Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 076/01/17-1238/2021 от 30 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель

ООО ПО «Евролифтмаш»

140080, Московская обл., 

г. Лыткарино, территория Детский городок «ЗИЛ», корп. 48

e-mail: office@euroliftmash.ru

Ответчик -

Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области

150001, г. Ярославль, 

ул. Большая Федоровская, д. 78

e-mail: yarfond76@yarmkd76.ru

Заинтересованное лицо -

ООО «Трансэнерго»

603134, г. Нижний Новгород, 

ул. Костина, д.2, оф.18

e-mail: info@transenergo.org

Иные лица –

ООО «Стартен»

143906, Московская область, 

г. Балашиха, ул. Кольцевая

(Янтарный Мкр.), д. 3, к. 3,

помещ. 7,8,9,V,VI

e-mail: info@ooo-starten.ru

АО «Ярославльлифт»

150003, г. Ярославль, ул. Воинова, д.14

e-mail: yarlift@mail.yar.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 076/01/17-1238/2021

«30» марта 2022 года                                                                                                   г. Ярославль

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления Гудкевич Е. В., члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Давыдова А. М., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Артамонов А. О.,

рассмотрев дело № 076/01/17-1238/2021, возбужденное в отношении Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ИНН 7604194785, ОГРН 1107600001233, юридический адрес: 150001, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Большая Федоровская, д. 78) по признакам нарушений части 1 статьи 17, пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении в закупочной документации при проведении закупки № 207150000012100040 дат выполнения работ (07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021), относящихся к временным границам периода, в который у заказчика возникает обязанность заключить договор с победителем закупки в соответствии с требованием пункта 197 Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», что привело к ограничению конкуренции, а также в предоставлении информации о принятии в качестве надлежащего исполнения обязанности по обследованию строительных частей лифтов актов обмера (обследования), содержащих результаты обследования, произведенного до возникновения соответствующей обязанности по договору, в предоставлении доступа к материалам (передаче материалов) фотофиксации строительных частей лифтов, обследование которых предусмотрено предметом закупки и осуществляется ее победителем, что привело к созданию преимущественных условий участия ООО «Трансэнерго» в рассматриваемой закупке,

с участием:

от ответчика - Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее также – Ответчик, Фонд) <...> (по доверенности),

от заявителя - ООО ПО «Евролифтмаш» (далее также - Заявитель)
<...> (по доверенности),

от заинтересованного лица - ООО «Трансэнерго» (далее также – Заинтересованное лицо) <...>(по доверенности),

от иного лица - АО «Ярославльлифт» <...> (по доверенности),

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

в соответствии со статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции) перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу о нарушении антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

В ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.

29.10.2021 Региональным фондом содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнение работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов многоквартирных домов на территории Ярославской области (изв. № 207150000012100040).

При организации и проведении закупки Заказчик руководствуется Постановлением № 615, Документацией о проведении электронного аукциона на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнение работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов многоквартирных домов на территории Ярославской области (далее – Документация), а также Извещением.

Приложением № 3 документации установлен график выполнения работ, предусматривающий, что датами предоставления Заказчику Актов обмера (обследования) являются конкретные календарные даты, а именно: 07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021.

Извещением предусмотрено, что дата проведения электронного аукциона - 22 ноября 2021 года.

Согласно пункту 197 Постановления № 615 договор о проведении капитального ремонта не может быть заключен ранее чем через 10 дней и позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона, или протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, в котором содержится информация о признании электронного аукциона несостоявшимся, или акта об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта, или акта об отказе от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона. Действие настоящего пункта не распространяется на случаи заключения договора о проведении капитального ремонта с единственной подрядной организацией.

Аналогичное положение установлено пунктом 45 Документации.

Согласно пункту 184 Постановления № 615 в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона оператор электронной площадки обязан направить протокол проведения электронного аукциона заказчику, который в течение следующего рабочего дня размещает указанный протокол на официальном сайте.

Таким образом, если протокол будет размещен на официальном сайте 22 ноября 2021 года, договор о проведении капитального ремонта может быть заключен не ранее 02.12.2021 года (четверг) и не позднее 12.12.2021 года.

Заявитель указывает, что в закупочной документации при проведении закупки № 207150000012100040 установлены даты выполнения работ (07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021), относящиеся к временным границам периода, в который у заказчика возникает обязанность заключить договор с победителем закупки. Следовательно, на момент участия в закупке хозяйствующему субъекту не представляется возможным определить срок, в течение которого подрядчик будет обязан предоставить акты, поскольку заказчик может подписать договор как 02.12.2021, так и в последующие дни, например, 06.12.2021 (за один день до предоставления актов обмера (обследования).

Изложенное, по мнению заявителя, свидетельствует об ограничении конкуренции, так как заказчик имеет возможность установить срок, в течение которого подрядчик должен выполнить работы, в зависимости от даты подписания договора, учитывая, что даты выполнения работ - 07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021, то в зависимости от дня подписания договора срок выполнения работ варьируется от максимального, соответственно 5, 7, 8 дней (в случае подписания договора 02.12.2021 года), до минимального – 1 день.

Таким образом, в рассматриваемом случае максимальный срок выполнения работ по договору составляет 5, 7, 8 дней, при сокращении данных сроков хотя бы на 1-2 дня у подрядчика возникает риск невозможности выполнения работ, предусмотренных договором, в установленный срок.

Хозяйствующий субъект на момент подачи заявки на участие в закупке не имеет информации относительно количества дней, в течение которых ему необходимо выполнить работы, предусмотренные документацией и, соответственно, не может оценить для себя возможность / невозможность выполнения данных работ в определенный заказчиком срок.

Согласно статье 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Заказчик пояснил (вх. № 12296 от 03.12.2021), что установление срока выполнения работ (оказания услуг) по договору является правом заказчика (организатора электронного аукциона) и устанавливается заказчиком по своему усмотрению в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в оказании услуг и (или) выполнении работ, необходимых для своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов силами квалифицированной подрядной организации.

Пунктом 23 Постановления № 615 установлены требования для лиц, включаемых в реестр квалифицированных подрядных организаций. Данный пункт включает в себя, в том числе, требование о наличии у участника предварительного отбора за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам, предметом которых являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, являющихся объектами капитального строительства, ремонт (замена, модернизация) лифтов, разработка проектной документации, в том числе по договорам, заключенным в соответствии с настоящим Положением.

Вместе с тем, Комиссия полагает, что факт нахождения организации в реестре квалифицированных подрядных организаций и наличие у нее опыта выполнения аналогичных работ не позволяет заказчику устанавливать такие сроки, в течение которых возможность выполнения работ квалифицированной подрядной организацией ставится в зависимость от действий заказчика, поскольку документацией предусмотрены «сжатые» сроки выполнения работ - 5, 7, 8 дней, их сокращение заказчиком на несколько дней может повлечь невозможность выполнения работ подрядчиком в надлежащие сроки.

Заказчик также пояснил, что любой потенциальный участник не лишен возможности в рамках договора привлечь дополнительных сотрудников, заключить договоры субподряда с иными лицами, увеличив количество человек, занятых выполнением работ по договору, что в свою очередь, объективно привело бы к обеспечению соблюдения сроков выполнения работ, установленных документацией об электронном аукционе.

Также заказчик пояснил, что необходимость установления максимально сокращенных сроков выполнения работ по замене лифтов в документации об электронном аукционе продиктована обращением департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (исх. № 18-07380/21 от 26.10.2021), а также рекомендациями Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов
(исх. № 142 от 26.10.2021). Устанавливая сроки предоставления акта обмера (обследования), начиная с 07.12.2021 по 10.12.2021, заказчик преследовал цель своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в связи с чем возлагает на себя обязанность подписать договор в максимально короткие сроки.

Данный довод не представляется Комиссии убедительным, поскольку подписание договора в любой из 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола является правом, а не обязанностью заказчика.

Кроме того, Комиссия отмечает, что письмо Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (исх. № 142 от 26.10.2021) носит именно рекомендательный, а не обязательный характер: данным письмом предусмотрены рекомендации о рассмотрении и реализации возможности установления максимально сокращенных сроков выполнения работ по замене лифтов. Конкретный срок выполнения таких работ данным документом не установлен.

В обращении департамента указано на необходимость в срок до 01.11.2021 проработать и реализовать возможность сокращения сроков проведения работ по оценке технического состояния и разработке проектной документации на ремонт лифтов.

Несмотря на то, что заказчик руководствовался обращением департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, а также рекомендациями Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов и намеревался сократить сроки проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, сроки выполнения таких работ устанавливались заказчиком самостоятельно. Данные обращения не содержали конкретных дат выполнения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Следовательно, при определении сроков выполнения таких работ заказчик, безусловно, должен был исходить из возможности их соблюдения, вместе с тем, заказчик также должен был соотносить сроки окончания выполнения работ со сроками заключения договора, обеспечив при этом разумность сроков выполнения работ, независимо от даты подписания заказчиком договора.

Вместе с тем, комиссией установлено, что по общему правилу заказчиками предусматривается график выполнения работ, который предполагает срок выполнения работ, исчисляемый количеством календарных дней с момента подписания договора сторонами (например, закупки № 202020000012100075,
№ 202170000012100098, № 204850000012100113 и другие).

Также заказчик пояснил (вх. № 12296 от 03.12.2021), что наличие хотя бы одной заявки на участие в закупке является свидетельством отсутствия признаков ограничения конкуренции.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 207150000012100040 / РТС276В210036 от 19.11.2021 года на участие в электронном аукционе поступила одна заявка - ООО «Трансэнерго».

Таким образом, полагает заказчик, участие ООО «Трансэнерго» в электронном аукционе и готовность заключить договор на условиях, указанных в документации, свидетельствует, по мнению заказчика, об отсутствии в действиях фонда намерения сократить число участников закупки.

Комиссией установлено, что в рамках проведения закупки заказчику поступали запросы на разъяснение положений документации по электронному аукциону от ООО «Региональное управление КМЗ» и ООО «Элевейтинг», в которых содержались также доводы о том, что заказчиком установлены даты выполнения работ (07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021), попадающие во временные границы периода, в который у заказчика возникает обязанность заключить договор с победителем закупки.

В ответ на данные запросы заказчик пояснил, что начальный срок для исполнения договора - 03.12.2021 года, в связи с чем внесение изменений в график выполнения работ не требуется. Кроме того, подрядчик вправе привлекать субподрядные организации для выполнения работ на объекте.

Также Комиссией установлено, что ни одно лицо, из подавших запрос разъяснений положений документации, заявку на участие в данной закупке не подало.

Ярославским УФАС России в адрес данных лиц – ООО «Региональное управление КМЗ», ООО «Элевейтинг» были направлены запросы о причинах их отказа от участия в закупке № 207150000012100040.

ООО «Элевейтинг» (вх. № 12030 от 29.11.2021) пояснило, что из ответа на запрос № 413342 следует, что заказчик не намерен вносить изменения в аукционную документацию и устанавливать реальные для выполнения работ сроки. Условия документации в части сроков выполнения работ по проектированию не позволяют исполнить договор, поскольку договор может быть заключен позже наступления срока выполнения работ, в связи с чем
ООО «Элевейтинг» приняло решение отказаться от участия в данной закупке.

ООО «Региональное управление КМЗ» (вх. № 12298 от 03.12.2021) пояснило, что его отказ от участия в закупке также связан с невозможностью исполнить договор в сроки, указанные в аукционной документации. Общество указало, что заказчик вправе заключить договор с победителем аукциона в период с 02.12.2021 по 12.12.2021, что противоречит отдельным этапам выполнения работ и позволяет заказчику подписать договор после истечения отдельного этапа выполнения работ.

Комиссия соглашается с доводами ООО «Региональное управление КМЗ» и ООО «Элевейтинг» и полагает, что установление дат выполнения работ (07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021) предоставляет заказчику возможность своими действиями воздействовать на возможность / невозможность выполнения подрядчиком работ в сроки, установленные документацией.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что пояснения
ООО «Региональное управление КМЗ» и ООО «Элевейтинг» также свидетельствуют о наличии в действиях фонда признаков ограничения конкуренции.

Наличие одной заявки на участие в закупке не является доказательством отсутствия признаков ограничения конкуренции.

Заинтересованное лицо в свою очередь пояснило (вх. № 12251 от 02.12.2021), что 02.12.2021 у Заказчика должен находиться подписанный Подрядчиком подлинник договора и обеспечение исполнения обязательства по договору. При таких обстоятельствах срок производства работ по обследованию (замерам) лифтового оборудования составляет:

- по 44 МКД – 99 лифтов 5 дней (до 07.12.2021);

- по 45 МКД – 86 лифтов 7 дней (до 09.12.2021);

- по 23 МКД – 49 лифтов 8 дней (до 10.12.2021).

ООО «Трансэнерго» также пояснило, что в среднем один сотрудник за 1 рабочий 8 часовой день способен снять замеры с 10-13 лифтов. Таким образом, указанные сроки выполнения обмеров достаточны для выполнения объема работ, предусмотренного данной закупкой.

Также ООО «Трансэнерго» в своих пояснениях указало (вх. № 12251 от 02.12.2021), что аналогичные сроки проведения обследований лифтового оборудования присутствует, например, в закупке № 200970000012100107.

Комиссия полагает, что говоря о аналогичных сроках, заинтересованное лицо понимает 5-днейвный срок для предоставления Заказчику заключений (отчетов) по итогам обследований.

Пунктом 5.2 проекта договора по закупке № 200970000012100107, на который ссылается ООО «Трансэнерго», установлено, что в течение 5 (пяти) дней с даты подписания договора Подрядчик предоставляет Заказчику заключения (отчеты) по итогам обследований с выводами, рекомендациями по составу работ по замене лифтов, содержащие общие сведения по объекту (год постройки, серия, этажность, количество подъездов и др.), перечень дефектов оснований, строительных конструкций, с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, в письменной форме на бумажном носителе, заверенные уполномоченным лицом Подрядчика, по каждому объекту в отдельности в соответствии с Перечнем многоквартирных домов (Приложение № 1 к договору) с приложением реестра передаваемых документов. В соответствии с пунктом 1.5.1 начало выполнения Подрядчиком работ - с даты заключения договора. Пунктом 1.3.2 проекта договора предусмотрено, что подписывая договор, подрядчик подтверждает, в том числе, что полностью понимает и осознает характер и объемы работ по договору и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение работ по договору, и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ по договору.

В таком случае участник закупки уведомлен, что с момента подписания договора у него имеется 5 дней для предоставления Заказчику заключений (отчетов) по итогам обследований, то есть, подавая заявку на участие в такой закупке, участник берет на себя все риски, связанные с выполнением работ по договору в пятидневный срок. Возможность заказчика в таком случае воздействовать на время, предоставляемое подрядчику для выполнения работ, отсутствует.

Также Комиссия не соглашается с доводом ООО «Трансэнерго» в отношении возможности подрядчика начать выполнение работ с 03.12.2021 года, поскольку факт наличия у Заказчика 02.12.2021 года подписанного подрядчиком договора не свидетельствует о подписании договора 02.12.2021 года заказчиком, поскольку последний имеет право подписать договор в срок до 12.12.2021 года.

На утверждение Комиссии о наличии у заказчика права подписать договор как 02.12.2021 года, так и в период до 12.12.2021 года, представитель заинтересованного лица пояснил, что в случае подписания договора позднее даты выполнения работ, негативные последствия для подрядчика будут исключены ввиду отсутствия его вины.

Вместе с тем, Комиссия также полагает возможной такую ситуацию, когда договор будет подписан заказчиком, например, 05.12.2021 или 06.12.2021, в таком случае у подрядчика будет всего 1 или 2 дня на производство работ по обследованию лифтов.

На данный довод Комиссии заинтересованное лицо пояснило, что допускает возможность возникновения подобной ситуации. В таком случае, по мнению представителя ООО «Трансэнерго», выполнение работ в полном объеме осуществить будет практически невозможно. Однако, ООО «Трансэнерго» полагает что при такой ситуации негативные последствия для подрядчика будут также исключены, поскольку договор будет заключен с нарушением сроков.

Вместе с тем, довод представителя ООО «Трансэнерго» о нарушении сроков заключения договора является ошибочным, поскольку у заказчика имеется право подписать договор в срок до 12.12.2021.

Таким образом, на момент принятия решения о наличии / отсутствии возможности участия в закупке № 207150000012100040 у хозяйствующего субъекта отсутствует достоверная информация о сроках, в течение которых он должен будет выполнить работу, предусмотренную договором, поскольку время, предоставленное на выполнение работ, напрямую зависит от момента подписания договора заказчиком и может быть сокращено им до объективно невыполнимого срока. Рассматриваемая неопределенность не позволяет потенциальному участнику закупки оценить свои возможности по надлежащему исполнению договора, заключаемого по результатам проведения указанной закупки. Данное обстоятельство не позволило заинтересованным хозяйствующим субъектам, в частности ООО «Региональное управление КМЗ», ООО «Элевейтинг» и ООО ПО «Евролифтмаш», принять участие в рассматриваемой закупке.

Вместе с тем, рынок оказания услуг по подготовке проектной документации на замену лифтов и выполнение работ по их замене является высоко конкурентным и представлен следующими хозяйствующими субъектами: ООО «Региональное управление КМЗ», ООО «Элевейтинг», ООО ПО «Евролифтмаш»,
ООО «Трансэнерго», ООО «Промстрой», ООО «Система», ООО «Абсолют»,
ООО «Элеон», ООО «ЩЛЗ», ООО «Поместье» и др.

Таким образом, Ярославское УФАС России считает, что установление Фондом в закупочной документации при проведении закупки № 207150000012100040 дат выполнения работ (07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021), относящихся к временным границам периода, в который у заказчика возникает обязанность заключить договор с победителем закупки в соответствии с требованием пункта 197 Постановления № 615, содержит признаки нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией Ярославского УФАС России также установлено следующее.

Перечень многоквартирных домов Ярославской области, в отношении лифтового оборудования которых предусматривается выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнение работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов представлен в приложении № 2 к рассматриваемой документации.

Вместе с тем, ранее Фондом проводились закупки № 207150000012100012, № 207150000012100019 на право заключения договора на выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта лифтов многоквартирных домов, в состав которых входило обследование лифтового оборудования многоквартирных домов из аналогичного перечня.

Договоры, заключенные по результатам проведения закупок № 207150000012100012, № 207150000012100019, не были исполнены (исполнение прекращено):

- по закупке № 207150000012100012 между Фондом и победителем процедуры – ООО «Стартен», было заключено соглашение о расторжении договора № 06пир/2021 от 25.05.2021. На дату заключения настоящего соглашения работы по договору не проводились.

- по закупке № 207150000012100019 Фонд в одностороннем порядке расторг 08пир/2021 от 16.07.2021 с ООО ПО «Евролифтмаш», направил в Ярославское УФАС России заявление о включении данного Общества в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП). Комиссией Управления принято решение № 076/10/5-905/2021 от 22.09.2021 о невключении ООО ПО «Евролифтмаш» в рассматриваемый реестр.

В соответствии с абзацем 2 подпункта 1.1 пункта 28 аукционной документации по итогам обследования строительной части здания в месте замены лифтового оборудования подрядчиком предоставляется заказчику акт обмера (обследования), содержащий указание на возможность (невозможность) выполнения работ в соответствии с техническим заданием.

Согласно пункту 5.4.7 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, подрядчик обязан представить заказчику акт обмера (обследования) по форме согласно приложению № 10 к договору, с приложением материалов фотофиксации и чертежами.

Согласно абзацу 2 пункта 7.1 проекта договора по итогам обследования строительной части здания в месте замены лифтового оборудования подрядчиком предоставляется заказчику акт обмера (обследования), содержащий указание на возможность (невозможность) выполнения работ в соответствии с техническим заданием.

Данные положения в неизменном виде представлены в договоре 17гп/2021 от 02.12.2021, заключенном между Фондом и ООО «Трансэнерго» (далее – договор) в пункте 5.4.7, абзаце 2 пункта 7.1 соответственно.

Региональным фондом содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в адрес Ярославского УФАС России представлены фотографии, являющиеся частью рассматриваемых актов обмера ООО «Трансэнерго» (файлы формата .jpg).

На основании сведений, указанных в разделе «Свойства» рассматриваемых файлов фотографий, Комиссией установлено, что даты съемки фотографий лифтового оборудования не относятся к периоду проведения работ по обследованию строительной части зданий в месте замены лифтового оборудования (далее также – обследование лифтового оборудования) и представления соответствующих актов обмера (с момента заключения договора по 07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021).

Комиссией установлено, что дата съемки рассматриваемых фотографий относится к периоду с июля 2020 года по апрель 2021 года.

АО «Ярославльлифт» в письменных пояснениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (вх. № 1486 от 17.02.2022), указало, что осуществление доступа представителей сторонних организаций для проведения обследований, производства ремонтных работ строительных конструкций и т. п. производится на основании направляемого в адрес АО «Ярославльлифт» письма-уведомления о необходимости предоставления доступа с указанием адреса, даты, вида работ, а также с подтверждением потребности в таком доступе для выполнения работ (договор или согласование с организацией, осуществляющей управление МКД, или Региональным фондом содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области).

АО «Ярославльлифт» также представило Комиссии информацию, согласно которой в период с 01.11.2021 по 28.12.2021 гг. ООО «Трансэнерго» и иные организации по вопросу допуска в машинные помещения и шахты лифтов многоквартирных домов в г. Ярославле, обслуживаемых Обществом, не обращались, обследование лифтового оборудования не проводилось.

Таким образом, в период проведения работ по обследованию строительной части зданий в месте замены лифтового оборудования и представления соответствующих актов обмера в соответствии с договором (с момента заключения договора по 07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021) рассматриваемые работы не проводились.

Как указывает заказчик в письменных пояснениях (вх. № 2071 от 05.03.2022), обследование объекта не рассматривается Фондом в качестве результата работ по договору, подлежащего приемке и оплате, поскольку не представляет потребительской ценности. По мнению заказчика, само по себе выполнение работ по обследованию строительных частей здания в месте замены лифтового оборудования (машинного помещения, шахт лифтов и т. д.) (с подготовкой материалов фотофиксации) до объявления закупки и (или) до заключения договора любым из потенциальных участников закупки не влечет ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов к выполнению аналогичных работ.

В свою очередь, как отмечает Фонд, перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется выполнение работ по капитальному ремонту, утверждается постановлением Правительства Ярославской области и находится в открытом доступе для неопределенного круга лиц. С момента объявления заказчиком первого электронного аукциона 16 апреля 2021 года (Извещение № 207150000012100012), предусматривающего обследование лифтового оборудования многоквартирных домов из перечня, который в дальнейшем не был изменен, до ноября 2021 года прошло более 6 месяцев, следовательно, ничто не препятствовало потенциальным участникам закупки проводить какие-либо мероприятия по обследованию и анализу объема работ.

Таким образом, исходя из позиции заказчика, обследование лифтового оборудования и составление соответствующих актов обмера (обследования) могло быть произведено до заключения договора по результатам рассматриваемой закупки и, соответственно, до возникновения обязанности подрядчика провести такое обследование в соответствии с абзацем 2 подпункта 1.1 пункта 28 аукционной документации, в пункте 5.4.7, абзаце 2 пункта 7.1 договора.

Данный довод заказчика является несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах), пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки).

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации лифты являются опасными объектами.

Как отметил заказчик, при принятии решения о проведении настоящей закупки Фонд руководствовался рекомендациями Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (исх. № 142 от 26.10.2021). В данных рекомендациях отмечается, что одной из основных задач, связанных с обеспечением безопасности проживания граждан в многоквартирных домах и требующих ускоренного решения в рамках созданной системы капитального ремонта, является замена лифтов, отработавших нормативный срок службы.

Также заказчиком представлено письмо прокуратуры Ярославской области (исх. № 7-28-2021 от 24.11.2021), согласно которому отмечается высокий риск угрозы жизни и здоровью граждан в связи с превышением количества лифтов, требующих замены, над запланированными показателями.

Продолжающаяся эксплуатация лифтов с необходимостью влечет изнашивание лифтового оборудования, способствуют появлению новых неисправностей, повышающих риск угрозы жизни и здоровья граждан.

В такой ситуации применение результатов обследования, произведенного до возникновения соответствующей обязанности по договору, противоречит самому смыслу проведения конкурентной процедуры, предполагающей выполнение работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов для устранения актуальных неисправностей оборудования.

В частности, в соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 3 аукционной документации подрядчик несет ответственность за полноту и достоверность акта обмера (осмотра) конструктивных элементов многоквартирного дома, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта (ведомость объемов работ, составленную по результатам технического обследования многоквартирного дома) с приложением материалов фотофиксации.

По мнению Комиссии, акты обмера (обследования), содержащие результаты обследования, произведенного до возникновения соответствующей обязанности по договору, не соответствуют требованиям полноты и достоверности, установленным документацией в целом и абзацем 3 подпункта 1 пункта 3 документации в частности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Представляя Фонду акты обмера (обследования), содержащие результаты обследования, произведенного до возникновения соответствующей обязанности по договору, ООО «Трансэнерго» изначально обладало информацией о том, что данные акты будут приняты заказчиком во исполнение обязанности по проведению обследования и составлению данных актов.

Следовательно, информация о возможности принятия актов обмера (обследования), содержащих результаты обследования, произведенного до возникновения соответствующей обязанности по договору, было доведена Фондом до ООО «Трансэнерго» еще до проведения закупки, в результате чего ООО «Трансэнерго» были созданы преимущественные условий участия в рассматриваемой закупке, что свидетельствует о наличии признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия также констатирует, что Фондом и ООО «Трансэнерго» не представлены доказательства того, что фотофиксация лифтового оборудования при проведении обследования была осуществлена ООО «Трансэнерго» или иной организацией, привлеченной данным Обществом для проведения такого обследования, а не самим заказчиком или иным лицом по инициативе заказчика с последующей передачей материалов фотофиксации.

ООО «Трансэнерго» в письменных пояснениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (вх. № 1618 от 21.02.2022), указывает, что предпроектные работы, в которые входит обследование лифтового оборудования, были проведены ООО «Реновация» на основании договора № 4-0730/1-2021 от 30.07.2021.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что даты съемки фотографий, являющихся частью представленных заказчику актов обмера (обследования) и на которых непосредственно запечатлено лифтовое оборудование, не относятся к следующим периодам:

- с момента заключения ООО «Трансэнерго» с ООО «Реновация»;

- с момента заключения ООО «Трансэнерго» договора 17гп/2021 от 02.12.2021 с Фондом.

В материалах дела также отсутствуют сведения о получении ООО «Реновация» допуска в машинные помещения и шахты лифтов многоквартирных домов из перечня, представленного в документации, для проведения обследования.

Комиссия также учитывает, что на соответствующих актах обмера (обследования) стоят даты, относящиеся к периоду исполнения договора 17гп/2021 от 02.12.2021, а не к периоду исполнения договора № 4-0730/1-2021 от 30.07.2021.

Например, акты обмера (обследования) двух лифтов, расположенных в многоквартирном доме по адресу: Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Кольцова, д. 3, составлены 07.12.2021.

При анализе материалов фотофиксации, являющихся частью актов обмера (обследования), Комиссией, в частности, установлено следующее.

К актам обмера (обследования) строительной части лифта, в том числе лифтового оборудования, расположенного в многоквартирном доме по адресу: Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Кольцова, д. 3 (два лифта слева и справа от входа), приложены фотографии машинного помещения, шахт лифтов, съемка которых осуществлялась 23.07.2020.

К актам обмера (обследования) строительной части лифта, в том числе лифтового оборудования, расположенного в многоквартирном доме по адресу: Ярославская обл., г. Ярославль, просп. Авиаторов, д. 102, датированным 07.12.2021, приложены фотографии машинного помещения, шахт лифтов, съемка которых осуществлялась 05.08.2020.

Аналогичная ситуация наблюдается и в иных актах обмера (обследования).

АО «Ярославльлифт» в письменных пояснениях указало, что Общество в период с июля 2020 года по май 2021 года предоставляло доступ в машинные помещения и шахты лифтов многоквартирных домов на основании писем Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в следующие даты: 23.07.2020, 29.07.2020, 05.08.2020, 18.08.2020, 09.02.2021, 17.02.2021, 25.02.2021, 05.03.2021, 10.03.2021, 12.03.2021, 23.04.2021.

Следовательно, материалы фотофиксации, произведенной 23.07.2020, 05.08.2020 и в другие даты, были подготовлены в результате допуска в машинные помещения и шахты лифтов многоквартирных домов, полученного на основании писем Фонда, в период до исполнения ООО «Реновация» договора № 4-0730/1-2021 от 30.07.2021 и исполнения ООО «Трансэнерго» договора 17гп/2021 от 02.12.2021.

Таким образом, Ярославское УФАС России считает, что предоставив доступ к материалам (осуществив передачу материалов) фотофиксации строительных частей лифтов, обследование которых предусмотрено предметом закупки и осуществляется ее победителем, заказчик тем самым создал ООО «Трансэнерго» преимущественные условия участия в рассматриваемой закупке, что содержит признаки пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании представленных сведений и документов Комиссия Ярославского УФАС России приходит к заключению о наличии в действиях Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ИНН 7604194785, ОГРН 1107600001233, юридический адрес: 150001, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Большая Федоровская, д. 78) признаков нарушения части 1 статьи 17, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии

 

Е. В. Гудкевич

     

Члены Комиссии:

 

А. М. Давыдова

     
   

А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны