Решение б/н Решение по делу № 06-03/32-15 от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж

ул.Маланова, д.14, г.Ярославль, 150029


 

Депутату Ярославской областной Думы

С.А.Балабаеву

Советская пл., д.1/19, г.Ярославль,

150000


 

Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации

«Российский союз спасателей»

150034, г.Ярославль, ул.Спартаковская, д.1 «Д»


 

ООО «Связьстрой сб.»

ул.Промышленная, д.3, дер.Кузнечиха, Ярославский район, 150510


 


 


 

Решение

по делу № 06-03/32-15

30 ноября 2015 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 14.12.2015)


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти Гудкевич Е.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Коженков Е.В., при участии:

от государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области Ярославского педагогического колледжа Лаврова М.Е., директора, Акимова А.А., юрисконсульта (по доверенности),

Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации«Российский союз спасателей», ООО «Связьстрой сб.», депутат Ярославской областной Думы С.А.Балабаев явку своих представителей не обеспечили, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев на заседании Комиссии 27.11.2015 (объявлен перерыв), 30.11.2015 дело № 06-03/32-15 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области Ярославского педагогического колледжа (далее - ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж, Заказчик) по признакам нарушения частей 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:

настоящее дело возбуждено в результате рассмотрения заявлений депутата Ярославской областной Думы Балабаева С.А. и Ярославского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей» в отношении ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж о признаках нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в осуществлении закупок у единственного поставщика на основании включения в Положение о закупке ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж пункта 6.9.2., устанавливающего право на осуществление закупки у единственного поставщика при условии не превышения стоимости закупки размера пяти миллионов рублей в квартал, в нарушение принципов равноправия, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (пункты 2, 3 части 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011), нарушения частей 1 и 7 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении в соответствии с извещением №31502635588 ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж закупки у единственного поставщика услуг по монтажу и пусконаладочным работам пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре в учебном здании ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа на основании включения в Положение о закупке ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж указанных выше норм.

Представители ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж нарушение антимонопольного законодательства не признали, пояснили, что в соответствии с пунктом 6.9.2. Положения о закупке ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж предусмотрено право учреждения на осуществление закупки у единственного поставщика без использования конкурентных процедур при условии не превышения стоимости закупки размера пяти миллионов рублей в квартал. Требованиям действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) данное положение не противоречит, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки, в том числе закупка у единственного поставщика. Нормы Закона о закупках базируются на принципе свободы выбора заказчиком способа закупки и предполагают возможность ее осуществления наиболее приемлемым для заказчика способом. С целью соблюдения принципов равноправия, справедливости, экономически эффективного расходования денежных средств Заказчиком были направлены запросы коммерческих предложений в ряд организаций, оказывающих услуги, соответствующие предмету закупки, по результатам которых была выбрана организация, сделавшая наиболее выгодное предложение.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж обязано производить закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями указанного закона. Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области Ярославского педагогического колледжа, утвержденное протоколом №2 от 19.01.2015 заседания Наблюдательного совета ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж (далее — Положение о закупке). Частью 1 статьи 3 Закона о закупках, пунктом 1.6 Положения о закупке установлены основные принципы закупки товаров, работ, услуг, в числе которых установлены принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

На официальном сайте закупок 05.08.2015 было размещено извещение №31502635588, согласно которому государственное образовательное автономное учреждение Ярославский педагогический колледж осуществило закупку услуг по монтажу и пусконаладочным работам пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре в учебном здании ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа у единственного поставщика по начальной максимальной цене 399000 рублей. Согласно размещенному в разделе «Документы закупки» приказу от 03.08.2015 № 110 директором колледжа было поручено закупочной комиссии определить единственного поставщика. Согласно протоколу №7 от 04.08.2015 таким поставщиком стало ООО «Связьстрой сб». Информация о закупке и ее результатах на официальном сайте была опубликована только 05.08.2015.

Право ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж на заключение договоров с единственным поставщиком установлено пунктом 6.9 Положения о закупке, в котором также предусмотрены условия проведения прямой закупки.

В соответствии с подпунктом 6.9.2. пункта 6.9 Положения о закупке одним из оснований для размещения заказа у единственного поставщика является осуществление закупки одноименной продукции стоимостью, не превышающей размера пять миллионов рублей в течение квартала.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, действия Заказчика должны соответствовать указанным целям, при этом праву Заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует обязанность Заказчика по обеспечению возможности участия юридических и физических лиц в закупке, стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.

Включение в Положение о закупке ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж подпункта 6.9.2., устанавливающего в качестве обоснования осуществления закупки у единственного поставщика условия о непревышении стоимости закупки размера пяти миллионов рублей в квартал, по мнению антимонопольного органа, противоречит положениям части 1 статьи 1 Закона о закупках, поскольку стоимость закупки не может рассматриваться как объективное обстоятельство, исключающее для Заказчика возможность проведения конкурентных процедур закупки либо свидетельствующее о возможности выполнения работы, оказания услуги каким-либо конкретным и при этом единственным исполнителем.

Таким образом, принимая во внимание, что потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге, вместе с тем нельзя не учитывать, что при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Согласно материалам, представленным ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж, на выполнение работ по монтажу и пусконаладочным работам пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре в учебном здании ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа могли претендовать наряду с ООО «Связьстрой сб» и иные хозяйствующие субъекты: ООО «Алгоритм», ООО «КОМПАНИЯ «СВЯЗЬСТРОЙ», предоставившие на запрос Заказчика свои коммерческие предложения на выполнение названных работ, а также Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей», осуществляющее предпринимательскую деятельность на указанном товарном рынке и обратившееся в антимонопольную службу с заявлением о нарушении его прав, выразившемся в ограничении доступа к конкурентному ресурсу выполнения работ, финансируемых за счет бюджетных средств. Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что товарный рынок работ по монтажу и пусконаладочным работам пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре в границах Ярославской области является конкурентным.

Исходя из вышеизложенного, действия ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж по заключению договора на выполнение работ по монтажу и пусконаладочным работам пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре в учебном здании ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа с ООО «Связьстрой сб» без проведения конкурентных процедур в отсутствие объективных оснований для размещения заказа у единственного поставщика, привели к негативным последствиям для конкуренции на товарном рынке выполнения работ по монтажу и пусконаладочным работам пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре в границах Ярославской области в виде ее недопущения, что нарушает положения частей 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", следовательно, и на осуществление закупок у единственного поставщика. Довод представителей Заказчика об ограниченных временных сроках, которыми располагало образовательное учреждение для выполнения указанных работ (с 04.08.2015 — даты заключения договора до 01.09.2015 — начала учебного года) отклоняется комиссией, поскольку в материалах дела представлены заверенные надлежащим образом копии двух договоров за № 17/15 с одним и тем же подрядчиком (ООО «Связьстрой сб»), с одним предметом договора: монтаж и пусконаладочные работы пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре в учебном здании ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа, г.Ярославль, ул.Маланова, д.14, но с различными датами его заключения: 23.04.2015 и 04.08.2015. Исходя из представленных копий запросов коммерческих предложений, датированных 03.04.2015 и поступивших в ответ на запросы коммерческих предложений ООО «Связьстрой сб», ООО «Алгоритм», ООО «КОМПАНИЯ «СВЯЗЬСТРОЙ», датированных 09.04.2015, а также тем, что в реестре договоров, заключенных учреждением в 2015 году данный договор датируется 23.04.2015, Комиссия приходит к выводу о том, что действительной датой заключения договора является 23.04.2015. Размещение ГПОАУ ЯО Ярославским педагогическим колледжем информации о закупке 05.08.2015 осуществлено с нарушением требований Закона о закупках, пунктов 3.5., 3.8. Положения о закупке.

Анализ представленного в материалы дела реестра договоров, заключенных ГПОАУ ЯО Ярославским педагогическим колледжем в 2015 году с указанием способа осуществления закупки, позволяет сделать вывод, что закупка у единственного поставщика является основным, наиболее часто применяемым учреждением способом размещения заказа в том числе, если стоимость закупки значительно превышает 100 000 рублей. Так, без проведения конкурентных процедур заключены договоры № 2 от 02.02.2015 с ООО «Издательский центр «Академия» на 187 997 рублей (закупка учебно-методической литературы), № 8572 от 11.02.2015 с ООО «Видекс» (закупка оборудования) на 138 854 рублей, № 11 от 18.02.2015 с ООО «Канцбизнес» на 322 790 рублей (закупка канцелярских товаров), № 12 от 24.02.2015 с ООО «Неон» на 363 948 рублей(закупка оборудования), № 20 от 10.03.2015 с ООО ПКФ Стандарт на 362 702 рубля (закупка оборудования), б/н от 13.04.2015, от 24.04 2015 с ООО Яроблтур на 350 000 рублей и 1 380 000 рублей соответственно.

На основании представленных материалов Комиссия Ярославского УФАС пришла к выводу о том, что учреждением как Заказчиком при осуществлении данных действий не были обеспечены возможность и стимулирование участия юридических и физических лиц в закупках указанных услуг в соответствии с требованиями части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также был сделан вывод о том, что данные действия сами по себе не направлены на развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Названные закупки осуществлены ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж в соответствии с пунктом 6.9.2. Положения о закупке о праве учреждения на осуществление закупки у единственного поставщика без использования конкурентных процедур при условии не превышения стоимости закупки размера пяти миллионов рублей в квартал.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Ярославской области от 07.11.2014 № 1131-п ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж является организацией, предоставляющей государственные услуги по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.

Соответственно, действия ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж по установлению в подпункте 6.9.2 пункта 6.9 Положения о закупке права Заказчика на осуществление закупки у единственного поставщика при условии не превышения стоимости закупки размера пяти миллионов рублей в квартал без определения мотивированных условий, перечня объективных обстоятельств, при наступлении которых реализация такого права не будет противоречить положениям и целям Закона о закупках, нарушают часть 1 статьи 3 Закона о закупках, часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, части 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, привели к негативным последствиям для конкуренции при проведении закупочной процедуры на выполнение работ по монтажу и пусконаладочным работам пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре в учебном здании ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа, иных указанных в настоящем решении закупок, а также могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при дальнейшем осуществлении ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж закупочной деятельности.

В рассмотренных действиях ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 14.9, части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать действия ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж нарушающими часть 1 статьи 15, части 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы данного дела должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.


 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


 


 

Председатель Комиссии И.Г.Паутов


 

Члены Комиссии Е.В. Гудкевич


 

Е.В.Коженков

 

 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны