Решение б/н Решение и предписание по делу от 25 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль»

150065, г. Ярославль, проспект Машиностроителей, д. 64

 

ООО «Управляющая компания Северного жилого района»

152610, Ярославская обл., г. Углич, Ярославское шоссе, д. 1

 

<...>

 

 

 

Решение

по делу № 07-03/08-17

о нарушении антимонопольного законодательства

 

23 июня 2017 года г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 06 июля 2017 года

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И.,

члены Комиссии: государственный инспектор отдела контроля ТЭК и ЖКХ Турутина А.А., специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Озерова Н.А.,

в присутствии представителя ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» <...>,

рассмотрев дело № 07-03/08-17, возбужденное в отношении ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе от выдачи ООО «Управляющая компания Северного жилого района» технических условий на проектирование узла учета тепловой энергии на отопление по адресу: Ярославская обл., г. Углич, микрорайон Мирный, д. 20, что нарушает п. 41 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»,

УСТАНОВИЛА:

В Ярославское УФАС России поступило заявление <...> (вх. №20475 от 16.12.2016) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль».

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с аналитическим отчетом Ярославского УФАС России по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению объекта, расположенного по адресу: г. Углич, микрорайон Мирный, д. 20, от 15.03.2017 установлены следующие обстоятельства.

Период, за который исследуется информация о поставке тепловой энергии, составил с 01.03.2016 по 01.03.2017.

Товарные границы рынка характеризуются следующим.

К источникам централизованного теплоснабжения МКД, расположенного по адресу: г. Углич, микрорайон Мирный, д. 20, относится котельная ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль».

Оказание услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя и поставки тепловой энергии и теплоносителя для технологических нужд, связанных с передачей тепловой энергии и теплоносителя осуществляется на основании договора №1/14 от 30.12.2013, заключенного между МУП «Тепловые сети» и ОАО «Тепловая Энергетическая Социальная Система» (позднее — ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль». В соответствии с п. 2.1 договора №1/14 от 30.12.2013 МУП «Тепловые сети» обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническим регламентам, передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль», а последний обязуется оплачивать указанные услуги в порядке установленном договором.

В рассматриваемом деле между ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» и ООО «Управляющая компания Северного жилого района» возникли взаимоотношения по поводу установки узла учета тепловой энергии.

В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее — Постановление №1034) организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета;

г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

В соответствии с п. 39 Постановления №1034 проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании:

а) технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя;

б) требований настоящих Правил;

в) технической документации на приборы учета и средства измерений.

Таким образом, выдача технических условий на установку прибора учета не является самостоятельной услугой, это техническая операция, которая в целом направлена на обеспечение надлежащего учета потребляемых ресурсов.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с п. 4 Постановления №1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях:

а) осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии;

б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок;

в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя;

г) документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.

Из пп. «а» п. 39 Постановления №1034 следует, что обязанность по выдаче технических условий по запросу заказчика возложена на теплоснабжающую организацию.

Сами по себе приборы учета могут рассматриваться лишь как основа для последующих энергосберегающих мероприятий. Действия по выдаче технических условий на установку прибора учета вытекают из функций ресурсоснабжающей организации по поставке энергетического ресурса, следовательно отдельного товарного рынка по выдаче технических условий на установку прибора учета не существует, рынок по выдаче технических условий на установку прибора учета непосредственно с ресурсоснабжающей организацией ограничен самой ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, организация учета тепловой энергии – часть услуги по теплоснабжению, взаимная обязанность потребителя или теплосетевой организации (установить прибор учета) и ресурсоснабжающей организации (согласовать установку прибора учета).

Поскольку, обязанность по выдаче технических условий на установку прибора учета возложена на ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» как на теплоснабжающую организацию, соответственно продуктовые границы рынка определяются как тепловая энергия (поставка тепловой энергии).

Географические границы рынка с учётом п. 4.7. Приказа ФАС России №220 определяются наличием и расположением технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям), так как ввиду специфики товара — тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, его доставка до потребителя может осуществляться только через присоединенную сеть, при этом при наличии имеющегося подключения сетей, подключение к иным субъектам, осуществляющим производство и передачу тепловой энергии является невозможным, так как на рынке отсутствуют другие субъекты способные осуществлять производство энергии для теплоснабжения указанных жилых домов.

Таким образом ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения в границах присоединенных сетей, от которых осуществляется теплоснабжение МКД, расположенного по адресу: г. Углич, микрорайон Мирный, д. 20. Доля на рынке, занимаемая ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» равна 100%.

Комиссия установила следующие фактические обстоятельства дела.

На основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Углич, микрорайон Мирный, д. 20, №19 от 31.03.2015 в качестве способа управления многоквартирным домом был избран способ управления — управление управляющей компанией. В качестве управляющей компании было выбрано ООО «Управляющая компания Северного жилого района».

Между ООО «Управляющая компания Северного жилого района» и собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ярославская обл, г. Углич, мрн Мирный, д. 20, заключен договор управления многоквартирным домом от 01.05.2015 №52/15. В соответствии с предметом указанного договора управляющая компания по заданию собственников, в течении согласованного настоящим Договором срока, за плату, обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению МКД, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные и иные услуги собственникам в соответствии с настоящим договором, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В целях исполнения обязательств по договору ООО «Управляющая компания Северного жилого района» заключило договор поставки тепловой энергии и горячей воды с ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» №04-30/117 от 10.04.2015.

По договору №04-30/117 от 10.04.2015 энергоснабжающая организация обязуется поставлять тепловую энергию и горячую воду (коммунальные ресурсы) в точку поставки Абоненту, а Абонент обязуется принимать тепловую энергию и горячую воду и оплачивать принимаемые коммунальные ресурсы в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон к договору №04-30/117 от 10.04.2015 границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом являются наружные стороны стен многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Абонента, в перечень которых входит многоквартирный жилой дом по адресу: г. Углич, микрорайон Мирный, д. 20.

В соответствии с протоколом №20 от 12.04.2016 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Углич, микрорайон Мирный, д. 20, было принято решение установить общедомовой прибор учета тепловой энергии на систему централизованного отопления.

В целях исполнения решения собственников ООО «Управляющая компания Северного жилого района» 28.11.2016 письмом №758 обратилось в адрес ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» с просьбой выдать технические условия для установки общедомового прибора учета на тепловую энергию на систему теплоснабжения без учета ГВС. В своем ответе от 01.12.2016 №01-10/5692 ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» сослалось на п. 15 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утвержденных Постановлением Правительства от 18.11.2013 №1034), указав, что установка общедомового прибора учета тепловой энергии только на систему отопления не предусмотрена действующим законодательством.

Также в ходе рассмотрения дела было установлено, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Углич, микрорайон Мирный. д. 20, система теплоснабжения является четырехтрубной. Имеется два трубопровода: прямой и обратный — на отопление и два трубопровода: прямой и циркуляционный — на ГВС. Таким образом, в указанном многоквартирном доме имеется две точки поставки тепловой энергии и теплоносителя и имеется техническая возможность установки прибора учета тепловой энергии на отопление, без учета ресурсов, потребляемых на горячее водоснабжение.

Как следует из статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (далее также - коммерческий учет) - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.

Также п. 1 ст. 19 Федерального закона о теплоснабжении предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

В п. 6 указанной статьи установлено, что коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя:

1) установку приборов учета;

2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.

Из пункта 5 Правил № 1034 следует, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета.

Согласно п. 15 Постановления №1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.

Также, согласно п. 41 указанного Постановления теплоснабжающая организация обязана выдать технические условия на установку прибора учета в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя.

Из смысла указанных норм Федеральных законов о теплоснабжении №190-ФЗ, о энергосбережении и повышении энергетической эффективности №261-ФЗ, Постановления №1034 следует, что установка приборов учета является обязанностью как собственников, так и теплосетевых/теплоснабжающих организаций. При установке общедомовых приборов учета собственниками на них возложена обязанность по получению технических условий на установку. А на теплоснабжающую организацию (в рассматриваемом случае) возложена обязанность по выдаче технических условий. Также нормативно не закреплено, что установка общедомовых приборов учета на все виды услуг или на определенные их группы должна осуществляться единовременно.

Таким образом, ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» неправомерно отказало управляющей компании в выдаче технических условий на установку общедомового прибора учета только на один вид коммерческого ресурса. Указанные действия приводят к невозможности исполнения организации надлежащего учета потребляемого ресурса, создают препятствия для управляющей компании по установке общедомового прибора учета на выбранный вид коммунального ресурса.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Установлено, что отказ в выдаче технических условий на установку общедомового прибора учета на систему отопления был выдан в отношении дома, расположенного по адресу: г. Углич, микрорайон Мирный, д. 20. Управление указанными многоквартирными жилыми домами осуществляет ООО «Управляющая компания Северного жилого района». Следовательно, нарушая антимонопольное законодательство, ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» в рассматриваемом случае ущемило интересы (хозяйствующего субъекта) в сфере предпринимательской деятельности ООО «Управляющая компания Северного жилого района».

Резюмируя изложенное, действия ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль», осуществляющего деятельность на рынке поставки тепловой энергии и занимающего на указанном рынке доминирующее положение, по отказу в выдаче технических условий на установку общедомового прибора учета по адресу: г. Углич, микрорайон Мирный, д. 20, является злоупотреблением доминирующим положением, повлекли ущемление интересов хозяйствующего субъекта - ООО «Управляющая компания Северного жилого района» в сфере предпринимательской деятельности, что является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ.

На дату принятия решения ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» в материалы дела не представлены доказательства устранения рассматриваемого нарушения, в связи с чем Комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

 

 

Председатель Комиссии М.И. Матяшевская

Члены Комиссии А.А. Турутина

Н.А. Озерова

 

 

 

 

ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль»

 

150065, г. Ярославль, проспект Машиностроителей, д. 64

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 07-03/08-17

23 июня 2017 года г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 06 июля 2017 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 07-03/08-17 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И.,

члены Комиссии: государственный инспектор отдела контроля ТЭК и ЖКХ Турутина А.А., специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Озерова Н.А.,

на основании решения по делу № 07-03/08-17, вынесенного в отношении ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» в связи с установлением факта нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе от выдачи ООО «Управляющая компания Северного жилого района» технических условий на проектирование узла учета тепловой энергии на отопление по адресу: Ярославская обл., г. Углич, микрорайон Мирный, д. 20, что нарушает п. 41 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», и является злоупотреблением доминирующим положением,

руководствуясь подпунктом «ж» пункта 2 статьи 23, частями 1 – 4 статьи 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» (ИНН 7603060690, ОГРН 1157603000015, юридический адрес: 150065, г. Ярославль, проспект Машиностроителей, д. 64) в срок до 24.08.2017 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем надлежащего рассмотрения заявки (обращения) ООО «Управляющая компания Северного жилого района» от 28.11.2016 №758 выдачи последнему технических условий на установку общедомового прибора учета на систему отопления в многоквартирном доме. расположенном по адресу: г. Углич, микрорайон Мирный, д. 20.

О выполнении настоящего предписания надлежит сообщить в Ярославское УФАС России не позднее 31.08.2017.

 

Председатель Комиссии Матяшевская М.И.

 

Члены Комиссии Турутина А.А.

 

Озерова Н.А.

Связанные организации

Связанные организации не указаны