Решение б/н Решение и предписание по результатам рассмотрения жалобы на ... от 28 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик -

ПАО «ОДК - Сатурн»

152903, Ярославская область,
г. Рыбинск, пр. Ленина, д. 16

e-mail: <...>

 

Заявитель –

ООО «Альтаир»

603137, г. Нижний Новгород,

ул. 40 лет Победы, д. 17, оф. 12

e-mail: altair12nn@mail.ru

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения торгов

№ 06-07/137-18

24 декабря 2018 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 27.12.2018 г.)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В, члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Пелевина С.А.,

с участием:

от заявителя ООО «Альтаир» – <...> (по доверенностям);

от заказчика ПАО «ОДК - Сатурн» – <...> (по доверенности);

рассмотрев жалобу ООО «Альтаир» на действия заказчика – ПАО «ОДК - Сатурн» (ИНН: 7610052644, ОГРН: 1027601106169), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Альтаир» (вх. № 16755 от
11.12.2018 г.) на действия (бездействие) заказчика закупки — ПАО «ОДК - Сатурн» при проведении закупки у единственного поставщика на поставку тары по чертежу 409809079Н (номер извещения — 3180723830).

Обжалуемые действия (бездействие) — необоснованный выбор заказчиком неконкурентного способа осуществления закупки.

В ходе заседания Комиссии заявителем приведены доводы о том, ООО «Имхотеп»
(ИНН 7610083346, ОГРН 1097610001048), определенное в качестве единственного поставщика, с которым предлагается заключить договор поставки тары, неправомерно включено заказчиком в ведомость кооперированных изделий, так как указанное общество не является единственным возможным производителем необходимой ПАО «ОДК — Сатурн» тары. Кроме того, по мнению заявителя, заказчиком не подтвержден тот факт, что тара является частью производимого заказчиком изделия, а именно, авиационного двигателя Д-30КУ/КП/КУ-154. Также заявитель полагает, что ведомость кооперированных изделий не относится к конструкторской документации на производимый заказчиком двигатель.

Представитель ПАО «ОДК — Сатурн» пояснил, что по результатам торгов с
ООО «Имхотеп» 05.06.2018 был заключен договор № 118/017-067 на поставку тары по чертежу 409809079Н. В ходе исполнения данного договора ООО «Имхотеп» направило в адрес
ПАО «ОДК - Сатурн» письмо исх. № 14/06-2018-1 от 14.06.2018, содержащее предложение об изменении конструкции данной тары. В последующем тара была изменена и доработана совместно конструкторским отделом общей сборки и внешних коммуникаций ПАО «ОДК - Сатурн» и ООО «Имхотеп», были проведены прочностные испытания, на основании которых было предложено рассмотреть новую конструкцию тары на предмет охраноспособности. Представитель заказчика также сообщил, что в соответствии с требованиями пункта 656 Федеральных авиационных правил инженерно-авиационного обеспечения авиации и пункта 2.6.3 ОТУ 2006 «Общие технические условия на изготовление, ремонт, приемку и поставку авиационных серийных двигателей для воздушных судов» ремонт двигателя отдельно от воздушного судна и транспортировка двигателя возможны только при условии его фиксации в специальной таре, в связи с чем тара на двигатель была внесена заказчиком в конструкторскую документацию 53ПЧ-2 на двигатель Д-30КП 2 серии.

Представитель ПАО «ОДК — Сатурн» полагает, что жалоба не подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как не содержит оснований, предусмотренных частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

На заседании Комиссии представитель заказчика представил документы, запрошенные уведомлением от 12.12.2018 № 13295/06-07. С доводами, указанными в жалобе не согласился.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках обжалование действий (бездействия) заказчика, в частности, осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Как следует из текста рассматриваемой жалобы, заявитель полагает, что осуществление заказчиком закупки тары по чертежу 409809079Н у единственного поставщика содержит признаки нарушения требования о необходимости соблюдения заказчиком при осуществлении закупки принципов, закрепленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках, что является основанием для рассмотрения жалобы ООО «Альтаир» в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии представителем ПАО «ОДК — Сатурн» был заявлен отвод Председателю Комиссии. Представитель ПАО «ОДК — Сатурн» полагает, что Председатель Комиссии Гудкевич Е.В. ранее находилась в непосредственном подчинении у Завьялова М.Ф., замещавшего в период с 12.03.2013 по 20.02.2017 должность заместителя руководителя Ярославсвкого УФАС России, а в рамках рассматриваемой жалобы представляющего интересы ООО «Альтаир».

Как указано выше, жалоба ООО «Альтаир» была принята антимонопольным органом к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Порядок рассмотрения жалоб, установленный данной статьей, не содержит оснований для отвода члена Комиссии и порядка разрешения заявления об отводе. Вместе с тем, статьей 42.2 Закона о защите конкуренции определены основания и порядок отвода члена комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Согласно части 1 указанной статьи член комиссии не может участвовать в производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства и подлежит отводу, если у члена комиссии имеется личная заинтересованность при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.

Комиссией принято решение об отказе в удовлетворении заявления об отводе ввиду следующего.

Комиссия полагает, что нахождение в непосредственном подчинении, на которое ссылается представитель заказчика, не свидетельствует о наличии личной заинтересованности у Председателя Комиссии. Кроме того, факт нахождения Председателя Комиссии в непосредственном подчинении у представителя заявителя в период прохождения им государственной гражданской службы в Ярославском УФАС России не находит своего подтверждения в виду следующего.

Михаил Федорович Завьялов проходил государственную гражданскую службу в Ярославском УФАС России в период с 04.08.2008 (Приказ о назначении от 04.08.2008 № 16-к) по 20.02.2017 (Приказ об увольнении от 20.02.2017 № 377). С 05.10.2012 по 13.02.2013 на Завьялова М.Ф. возложено исполнение обязанностей руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Приказ о назначении от 05.10.2012 № 1094-к). С 14.02.2013, в связи с назначением на должность руководителя Ярославского УФАС России Ширкова А.В., он назначен исполняющим обязанности заместителя руководителя Ярославского УФАС России (Приказ о назначении от 13.02.2012 № 165-к). С 12.03.2013 по 20.02.2017 Завьялов М.Ф. занимал должность заместителя руководителя Ярославского УФАС России (Приказ о назначении от 12.03.2013 № 299-к).

Гудкевич Елена Владимировна проходит государственную гражданскую службу в Ярославском УФАС России с 20.11.2007 по настоящее время. С 02.11.2007 по 30.06.2008 она замещала должность главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля (Приказ о назначении от 02.11.2007 № 28-к). С 01.07.2008 по 31.10.2016 — начальника отдела контроля органов власти (Приказ о назначении от 01.07.2008 № 10-к). С 01.11.2016 по 18.02.2018 — начальника отдела контроля органов власти и рекламы (Приказ о назначении от 31.10.2016 № 41-к). С 19.02.2018 на Гудкевич Е.В. было возложено временное исполнение обязанностей заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Приказ о назначении от 16.02.2018 № 200-к). С 11.07.2018 по настоящее время она является заместителем руководителя Ярославского УФАС России (Приказ о назначении от 11.07.2018 № 959-к).

В период временного исполнения Завьяловым М.Ф. обязанностей руководителя Ярославского УФАС России Гудкевич Е.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (с 29.08.2011 по 28.02.2013). Согласно приказу о распределении полномочий, замещая должность заместителя руководителя Ярославского УФАС России, Завьялов М.Ф. непосредственно координировал и контролировал деятельность отдела антимонопольного контроля, отдела контроля топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, отдела естественных монополий и рекламы, в то время, как Гудкевич Е.В. замещала должности начальника отдела контроля органов власти, а затем начальника отдела контроля органов власти и рекламы. Непосредственную координацию и контроль деятельность данных отделов осуществлял Паутов И.Г., находившийся в указанный период в должности заместителя руководителя Ярославского УФАС России.

На заседании Комиссии представитель ПАО «ОДК — Сатурн» также указал на то, что представленные заявителем в материалы дела служебная переписка
ООО «ПК «СтройТехИнвест» с ПАО «ОДК — Сатурн» по вопросам замены материалов и изменения конструкции элементов тары по чертежу 409809079Н, а также копия служебной записки директора по качеству А.С. Петрова исх. № 225/011-733 от 06.09.2018, копия служебной записки начальника конструкторского отдела общей сборки и внешних коммуникаций
Д.В. Румянцева исх. № 426/011-453 от 31.10.2018, копия письмо ООО «Имхотеп» в адрес
ПАО «ОДК — Сатурн» исх. №14/06-2018-1 от 14.06.2018 не имеют отношения к рассматриваемой жалобе, а также являются недопустимыми доказательствами, поскольку они не заверены в соответствии с требованиями, установленными Указом Президиума ВС СССР от 04.08.1983 № 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан».

Указанные доказательства представлены заявителем в подтверждение доводов о необоснованности включения ООО «Имхотеп» в ведомость кооперированных изделий.

Вместе с тем, Комиссией принято решение о неприменении спорных документов, представленных заявителем, в качестве доказательств, так как верность копий данных документов не засвидетельствована подписью руководителя организации или уполномоченного на то должностного лица и печатью.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее:

03.12.2018 на официальном сайте zakupki.gov.ru ПАО «ОДК - Сатурн» были размещены извещение № 3180723830 и документация о закупке в порядке, установленном Законом о закупках. Предметом договора, заключаемого по результатам данной закупки, являлась поставка тары по чертежу 409809079Н для упаковки авиационного двигателя Д-30КУ/КП/КУ-154.

Согласно протоколу № 761/009-2071 от 29.11.2018 заказчиком принято решение о проведении закупки у единственного поставщика по основанию, указанному в подпункте 11 пункта 6.6.2 Единого положения о закупке Государственной корпорации «Ростех», утвержденного наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» 18.03.2015, (далее — Положение о закупке), а именно, в связи с тем, что по результатам проводимой закупки заключается договор с разработчиком (производителем) продукции, определенным в конструкторской документации на производимое заказчиком изделие.

Как следует из пояснительной записки для принятия решения о проведении закупки у единственного поставщика от 27.11.2018 исх. № 1704-02007, единственным поставщиком, с которым предлагается заключить договор поставки является ООО «Имхотеп»
(ИНН 7610083346, ОГРН 1097610001048). Данный поставщик внесен в ведомость кооперированных изделий 53-00-803ВКИЗ. Указанная ведомость кооперированных изделий утверждена 12.10.2018 главным конструктором-руководителем службы двигателей Д-30КУ/КП С.В. Багровым.

Пунктом 3.2 Межгосударственного стандарта «ГОСТ 2.106-96. Единая система конструкторской документации. Текстовые документы», введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 13.11.1996 № 620 (далее — ГОСТ 2.106-96), установлено, что конструкторские документы, относящиеся к специфицируемому изделию, вносятся в спецификацию.

В соответствии с пунктом 3.3 ГОСТ 2.106-96 спецификация включает в себя, в числе прочих, раздел «Документация».

Согласно пункту 3.4 ГОСТ 2.106-96 вышеназванный раздел содержит документы, составляющие основной комплект конструкторских документов специфицируемого изделия, кроме его спецификации, ведомости эксплуатационных документов и ведомости документов для ремонта, а также документы основного комплекта записываемых в спецификацию неспецифицируемых составных частей (деталей), кроме их рабочих чертежей.

В материалы дела заказчиком представлена спецификация двигателя Д-30КП 2 серии (представитель заказчика пояснил, что двигатель Д-30КУ/КП/КУ-154, для упаковки которого предназначена тара, изготавливаемая по чертежу 409809079Н, является разновидностью двигателя Д-30КП 2 серии). Указанная спецификация содержит перечень документов 53ПЧ-2, в который входит ведомость кооперированных изделий 53-00-803ВКИЗ (лист спецификации 4а). Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ведомость кооперированных изделий является частью конструкторской документации на двигатель Д-30КУ/КП/КУ-154.

Вместе с тем, согласно листу изменений перечня документов 53ПЧ-2 (лист спецификации 6), 18.12.2018 в данный перечень были внесены изменения в соответствии с извещением
№ 34245-40.

Извещение № 34245-40 следующего содержания «Лист 4а изм.35 аннулировать и заменить на лист 4а изм. 41. Лист 6 без изм. аннулировать и заменить на лист 6 изм. 41. Примечание. Введены новые документы 5300803ВПМ и 53-00-803ВКИЗ» было утверждено главным конструктором С.В. Багровым также 18.12.2018.

Следовательно, ведомость кооперированных изделий, в которой содержится указание на данного поставщика, была включена в конструкторскую документацию на двигатель только 18.12.2018, в то время, как решение об осуществлении закупки у ООО «Имхотеп» как у единственного поставщика, являющегося разработчиком (производителем) продукции, определенным в конструкторской документации на производимое заказчиком изделие, было принято заказчиком 29.11.2018. Таким образом, на момент принятия данного решения
ООО «Имхотеп» не было определено в качестве разработчика (производителя) тары в конструкторской документации на производимый заказчиком двигатель.

Кроме того, Комиссия полагает, что у заказчика отсутствовали основания на включения ООО «Имхотеп» в ведомость кооперированных изделий в качестве единственного поставщика тары по чертежу 409809079Н.

Представителем ПАО «ОДК — Сатурн» в качестве обоснования включения
ООО «Имхотеп» в ведомость кооперированных изделий на заседание Комиссии представлен документ, содержащий предложение начальника конструкторского отдела общей сборки и внешних коммуникаций Д.В. Румянцева рассмотреть разработанную конструкторским отделом общей сборки и внешних коммуникаций ПАО «ОДК — Сатурн» совместно с ООО «Имхотеп» тару для упаковки авиационного двигателя на предмет охраноспособности.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 1345 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 № 230-ФЗ (далее — Гражданский кодекс РФ) интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами. И согласно статье 1346 Гражданского кодекса РФ на территории Российской Федерации признаются исключительные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, удостоверенные патентами, выданными федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, или патентами, имеющими силу на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Кроме того, представитель ПАО «ОДК - Сатурн» на заседании Комиссии сообщил, что первоначальный чертеж, на основании которого производилась тара для упаковки двигателя, содержал ошибку, не позволяющую использовать тару для закрепления в ней двигателя надлежащим образом, в связи с чем производители данной тары осуществляли ее изготовление с отступлением от чертежа. Заявитель также подтвердил факт производства иными поставщиками тары с изменениями, предложенными ООО «Имхотеп» и внесенными в конструкторскую документацию.

Следовательно, ООО «Имхотеп» не является единственным возможным производителем тары для упаковки авиационного двигателя в соответствии с внесенными в чертеж данной тары изменениями, соответственно, не может быть включен в качестве поставщика в ведомость кооперированных изделий.

Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС приходит к выводу, что
ПАО «ОДК - Сатурн» в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, закрепляющего в числе принципов осуществления закупки отсутствие необоснованных ограничений конкуренции со стороны заказчика по отношению к участникам закупки, а также подпункта 11 пункта 6.6.2 Единого положения о закупке Государственной корпорации «Ростех» необоснованно принято решение об осуществлении закупки тары по чертежу 409809079Н у единственного поставщика.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Альтаир» (вх. № 16755 от 112.2018 г.) на действия (бездействие) заказчика закупки — ПАО «ОДК - Сатурн» (ИНН: 7610052644, ОГРН: 1027601106169) при проведении закупки у единственного поставщика на поставку тары по чертежу 409809079Н (номер извещения — 3180723830) обоснованной.

Признать ПАО «ОДК - Сатурн» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункт11 пункта 6.6.2 Единого положения о закупке Государственной корпорации «Ростех».

Выдать ПАО «ОДК - Сатурн» предписание об отмене протокола № 761/009-2071 от 29.11.2018, извещения № 3180723830 и аннулировании закупки у единственного поставщика на поставку тары по чертежу 409809079Н (номер извещения — 3180723830).

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии: Е.В. Гудкевич

 

Члены Комиссии:

А.В. Семенюк

К.А. Савичева

С.А. Пелевина

 

 

 

 

 

Заказчик -

ПАО «ОДК - Сатурн»

152903, Ярославская область,

г. Рыбинск, пр. Ленина, д. 16

e-mail: <...>

 

Предписание по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения торгов

№ 06-07/137-18

24 декабря 2018 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В, члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы
Семенюк А.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Пелевина С.А.,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1, подпунктом «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании своего решения от 24.12.2018 по жалобе ООО «Альтаир» (вх. № 16755 от
11.12.2018 г.) на действия (бездействие) заказчика закупки — ПАО «ОДК - Сатурн» (ИНН: 7610052644, ОГРН: 1027601106169),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Заказчику ПАО «ОДК - Сатурн» (ИНН: 7610052644, ОГРН: 1027601106169) в срок до 15 января 2019 года совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, установленных решением Ярославского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы на нарушение порядка проведения торгов № 06-07/137-18, а именно:

- отменить протокол № 761/009-2071 от 29.11.2018;

- отменить извещение № 3180723830;

- аннулировать закупку у единственного поставщика на поставку тары по чертежу 409809079Н (номер извещения — 3180723830).

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России в срок до 16 января 2019 года.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии: Е.В. Гудкевич

 

Члены Комиссии:

А.В. Семенюк

К.А. Савичева

С.А. Пелевина

Связанные организации

Связанные организации не указаны