Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательс... от 7 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «ТГК-2»

150040, г.Ярославль,

пр. Октября, д.42

 

ИП <...>

150049, г.Ярославль,

<...>

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №07-03/15-17 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

24 января 2018 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 07 февраля 2018 года)

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Ярославского УФАС России Шушкова А.С.;

члены Комиссии – начальник отдела контроля ТЭК и ЖКХ Антонова М.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Турутина А.А.,

в отсутствие представителей ПАО «ТГК-2» и ИП <...>, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 07-03/15-17 в отношении Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №2» (далее – ПАО «ТГК-2»), ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несвоевременном направлении проекта договора теплоснабжения в адрес ИП <...> а также в несвоевременном направлении ответа на заявление о корректировке тепловой нагрузки, что ущемляет интересы <...> в сфере предпринимательской деятельности,

 

у с т а н о в и л а:

Дело возбуждено по заявлению ИП <...> (вх.№1644 от 13.02.2017) о нарушении ПАО «ТГК-2» антимонопольного законодательства, выразившегося в несвоевременном направлении проекта договора теплоснабжения в адрес <...>, а так же в несвоевременном направлении ответа на заявление о корректировке тепловой нагрузки.

В ходе рассмотрения дела комиссией были установлены следующие фактические обстоятельства дела.

<...> является собственником нежилого помещения по адресу: г.Ярославль, ул.Суркова, д.12. Теплоснабжение указанного помещения осуществлялось на основании договора №1503 от 12.08.2008 с ООО «ЯрИнвестПроект» на отпуск тепловой энергии на отопление двух зданий, по адресам: г.Ярославль, ул.Суркова, д.12 и д.14 <...> является субабонентом.

В 2016 году ООО «ЯрИнвестПроект» направило ПАО «ТГК-2» письмо об исключении из договора №1503 от 12.08.2008 здания по адресу: г.Ярославль, ул.Суркова, д.12.

Здание №12 по ул.Суркова принадлежит на праве общей долевой собственности двум лицам: <...> и <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 76-АБ № 506918 от 11.05.2012, 76-АА № 648997 от28.11.2007.

29.09.2016 <...> обратилась в ПАО «ТГК-2» с заявлением о заключении с ней договора теплоснабжения здания по адресу: г.Ярославль, ул.Суркова, д.12.

В ответ ПАО «ТГК-2» письмом от 14.11.2016 № 1000-13-3/Я/3591 направило перечень документов, необходимых для заключения договора теплоснабжения.

25.11.2016 <...> подала в ПАО «ТГК-2» заявление о корректировке тепловой нагрузки.

29.11.2016 <...> вновь подала заявление в ПАО «ТГК-2» с приложением всех необходимых для заключения договора документов.

ПАО «ТГК-2» на данные заявления не ответило. Также отсутствует ответ ПАО «ТГК-2» на заявление ООО «ЯрИнвестПроект» о внесении изменений в договор теплоснабжения №1503 от 12.08.2008.

13.02.2017 <...> обратилась в Ярославское УФАС России с заявлением о нарушении ПАО «ТГК-2» антимонопольного законодательства.

На заявление от 29.11.2016 о корректировке величины тепловой нагрузки ПАО «ТГК-2» ответило отказом, направив <...> письмо № 2/1-1000-10-1/9/168 от 21.02.2017.

В письме от 16.03.2017 б/н ПАО «ТГК-2» на запрос антимонопольного органа от 27.02.2017 №1799/07-04 пояснило, что заявления ООО «ЯрИнвестПроект» и <...> не были оставлены без ответа, в подтверждение чего были приложены ответы ПАО «ТГК-2» на данные заявления.

На заявление ООО «ЯрИнвестПроект» о внесении изменений в договор №1503 от 12.08.2008 на отпуск тепловой энергии (об исключении из договора теплоснабжения здания по адресу: г.Ярославль, ул.Суркова, д.12), полученное ПАО «ТГК-2» 10.12.2016, ПАО «ТГК-2» ответило 09.03.2017 письмом №1000-13-3/Я/674 и выслало дополнительное соглашение от 10.03.2017,

На заявление <...> от 29.11.2016, полученное ПАО «ТГК-2» в тот же день, ПАО «ТГК-2» ответило 09.03.2017 письмом №1000-13-3/Я/673 и направило подписанный проект договора теплоснабжения №2633 от 10.03.2017 для подписания <...>

В материалах дела имеется заявление <...> от 17.03.2017 в ПАО «ТГК-2» о своем согласии с заключением <...> договора теплоснабжения в отношении здания по адресу: г.Ярославль, ул.Суркова, д.12.

 

Принимая решение Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства исходила из следующего.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», в соответствии со статьей 15 которого договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. В отношении рассматриваемого здания ПАО «ТГК-2» является единой теплоснабжающей организацией, что подтверждается схемой теплоснабжения.

Договор теплоснабжения заключается в порядке, предусмотренном Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, установленными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (ред. От 04.02.2017, далее – Правила №808). В соответствии с указанными Правилами, лицо, заинтересованное в заключении договора направляет в единую теплоснабжающую организацию заявку.

В пункте 21 Правил №808 указаны существенные условия договора теплоснабжения, в том числе, договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем; величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

В соответствии с пунктом 35 Правил №808 для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую следующие сведения:

полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя;

место нахождения организации (место жительства физического лица);

место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод);

тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией;

договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года;

срок действия договора;

сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии;

сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей);

расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией;

банковские реквизиты;

сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.

В соответствии с пунктом 36 Правил №808 к заявке на заключение договора теплоснабжения прилагаются следующие документы:

удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии);

договор управления многоквартирным домом (для управляющих организаций);

устав товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения;

разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом федерального государственного энергетического надзора;

акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно пункту 39 Постановления №808 в случае отсутствия в заявке сведений или документов, указанных в пунктах 35 и 36 настоящих Правил, единая теплоснабжающая организация обязана в течение 3 рабочих дней со дня получения таких документов направить заявителю предложение о представлении недостающих сведений и (или) документов. Необходимые сведения и документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Датой поступления заявки считается дата представления сведений и документов в полном объеме.

В соответствии с пунктом 40 Правил №808 единая теплоснабжающая организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения надлежаще оформленной заявки и необходимых документов направить заявителю 2 экземпляра подписанного проекта договора. Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня поступления проекта договора обязан подписать договор и 1 экземпляр договора направить единой теплоснабжающей организации.

Согласно пункту 41 Правил №808 в случае непредставления заявителем сведений или документов, указанных в и 36 настоящих Правил, в порядке, установленном пунктом 39 настоящих Ппунктах 35равил, или несоответствия заявки условиям подключения к тепловым сетям единая теплоснабжающая организация обязана по истечении 30 дней со дня направления заявителю предложения о представлении необходимых сведений и документов в письменной форме уведомить заявителя об отказе в заключении договора теплоснабжения с указанием причин такого отказа.

В соответствии с пунктом 44 Правил №808 в случае если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.

В иной части порядок формирования договорных отношений регулируется Гражданским кодексом РФ. В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно представленным <...> документам, заявитель является индивидуальным предпринимателем с 21.04.2004, что подтверждается свидетельством о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе серия <...>, следовательно, является хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.

В ходе рассмотрения дела в своих письменных пояснениях от 30.06.2017 №006492/0001-17 ПАО «ТГК-2» относительно вменяемого правонарушения ссылалось на то, что отношения, возникшие между Обществом и <...>, являются преддоговорным спором, так как стороны не могли прийти к согласию в определении размера тепловой нагрузки, и подлежат рассмотрению в порядке гражданского-правового спора.

Однако, данный довод Комиссией Ярославского УФАС России отклонен в связи с тем, что данное дело возбуждено по факту нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося не в навязывании невыгодных условий договора или отказе в корректировке тепловой нагрузки, а в несвоевременном направлении проекта договора теплоснабжения и ответа о корректировке величины тепловой нагрузки в ответ на заявления <...> от 29.11.2016.

В своих пояснениях ПАО «ТГК-2» указало, что причиной позднего направления договора является не предоставление <...> доступа Обществу к отапливаемому помещению, вследствие чего договор был составлен и направлен лишь в марте 2017 года.

Доказательств факта препятствования доступу в помещение со стороны <...> в материалы дела не представлено, также ПАО «ТГК-2» не доказано значение отказа в предоставлении доступа к зданию <...> для своевременного составления и направления проекта договора теплоснабжения со стороны ПАО «ТГК-2».

Ответ ПАО «ТГК-2» на заявление ООО «ЯрИнвестПроект» о внесении изменений в договор №1503 от 12.08.2008 на отпуск тепловой энергии (об исключении из договора теплоснабжения здания по адресу: г.Ярославль, ул.Суркова, д.12), полученное ПАО «ТГК-2» 10.12.2016, никаким образом Обществом не мотивирован, хотя соглашение о расторжении договора было направлено в адрес ООО «ЯрИнвестПроект» одновременно с проектом договора <...> 09.03.2017.

На основании вышеизложенного, антимонопольный орган считает, что ПАО «ТГК-2» направило <...> ответ на заявления от 29.11.2016 о заключении договора теплоснабжения и на заявление от 25.11.2016 о корректировке величины тепловой нагрузки с нарушением установленных законом сроков.

Согласно аналитическому отчету от 18.05.2017, проведенному в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, ПАО «ТГК-2» является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по теплоснабжению.

Продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по теплоснабжению (поставка тепловой энергии).

Географическими границами рынка является г.Ярославль (в границах присоединенной сети, от которой осуществляется теплоснабжение объекта по адресу: г.Ярославль, ул.Суркова, д.12).

Доля ПАО «ТГК-2» на рынке по оказанию услуг по теплоснабжению (поставка тепловой энергии) в указанных географических границах составляет 100%.

Таким образом, действия ПАО «ТГК-2», выразившиеся в несвоевременном направлении проекта договора теплоснабжения на заявку ИП <...> о заключении от 29.11.2016, а также в несвоевременном направлении ответа на заявление от 25.11.2016 о корректировке тепловой нагрузки являются злоупотреблением доминирующим положением, ущемляют интересы <...> в сфере предпринимательской деятельности и образуются состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Ущемление интересов ИП <...> усматривается в том, что нарушение ПАО «ТГК-2» сроков направления ответов на заявление о корректировке тепловой нагрузки (от 25.11.2016) и заявки на заключение договора теплоснабжения (от 29.11.2016) привело к затягиванию заключения договора теплоснабжения (проект договора ПАО «ТГК-2» направило только 09.03.2017).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 41, статьей 41.1, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

 

1.Признать ПАО «ТГК-2», ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151, нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии Шушкова А.С.

 

Члены Комиссии Антонова М.В.

 

Турутина А.А.

Связанные организации

Связанные организации не указаны