Решение б/н Решение по делу от 6 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

ОАО «Ярославльводоканал»

150999, г. Ярославль,

проспект Ленина, д. 1А.

Заявитель:

Прокуратура Ленинского района

г. Ярославля

150040, г. Ярославль,

проспект Ленина, д. 31.

 

Заинтересованные лица:

ООО «Институт «Удмуртгражданпроект»

426057, г. Ижевск, ул. Свободы, д. 173

 

ООО Компания «Интегратор»

150046, г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 18, кв. 31

 

Решение

по делу № 06-03/01-18

29 марта 2018 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 06.04.2018)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Курдюкова И.Н., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А. при участии:

от ОАО «Ярославльводоканал» - ,

от Прокуратуры Ленинского района г. Ярославля — заместитель прокурора, советник юстиции (по удостоверению).

от ООО «Институт «Удмуртгражданпроект» и ООО Компания «Интегратор» - представители не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

рассмотрев на заседании Комиссии 29 марта 2018 года дело №06-03/01-18, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Ярославльводоканал» частей 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

у с т а н о в и л а:

настоящее дело возбуждено по признакам нарушения частей 1,5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в исключении из числа участников открытого конкурса на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации по «Реконструкции очистных сооружений канализации АО «Ярославльводоканал» ООО Институт «Удмуртгражданпроект» в виду несоответствия участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке.

В ходе рассмотрения настоящего дела на заседаниях Комиссии представители ОАО «Ярославльводоканал» представили подробные письменные пояснения в которых факт нарушения антимонопольного законодательства не признали, считают, что при проведении закупки требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и Положения о проведении закупок товаров, работ, услуг ОАО «Ярославльводоканал» (далее — Положения о закупках) были соблюдены. Подробно доводы изложены в соответствующих пояснениях, которые находятся в материалах антимонопольного дела.

В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено следующее.

Прокуратурой Ленинского района г. Ярославля в период с 23.01.2018 по 29.01.2018 проведена проверка соблюдения ОАО «Ярославльводоканал», расположенного по адресу: г. Ярославль, пр-т Ленина, д. 1а, требований законодательства при осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность ОАО «Ярославльводоканал» регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг, утвержденным советом директоров ОАО «Ярославльводоканал» 06.04.2017 (далее – Положение о закупке).

17.11.2017 года АО «Ярославльводоканал» (далее — Заказчик) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение № 31705752657 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации по «Реконструкции очистных сооружений канализации АО «Ярославльводоканал» (далее — Закупка).

Согласно п.8 извещения о закупке, предложения (заявки) участников принимались до 13 часов 30 минут 19.12.2017г.

Вскрытие представленных предложений назначено на 13 часов 30 минут 19.12.2017г.

В соответствии с п.5 конкурсной документации начальная (максимальная) цена договора определена сметным расчетом и составила 96 211 245 рублей.

В соответствии с п. 5.3.8 Положения о закупке, одним из требований, предъявляемых к участникам закупки, является соответствие участника закупок требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (наличие соответствующих лицензий, сертификатов, свидетельств, допусков от саморегулируемых организаций и т. п.).

Пунктом 10.2.8 Конкурсной документации установлены требования к участникам закупки, в том числе наличие членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в области архитектурно-строительного проектирования) и права выполнять работы по проектированию, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а так же объектов использования атомной энергии).

Пунктом 11 конкурсной документации предусмотрены требования к заявке на участие в торгах. Участник закупки должен предоставить, в том числе, действующую выписку из реестра членов СРО, подтверждающую право участника закупки выполнять работы по проектированию, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а так же объектов использования атомной энергии).

Пунктом 12 конкурсной документации установлены критерии допуска заявки к участию. Участнику конкурса будет отказано в допуске к процедуре оценки в следующих случаях: несоответствие заявки по своему составу требованиям документации о закупке по существу; несоответствие участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке.

