Решение б/н Решение и предписание по делу № 06-03/03-12 в отношении «Яро... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-03/03-12

 

28 февраля 2012 г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме «05» марта 2012)

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г.; члены Комиссии – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Тетерина Н.П., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г.,

с участием:

от открытого акционерного общества «Ярославская генерирующая компания» - <...>,

от ТСЖ «Содружество» - <...>,

рассмотрев дело № 06-03/03-12 о нарушении Открытым акционерным обществом «Ярославская генерирующая компания» (далее – ОАО «ЯГК», Ответчик) (150040, г. Ярославль, ул. Победы, д. 28а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – антимонопольный орган) поступило заявление Товарищества собственников жилья «Содружество» (далее – ТСЖ «Содружество», Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «ЯГК». Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в ненадлежащем исполнении обязательств по осуществлению теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: Ярославская область, г. Углич, мкр - н Солнечный, д. 21.

В заседании Комиссии антимонопольного органа представитель ОАО «ЯГК» нарушения антимонопольного законодательства не признал, представил письменные пояснения по существу рассматриваемого дела (исх. от 28.02.2012), в которых указано, что проблема некачественного теплоснабжения дома № 21 мкр. Солнечный г. Углича началась в 2007 году до передачи функций теплоснабжения ОАО «ЯГК», что не отрицается и самим Заявителем. Причиной недостаточного теплоснабжения вышеуказанного жилого дома является невыполнение организацией, осуществлявшей его строительство, технических условий в части замены подающего трубопровода на отопление на больший диаметр согласно проекта. Труба теплоснабжения к дому имеет меньший диаметр. После ввода дома в эксплуатацию руководством Управления ЖКХ Угличского муниципального района было принято решение об установке дроссельной диафрагмы (шайбы) на обратной линии отопления, что препятствует циркуляции теплоносителя в системе отопления.

Кроме того, в системе ГВС дома отсутствует обратная линия, не выполнена часть проекта застройщиком. Внутридомовая система горячего водоснабжения (ГВС) выполнена по тупиковой схеме, то есть отсутствуют циркуляционные трубопроводы, наружные подающие и циркуляционный трубопроводы закольцованы в подвальном помещении. При такой системе потребителю для появления горячей воды в точке водоразбора приходится длительное время сливать воду из крана.

Также, по мнению представителя ОАО «ЯГК», на несоответствие температурного режима в квартирах данного дома влияет разбалансировка внутридомовой системы, так как в отдельных квартирах выполнены «теплые полы» и «утепление лоджий».

Дополнительно Ответчик указал на то, что предпринимались все возможные действия для недопущения ненадлежащего исполнения по теплоснабжению и горячему водоснабжению данного дома, в том числе в период подготовки к отопительному сезону 2011-2012 были проведены работы по замене трубопроводов от тепловой камеры до стены дома на пластиковые трубопроводы «Изопрофлекс» проектного диаметра.

Принимая решение о признании ОАО «Ярославская генерирующая компания» нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС исходит из следующего.

В соответствии с приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» для определения положения хозяйствующего субъекта при исследовании рынка определяются географические и товарные границы рынка. Продуктовые границы рынка определяются потребностями граждан в тепловой энергии, получение которой осуществляется посредством присоединенных сетей ОАО «ЯГК» к котельной ЗАО «Угличэнергия».

Географические границы рынка с учетом п. 4.7 Приказа ФАС № 220 определяются присоединенной сетью, так как ввиду специфики товара – тепловой энергии, его доставка до потребителя может осуществляться только через присоединенную сеть при наличии имеющегося подключения, в том числе посредством сетей ОАО «ЯГК», непосредственно к теплоисточникам ЗАО «Угличэнергия». Подключение к иным субъектам, осуществляющим производство и передачу тепловой энергии является невыгодным, так как связано с несением затрат на подключение, организационными и временными издержками.

В соответствии с данными, представленными Администрацией Угличского муниципального района, в Угличском МР закольцовки тепловых сетей между независимыми источниками тепловой энергии (ОАО «ЯГК» и ЗАО «Угличэнергия») не существует, возможности получения теплоресурса от иных источников теплоснабжения нет, таким образом, конечные потребители не имеют иной возможности получения теплового ресурса, как от котельной ЗАО «Угличэнергия» в соответствии с существующей схемой присоединенных сетей. Таким образом, ЗАО «Угличэнергия», ОАО «ЯГК» в настоящее время являются единственными производителями тепловой энергии в границах соответствующих присоединенных сетей в границах города Углича.

Кроме того, установлено, что ОАО «ЯГК» осуществляет передачу тепловой энергии по арендованным сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в редакции от 26.03.2003 № 39-ФЗ) регламентировано, что к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что «доминирующим» признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из вышесказанного, установлено, что ОАО «ЯГК» в лице филиала «Угличский» занимает доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в географических границах в пределах территории города Углича, охваченной присоединенной сетью, в частности, в границах мкр – на Солнечный г. Углича, в границах присоединенной сети.

Материалами дела антимонопольным органом установлено, что в мкр – не Солнечный города Углича выработку тепловой энергии, подаваемую на данные объекты, осуществляет котельная ЗАО «Угличэнергия». ОАО «Ярославская генерирующая компания» осуществляет передачу ресурса по сетям, арендованным у Администрации Угличского муниципального района по договору на отпуск горячего водоснабжения от 01.08.2011 № 77/11 с данной котельной, заключая соответствующие договора с конечными потребителями, выступая для них в качестве теплоснабжающей организации.

Конечными потребителями коммунальных ресурсов в данном случае выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме № 21 мкр – на Солнечный г. Углич.

В соответствии с договором на поставку тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде № 98/10 от 01.09.2010 и № 98/11 от 01.01.2011, заключенным между ТСЖ «Содружество» и ОАО «ЯГК», энергоснабжающая организация приняла обязанности по обеспечению бесперебойного снабжения абонента тепловой энергией для оказания коммунальных услуг гражданам по отоплению и горячему водоснабжению в соответствии с нормой потребления и температурным графиком, установленными настоящим договором

Отношения в сфере теплоснабжения граждан, в том числе объединенных в ТСЖ, регулируются Гражданским кодексом, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, а также бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Как отмечалось выше, поставка (передача) тепловой энергии является основным обязательством ОАО «ЯГК» по заключенным договорам.

Для того, чтобы обеспечить стабильную поставку ресурса, организация должна произвести ряд необходимых для этого мероприятий, а именно, закупить газ и холодную воду у соответствующих поставщиков, обеспечить работоспособность оборудования, и так далее.

ОАО «ЯГК» является хозяйственным обществом – коммерческой организацией. Основной его целью является извлечение прибыли (статья 50 ГК РФ).

Извлечение прибыли в процессе предпринимательской деятельности связано с коммерческими рисками (в соответствии со статьей 2 ГК – предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность).

Компания обязана была предвидеть все риски, связанные с деятельностью по теплоснабжению жилого фонда, в частности, предупредить нарушение прав физических и юридических лиц.

По информации, указанной в представлении об устранении нарушений жилищного законодательства от 07.12.2010 № 7-2-2010, направленного Угличской межрайонной прокуратурой в адрес Заявителя, в ходе совместной проверки с выходом на место с представителем филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области в Угличском муниципальном районе 23.11.2010 по адресу: мкр-н Солнечный, д. 21, г. Углич отобрана горячая вода в тепловом узле подвала жилого дома.

При лабораторном исследовании отобранной горячей воды установлено несоответствие её качества требованиям санитарных норм и правил по температуре и санитарно – гигиеническим показателям – мутность, железо, что является нарушением правил Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 20 от 07.04.2009 «Об утверждении САНПИН 2.1.4.2496-09», согласно которому температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 ° С и не выше 75 ° С, а качество должно отвечать требованиям санитарно – эпидемиологических правил и норм, предъявляемых к питьевой воде. Температура горячей воды в момент отбора составляла 35 ° С при норме не ниже 60° С, что также противоречит и вышеназванным Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, в соответствии с п.п. «б» пункта 49 которых исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. Несмотря на то, что в данным представлением прокуратуры указано, что ресурсоснабжающая организация (ОАО «ЯГК») подает воду, не соответствующую установленным нормам, виновным в данной ситуации оказался Заявитель как исполнитель.

Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательства по договору со стороны ОАО «ЯГК» при предоставлении коммунального ресурса для отопления и горячего водоснабжения установленным параметрам подтверждаются также актом № 1 от 11.02.2011 комиссии с участием представителя ОАО «ЯГК» о проведенных замерах температуры и давления в подающем и обратном трубопроводе системы отопления на вводе в дом, которым установлено отсутствие перепада давления в подающем и обратном трубопроводе системы отопления в наружных тепловых сетях, вследствие чего скорость теплоносителя значительно снижена, температура теплоносителя в подающем трубопроводе не соответствует нормативному - при температуре наружного воздуха – 15 ° С норматив 74 ° С, фактически 64 ° С, кроме того, по проекту расход на дом должен составлять 7,8 куб. м/ч, фактически – 3,29 куб. м/ч, перепад давлений должен быть не менее 0,6 кг/см кв., фактически – 0,2 кг/см. кв.

Действия ОАО «Ярославская генерирующая компания» по поставке некачественного ресурса коммунальным потребителям дома № 21 мкр – на Солнечный г. Углича также подтверждаются представленными Заявителем отчетами о суточных параметрах теплоснабжения за октябрь - ноябрь 2010, октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года, зафиксированных приборами учета на отопление и ГВС.

В условиях, когда параметры ГВС не соответствуют правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 и Постановлению Правительства РФ № 307 от 23.05.2006, тепловая энергия в тепловом пункте дома не соответствует температурным требованиям, обеспечение необходимой температуры в точке водоразбора (краны граждан) является невозможным.

Таким образом, ОАО «ЯГК» не исполнило обязанность перед гражданами относительно поставки ресурса с надлежащей температурой, соответствующей требованиям нормативных актов, а бездействие по нормализации качества поставляемого ресурса (температуры подаваемого теплоносителя) нарушают права граждан на комфортное проживание в жилых помещениях.

На основании имеющихся в деле доказательств, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что действия ОАО «Ярославская генерирующая компания» по недопоставке ресурса и поставке некачественного ресурса коммунальным потребителям дома № 21 мкр – на Солнечный г. Углича, зафиксированные приборами учета на отопление и горячее водоснабжение и актом обследования дома, а также бездействие ОАО «ЯГК» по надлежащему исполнению условий договора по поставке соответствующего ресурса надлежащего качества образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая временной период и характер допущенных нарушений Комиссия усматривает необходимость в выдаче предписания по настоящему делу.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

 

  1. Признать ОАО «ЯГК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  2. Выдать ОАО «ЯГК» предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 14.31 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии И.Г. Паутов

 

Члены Комиссии: М.Ф. Завьялов

 

А.Г. Карамшук

 

Н.П. Тетерина

Предписание

по делу № 06-03/03-12

28 февраля 2012

(решение изготовлено в полном объеме «05» марта 2012)

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г.; члены Комиссии – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Тетерина Н.П., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., руководствуясь п.п. «ж» п. 2 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 28.02.2012 по делу № 06-03/03-12 о нарушении открытым акционерным обществом «Ярославская генерирующая компания», предусмотренным абзацем 1 частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Открытому акционерному обществу «Ярославская генерирующая компания» в срок до 30 июня 2012 выполнить следующие действия:

прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно, обеспечить бесперебойную подачу в жилые помещения многоквартирного дома по адресу: г. Углич, мкр – н Солнечный, д. 21 коммунальных ресурсов – горячего водоснабжения надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям, а также обеспечить бесперебойное отопление жилых помещений в течение отопительных периодов в зависимости от температуры наружного воздуха.

Об исполнении предписания сообщить не позднее 02 июля 2012 года.

Предписание может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его выдачи.

 

 

 

Председатель Комиссии И.Г. Паутов

 

Члены Комиссии: М.Ф. Завьялов

 

А.Г. Карамшук

 

Н.П. Тетерина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны