Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы от 4 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор торгов - ОАО «Ярославльводоканал»

пр-т Ленина, д. 1А,

г. Ярославль, 150003

Заявитель -

ООО «Я-групп»

ул. Наумова, д. 69, оф. 13

г. Ярославль, 150001

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушения при организации и проведении торгов

и порядка заключения договоров

№ 06-07/40-17

27 апреля 2017 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Гаврилов С.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Коженков Е.В.,

с участием:

от заявителя ООО «Я-групп –

от организатора торгов – ОАО «Ярославльводоканал» –,

рассмотрев жалобу ООО «Я-групп» на действия организатора торгов - ОАО «Ярославльводоканал» в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

ООО «Я-групп» обратилось в Ярославское УФАС России с жалобой (вх. № 3794 от 11.04.2017) на действия (бездействие) заказчика и организатора торгов ОАО «Ярославльводоканал» при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку химреактивов, лабораторной посуды и материалов для лабораторий.

Обжалуемые действия (бездействие) – необоснованное требование об обеспечении исполнения договора до момента окончания подачи заявок, наличие противоречивых требований в извещении.

Организатор (заказчик) торгов - ОАО «Ярославльводоканал».

Положение о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг ОАО «Ярославльводоканал» утверждено Советом директоров ОАО «Ярославльводоканал» (протокол от 20.01.2017 № 6).

На заседание Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, указанные в жалобе.

Организатор торгов на заседание Комиссии не признал нарушений Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», представил документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1. Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим. При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в части 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.

Как следует из существа жалобы заявителем оспариваются действия (бездействие) организатора закупки (заказчика) - ОАО «Ярославльводоканал», в том числе по необоснованному требованию об обеспечении исполнения договора до момента окончания подачи заявок. При этом данное требование установлено в закупочной документации. Таким образом, действия организатора, оспариваемые заявителем в данной части, не связаны с основаниями для обжалования, предусмотренными в части 10 статьи 3 Закона о закупках и не подлежат рассмотрению Комиссией Ярославского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

2. 21.03.2017 на официальном сайте в сети «Интернет» ОАО «Ярославльводоканал» размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку офисной техники и закупочная документация. Исходя из подраздела «Требования к участникам закупки» раздела «Общая информация» извещения на сайте www.zakupki.gov.ru требование к отсутствию участников закупки в реестре недобросовестных участников не установлено. Однако, такое требование заказчиком было установлено в закупочной документации, размещенной на официальном сайте, исходя из нижеследующего.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Исходя из пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 5.3.7. Положения установлены обязательные требования к участникам закупки, в том числе требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (подпункт 5.3.13. Положения).

Согласно пункту 9.2 документации также установлены обязательные требования к участникам закупки, в том числе требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (подпункт 9.2.5. документации).

В силу пункта 9 Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 года № 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы (далее - функционал единой информационной системы), и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (далее - электронный вид), или в файле с графическим образом оригинала документа (далее - графический вид), должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала единой информационной системы.

При этом, как следует из пункта 21 Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 года № 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" представитель заказчика с помощью функционала единой информационной системы формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные частью 9 статьи 4 Федерального закона, а именно:

1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Все сведения, которые должно содержать извещение и которые заказчик должен указать в силу пункта 21 Постановления Правительства РФ в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы, и сведениях, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей, были размещены заказчиком на официальном сайте и данные сведения не противоречат друг другу.

Однако, как следует из представленных ОАО «Ярославльводоканал» скриншотов формы извещения площадки НПО «Верхневолжский торговый союз» (которую заполняет заказчик) у заказчика отсутствует возможность установить в указанной форме требование к отсутствию участников закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

Исходя из терминов Регламента проведения открытых торгов в электронной форме на электронной площадке НПО "Верхневолжский торговый союз" в редакции от 22.03.2017, размещенного на сайте http://npovts.ru в сети интернет «Оператор (ЭТП) – юридическое лицо, владеющее автоматизированной торговой площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивающее проведение торгов на закупку товаров, работ и услуг в электронной форме. Электронная торговая площадка (ЭТП), - автоматизированная информационная система НПО "Верхневолжский торговый союз", размещенная в сети Интернет по адресу: http://npovts.ru, предназначенная для проведения конкурентных торгово-закупочных процедур в электронной форме».

При этом согласно пункту 9.4 вышеуказанного Регламента оператор обеспечивает возможность интеграции с официальным сайтом закупок http://zakupki.gov.ru/223 в соответствии с регламентными документами официального сайта, определяющими правила интеграции, при размещении организатором извещения о закупке, внесении изменений в извещение о закупке, извещения об отмене закупки, протоколов, сформированных организатором при проведении закупки. При осуществлении интеграции информация, размещаемая организатором на ЭТП, отображается на официальном сайте в сроки, установленные регламентными документами официального сайта, определяющими правила интеграции.

Таким образом, интеграцию информации, размещаемой организатором на ЭТП, с официальным сайтом осуществляет НПО "Верхневолжский торговый союз". При этом заказчик не имеет возможности внесения сведений, иначе как в форму, установленную НПО "Верхневолжский торговый союз".

Как следует из пункта 12.9 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг ОАО «Ярославльводоканал» при закупках на электронных торговых площадках допускаются отклонения от хода процедуры закупок, предусмотренных Положением, обусловленные техническими особенностями или условиями функционирования данных площадок. Кроме того в силу части 7 статьи 3 Закона о закупках заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Исходя из вышеизложенного, заказчик действовал добросовестно и со своей стороны осуществил все необходимые действия по размещению информации и необходимых сведений о закупке. При этом на момент рассмотрения жалобы факты отклонения организатором торгов поступивших заявок от участия в конкурсе (в том числе по причине наличия сведений об участнике закупки в таких реестрах) отсутствовали.

Таким образом, ОАО «Ярославльводоканал» провел закупку в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и положением о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг ОАО «Ярославльводоканал».

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

Признать жалобу ООО «Я-групп» (вх. № 3793 от 11.04.2017) на действия (бездействие) заказчика и организатора торгов ОАО «Ярославльводоканал» при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку химреактивов, лабораторной посуды и материалов для лабораторий необоснованной.

Снять ограничения на торги, наложенные письмом Ярославского УФАС России от 14.04.2017 № 3735/06-07.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии И.Г. Паутов

Члены Комиссии С.В. Гаврилов

Е.В. Коженков

Связанные организации

Связанные организации не указаны