Решение б/н Решение по делу от 18 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

Администрация города

Переславль-Залесский

152020, г. Переславль-Залесский, Народная площадь, д. 1

 

Заявитель:

МУП «Энергетик»

152023, г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д. 98.

Заинтересованное лицо:

МУП «Спектр»

152023, г. Переславль-Залесский,

ул. Свободы, д. 98.

 

 

Решение

по делу № 06-03/67-15

07 июля 2017 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 17.07.2017)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е.В., заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Гаврилов С.В. при участии:

от Администрации города Переславля-Залесского Ярославской области (далее также — Администрация), <...>, начальника юридического управления (по доверенности),

от МУП «Энергетик», МУП «Спектр» - представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев на заседании Комиссии 07 июля 2017 года дело № 06-03/67-15, возбужденное по признакам нарушения Администрацией города Переславля-Залесского Ярославской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

у с т а н о в и л а:

 

Настоящее дело возбуждено по результатам рассмотрения заявления МУП «Энергетик» в котором указывалось на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.

Постановлением Администрации г. Переславля-Залесского (далее — Администрация) от 29.04.2015 № ПОС.03-0641/15 за МУП «Спектр» было закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, а именно резервуар, объемом 6000 куб.м., расположенный по адресу: г. Переславль-Залесский, водозабор, а также насосная станция дренажной воды, расположенная по адресу: Ярославская обл., Переславский район, очистные сооружения.

Согласно Акту обследования муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения г. Переславля-Залесского от 07.05.2015, утвержденного Мэром г. Переславля-Залесского, соответствующей комиссией проведено обследование муниципального имущества, указанного в приложении к данному акту, и сделаны выводы о том, что данное имущество непосредственно технологически связано с объектами, переданными МУП «Спектр» на праве хозяйственного ведения постановлением Администрации от 29.04.2015 № ПОС.03-0641/15, а именно является единой сетью водоснабжения и водоотведения города Переславль-Залесский, имеющей взаимные точки присоединения и участвующей в единой технологической системе водоснабжения и водоотведения города Переславля-Залесского, в связи с чем отсутствует техническая возможность использовать обследуемое имущество вне взаимосвязи с объектами, переданными МУП «Спектр» на праве хозяйственного ведения постановлением Администрации от 29.04.2015 № ПОС.03-0641/15.

На основании изложенного, комиссия Администрации пришла к выводу, что указанные обстоятельства являются основанием для передачи обследуемого имущества на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) МУП «Спектр».

08.05.2015 года Администрацией было принято постановление № ПОС.03-0683/15, в соответствии с которым в аренду МУП «Спектр» сроком на 5 лет было передано муниципальное имущество (приложения № 1 и № 2 к постановлению), которое является непосредственно технологически связанным с объектами, переданными МУП «Спектр» на праве хозяйственного ведения. Указанное имущество было передано МУП «Спектр» без проведения торгов на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

08.05.2015 года между Управлением муниципальной собственности Администрации и МУП «Спектр» был заключен договор № 589/1 аренды имущества, а именно системы коммунальной инфраструктуры тепло- и водоснабжения г. Ярославля сроком на 5 лет.

Постановлением Администрации от 25.05.2015 № ПОС.03-0780/15 МУП «Спектр» наделен статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа г. Переславль-Залесский.

Вместе с тем, по мнению Ярославского УФАС России, вышеуказанные нормативные правовые акты были приняты Администрацией с нарушением требований действующего законодательства.

Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", от 27.10.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 41.1 данного федерального закона договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 указанной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

В соответствии с положениями статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", реализация полномочий в сфере теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом "О теплоснабжении" и в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении" и полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами власти, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

Передача муниципального имущества без проведения обязательной в таком случае процедуры торгов ставит конкретного хозяйствующего субъекта (в данном случае — МУП «Спектр») в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, которые потенциально могли бы претендовать на получение такого имущества при проведении законодательно установленной процедуры, что в свою очередь обеспечило МУП «Спектр» более выгодные условия осуществления хозяйственной деятельности.

Статьей 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении» определено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам государственной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Установленный приведенной нормой запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Таким образом, в действиях Администрации по наделению МУП «Спектр» статусом единой гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа г. Переславль-Залесский выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как приводят к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг водоснабжения и водоотведения в границах города Переславль-Залесский.

Таким образом, в действиях Администрации по передаче муниципального имущества (объектов водоснабжения и водоотведения) в хозяйственное ведение и в аренду МУП «Спектр», без проведения процедуры торгов, а также по наделению МУП «Спектр» статусом диной гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа г. Переславль-Залесский, выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как данные действия привели к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в границах города Переславль-Залесский.

Как установлено антимонопольным органом в ходе рассмотрения настоящего дела, на указанном товарном рынке в географических границах города Переславля-Залесского Ярославской области в 2015 году осуществляли предпринимательскую деятельность следующие хозяйствующие субъекты:

- АО «ГУ ЖКХ»;

- МУП «Спектр»;

- ЗАО «Новый мир»;

- ООО «Новоком плюс».

Данным хозяйствующим субъектам в установленном действующим законодательством порядке на 2016 год Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области были установлены тарифы как на питьевую воду, так и на услуги по водоотведению и транспортировку сточных вод, что также подтверждает тот факт, что данные организации осуществляют предпринимательскую деятельность на товарном рынке услуг водоснабжения и водоотведения в границах города Переславля-Залесског Ярославской области.

Таким образом, вышеуказанный товарный рынок является конкурентными и соответственно, передача муниципального имущества (резервуара, водозабора, насосная станция дренажной воды, очистных сооружений, а также сетей водоснабжения и водоотведения) конкретному хозяйствующему субъекту (МУП «Спектр»), а также наделение МУП «Спектр» статусом единой гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа г. Переславль-Залесский с нарушением действующего законодательства, ставит его в преимущественное положение по сравнению с остальными хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке.

В соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России 06.04.2016 года выдало Администрации предупреждение о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно отмены следующих нормативных правовых аков:

- постановление от 29.04.2015 № ПОС.03-0641/15;

- постановление от 08.05.2015 года № ПОС.03-0683/15;

- постановление от 15.05.2015 № ПОС.03-0780/15;

- а также совершить действия, направленные на расторжение договора аренды № 589/1 от 08.05.2015 с МУП «Спектр».

Перечисленные действия Администрации необходимо было совершить в срок не позднее 13 мая 2016 года, о выполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

12.05.2016 года Администрация обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением о признании незаконным предупреждения по настоящему делу, по которому 17.05.2016 было возбуждено производство по делу № А82-6486/2016 (позднее объединенное в одно производство с делом № А82-5873/2016).

В связи с рассмотрением Арбитражным судом Ярославской области дела № А82-6486/2016 производство по настоящему делу о нарушении антимонопольного законодательства было приостановлено (определение от 30.05.2016).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.02.2017 по вышеуказанному делу, оставленным в силе постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.04.2017, заявленные требования Администрации были удовлетворены частично. Данное решение вступило в законную силу 07.04.2017 года, в кассационном порядке обжаловано не было.

13.06.2017 (после истечения срока обжалования в кассационном порядке) производство по настоящему делу о нарушении антимонопольного законодательства было возобновлено. Рассмотрение дела было назначено на 27.06.2017 года.

На заседании Комиссии 27.06.2017 представителем Администрации были представлены документы, свидетельствующие об исполнении Администрацией предупреждения Ярославского УФАС России, а именно постановление Администрации г. Переславля-Залесского от 15.06.2017 № ПОС.03-0742/17, согласно пункту 1 которого были признаны утратившими силу следующие постановления Администрации г. Переславля-Залесского:

- от 29.04.2015 № ПОС.03-0640/15 «О передаче имущества в хозяйственное ведение МУП «Спектр»;

- от 29.04.2015 № ПОС.03-0641/15 «О передаче имущества в хозяйственное ведение МУП «Спектр»;

- от 08.10.2015 № ПОС.03-1508/15 «О внесении изменений в постановление от 29.04.2015 № ПОС.03-0640/15 «О передаче имущества в хозяйственное ведение МУП «Спектр»;

- от 08.05.2015 № ПОС.03-0683/15 «О передаче имущества в аренду МУП «Спектр»;

а также:

- пункт 1 постановление Администрации г. Переславля-Залесского от 15.05.2015 № ПОС.03-0735/15 «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации на территории г. Переславля-Залесского»;

- пункт 1 постановление Администрации г. Переславля-Залесского от 25.05.2015 № ПОС.03-0780/15 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Переславля-Залесского».

Кроме того, в пункте 3 вышеуказанного постановления определено, что Управлению муниципального имущества Администрации г. Переславля-Залесского необходимо совершить действия, направленные:

- на возврат имущества в казну г. Переславля-Залесского, закрепленного за МУП «Спектр» на праве хозяйственного ведения, указанных в пункте 1 данного постановления;

- на расторжение договора аренды № 589/1 от 08.05.2015, заключенного с МУП «Спектр».

Также письмом Управления муниципальной собственности Администрации от 26.06.2017 № 352 в адрес МУП №Спектр» была направлена претензия о необходимости передачи имущества из хозяйственного ведения МУП «Спектр» в казну г. Переславля-Залесский, переданного на основании постановлений:

- от 29.04.2015 № ПОС.03-0640/15 «О передаче имущества в хозяйственное ведение МУП «Спектр»;

- от 29.04.2015 № ПОС.03-0641/15 «О передаче имущества в хозяйственное ведение МУП «Спектр»;

- от 08.10.2015 № ПОС.03-1508/15 «О внесении изменений в постановление от 29.04.2015 № ПОС.03-0640/15 «О передаче имущества в хозяйственное ведение МУП «Спектр»,

а также о необходимости расторжения договора аренды № 589/1 от 08.05.2015, заключенного с МУП «Спектр» на основании постановления от 08.05.2015 № ПОС.03-0683/15 «О передаче имущества в аренду МУП «Спектр».

Кроме того, в претензии указано, что если имущество, указанное в вышеперечисленных постановлениях, не будет передано в добровольном порядке, Управление муниципальной собственности будет вынуждено обратиться в суд для решения данного вопроса.

Письмом от 29.06.2017 № 1145 МУП «Спектр» уведомил Ярославское УФАС России, что вышеуказанная претензия была им получена и в настоящее время находится на рассмотрении.

Таким образом, Администрации города Переславля-Залесского Ярославской области надлежащим образом были предприняты соответствующие меры, направленные на устранение допущенных нарушений и их последствий.

Частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 7 статьи 39.1, частями 1 – 4 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

р е ш и л а:

 

Рассмотрение настоящего дела в отношении Администрации города Переславля-Залесского Ярославской области прекратить в связи с исполнением предупреждения Ярославского УФАС России от 06.04.2016 года.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии И.Г. Паутов

 

 

Члены Комиссии Е.В. Гудкевич

 

С.В. Гаврилов

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны