Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы от 22 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор торгов -

Департамент городского

хозяйства мэрии г. Ярославля

150999, г. Ярославль,

ул. Б. Федоровская, 43.

 

Заявитель –

ИП <...>

 

 

 

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

№ 06-07/94-17

 

17 января 2018 года г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е.В., заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Гаврилов С.В.,

с участием:

- от Департамента городского хозяйства Мэрии г. Ярославля — представители по доверенностям,

- от заявителя — представители по доверенностям;

рассмотрев жалобу ИП <...> на действия организаторов торгов — Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля (далее — Департамент), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

у с т а н о в и л а:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ИП <...> на действия Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля (далее — Департамент) при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок № 90 «ТЦ «Аксон» - Областная больница» (выходы №№ 6 — 15), № 99 «Улица Сахарова — Ярославль Главный» (выходы №№ 6 -9 ) (далее - Конкурс).

Обжалуемые действия — предъявление к участникам конкурса требований, не предусмотренных действующим законодательством.

На заседании Комиссии представители ИП <...> в полном объеме поддержал требования и доводы, изложенные в жалобе, а так же представили дополнения к жалобе, уточнив и дополнив свои доводы относительно нарушений со стороны Департамента.

Представители Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля считают, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении Конкурса допущено не было, представили письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов (в том числе дополнительным), а также документы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 29.12.2017 № 15810/06-04.

Принимая решение Комиссия исходит из следующего:

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. При этом формы, в которых органы местного самоуправления осуществляют создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения, законодателем не определены, орган местного самоуправления вправе самостоятельно регулировать вопросы транспортного обслуживания населения, в том числе передавать перевозчикам на обслуживание городские маршруты пассажирского транспорта на конкурсной основе, определять условия проводимого конкурса, имея своей целью обеспечение бесперебойного и безопасного процесса транспортного обслуживания населения, улучшение транспортного обслуживания населения, снижение аварийности на пассажирском транспорте.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 220-ФЗ) предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившим маршрут регулярных перевозок. Организатором Конкурса в рассматриваемой ситуации являлся департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля.

Извещение о проведении Конкурса и конкурсная документация размещены Департаментом 12.12.2017 года на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.ciyt-yaroslavl.ru).

Закрытый перечень требований к участникам открытого конкурса установлен статьей 23 Закона № 220-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент объявления конкурса), в соответствии с которой к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией;

3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;

4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;

5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).

Установление при проведении конкурса каких-либо дополнительных требований к участникам очевидно свидетельствует об ограничении доступа хозяйствующих субъектов к участию в торгах, ущемлении их прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, о нарушении норм федерального законодательства.

Пунктом 1.5. конкурсной документации определено описание предмета конкурса, а именно:

- перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Ярославля должны осуществляться в соответствие с постановлением мэрии города Ярославля от 02.06.2017 № 766 «Об утверждении требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории города Ярославля»;

- требования к типу транспортных средств (далее - ТС): автобусы, относящиеся к категории М2 или М3 класса II или III с ГОСТ Р 52051-2003, имеющие левостороннее расположение рулевого управления и правосторонние двери; оборудованные видеорегистраторами (видеонаблюдением), обеспечивающими видеозапись по ходу движения ТС, а также водительского места и салона ТС, с хранением видеозаписей в течение десяти дней с момента её окончания, автономным речевым информатором для информирования об остановочных пунктах, электронной бегущей строкой для информирования об остановочных пунктах;

- соблюдать установленный красный цвет по шкале RAL3002, как цветовую гамму окраски для пассажирского автотранспорта, работающего на муниципальных маршрутах города Ярославля;

- согласно реестру маршрутов регулярных перевозок пассажиров на территории города Ярославля.

Пунктом 2.1. конкурсной документации установлены требования к участникам конкурса, которые в целом соответствуют статье 23 Закона № 220-ФЗ за одним исключением:

- наличие на праве собственности или на ином законном основании ТС, соответствующих требованиям, указанным в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории города Ярославля применительно к маршруту, в отношении которого выдается свидетельство (пункт 1.5. настоящей конкурсной документации); принятие на себя обязательства по приобретению таких ТС в сроки, определённые настоящей конкурсной документацией (подпункт 2 пункта 2.1.).

Пунктом 2.3. документации определено, что основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе является несоответствие требованиям к участникам конкурса, установленным пунктом 2.1. настоящей конкурсной документации.

Таким образом, исходя из буквальной трактовки пункта 2.1. конкурсной документации, исполнение требований пункта 1.5. документации «Описание предмета конкурса» является обязательным условием допуска того или иного участника к процедуре торгов. При том что нормы статьи 23 Закона № 220-ФЗ предъявляют требования к участнику конкурса (его транспортным средствам) только относительно их соответствия требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок.

Выписка из указанного реестра (относительно маршрутов №№ 90, 99) имеется в составе конкурсной документации. В данной выписке содержатся только требования к виду и классу транспортных средств, используемых для перевозок по маршруту, а именно: автобус, средний, 11 единиц (по маршруту № 90) и 5 единиц (по маршруту № 99). Требования к экологическим характеристикам транспортных средств, их цветовой окраске, наличию у экипажа транспортного форменной одежды, отсутствию на поверхности транспортного средства рекламной информации Реестром не установлены, а, следовательно, не могут быть использованы в качестве требований к участникам конкурса, неисполнение которых влечет отказ в допуске к участию в торгах.

Таким образом, установление в конкурсной документации (пункт 2.1.) дополнительных требований к участникам торгов является нарушением части 1 статьи 23 Закона № 220-ФЗ.

Кроме того, обязанность исполнения требований постановления мэрии города Ярославля от 02.06.2017 № 766 «Об утверждении требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории города Ярославля» в полном объеме не может быть вменена участникам торгов в настоящее время, поскольку действие ряда положений указанного нормативного правового акта приостановлено до 01.04.2018 года согласно Постановлению мэрии г. Ярославля от 28.11.2017 № 1601. К числу приостановленных относятся, в том числе, требования к цветовой окраске (красный цвет), к запрету на использование рекламы на бортах, к использованию на маршруте транспортного средства с экологическим классом не ниже ЕВРО-5.

Следует также отметить, что экологический класс транспортного средства, а так же ряд иных показателей, закрепленных в постановлении мэрии города Ярославля от 02.06.2017 № 766 (наличие автономного речевого информатора для информирования об остановочных пунктах, срок эксплуатации транспортного средства) являются оценочными категориями и, соответственно, в качестве критериев оценки и сопоставления заявок участников, закреплены как в постановлении мэрии г. Ярославля от 05.07.2016 № 1043, так и в главе 2 конкурсной документации.

Вместе с тем, аналогичные же показатели определены в конкурсной документации в качестве критериев допуска участника к процедуре торгов (обязанность исполнения требований постановления мэрии города Ярославля от 02.06.2017 № 766), что недопустимо, так как создает правовую неопределенность и двусмысленность конкурсной документации.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ИП <...> на действия организатора торгов — департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля, обоснованной.

2. Установить в действиях департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля нарушение статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Выдать департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии И.Г. Паутов

Члены Комиссии Е.В. Гудкевич

 

С.В. Гаврилов

 

 

 

 

 

Заказчик торгов -

 

Департамент городского

хозяйства мэрии г. Ярославля

150999, г. Ярославль,

ул. Б. Федоровская, 43.

 

 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

17 января 2018 года г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е.В., заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Гаврилов С.В.,

руководствуясь пунктами 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании своего решения от 17.01.2018 по жалобе ИП <...> на действия организатора торгов – департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок № 90 «ТЦ «Аксон» - Областная больница», № 99 «Улица Сахарова — Ярославль Главный»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов - департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, в срок до 31.01.2018 года внести изменения в конкурсную документацию на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок № 90 «ТЦ «Аксон» - Областная больница» (выходы №№ 6 — 15), № 99 «Улица Сахарова — Ярославль Главный» (выходы №№ 6 -9 ) путем исключения из пункта 1.5. «Описание предмета конкурса» абзацев 1, 2, 3, а так же из подпункта 2 пункта 2.1. слов «(пункт 1.5. настоящей конкурсной документации)».

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России в срок до 31.01.2018 года.

Решени Председатель Комиссии И.Г. Паутов

Члены Комиссии Е.В. Гудкевич

С.В. Гаврилов

Связанные организации

Связанные организации не указаны