Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 06-03/02-15 от 19 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

Администрация Тутаевского

муниципального района


 

152300, Ярославская область, г. Тутаев,

ул. Романовская, д. 35


 

Заинтересованное лицо:

ООО «Перспектива»

 

152303, Ярославская область, г. Тутаев,

ул. Р. Люксембург, д. 55, офис 2


 

Заявитель:

Депутат Муниципального совета

Тутаевского муниципального района

Ярославской области

Ю.А. Рудинская

 

152321, Ярославская область, г. Тутаев,

ул. Советская, 29, кв. 167


 

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-03/02-15

 

23 июня 2015 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 07.07.2015)

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии –руководитель управления А.В. Ширков, главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти С.В. Гаврилов, специалист-эксперт отдела контроля органов власти Коженков Е.В., с участием:

от Администрации Тутаевского муниципального района — О.Р. Коншина, консультанта-юриста Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района (по доверенности б/н от 12.03.2015);

от ООО «Перспектива» - В.А. Кудричева, генерального директора,

рассмотрев дело № 06-03/02-15 о нарушении Администрацией Тутаевского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),


 

у с т а н о в и л а:

 

Основанием для возбуждения дела № 06-03/02-15 послужила жалоба Депутата Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ю.А. Рудинской, а также материалы проверки Тутаевской межрайонной прокуратуры, направленные в Ярославское УФАС России.

В ходе проведенной проверки по указанным обращениям Ярославским УФАС России установлено, что ООО «Перспектива были предоставлены земельные участки без проведения торгов 76:21:010306:222, 76:21:010306:224 в нарушение пункта 2 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса.

На заседаниях Комиссии представитель Администрации Тутаевского муниципального района нарушения антимонопольного законодательства не признал, представил в материалы дела письменную правовую позицию.

Генеральный директор ООО «Перспектива» нарушения антимонопольного законодательства также не признал, поддержал позицию представителя Администрации, представил в материалы дела свою письменную правовую позицию, сообщил о начале строительства на предоставленных ему земельных участках.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

1. Постановлением Главы Тутаевского муниципального района Ярославской области от 08.06.2007 № 643 по итогам проведенного аукциона земельный участок по адресу: Ярославская область, г. Тутаев, МКР-11а, общей площадью 192790 кв. м. с кадастровым номером 76:21:010306:0007 был предоставлен в аренду ГП ЯО «ТСО Ярославльстрой» для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Заключен договор аренды указанного земельного участка № 39/15 от 08.06.2007 со сроком действия до 07.06.2012.

18.09.2012 между Администрацией Тутаевского муниципального района и ГП ЯО «ТСО Ярославльстрой» заключено дополнительное соглашение № 2 к договору № 39/15 от 08.06.2007. Стороны продлили срок аренды земельного участка до 17.08.2013 путем внесения изменений в пункт 2.1 Раздела 2 указанного договора. Строительство на данном земельном участке на момент заключения дополнительного соглашения, как следует из пояснений заявителя, ответчика и заинтересованного лица, ГП ЯО «ТСО Ярославльстрой» не осуществлялось.

В силу пункта 2 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора. Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).

Пункт 31 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 № 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" гласит, что договор аренды, заключенный в соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации на новый срок, является новым договором аренды.

Аукцион по продаже права на заключение договора аренды указанного земельного участка был проведен 06.06.2007, в период действия положений статей 30.2, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства только по результатам торгов.

Таким образом, заключение дополнительного соглашения № 2 к договору № 39/15 от 08.06.2007 о продлении срока его действия осуществлено с нарушением норм Земельного Кодекса.

2. 18.09.2012 между ГП ЯО «ТСО Ярославльстрой» и ООО «Перспектива» заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, расположенного в г. Тутаев Ярославской области, кадастровый номер <...> :21:010306:0007, площадью 192790 кв. м.

В силу пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Согласно пункту 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование) принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

В соответствии со статьей 383 Гражданского кодекса Российской Федерации переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается. Указанная норма права не определяет исчерпывающим образом круг требований, которые не могут переуступаться.

Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса.

Статьями 38.1, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается порядок, согласно которому для участия в аукционе заявители должны представить соответствующие документы; в данных нормах права перечислены также случаи, когда заявители не допускаются к участию в аукционе; предусмотрены последствия признания аукциона несостоявшимся, среди которых предусмотрена возможность заключения договора с единственным участником аукциона или проведение повторного аукциона.

Анализ указанных норм права позволяет прийти к выводу о том, что право на заключение договора аренды земельного участка по результатам аукциона принадлежит только лицу, выигравшему аукцион, либо его единственному участнику. Указанное право неразрывно связано с личностью участника аукциона и не может быть передано по договору уступки права. Пункт 5 статьи 22 Земельного Кодекса Российской Федерации в данном случае применяться не может, поскольку при аренде земельных участков для жилищного строительства действуют специальные нормы права – статьи 30.2, 38.1, 38.2 Земельного Кодекса Российской Федерации. Таким образом, законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность заключения договора аренды земельного участка для жилищного строительства (жилищного строительства в целях комплексного освоения) с лицом, не участвовавшим в аукционе.

3. Постановлением Главы Тутаевского муниципального района Ярославской области от 22.02.2013 № 152-з после заключения соглашения об уступке прав и обязанностей и фактическим предоставлением ООО «Перспектива» земельного участка с кадастровым номером 76:21:010306:0007, площадью 192790 кв. м. предписано расторгнуть с ООО «Перспектива» договор аренды земельного участка № 39/15 от 08.06.2007 и заключить с ООО «Перспектива» договоры аренды земельных участков, расположенных по адресу: Ярославская область, г. Тутаев, МКР-11а, с кадастровыми номерами 76:21:010306:222 (для комплексного освоения в целях жилищного строительства), 76:21:010306:223 (для размещения торгово-складского помещения), 76:21:010306:224 (для комплексного освоения в целях жилищного строительства) в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Земельный участок с кадастровым номером 76:21:010306:224, площадью 35267 кв.м. ООО «Перспектива» фактически не предоставлялся (не был заключен договор аренды), поскольку на данном участке установлена охранная зона. Процедура проведения торгов постановлением № 152-з не предусмотрена, на официальном сайте torgi.gov.ru информация о проведении аукциона в отношении данных земельных участков не размещена.

Как уже отмечалось, согласно пункту 2 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 8799/11, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Непроведение в случаях, предусмотренных земельным законодательством, открытого конкурса, подразумевающего состязательность хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию.

Неисполнение требований, установленных нормами земельного законодательства Российской Федерации объективно исключило доступ неопределенного круга лиц к конкурентно значимому ресурсу и не обеспечило предусмотренную законом степень информированности потенциальных претендентов на получение права в отношении данного ресурса. ООО «Перспектива» было поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами.

Таким образом, действия Администрации Тутаевского муниципального района, выразившиеся в предоставлении ООО «Перспектива» земельного участка с кадастровым номером: 76:21:010306:222, расположенного в г. Тутаев Ярославской области, в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства без проведения торгов, в нарушение действующих норм Земельного Кодекса в рассматриваемой ситуации привело к негативным последствиям в виде недопущения конкуренции на рынке жилищного строительства в отношении данного земельного участка, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом Комиссия полагает необходимым выдать Администрации Тутаевского муниципального района предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В связи с началом выполнения работ по строительству жилых домов и прокладке новых коммуникаций, связанных с несением ООО «Перспектива» значительных расходов на указанном земельном участке, не позволяющем привести его в первоначальное состояние, отсутствуют основания полагать, что подача антимонопольным органом иска о признании договора аренды недействительным может привести к защите либо восстановлению прав неопределенного круга лиц.

Комиссия также считает, что в действиях должностного лица, ответственного за выполнение требований земельного и антимонопольного законодательства усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:


 

1. Признать Администрацию Тутаевского муниципального района нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Администрации Тутаевского муниципального района предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


 

Председатель Комиссии А.В. Ширков

Члены Комиссии: С.В. Гаврилов

Е.В. Коженков

 


 

Ответчик:

Администрация Тутаевского

муниципального района


 

152300, г. Тутаев,

ул. Романовская, д. 35


 


 


 


 


 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 06-03/02-15

 

23 июня 2015 года г. Ярославль


 


 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии –руководитель управления А.В. Ширков, главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти С.В. Гаврилов, специалист-эксперт отдела контроля органов власти Коженков Е.В., руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.06.2015 (резолютивная часть изготовлена 07.07.2015) по делу № 06-03/02-15 о нарушении Администрацией Тутаевского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:


 

Администрации Тутаевского муниципального района принять меры организационно-правового характера (в том числе путем закрепления соответствующих положений в правовых актах органов местного самоуправления Тутаевского муниципального района), запрещающие передачу своих прав и обязанностей по земельному участку победителем (единственным участником) торгов на право заключения договоров аренды земельных участков (предоставленных ему на основании торгов) иному лицу посредством заключения договора уступки.


 

Предписание исполнить в срок до 10 сентября 2015 года.

Об исполнении предписания сообщить в письменном виде в адрес Ярославского УФАС России в срок до 17 сентября 2015 года.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.


 


 

Председатель Комиссии А.В. Ширков


 

Члены Комиссии: С.В. Гаврилов

 

Е.В. Коженков


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны