, пр-во Венгрия, весна 3600 1800, Куртка женская, «KLB» модель «Блюзон» телячья кожа, пр-во Венгрия, весна 15400 5900, Куртка женская, «FANKE» модель «Полуплащ», телячья кожа, 2 молнии (мультиразмер), пр-во Венгрия, весна 19500 6900, Ботинки женские, «WENRUI», нат.кожа, пр-во Венгрия, весна 2800 1300 ТОЛЬКО ОДИН ДЕНЬ», распространяемую в г. Ярославле по пр. Машиностроителей в районе домов 22, 24, 26, поскольку в данном случае нарушены требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать предписание ИП <…> о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «26» ноября 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии М. Ф. Завьялов
Члены Комиссии: С.Д. Солодяшкина
М. И. Ивнева
ИП
№11328/04-01 от 26.11.2015 <…>
<…>
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/42-15
12 ноября 2015 года город Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Завьялов М. Ф.,
члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Солодяшкина С.Д., ведущий специалист-эксперт Ивнева М. Б.,
на основании своего решения от «12» ноября 2015 г. по делу № 04-01/42-15 о признании ненадлежащей рекламы: «ВНИМАНИЕ БОЛЬШАЯ ЯРМАРКА 1 МАЯ с 10.00 до 19.00 пятница ТРЦ «ЯРКИЙ» 1-й эт. за эскалаторами пр-т Машиностроителей, 30 ОБУВЬ -50% КУРТКИ -50% Куртка муж. «Rihmon» модель «Пилот», телячья кожа, пр-во Венгрия, весна 16800 5900, Куртка муж. «Rihmon» модель «Дипломат», телячья кожа, удлиненная, пр-во Венгрия, весна 17400 6900, Ботинки мужские, «CLOWSE», нат.кожа, пр-во Венгрия, весна 3600 1800, Куртка женская, «KLB» модель «Блюзон» телячья кожа, пр-во Венгрия, весна 15400 5900, Куртка женская, «FANKE» модель «Полуплащ», телячья кожа, 2 молнии (мультиразмер), пр-во Венгрия, весна 19500 6900, Ботинки женские, «WENRUI», нат.кожа, пр-во Венгрия, весна 2800 1300 ТОЛЬКО ОДИН ДЕНЬ», распространяемую в г. Ярославле по пр. Машиностроителей в районе домов 22, 24, 26, содержащей наряду с информацией о ярмарке-распродаже мужских и женских курток и ботинок содержит фрагмент знаменитого плаката о Великой Отечественной войне «Родина-мать зовет», созданного художником Ираклием Тоидзе, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 4, 37-42, 44, 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП <…>, адрес регистрации: <…>, в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы, содержащей наряду с информацией о ярмарке-распродаже мужских и женских курток и ботинок содержит фрагмент знаменитого плаката о Великой Отечественной войне «Родина-мать зовет», созданного художником Ираклием Тоидзе.
2. ИП <…>, адрес регистрации: <…> представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 28 декабря 2015 г.
В случае невыполнения в установленный срок законного предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на граждан штраф в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии М. Ф. Завьялов
Члены Комиссии С.Д. Солодяшкина
М. Б. Ивнева