В соответствии с протоколом открытия заявок на открытый конкурс № 31705752657/1 от 28.12.2017г. на участие в закупке поступило 4 заявки: ООО «Проектный институт «Ярпромстройпроект», ООО «Институт «Удмуртгражданпроект», ОАО «Костромапроект», ООО Компания «Интегратор».

ООО ПИ «ЯПСП» предложило стоимость работ — 81,5 млн. руб., ООО «Институт «Удмуртгражданпроект» - 28 млн. руб., ОАО «Костромапроект» - 56,9 млн. руб., ООО «Компания «Интегратор» - 75 млн. руб.

По результатам переторжки ООО «Проектный институт «Ярпромстройпроект» снизило стоимость работ до 78,5 млн. руб., ООО «Институт «Удмуртгражданпроект» до 25 млн. руб., ООО Компания «Интегратор» цену не изменило, ОАО «Костромапроект» в перерторжке не участвовало по собственной инициативе.

Во исполнение п. 11 конкурсной документации ООО «Институт «Удмуртгражданпроект», ОАО «Костромапроект», ООО Компания «Интегратор» предоставили для участия: действующую выписку из реестра членов СРО, подтверждающую право участника закупки выполнять работы по проектированию.

В соответствии с п. 19.3.2 Положения о закупках на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе Комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника и о признании участника, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Положением.

В силу п. 19.4.2 Положения о закупках оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются Комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.

В соответствии с протоколом № 31705752657/2 от 18.01.2018г. о рассмотрении заявок открытого конкурса, комиссией по закупкам принято решение о допуске к процедуре рассмотрения заявок всех участников.

По итогам оценки и сопоставления заявок ООО «Институт «Удмуртгражданпроект» отказано в допуске к оценке и сопоставлению заявок по причине несоответствия участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке. По мнению Комиссии (протокол №31705752657/2 от 18 января 2018г.) , согласно представленной участником выписке из реестра членов СРО, для участника уровень ответственности установлен до 50 млн. руб., тогда как начальная (максимальная) цена по закупке составляет 96 211 245 рублей.

Заместителем прокурора Ленинского района г. Ярославля приведен довод о том, что уровень ответственности члена СРО ООО «Институт «Удмуртгражданпроект» соответствует III уровню ответственности, т. е. размеру обязательств, стоимость которых по одному договору подряда не превышает 300 000 000 (триста миллионов) рублей, и, таким образом, ООО «Институт «Удмуртгражданпроект» полностью соответствует требованиям конкурсной документации.

Согласно сведениям выписки из реестра членов саморегулируемой организации ассоциации «Межрегионпроект», выданной ООО «Институт «Удмуртгражданпроект», уровень ответственности члена СРОА «Межрегионпроект» по обязательствам по договору подряда на подготовку проектной документации, в соответсвии с которым внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда соответствует III уровню, размер обязательств по которому не превышает 300 000 000 (триста млн.) рублей. Уровень ответственности по обязательствам по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствует II уровню, совокупный размер обязательств, стоимость которых по договорам подряда не превышает 50 000 000 (пятьдесят млн.) рублей.

Проанализировав положения ч.3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что уровень допуска в размере 300 000 000 рублей у ООО «Институт «Удмуртгражданпроект» имеется только в отношении компенсационного фонда возмещения вреда, а не фонда обеспечения договорных обязательств. Отношения сторон в договорных обязательствах, в том числе договора на разработку проектно-сметной документации по «Реконструкции очистных сооружений канализации АО «Ярославльводоканал», регулируются договором, поэтому заказчик закупки ориентируется на уровень ответственности члена СРО по договорным обязательствам из договоров подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов. Уровень ответственности ООО «Институт «Удмуртгражданпроект» по договорным обязательствам из договоров подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов, соответствует II уровню ответственности, совокупный размер обязательств по которым не превышает 50 000 000 (пятьдесят миллионов) рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, если совокупный размер обязательств по договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

В случае, если участник закупки представляет в своей заявке на участие в конкурсе свидетельство СРО, указанная разрешенная сумма которого ниже начальной максимальной цены контракта, установленной в конкурсной документации, такая заявка подлежит отклонению.

Вместе с тем, если при осуществлении закупки на выполнение работ по организации подготовки проектной документации для реконструкции объектов капитального строительства участником закупки предоставляется свидетельство СРО и декларируется обязательство снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении закупки, до суммы, указанной в свидетельстве СРО или ниже, то в этом случае такой участник закупки должен быть допущен к участию в закупке по причине соответствия заявленной им цены договора и уровня ответственности СРО. В рассматриваемой ситуации ООО «Институт «Удмуртгражданпроект» снизило цену своего предложения до 25 000 000 рублей, что соответствует уровню ответственности, указанному в выписке СРО.

Таким образом, ООО «Институт «Удмуртгражданпроект» соответствовало требованиям, установленным конкурсной документацией о закупке. Отказ в допуске данного участника к оценке и сопоставлению заявок является незаконным.

Кроме того, в закупочной документации отсутствовало само требование о необходимости соответствия суммы, указанной в свидетельствах СРО участников закупки, уровню ответственности, равному не менее суммы начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, после процедуры рассмотрения заявок участников закупки заказчиком были отклонены заявки всех участников, кроме заявки ООО Компания «Интегратор». Комиссией по закупкам открытый конкурс был признан несостоявшимся (протокол №31705752657/3 от 19.01.2018г), было принято решение о заключении договора на разработку проектно-сметной документации по «Реконструкции очистных сооружений канализации АО «Ярославльводоканал» с ООО Компания «Интегратор». Неправомерные действия заказчика по исключению ООО Компания «Интегратор» из числа участников закупки без указанных в Положении о закупках и конкурсной документации оснований привели к признанию торгов несостоявшимися, и, соответственно, к ограничению конкуренции при проведении торгов, что повлекло нарушение прав и охраняемых законом интересов субъекта предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Положения части 1 указанной статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с п.7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Как следует из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, ООО Компания «Интегратор» и ООО «Институт «Удмуртгражданпроект» являются участниками рынка услуг по разработке проектно-сметной документации и деятельности в области инженерных изысканий. Таким образом, данные хозяйствующие субъекты соперничают на соответствующем товарном рынке, т. е. являются конкурентами.

Вышеуказанный рынок услуг является конкурентным, и, соответственно, принятие АО «Ярославльводоконал» необоснованного решения об отклонении заявки ООО «Институт «Удмуртгражданпроект», признании конкурса несостоявшимся и закупке у конкретного хозяйствующего субъекта (ООО Компания «Интегратор») ставит последнего в преимущественное положение по сравнению с остальными хозяйствующими субъектами, подавшими заявки на участие в Закупке.

Таким образом, в действиях АО «Ярославльводоканал», выразившихся в принятии решения об отклонении заявки ООО «Институт «Удмуртгражданпроект» на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации по «Реконструкции очистных сооружений канализации АО «Ярославльводоканал» усматривается нарушение частей 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что привело к ограничению конкуренции при проведении торгов.

В связи с наличием запрета Прокуратуры Ленинского района г. Ярославля на заключение договора по результатам открытого конкурса на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации по «Реконструкции очистных сооружений канализации АО «Ярославльводоканал», АО «Ярославльводоканал» было принято решение об отмене открытого конкурса (протокол №31705752657/4 от 23 марта 2018г). Учитывая указанное обстоятельство, Комиссия полагает, что необходимость выдачи предписания антимонопольного органа о пересмотре заявки ООО «Институт «Удмуртгражданпроект» отсутствует.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

р е ш и л а:

1. Признать ОАО «Ярославльводоканал» нарушившим части 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Обязательное для исполнение предписание ОАО «Ярославльводоканал» не выдавать, с иском о признании закупки, а также заключенного по его результатом торгов договора, недействительными — не обращаться в связи с тем, что открытый конкурс на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации по «Реконструкции очистных сооружений канализации АО «Ярославльводоканал» отменен.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии И.Г. Паутов

 

Члены Комиссии С.В. Гаврилов

И.Н. Курдюкова

К.А. Савичева

Связанные организации

Связанные организации не указаны