Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы от 14 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                     Заказчик закупки -

                                                                     ОАО «РЖД» в лице Ярославской

                                                                     дирекции материально-технического

                                                                     обеспечения

                                                                     150030, г. Ярославль,

Московский проспект, д. 66а.

email: dmto-GrakEA@nrr.ru.

                                                                      Заявитель –

                                                                      ООО «МВК-Комплект»

                                                                      194156, г. Санкт-Петербург,

                                                                      ул. Манчестерская, д.18, лит.А, пом.10-Н

                                                                      email: info@mvk-k.ru

 

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

06-07/123-16

08 ноября 2016 года г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Гаврилов С.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Коженков Е.В.,

с участием:

- представителей заказчика закупки — 

- от заявителя – ООО «МВК-Комплект», представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «МВК-Комплект» на действия заказчика закупки — ОАО «РЖД» в лице Ярославской дирекции материально-технического обеспечения (далее — Заказчик), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «МВК-Комплект» на действия Заказчика – ОАО «РЖД» в лице Ярославской дирекции материально-технического обеспечения, при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1740/ОКЭ-РЖДС/16 на право заключения договора поставки железобетонных изделий (номер извещения 31604121104) (далее — Конкурс, Закупка).

Обжалуемые действия — отсутствие в протоколе № 1740/ОКЭ-РЖДС/16/2 от 18.10.2016 информации о порядке присвоения итоговых баллов, начисленных участникам закупки.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что считает доводы жалобы ООО «МВК-Комплект» необоснованными, пояснил, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении Конкурса допущено не было, представил письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов, а также Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», конкурсную документацию, протоколы, составленные в ходе обжалуемого Конкурса, копии заявок.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд ОАО «РЖД» (далее — Положение о закупках) утверждено советом директоров ОАО «РЖД» 30.06.2014 и опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания, услуг www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность ОАО «РЖД», устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

21.09.2016 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении Конкурса, а также конкурсная документация с приложениями, техническое задание.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (часть 12 статьи 4 Закона о закупках).

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлены требования к документации о закупке, а именно к информации, которая должна быть в ней отражена. Так в закупочной документации должны содержаться, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Аналогичное требование установлено подпунктами 12,13 пункта 201 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД».

Заказчик закупки рассматривает конкурсные заявки участников на предмет их соответствия требованиям конкурсной документации, а также оценивает и сопоставляет конкурсные заявки в соответствии с критериями и порядком, установленными конкурсной документацией (пункты 243, 244, 246 Положения о закупках).

Согласно пункту 7.6.6 конкурсной документации, оценка заявки осуществляется путем присвоения количества баллов соответствующего условиям, изложенным в конкурсной заявке.

Согласно пункту 7.6.10 конкурсной документации, итоговая оценка заявки каждого из участников определяется суммарным количеством баллов, присвоенных по каждому критерию, указанному в пункте 4 конкурсной документации.

Из пункта 4 конкурсной документации следует, что оценка заявок и определение победителя конкурса производились по трем критериям (цена договора, опыт участника, право поставки, подтвержденное производителем).

Победителем открытого конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки сопоставления заявок, которые указаны в конкурсной документации (пункт 249 Положения о закупках, пункт 7.7.4. конкурсной документации).

Конкурсной документацией предусмотрено, что победитель конкурса определяется по итогам оценки конкурсных заявок, соответствующих требованиям конкурсной документации. Конкурсной заявке, содержащей наилучшие условия, присваивается наибольшее количество баллов. Победителем признается участник, заявке которого присвоено наибольшее количество баллов по итогам оценки и, соответственно, первый порядковый номер (пункты 7.6.1, 7.6.11, 7.6.13 конкурсной документации).

Согласно пункту 247 Положения о закупках, по итогам рассмотрения и оценки конкурсных заявок заказчик составляет протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок, в котором в том числе может содержаться следующая информация:

- наименование участников закупки, подавших конкурсные предложения;

- принятое заказчиком решение о допуске к участию в конкурсе или об отказе в допуске с обоснованием такого решения;

- результаты оценки конкурсных заявок участников, указанные в соответствии с присвоенными участникам по результатам оценки порядковыми номерами и т.д.

Пунктом 7.7.1 конкурсной документации определено, что комиссия, рассмотрев конкурсные заявки и представленные по итогам рассмотрения и оценки заявок материалы, принимает решение о победителе конкурса. По результатам работы комиссии оформляется протокол. В протоколе комиссии излагается решение комиссии об итогах конкурса.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы было установлено, что протокол рассмотрения конкурсных заявок 1740/ОКЭ-РЖДС/16/2 от 18.10.2016 года содержит лишь сведения о допущенных (не допущенных) к участию в конкурсе заявках, а также итоговые бальные оценки заявок, представленных участниками. Однако никаких указаний на то, какими критериями руководствовались члены комиссии, каким образом ими оценивались предложения участников в протоколе не содержится. Таким образом, соответственно, в протоколе отсутствует обоснование выбора победителя Заказчиком.

По мнению Ярославского УФАС России, отсутствие таких указаний не соответствует самой сущности процедуры закупки, которая предполагают оценку предложений участников и проводится с указанной целью.

Сведений о полученных участниками по результатам оценки экспертной группы баллов по каждому из критериев в указанном протоколе не содержится. При этом, в ходе рассмотрения жалобы, представителем Заказчика закупки была представлена карточка рассмотрения экспертной группой конкурсных заявок от 18.10.2016, в которой содержалась таблица оценки экспертной группы с информацией о присвоенных баллах участникам по каждому из критериев, указанных в конкурсной документации.

Как было установлено Комиссией в ходе рассмотрения жалобы (и не отрицалось представителем Заказчика) именно показатели данной таблицы и были положены в основание принятия Заказчиком решения об определении победителя Закупки. Однако данная таблица не была размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания, услуг www.zakupki.gov.ru в составе других документов (протоколов вскрытия конвертов, оценки и сопоставления заявок и т.д.), что, по мнению антимонопольного органа, нарушает принцип информационной открытости закупки, установленный пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Ярославское УФАС России считает, что при проведении открытых процедур закупки Заказчик обязан раскрывать через официальные источники, определенные Законом о закупках и Положением о закупках, сведения о порядке и конкретных количественных показателях (баллах и т.п.), на основании которых закупочной комиссией принималось решение о выборе победителя при проведении той или иной закупочной процедуры, при этом участник закупки не должен совершать какие-либо дополнительные действия, направленные на получение данной информации (направление дополнительного запроса и т.п.).

Неразмещение указанных сведений объективно лишает участников закупки возможности получить достоверную информацию о том, почему и по каким основаниям та или иная заявка была признана наилучшей и чем при этом руководствовалась закупочная комиссия. Кроме того, такое неразмещение ущемляет права участников на обжалование конкретных действий Заказчика (например, по начислению либо снятию определенного количества баллов, применению тех или иных критериев оценки и т.д.).

Таким образом, неуказание Заказчиком в протоколе рассмотрения конкурсных заявок 1740/ОКЭ-РЖДС/16/2 от 18.10.2016 года информации о присвоенных баллах участникам по каждому из критериев, указанных в конкурсной документации, неразмещение данной информации в официальных источниках, определенных Законом о закупках и Положением о закупках, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 247 Положения о закупках.

Вместе с тем, как было установлено в ходе рассмотрения жалобы, Заказчик при проведении процедуры оценки и сопоставления конкурсных заявок, начислении баллов по каждому из критериев, выборе победителя, следовал порядку установленному конкурсной документацией и нарушений при проведении указанных процедур не допустил.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «МВК-Комплект» на действия заказчика закупки — ОАО «РЖД» в лице Ярославской дирекции материально-технического обеспечения, обоснованной.

2. Признать в действиях ОАО «РЖД» в лице Ярославской дирекции материально-технического обеспечения нарушения пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 247 Положения о закупках.

2. Выдать ОАО «РЖД» в лице Ярославской дирекции материально-технического обеспечения обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии И.Г. Паутов

 

Члены Комиссии С.В. Гаврилов

Е.В. Коженков

Связанные организации

Связанные организации не указаны