Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на ограничение к... от 13 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор торгов:

АО «Ярославская электросетевая компания»

150042, г. Ярославль

ул. Блюхера, д. 26

e-mail: oficial@yarrsk.ru

 

Заявитель:

ООО «Энергомера»

153012, г. Иваново,

ул. Ванцетти, д.18, офис 2

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на ограничение конкуренции

№ 06-07/56-18

06 июня 2018 года г. Ярославль

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии – временно исполняющий обязанности заместителя начальника отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Курдюкова И.Н.,

с участием:

от заявителя – (по доверенности);

от организатора торгов – , доверенность № юр-15/17 от 03.07.2018г.;

рассмотрев жалобу ООО «Энергомера» на действия организатора торгов - АО «Ярославская электросетевая компания»,

в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

28.05.2018 в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Энергомера» (вх. № 8647) на действия организатора торгов - АО «Ярославская электросетевая компания», при проведении запроса цен на право заключения договора поставки железобетонных вибрированных стоек типа СВ для нужд АО «ЯрЭСК» (закупка № 31806431686).

Обжалуемые действия — присвоение заявке заявителя третьего места ввиду происхождения товаров из Республики Беларусь, непредоставление преимущества по национальному режиму.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении Закупки допущено не было, представили письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов, а так же запрашиваемые документы и материалы.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг АО «ЯрЭСК» (далее — Положение о закупках) утверждено Решением Совета директоров АО «ЯрЭСК» и опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность АО «ЯрЭСК», устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупка № 31806431686 проводилась способом запроса цен. Извещение о проведении закупки и Документация к запросу цен опубликованы в единой информационной системе 27.04.2018г.

Заявки на участие в конкурсе принимались до 12.00 часов 15.05.2018г.

Для участия в закупке было подано 8 заявок (протокол заседания закупочной комиссии по вскрытию поступивших на открытый запрос цен предложений №160/2/18 от 15.05.2018г). ООО «Энергомера» также подало заявку на участие в закупке. При этом ценовое предложение ООО «Энергомера» было самым низким среди всех участников — 1 998 128,42 рублей.

21 мая 2018 года состоялось рассмотрение заявок участников закупочной комиссией АО «ЯрЭСК». Заявка ООО «Энергомера» в ранжированном списке помещена закупочной комиссией на третью позицию, несмотря на самое низкое ценовое предложение.

Как пояснил представитель АО «ЯрЭСК», заявка ООО «Энергомера» помещена в ранжированном списке на третье место, поскольку страной происхождения товара в заявке указана Республика Беларусь.

При этом пунктом 3.5.4.1 Документации по запросу цен установлено, что в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках во исполнение Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2019 №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление), устанавливается приоритет продукции (товаров) российского происхождения при осуществлении закупок продукции (товаров) путем проведения закупочных процедур, по отношению к продукции (товарам), происходящим из иностранного государства.

В соответствии с пунктом 8 Постановления, наряду с преимуществом для товаров российского происхождения приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., для продукции стран-участниц названных соглашений, в том числе - Республики Беларусь.

В силу пункта 1 статьи 1 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

По смыслу пункта 1 статьи 29 Договора о ЕАЭС государства-члены ЕАЭС вправе применять ограничения во взаимной торговле исключительно в следующих случаях: для охраны жизни и здоровья человека; защиты общественной морали и правопорядка; охраны окружающей среды; охраны животных и растений, культурных ценностей; выполнения международных обязательств; обеспечения обороны страны и безопасности государства-члена. Следовательно, в иных случаях, в том числе при осуществлении закупок ограничения не установлены.

Проанализировав положения Приложения к Договору о ЕАЭС №16 «Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций», Комиссия пришла к выводу, что данный раздел определяет правовые основы регулирования торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций в государствах-членах. К отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, положения данного раздела применимы быть не могут. Вместе с тем, Комиссия считает, что к рассматриваемым отношениям, при отсутствии прямого законодательного регулирования, по аналогии применимы положения Приложения к Договору о ЕАЭС №25 «Протокол о порядке регулирования закупок», регулирующие порядок осуществления государствами-членами государственных закупок.

В соответствии с пунктом 30 Приложения к Договору о ЕАЭС №25 «Протокол о порядке регулирования закупок» каждое из государств-членов обеспечивает в отношении товаров, работ и услуг, происходящих с территории других государств-членов, а также в отношении потенциальных поставщиков и поставщиков других государств-членов, предлагающих такие товары, работы и услуги, национальный режим в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Приложения к Договору о ЕАЭС №25 «Протокол о порядке регулирования закупок», "национальный режим" - режим, предусматривающий, что каждое государство-член для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств-членов и поставщикам государств-членов, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги. Страна происхождения товара определяется в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров, действующими на таможенной территории Союза.

Кроме того, Минэкономразвития России в Письмах от 20.02.2017 №Д28и-689, от 10.03.2017 № Д28и-1287 разъясняет, что товарам, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами, зарегистрированными на территории государства - члена Евразийского экономического союза, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами.

Системный анализ положений Постановления и Договора о ЕАЭС позволяет Комиссии сделать вывод о предоставлении товарам, произведенным в Республике Беларусь, приоритета аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, независимо от способов проводимых конкурентных процедур и законодательных актов, регулирующих закупочную деятельность заказчиков.

Таким образом, действия Заказчика по присвоению заявке заявителя третьего места ввиду происхождения товаров из Республики Беларусь и непредоставление преимущества по национальному режиму являются нарушением пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 3.5.4.2 Документации по запросу цен.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Энергомера» (вх. № 8647 от 28.05.2018) на действия организатора торгов – АО «ЯрЭСК» обоснованной.

2. Установить в действиях АО «ЯрЭСК» нарушение пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 3.5.4.2 Документации по запросу цен.

3. В связи с заключением АО «ЯрЭСК» 04.06.2018 договора по результатам запроса цен, у Комиссии отсутствуют полномочия по выдаче обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии: Е.В. Гудкевич

 

Члены Комиссии

А.В. Семенюк

И.Н. Курдюкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны