Решение б/н Решение и предписание по результатам рассмотрения жалобы от 25 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик закупки -

МУП «СПЕКТР»

152020, Ярославская обл.,

г. Переславль-Залесский,

ул. Свободы, д. 98.

e-mail: MUPSpektr2006@yandex.ru

 

Заявитель -

ООО «Компания Интегратор»

150048, г. Ярославль,

ул. Гагарина, д. 18, офис 31. e-mail: info@int76.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушения при организации и проведении торгов

и порядка заключения договоров № 06-07/06-17

 

20 января 2017 года г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Гаврилов С.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Коженков Е.В., с участием представителей:

- организатора торгов - МУП «СПЕКТР» (далее — Заказчик), 

- от ООО «Компания Интегратор» представитель не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы ООО «Компания Интегратор» уведомлено надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Компания Интегратор» (вх. № 537 от 16.01.2017) на действия организатора торгов - МУП «СПЕКТР» в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Компания Интегратор» на действия организатора торгов — МУП «СПЕКТР», при организации и проведении запроса предложений на оказание услуги по разработке проекта схемы теплоснабжения в городском округе Переславль-Залесский, включая разработку электрической модели и моделирование аварийных ситуаций (извещение № 31604611374) (далее – Закупка).

Обжалуемые действия заказчика торгов – нарушение сроков размещения извещения о проведении закупки на официальном сайте в сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru; не продление срока подачи заявок на участие в закупке; не соблюдение срока оценки и сопоставления заявок; неразмещение плана закупок на официальном сайте в сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru и т.д.

Представитель Заказчика пояснил, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении Закупки допущено не было, представил Положение о закупке товаров, работ, услуг МУП «СПЕКТР», закупочную документацию, протоколы, составленные в ходе Закупки, копии заявок участников.

На заседании Комиссии установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодат6ельством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке.

Положение о закупках товаров, работ, услуг МУП «СПЕКТР» (далее — Положение о закупке) утверждено директором МУП «СПЕКТР» 12.04.2016 и размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания, услуг www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность МУП «СПЕКТР», устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В 11 час. 35 мин. 29.12.2016 года Заказчиком на официальном сайте для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 31604611374 о проведении запроса предложений на оказание услуги по разработке проекта схемы теплоснабжения в городском округе Переславль-Залесский, включая разработку электрической модели и моделирование аварийных ситуаций.

1. В пункте 4 извещения о проведения Закупки указано, что заявки на участие в запросе предложений принимаются ежедневно (кроме праздничных и выходных дней) с 29.12.2016г. c 8.00 до 17.00 (время московское), перерыв на обед с 12.00 до 13.00, по 30.12.2016г. c 8.00 до 12.00 (время московское), Рассмотрение заявок состоится по адресу г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д. 98, кабинет № 2-3. 30.12.2016г. 12.30 по московскому времени.

Проведение закупки способом запроса предложений регламентировано разделом 15 Положения о закупках. Согласно пункту 15.1.3. Положения о закупках информация о проведении запроса предложений, включая уведомление о проведении запроса предложений, документацию о запросе предложений, проект договора, размещается Заказчиком на официальном сайте не менее чем за пять дней до установленного в документации о запросе предложений дня окончания подачи заявок на участие в запросе предложений.

Таким образом, Заказчиком было допущено нарушение пункта 15.1.3. Положения о закупках, так как срок подачи заявок на участие в рассматриваемой Закупке был необоснованно сокращен Заказчиком до одного дня, в то время как минимальный срок подачи заявок должен составлять пять дней.

2. Как следует из информации, размещенной на официальном сайте для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru, в 16 час. 04 мин. Заказчиком была размещена новая редакция закупочной документации (с учетом внесенных в нее изменений).

Пунктом 15.1.4. Положения о закупках предусмотрено, что в случае внесения изменений в уведомление о проведении запроса предложений, документацию о запросе предложений срок подачи заявок должен быть продлен Заказчиком так, что бы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о проведении запроса предложений, документацию о запросе предложений изменений до даты окончания подачи заявок на участие в запросе предложений срок составлял не менее чем три дня.

Как было установлено в ходе рассмотрения жалобы, решение о продлении срока подачи заявок соответствующим образом Заказчиком принято не было, что является нарушением пункта 15.1.4. Положения о закупках.

3. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Аналогичные требования к закупочной документации установлены пунктами 10.2.15, 10.2.16 Положения о закупках. Кроме того, пунктом 15.1.9. Положения о закупках предусмотрено, что оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляется закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией о запросе предложений на основании Положения о закупках.

Пунктом 12 Информационной карты закупочной документации предусмотрен единственный критерий оценки и сопоставления заявок, а именно «наилучшие условия исполнения договора». При этом закупочной документацией не предусмотрен какой-либо порядок оценки по указанному критерию.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Соответственно, указанным принципам должны соответствовать порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки.

Порядок рассмотрения заявок определен пунктом 17 закупочной документации. Из положений указанного пункта следует, что закупочная комиссия рассматривает заявки на участие в запросе предложений на соответствие требованиям, установленным документацией о запросе предложений. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе предложений комиссией принимается решение об определении победителя предложившего лучшие условия исполнения договора. По результатам рассмотрения заявок комиссией определяется участник открытого запроса предложений, предложивший лучшие условия, с которым и будет заключен договор.

Таким образом, по мнению антимонопольного органа, закупочная документация не содержит детальной, подробной информации о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критерию «наилучшие условия исполнения договора».

Положение пункта 17 закупочной документации, а также пункта 12 Информационной карты, носит общий характер. В нем не указано, как именно происходит оценка заявок, в каких именно баллах, каким образом присваиваются баллы, как конкретно определяется итоговый рейтинг того или иного участника.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. При этом, положения части 1 данной статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, указание на то, что оценке по названному критерию подлежит "наилучшие условия исполнения договора", не свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований законодательства, поскольку из каких именно показателей состоит этот критерий и что именно заявителем понимается под "наилучшими условиями исполнения договора" закупочной документацией не определено.

Закупочная документация в спорной части не содержит указания градации баллов по названному критерию и порядка их присвоения, равно как и не содержит указания на максимальный и минимальный показатель, который может быть выставлен по названному критерию.

При проведении Закупки Заказчиком не была определена методика присвоения баллов по соответствующему критерию в закупочной документации, что свидетельствует об отсутствии порядка оценки квалификационных заявок. Указанное обстоятельство расценивается антимонопольным органом как необоснованное препятствие для подачи участниками закупки заявки, соответствующей квалификационным требованиям закупочной документации. Отсутствие подобных сведений в документации о закупке может привести к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку позволит ему исключительно по собственному усмотрению оценивать заявки при отсутствии возможности участников торгов получить информацию о порядке и причинах такой оценки.

На основании изложенного, Комиссия считает, что в рассматриваемой ситуации Заказчиком были нарушены положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

4. Как было установлено в ходе рассмотрения жалобы 30.12.2016 года по результатам проведения Закупки между Заказчиком и ООО Инженерный Центр «КалидусСити» был заключен договор № 3/12-2016 на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения городского округа Переславль-Залесский Ярославской области. Однако данный договор был заключен с нарушением срока, установленного действующим законодательством для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган.

Согласно пункту 10.2.17. Положения о закупках в документации о закупке должны быть указаны обязательные сведения, в том числе, порядок заключения договора по итогам закупки, срок, в течении которого победитель процедуры закупки или иной участник процедуры закупки, с которым заключается договор, должен подписать договор.

Пунктом 21.2. Положения о закупках предусмотрено, что договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупках заключается такой договор, по результатам проведения торгов должен быть заключен в сроки, указанные в документации о закупке, но не позднее двадцати дней, а по результатам неторговых процедур — не позднее 10 (десяти) дней со дня подписания итогового протокола.

Порядок заключения договора определен Заказчиком в разделе 18 Закупочной документации и заключается в следующем: «Заказчик заключает договор с победителем запроса предложений на условиях, указанных в документации и в соответствии с действующим законодательством.

В случае, если победитель признан уклонившимся от заключения договора, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя запроса предложений заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора, либо заключить договор с участником запроса предложений, который сделал второе предложение о наименьшей цене договора. Заказчик также вправе заключить договор с участником запроса предложений, который сделал второе предложение об условиях договора. В случае уклонения участника запроса предложений, который сделал предпоследнее предложение, от заключения договора заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении такого участника запроса предложений заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора, или принять решение о признании запроса предложений несостоявшимся. В случае, если заказчик отказался от заключения договора с победителем запроса предложений и с участником запроса предложений, который сделал предпоследнее предложение договора по причине установления факта не соответствия победителя запроса предложений требованиям предъявляемых к участникам размещения заказа, запрос предложений признается несостоявшимся.

Заказ признается размещенным со дня заключения договора».

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как указано в определении Верховного суда Российской Федерации от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 установление в конкурсной документации срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о защите конкуренции и Законе о закупках процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против участников закупки.

В рассматриваемой ситуации договор № 3/12-2016 с победителем (ООО Инженерный Центр «КалидусСити») был заключен Заказчиком 30.12.2016 года, то есть в день подведения итогов Закупки, без соблюдения срока, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган.

Таким образом, в закупочной документации не определен как порядок заключения договора, так и не установлены конкретные сроки его заключения, что является нарушением пункта 10.2.17. Положения о закупках.

4. Согласно пункту 5.1 статьи 3 Закона о закупках договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком в соответствии с планом закупки (если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки согласно принятому в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона порядку формирования этого плана), размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом), за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

В жалобе Заявитель ссылается, что в нарушение действующего законодательства план закупок товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год Заказчиком на официальном сайте для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru размещен не был.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией было установлено, что план закупок на 2016 год был размещен Заказчиком, равно как и последующие изменения в данный план (дата размещения последней редакции плана закупок — 29.12.2016 года).

Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.

5. Пунктом 15.1.8 Положения о закупках установлено, что закупочная комиссия в течение одного рабочего дня (если иной срок не предусмотрен закупочной документацией), следующего за днем окончания срока приема заявок на участие в запросе предложений, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений, и оценивает такие заявки.

Пунктом 11 Информационной карты закупочной документации предусмотрено место, день и время начала рассмотрения заявок на участие в запросе предложений - г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.98, кабинет № 2-3. 30.12.2016г. 12.30 по московскому времени.

Таким образом, закупочной документацией установлен конкретный срок рассмотрения заявок (30.12.2016), который был соблюден Заказчиком при проведении Закупки, то есть сопоставление заявок было проведено 30.12.2016 (протокол № 122).

6. Согласно пункту 15.1.11 Положения о закупках установлено, что результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о существенных условиях договора, обо всех участниках, подавших заявки, об отклоненных заявках с обоснованием причин отклонения, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок решении о присвоении заявкам порядковых номеров, об условиях исполнения договора, указанных в заявке победителя и участника закупки, заявке которого присвоен второй номер <...> Указанный протокол подписывается всеми членами закупочной комиссии, представителем Заказчика и размещается Заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола.

Протокол № 121 от 30.12.2016 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, размещенный Заказчиком на официальном сайте в сети Интернет 10.01.2017 года, содержит следующие положения:

- наименование предмета закупки;

- наименование предмета контракта и его начальную (максимальную) цену;

- сведения о составе закупочной комиссии;

- сведения обо всех участниках закупки, подавших заявки;

- сведения о ценовых предложениях каждого из участников, информация о принятых закупочной комиссией решениях в отношении каждой из поданной заявок с обоснованием принятого решения;

- сведения о результатах голосования членов закупочной комиссии.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что протокол № 121 от 30.12.2016 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений соответствует требованиям пункта 15.1.11 Положения о закупках.

7. Согласно извещению о проведении Закупки ее предметом является «право заключения договора на оказание услуги по разработке проекта схемы теплоснабжения в городском округе Переславль-Залесский, включая разработку электрической модели и моделирование аварийных ситуаций». Аналогичным образом предмет закупки сформулирован в закупочной документации и во всех составленных в ходе Закупки протоколах.

Пунктом 1.1. проекта договора, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации, предусмотрено следующее: «Исполнитель обязуется выполнить работы по разработке схемы теплоснабжения муниципального образования городского округа Переславль-Залесский Ярославской области в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к Договору) в объеме, установленном в Сметной документации (Приложение № 2 к Договору), далее по тексту – «Работы», а Заказчик обязуется принять результаты Работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором».

Разделом 14 Технического задания (раздел 3 закупочной документации) предусмотрено, что «схема теплоснабжения передается Заказчику в 2-х экземплярах на бумажном носителе и в 1-м экземпляре на электронном носителе в порядке и сроки, установленные в контракте на оказание услуг/выполнение работ». Кроме того, Техническое задание предусматривает необходимость моделирования аварийных ситуаций.

Таким образом, Комиссия считает, что в закупочной документации предмет определен надлежащим образом и не противоречит проекту договора.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ООО «Компания Интегратор» на действия заказчика — МУП «СПЕКТР», при проведении запроса предложений на оказание услуги по разработке проекта схемы теплоснабжения в городском округе Переславль-Залесский, включая разработку электрической модели и моделирование аварийных ситуаций, частично обоснованной.

2. Установить в действиях МУП «СПЕКТР» нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 10.2.17., 15.1.3., 15.1.4., 15.1.9. Положения о закупках.

3. Выдать МУП «СПЕКТР» обязательное для исполнение предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а также порядка заключения договора по результатам торгов.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии И.Г. Паутов

Члены Комиссии С.В. Гаврилов

Е.В. Коженков

Заказчик торгов -

 

МУП «СПЕКТР»

152020, Ярославская обл.,

г. Переславль-Залесский,

ул. Свободы, д. 98.

e-mail: MUPSpektr2006@yandex.ru

 

 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

20 января 2017 года г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Гаврилов С.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Коженков Е.В.,

руководствуясь пунктами 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании своего решения от 20.01.2017 по жалобе ООО «Компания Интегратор» на действия заказчика закупки – МУП «СПЕКТР» при проведении запроса предложений на оказание услуги по разработке проекта схемы теплоснабжения в городском округе Переславль-Залесский, включая разработку электрической модели и моделирование аварийных ситуаций,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику закупки - МУП «СПЕКТР» предпринять следующие меры:

- совершить действия, направленные на расторжение договора № 3/12-2016 от 30.12.2016 года, заключенного с ООО Инженерный Центр «КалидусСити»;

- аннулировать запрос предложений на оказание услуги по разработке проекта схемы теплоснабжения в городском округе Переславль-Залесский, включая разработку электрической модели и моделирование аварийных ситуаций (№ 31604611374).

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России в срок до 17.02.2017 года.

Решени Председатель Комиссии И.Г. Паутов

Члены Комиссии С.В. Гаврилов

Е.В. Коженков

Связанные организации

Связанные организации не указаны