Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу от 26 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Росстройгаз»

150044, г. Ярославль, 1-ый Промышленный проезд, д. 11, оф. 21

 

ООО «Газпром межрегионгаз Яросавль»

150014, г. Ярославль,

ул. Рыбинская, д. 20


 


 


 

РЕШЕНИЕ

по делу №07-03/06-16 о нарушении антимонопольного законодательства

 

«23» декабря 2016 г. г. Ярославль

(изготовлено в полном объёме 30.12.2016)

 

Комиссия Ярославского УФАС России в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.;

члены Комиссии: начальник отдела контроля ТЭК и ЖКК Матяшевская М.И., специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Турутина А.А.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрев дело №07-03/06-16, возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006г.,

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Росстройгаз» (вх. №11532 от 17.11.2015) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль»

1. Комиссия установила следующие фактические обстоятельства дела.

01.04.2011 между ОАО Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат» и ООО «Росстройгаз» (далее также — Заявитель, ГРО) был заключен договор №76/1 аренды газопровода высокого давления. В соответствии с п. 1.1 указанного договора ОАО Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат» передало ООО «Росстройгаз» за плату во временное владение и пользование объекты газораспределительной системы, согласно Приложению №1 к договору.

01.01.2012 между ДНП «Фили-Газ» и ООО «Росстройгаз» заключен договор №01/1 аренды газопровода высокого давления, согласно которому ДНП «Фили-Газ» передает ООО «Росстройгаз» за плату во временное владение и пользование объекты газораспределительной системы, согласно Приложению №1 к договору.

29.09.2015 заключен договор аренды №001559-0001/догД15 между ОАО «ТГК-2» и ООО «Росстройгаз», согласно которому ОАО «ТГК-2» передало ООО «Росстройгаз» за плату во временное владение и пользование объекты газораспределительной системы, согласно Приложению №1 к договору.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и(или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и(или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В силу определения понятий, используемых в Законе о защите конкуренции, данных в ст. 4 Закона, товарный рынок - это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 1.2.4.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007г. №5, анализ состояния конкуренции на товарном рынке в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства, производится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 №220 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18026) (далее - Порядок).

В соответствии с проведенным анализом состояния конкуренции на рынке поставки природного газа от 01.09.2016, ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» занимает доминирующее положение на рынке поставки природного газа в географических границах для потребителей, получающих услугу с транспортировкой газа по сетям газораспределения в г. Ярославль (дюкер ОАО «ТГК-2» через р. Волга), г. Гаврилов-Ям Ярославского района Ярославской области (газопровод ОАО «АГАТ»), а также газопроводу от ул. Кавказская в г. Ярославле до деревень Липовцы, Большое и Малое Филимоново, с долей на рынке -100%.

02.06.2015 ООО «Росстройгаз» направило письмо №120 в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль», в котором уведомило о заключении договора оказания услуг по техническому обслуживанию газопроводов с ОАО «ТГК-2», а также о планируемом заключении договора аренды газопровода, и просило представить информацию об объемах транспортировки газа по газопроводу: Ду 530 от места врезки на Тормозном шоссе по ул. Шандорная до пр. Машиностроителей, общей протяженностью 7608,8 м, в целях подготовки договора на оказание услуг по транспортировке газа.

Письмом №01/1658 от 06.07.2015 ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» сообщило, что отсутствие приборов учёта на указанном газопроводе и его специфика (закольцованная система газоснабжения) не позволяют однозначно определить и указать объем транспортировки газа, а также рекомендовало установить приборы учета на границе балансовой принадлежности.

Письмом №184 от 01.10.2015 ООО «Росстройгаз» сообщило ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» о заключении договоров аренды газопроводов высокого давления в г.Ярославле (газопровод ОАО «ТГК-2»), от ул. Кавказской г. Ярославля до д. Липовцы, Большое Филимоново, Малое Филимоново Ярославского района Ярославской области, в г. Гаврилов-Ям, а также о необходимости заключения с ООО «Росстройгаз» договора транспортировки газа.

В связи с этим, ООО «Росстройгаз» в указанном письме просило ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» представить заявку на транспортировку газа в соответствии с п.п. 5, 6 Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 №1370 (ред. от 08.08.2013) «Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям», а также уточнить годовые объемы газа, транспортируемого потребителям через указанные газопроводы.

В ответ на данное письмо ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» направило письмо №01/2477 от 05.10.2015, в котором предлагает провести деловую встречу для обсуждения вопроса о заключении договора транспортировки газа с ООО «Росстройгаз». 27.10.2015 ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» направило письмо в адрес Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области с просьбой организовать совместное совещание, для определения вида тарифа для ООО «Росстройгаз» и порядка его включения в розничную цену на поставку газа, реализуемого населению.

30.10.2015 ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в ответ на письмо заявителя от 01.10.2015 №184 направило в его адрес письмо №12/2860, в котором сообщило информацию по объемам транспортировки газа за 2014г. по газопроводам ДНП «Фили-газ» к д. Большое и Малое Филимоново, ОАО «ТГК-2», ОАО «АГАТ» (в части объема контрагентам, потребляющим газ по промышленным ценам). В части объемов транспортировки по газопроводу ОАО «АГАТ», ОАО «ТГК-2» для населения Общество сообщило, что объем определить затруднительно, указало на проведение расчетов, которые будут представлены в адрес ООО «Росстройгаз» после согласования их с ОАО «Газпром газораспределение Ярославль».

26.11.2015 ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» направило в адрес ООО «Росстройгаз» письмо о заключении договора, в котором представило информацию о реквизитах поставщика газа, список покупателей, получающих газ через транзитные газопроводы Заявителя, плановые объемы транзитной транспортировки на 2016г. (кроме населения). В указанном письме Общество также предложило Заявителю рассмотреть возможность самостоятельного получения денежных средств за транспортировку газа по эксплуатируемым им газопроводам.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.

Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, регламентируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549 (далее - Правила, Постановление №549). В соответствии с п.4 Правил поставщиком газа признается газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества; поставка газа - это выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке (далее - границы раздела собственности).

Поставщик газа в целях обеспечения исполнения обязательств по поставке газа заключает с газораспределительной организацией договор о транспортировке газа населению (пункт 6 Постановления №549).В силу подпункта «б» пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 №317, газораспределительная организация - это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Таким образом, для выполнения обязанности по поставке потребителю газа поставщик обязан обеспечить его подачу по газораспределительной сети до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети. ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» поставляет через сети газораспределения ООО «Росстройгаз» своим потребителям природный газ.

В рассматриваемых географических границах (в пределах потребителей, которые получают газ посредством транспортировки по сетям газораспределения, находящимся в аренде у ООО «Росстройгаз» по вышеуказанным договорам) Общество является единственным поставщиком газа, что подтверждается, в том числе, представленными Обществом списками потребителей, присоединенных к сетям газораспределения, по которым осуществляется транспортировка газа.

Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 №1370 (ред. от 08.08.2013) «Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям» (далее - Положение) установлен порядок действий поставщика газа для заключения договора транспортировки газа.

В соответствии с п.п. 5,6,7 Положения, для заключения договора транспортировки газа в газораспределительную организацию поставщиком или покупателем представляются копия договора поставки газа и заявка, которая должна содержать следующие сведения:

- реквизиты поставщика и покупателя газа;

- объемы и условия транспортировки газа (включая режим и периодичность), а также предлагаемый порядок расчетов;

- сроки начала и окончания транспортировки газа;

- объем транспортировки газа по месяцам на первый год транспортировки, а на последующий срок - с разбивкой по годам;

- наименование организации - производителя газа, качество и параметры поставляемого газа (представляются в случае транспортировки газа от местных производителей);

- место подключения к местной газораспределительной сети подводящего газопровода;

- место отбора газа или передачи для дальнейшей его транспортировки по сетям других организаций;

- подтверждения покупателей и газораспределительных организаций о готовности к приему газа в указанном объеме на период транспортировки.

Пунктом 6 Положения установлены следующие сроки подачи заявок на транспортировку газа:

- по договорам, заключаемым на срок до одного года, - не позднее чем за месяц и не ранее чем за три месяца до указанной в заявке даты начала транспортировки;

- по договорам, заключаемым на срок более одного года и до пяти лет, - не позднее чем за три месяца и не ранее чем за один год до начала года, в котором начнется транспортировка;

- по договорам, заключаемым на срок более пяти лет, - не позднее чем за шесть месяцев и не ранее чем за три года до начала года, в котором начнется транспортировка.

Заявки на транспортировку газа регистрируются в газораспределительной организации с указанием даты поступления. Не допускается отказ в приеме заявки при представлении сведений, перечисленных в пункте 5 настоящего Положения.

По результатам рассмотрения заявок газораспределительная организация принимает одно из следующих решений:

- о согласии на заключение договора в соответствии с заявкой;

- о согласии на заключение договора с частичным удовлетворением заявки в соответствии с настоящим Положением;

- о мотивированном отказе от заключения договора.

О принятом решении газораспределительная организация в 3-дневный срок сообщает подавшей заявку организации. В случае возможности удовлетворения заявки газораспределительная организация в 10-дневный срок направляет подавшей заявку организации проект договора на транспортировку газа, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Согласно пункту 9 Положения в течение одного месяца со дня получения проекта договора в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения подавшая заявку на транспортировку газа организация и газораспределительная организация заключают договор на транспортировку газа.

При этом порядок заключения договора на транспортировку газа регламентирован Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 №162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» (далее - Правила №162)

В силу пункта 10 Правил №162 предложение о заключении договора транспортировки газа направляется газотранспортной или газораспределительной организацией поставщику (покупателю).

Согласно пункту 11 Правил №162 согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте. При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа. Отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении указанного 30-дневного срока и (или) срока действия договора, заключенного на предыдущий период, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора поставки (транспортировки) газа на условиях поставщика (газотранспортной или газораспределительной организации).

Исходя из приведенных нормативных положений схема заключения договора выстраивается по системе двойного предложения, т. е. в целях реализации газораспределительной организацией действий по направлению в адрес поставщика предложения о заключении договора на транспортировку газа в соответствии с п.10 Правил №162, последнему необходимо выполнить действия, предусмотренные Положением, а именно — направить копию договора поставки газа и заявку, включающую в себя сведения, необходимые для заключения договора транспортировки газа.

В отсутствие указанных действий поставщика газа, в том числе по направлению сведений, предусмотренных п.5 Положения, у газораспределительной организации отсутствует возможность по формированию и направлению поставщику газа соответствующего предложения о заключении договора (оферту) в соответствии с Правилами №162, поскольку исключительно поставщик газа как лицо, осуществляющее деятельность на рынке поставки газа обладает сведениями, необходимыми для заключения договора.

Так, в июне и октябре 2015г. ООО «Росстройгаз» неоднократно предлагало ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» представить необходимые сведения и сообщало о необходимости заключения договора транспортировки газа. Письмо ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» от 26.11.2015, направленное в адрес ООО «Росстройгаз» не может быть признано в качестве надлежащей заявки, поскольку не содержит всех сведений, предусмотренных п.5 Положения. Кроме того, Общество не представило сведений о потребителях — физических лицах, с которыми заключены договоры поставки газа, а также планируемые объемы транспортировки в отношении указанной категории потребителей. В тоже время Общество письмом от 09.08.2016г. за №12/3205 представило указанные сведения относительно потребителей - физических лиц в Ярославское УФАС России, соответственно возможность по представлению такой информации в адрес ООО «Росстройгаз» также имелась, но Общество не предприняло необходимых действий, направленных на урегулирование отношений по транспортировке газа в отношении также и указанной категории потребителей.

ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль», несмотря на фактическое оказание со стороны ООО «Росстройгаз» услуг по транспортировке газа, свидетельствующее о складывающихся между сторонами отношениях в отсутствие письменного оформления договорных отношений, не направило соответствующую заявку и договоры поставки газа с потребителями в газораспределительную организацию ООО «Росстройгаз», не представило последнему в полном объеме соответствующих сведений для заключения договора транспортировки газа, следовательно, уклоняется от заключения договора транспортировки газа.

Согласно пункту 2 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее - Правила №549), поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из принципа обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа. В силу пункта 22 Правил №549 поставщик газа обязан обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве. В соответствии с пунктом 6 Правил №549 поставщик газа в целях обеспечения исполнения обязательств по поставке газа заключает с газораспределительной организацией договор о транспортировке газа населению. Неурегулирование отношений по транспортировке газа нарушает вышеуказанный принцип, может повлечь негативные последствия для граждан в виде перерывов в поставке или прекращения поставки данного ресурса в случае прекращения в свою очередь со стороны ГРО транспортировки газа по эксплутируемым газораспределительным сетям.

Рассматриваемые действия ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» образуют злоупотребление доминирующим положением, запрет на которое предусмотрен частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», ущемляют или могут ущемить интересы неопределенного круга потребителей газа - население, потребителей -хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели, юридические лица) - полный перечень потребителей представлен Обществом в материалы дела, в географических границах осуществления Обществом деятельности по поставке газа (в границах, ограниченных поставкой газа с использованием сетей ООО «Росстройгаз»), а также интересы ООО «Росстройгаз» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку отсутствие договора на транспортировку газа препятствует последнему в осуществлении деятельности и получении дохода от осуществляемого вида деятельности (в том числе установлению и применению тарифа на транспортировку газа с учетом сетей, используемых поставщиком газа для оказания услуг, либо включению в действующий тариф соответствующих расходов ввиду отсутствия заключенного договора транспортировки газа).

На дату принятия настоящего решения у антимонопольного органа отсутствуют сведения о направлении Обществом в адрес ГРО всех необходимых сведений в составе заявки на транспортировку газа, включая договоры поставки газа с потребителями, а также не обладает сведениями о заключении между сторонами договора транспортировки газа, в связи с чем Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «ж» пункта 2 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

 

 

Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов

 

 

Члены Комиссии М.И. Матяшевская

 

А.А. Турутина

 

ООО «Росстройгаз»

150044, г. Ярославль, 1-ый Промышленный проезд, д. 11, оф. 21

 

ООО «Газпром межрегионгаз Яросавль»

150014, г. Ярославль,

ул. Рыбинская, д. 20

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №07-03/06-16 о нарушении антимонопольного законодательства

 

23 декабря 2016г.

(решение изготовлено в полном объеме 30.12.2016г.) г. Ярославль

Комиссия Ярославского УФАС России в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.; члены Комиссии: начальник отдела контроля ТЭК и ЖКК Матяшевская М.И., специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Турутина А.А.,руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ на основании решения по делу №07-03/06-16 о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в срок до 20.02.2017г. прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: направить в адрес ООО «Росстройгаз» копии договоров поставки газа и надлежащим образом оформленную заявку на заключение договора транспортировки газа с указанием сведений, предусмотренных пунктом 5 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 №1370, в целях урегулирования договорных отношений по транспортировке газа и заключения договора с газораспределительной организацией (по сетям газораспределения в г. Ярославль (дюкер ОАО «ТГК-2» через р. Волга), г. Гаврилов-Ям Ярославского района Ярославской области (газопровод ОАО «АГАТ»), а также газопроводу от ул. Кавказская в г. Ярославле до деревень Липовцы, Большое и Малое Филимоново).

О выполнении настоящего предписания с приложением документов, подтверждающих его исполнение, сообщить в Ярославское УФАС России не позднее 24.02.2017г.

 

Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.

 

Члены Комиссии Матяшевская М.И.

 

Турутина А.А.

 

За неисполнение в срок законного решения, предписания антимонопольного органа предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны