Решение б/н Решение по делу № 07-03/15-14 о нарушении антимонопольного ... от 8 мая 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль»

ул. Рыбинская, 20,

г. Ярославль, 150014


 

ООО УК «ЯрославльЖилСервис»

пр. Толбухина, 17/65,

г. Ярославль, 150014


 

ОАО «Яргазсервис»

ул. Цветочная, 7,

г. Ярославль, 150020


 


 


 

Решение

по делу № 07-03/15-14 о нарушении антимонопольного законодательства


 

25 июня 2014 года г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 09.07.2014 года


 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.; члены Комиссии: начальник отдела контроля ТЭК и ЖКХ Правдина Е.А., специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Чистякова Е.К., рассмотрев дело № 07-03/15-14 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль», части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

Дело возбуждено по заявлению ООО Управляющая компания «ЯрославльЖилСервис».

В соответствии с приказом № 176 от 11.04.2014 дело возбуждено в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года, выразившегося в неправомерном направлении поручения ОАО «Яргазсервис» от 05.03.2014 о прекращении поставки газа в многоквартирный жилой дом <....> в г. Ярославле.

ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» наличия нарушения в действиях общества не признало, представило письменные пояснения по вопросу вменяемого правонарушения, в соответствии с которыми основания для введения ограничения поставки газа имелись, Общество было обязано предпринять действия, направленные на обеспечение безопасности граждан.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.

ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» включено в Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции «Оптовая торговля газообразным топливом, а также реализация природного газа населению» с долей более 65 % в границах Ярославской области приказом Ярославского УФАС России от 08.12.2000 № 51.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с изложенным, положение ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» на рынке оптовой торговли газообразным топливом, а также реализации природного газа населению в границах Ярославской области, является доминирующим.

10.02.2012 ОАО «Яргазсервис» выданы ООО «Мариан Строй» технические условия № 01-05/298 для присоединения к газораспределительной сети объекта газификации природным газом на объект: жилой дом переменной этажности с подземной автостоянкой манежного типа, с офисными помещениями в цокольном этаже, расположенный у дома <....> в г. Ярославле.

В материалы дела представлен акт приемки внутридомового газооборудования по адресу: многоквартирный дом переменной этажности с подземной автостоянкой манежного типа, офисными помещениями и инженерными коммуникациями по ул. Ньютона (в районе жилого дома № 28) в г. Ярославле от 20.02.2014, согласно которому строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002, предъявленная внутридомовая система газоснабжения принята заказчиком с 20.02.2014.

Также в материалы дела представлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы: надземного газопровода низкого давления по адресу: г. Ярославль, ул. Ньютона, у дома № 28 от 21.02.2014, согласно которому строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002, предъявленный объект принят заказчиком с 21.02.2014.

20.02.2014 года между ООО Управляющая компания «ЯрославльЖилСервис» и ОАО «Яргазсервис» заключен договор № 35/14 на оказание услуг по техническому, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме <....>.

13.02.2014 ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» направило в адрес ОАО «Яргазсервис» письмо № 04-140, которым ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» сообщило, что 12.02.2014 при плановой проверке объектов газоснабжения по адресу: г. Ярославль, <....>, был выявлен факт самовольного (несанкционированного) подключения к газоснабжению. В связи с этим ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» просит ОАО «Яргазсервис» в случае проведения каких-либо работ по указанному адресу предоставить сведения о таковых, а также имеющиеся данные о наличии, типе, марке и производственной мощности установленного по указанному адресу газового оборудования.

Письмом от 21.02.2014 № 01-05/592 ОАО «Яргазсервис» сообщило, что по указанному адресу 01.11.2013 выполнило работы по присоединению жилого дома к действующей газораспределительной сети, первичный пуск газа не выполняло. Также ОАО «Яргазсервис» представило перечень установленного в доме оборудования.

25.02.2014 за № 41 ООО Управляющая компания «ЯрославльЖилСтрой» направило в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» заявление о разрешении пуска газа на объект: многоквартирный жилой дом <....> в г. Ярославле. Указанное письмо получено ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» также 25.02.2014.

05.03.2014 письмом № 04-221 ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» направило в ОАО «Яргазсервис» повторно сообщило о выявлении факта самовольного (несанкционированного) подключения к газоснабжению по указанному адресу.

11 марта 2014 ОАО «Яргазсервис» составлен акт-наряд на отключение газовых приборов в доме <....> ввиду несанкционированного подключения внутридомового и внутриквартирного оборудования к газораспределительной сети.

12 марта 2014 ООО «Мариан Строй» сообщило ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» о том, что самостоятельно произвело включение газа в жилом доме <....>, объем потребленного газа.

12 марта 2014 письмом за № 04-540 ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» сообщило ООО УК «ЯрославльЖилСервис» и ОАО «Яргазсервис» о согласовании пуска газа для коммунально-бытовых нужд населения жилого дома <....> в г. Ярославле.

13 марта 2014 ОАО «Яргазсервис» составлен акт-наряд № 146 на первичный пуск газа в газовое оборудование жилых домов, согласно которому газ пущен в 50 квартир жилого дома <....> в г. Ярославле. Также 13 марта 2014 ОАО «Яргазсервис» составлен акт ввода в эксплуатацию газооборудования дома жилого дома <....> в г. Ярославле (50 квартир).

17 марта 2014 ОАО «Яргазсервис» составлен акт-наряд № 155 на первичный пуск газа в газовое оборудование жилых домов, согласно которому газ пущен в 26 квартир жилого дома <....> в г. Ярославле. Также 17 марта 2014 ОАО «Яргазсервис» составлен акт ввода в эксплуатацию газооборудования дома жилого дома <....> в г. Ярославле (26 квартир).

ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» по состоянию на 05.03.2014 заключено 18 договоров газоснабжения природным газом с жителями дома <....>: 0016200 от 10.01.2014, 0016218 от 16.01.2014, 0016219 от 17.01.2014, 0016225 от 21.01.2014, 0016281 от 29.01.2014, 0016284 от 07.02.2014, 0016296 от 10.02.2014, 0016300 от 26.02.2014, 0016360 от 27.02.2014, 0016364 от 27.02.2014, 0016366 от 27.02.2014, 0066260 от 27.02.2014, 0016367 от 28.02.2014, 0016370 от 03.03.2014, 0065756 от 03.03.2014, 0066393 от 04.03.2014, 0016383 от 05.03.2014, 0016384 от 05.03.2014.

Согласно указанным договорам природный газ используется жителями для пищеприготовления, отопления и приготовления ГВС.

ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» указывает в письме № 04-221 от 05.03.2014 на то, что в рассматриваемом случае существует угроза возникновения аварийной ситуации, а также на то, что ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» не имеет возможности производить начисления за потребленный газ.

ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в письме № 04-221 от 05.03.2014 предлагает ОАО «Яргазсервис» принять меры в рамках действующего законодательства.

Анализируя изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что на дату 25.02.2014г. ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» обладало следующей информацией:

- газоиспользующее оборудование многоквартирного дома надлежащим образом смонтировано, присоединено к газораспределительным сетям с участием газораспределительной организации;

- в доме имеются потребители, заключившие договор поставки газа с ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль»;

- отопление в многоквартирном доме является индивидуальным, газовым;

- первичный пуск газа в многоквартирный дом произведен застройщиком самовольно;

- управляющая компания надлежащим образом обратилась к Поставщику газа с просьбой предоставить согласие на пуск газа в дом.

Кроме того, из рассматриваемых документов и материалов следует, что фактически застройщиком было построено два объекта газового хозяйства:

- газораспределительные сети внутри многоквартирного дома;

- участок газораспределительной сети от дома до магистрального газопровода.

Порядок ввода в эксплуатацию, первичного пуска газа на объекты регулируются "ГОСТ Р 54961-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация", в соответствии с п. 6.2. которого ввод в эксплуатацию сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах, общественных или административных зданиях должен производиться в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Ввод в эксплуатацию газопроводов-вводов должен осуществляться в соответствии с ГОСТ Р 54983.

При этом, в соответствии с п. 6.2.2. ввод в эксплуатацию сетей газопотребления при газоснабжении объектов газификации природным газом должен производиться на основании разрешений, выданных ГРО, заключившей договоры о подключении соответствующих объектов газификации к сети газораспределения, по форме, приведенной в Приложении Г.

Таким образом, разрешение на первичный пуск газа в многоквартирный дом не требует согласия газоснабжающей организации.

В то же время, в рассматриваемом случае, поставка газа производилась не только через сети многоквартирного дома, но и через вновь построенный газопровод, от многоквартирного дома, до газораспределительной сети ОАО «Яргазсервис» (ОАО «Газпром газораспределение Ярославль»).

В то же время в соответствии с пп. в п. 3 Постановления Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" "газопровод-ввод" - газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа.

Таким образом, газопровод к многоквартирному дома, по адресу г. Ярославль, ул. Ньютона, д. 26а является газопроводом-вводом, поскольку соединяет построенное здание с распределительной сетью.

Ввод указанного газопровода осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 54983, в соответствие с п. 6.1.2. которого предусматривается наличие разрешения поставщика газа на осуществление технического присоединения. При этом в соответствии с п. 6.1.6. указанного ГОСТа первичный пуск газа является одной их технических операций общей процедуры осуществления технологического присоединения.

Таким образом, необходимым являлось согласование пуска газа с газоснабжающей организацией в части построенной газораспределительной сети.

В заседании Комиссии представитель газоснабжающей организации предоставил пояснение, что обращение о согласовании пуска газа поступило в абонентскую службу Общества. При этом, оно обрабатывалось, выяснялась комплектность документов, соблюдение условий присоединения.

В то же время ГОСТ не содержит требований о предоставлении в газоснабжающую организацию каких-либо документов, касающихся осуществления присоединения, так как предполагается, что технический надзор осуществляется газотранспортной организацией. При этом ранее 21.02.2014г. в адрес ООО «Газпром» поступило письмо ОАО «Яргазсервис» о том, что газовая система смонтирована надлежащим образом, таким образом, оснований для проведения дополнительной проверки технической стороны присоединения не имелось. Кроме того, у Поставщика газа уже имелись заключенные договоры поставки газа в отношении указанного многоквартирного дома, а значит, потребности в выяснении вопроса наличия/ отсутствия легальных потребителей не имелось.

Комиссией установлено, что дополнительных документов у Управляющей компании не запрашивалось.

Одновременно в заседании Комиссии представитель газораспределительной организации дал пояснения о том, что в случае, если бы ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» выдало разрешение на пуск газа, то специалисты ОАО «Яргазсервис» приостановили бы поставку газа только в случае, если было бы установлено, что пуск произведен с нарушением правил безопасности, угрожающих возникновением аварийной ситуации.

В то же время, ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» уклонилось от выдачи согласия на пуск газа, одновременно направив письмо о необходимости приостановления подачи газа. Направляя письмо от 05.03.2014г., изготовленное абонентской службой Общества, ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» осознавало, что в этом момент в абонентской службе уже имеется письмо от ООО «УК ЯрославльЖилСервис», что в рассматриваемом многоквартирном доме проживают абоненты Общества, прекращение поставки газа которым приведет к прекращению отопления в период отопительного сезона и стабильно отрицательных температур наружного воздуха. Общество не представило подтверждения того, что производило дополнительные мероприятия, связанные с согласованием пуска газа, однако соответствующий ответ о согласовании пуска был направлен только 12.03.2014г. после того, как 11.03.2014г. поставка газа была прекращена, в Общество поступил запрос Ярославского УФАС России по данному вопросу.

В соответствии с правовой позицией Пленума ВАС, выраженной в Постановлении №30 при оценке действий хозяйствующего субъекта, как нарушающих антимонопольное законодательство, орган должен сделать вывод о том, соответствуют ли они положениям ст. 10 ГК РФ.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В рассматриваемом случае на поставщика газа в соответствии с требованиями ГОСТ возложена обязанность по выдаче разрешений на осуществление первичного пуска газа. Сроков рассмотрения указанного обращения закон не устанавливает. Комиссия полагает, что указанные сроки должны быть индивидуальными в каждом случае, в частности в рассматриваемой ситуации к Поставщику газа с разницей в 4 календарных дня (1 рабочий день) поступили два обращения:

- от застройщика с просьбой разрешить пуск газа;

- от ОАО «Яргазсервис», из которого следовало, что несанкционированный отбор газа продолжается.

При этом, по мнению Комиссии они являлись взаимосвязанными и взаимозависимыми, так как иные мероприятия, кроме получения разрешения на пуск газа от поставщика Управляющая компания выполнила, именно от получения указанного разрешения зависела легализация поставки газа в многоквартирный дом. При этом антимонопольный орган также констатирует, что надзор за процедурой пуска газа находится вне компетенции Поставщика, возложен на газораспределительную организацию, которая уже была ранее уведомлена о самовольном пуске газа.

В то же время, они были рассмотрены с разницей в 1 неделю, разрешение на пуск газа было выдано только после введения ограничения поставки газа и получения обращения антимонопольного органа.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что бездействие ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль», выразившиеся в уклонении от выдачи разрешения на пуск газа в многоквартирный дом по адресу г. Ярославль, <....> до 05.03.2014г. (даты направления повторного письма в ОАО «Яргазсервис»), явно выходило за пределы добросовестного поведения и имело целью нанести вред гражданам, проживающим в указанном доме, являющимся абонентами ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль», соответственно является злоупотреблением правом и образует нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Разрешение на пуск газа было направлено до даты рассмотрения дела, соответственно антимонопольный орган приходит к выводу о добровольном устранении допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

решила:

  1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.

  2. Рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением допущенных нарушений

3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии

 

М.Ф. Завьялов

 

Члены Комиссии

 

Е.А. Правдина

 

 

 

 

 

Е.К. Чистякова


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны