Решение б/н Решение по делу от 17 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МУП «Спектр»

152023, г. Переславль-Залесский,

ул. Свободы, д. 98

 

ООО «МЭС» (для сведения)

249100, Калужская обл., г. Таруса, ул. Луначарского, д. 29

 

Переславская межрайонная прокуратура

(для сведения)

152020, г. Переславль-Залесский, ул. Советская, д. 25

 

Решение

по делу № 07-03/16-16

о нарушении антимонопольного законодательства

8 июня 2017 года г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 22 июня 2017 года

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – и.о. заместителя руководителя Ярославского УФАС России Гаврилов С.В.,

члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Яузина А.А., государственный инспектор отдела контроля ТЭК и ЖКХ Турутина А.А.,

в отсутствии лиц, участвующих в деле,

рассмотрев дело № 07-03/16-16, возбужденное в отношении МУП «Спектр» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и взимании платы за тепловую энергию, поставляемую потребителям от котельной в пос. Молодежный г. Переславль-Залесский Ярославской области в отсутствие установленного уполномоченным органом тарифа на поставку тепловой энергии,

УСТАНОВИЛА:

В Ярославское УФАС России поступило заявление от жителей пос. Молодежный г. Переславль-Залесского Ярославской области (вх. №6906 от 30.06.2016), направленное Переславской межрайонной прокуратурой о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МУП «Спектр».

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с аналитическим отчетом УФАС России по Ярославской области по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению объектов, расположенных в пос. Молодежный г. Переславль-Залесского Ярославской области установлены следующие обстоятельства.

Период, за который исследуется информация о поставке тепловой энергии, составил с 01.10.2015 по 31.12.2016. Продуктовые границы рынка определяются как тепловая энергия (поставка тепловой энергии). Географические границы рынка определены административными границами пос. Молодежный г. Переславль-Залесского Ярославской области в границах присоединенных сетей от источника теплоснабжения — здание ЦТП с оборудованием (далее - котельная), эксплуатируемым МУП «Спектр».

К источникам централизованного теплоснабжения в пос. Молодежный г. Переславль-Залесский Ярославской области относится котельная поселка Молодежный. Данная котельная обслуживается МУП «Спектр». Правовым основанием является договор №09/15 от 25 сентября 2015г., согласно которому собственник оборудования — генеральный директор ООО «ТеплоЭнегоСервисная Компания» передало в пользование МУП «Спектр» оборудование, находящееся в здании ЦТП пос. Молодежный г. Переславль-Залесского. Между ООО «ТеплоЭнегоСервисная Компания» и МУП «Энергетик» заключен договор аренды данного помещения.

От котельной в пос. Молодежный осуществляется поставка тепловой энергии для юридических и физических лиц по присоединенной тепловой сети. Иных источников теплоснабжения для потребителей МУП «Спектр» на рассматриваемой территории не имеется, поставка тепловой энергии возможна только от котельной в пос. Молодежный г. Переславль-Залесского. МУП «Спектр» занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии (поставка тепловой энергии) в пос. Молодежный г. Переславль-Залесский Ярославской области в границах присоединенной сети от котельной в пос. Молодежный, доля на рынке составляет 100%.

Комиссия установила следующие фактические обстоятельства дела.

Между Управлением муниципальной собственности Администрации г. Переславль-Залесский и МУП «Спектр» заключен договор аренды №589/1 от 08.05.2015, в соответствии с Приложением №1 к которому МУП «Спектр» переданы, в том числе, тепловые сети в г. Переславль-Залесский (раздел «муниципальные объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения», подраздел «тепловые сети»).

В соответствии с Постановлением Администрации г. Переславль-Залесского Ярославской области №ПОС.03-1489/15 от 02.10.2015 МУП «Спектр» необходимо приступить с 05.10.2015 к регулярному теплоснабжению объектов жилищного фонда г. Переславль-Залесского.

Постановлением Администрации г. Переславль-Залесского Ярославской области от 15.05.2015 № ПОС.03-0735/15 «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации на территории города Переславль-Залесского» МУП «Спектр» присвоен статус единой теплоснабжающей организацией на территории города Переславль-Залесского.

Постановлением Администрации г. Переславль-Залесского Ярославской области от 24.10.2016 № ПОС.03-1480/16 «О передаче имущества в хозяйственное ведение МУП «Спектр»» за последним закреплено на праве хозяйственного ведения нежилое здание ЦТП, расположенное по адресу: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, пос. Молодежный.

Указанная котельная вырабатывает тепловую энергию, поставляемую в качестве ГВС и отопления для жилого фонда пос. Молодежный на основании договоров, заключенных с ГОУ ЯО СОШ-интернат №3 (договор №09/93/16), ООО «Веста плюс» (договора №09/267 от 26.10.2015), ЗАО «Фирма «ВИТАФАРМА» (договор №09/261 от 16.09.2015) и другими абонентами.

В 2015-2016гг. МУП «Спектр» выставляло вышеуказанным потребителям плату по тарифу, установленному Приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов от 24.09.2015 №150-тэ на тепловую энергию. Указанный тариф установлен на тепловую энергию с учетом затрат на производство тепловой энергии МУП «Спектр» и передачу по сетям МУП «Спектр» в размере 2530,12 руб./Гкал (без НДС) и 2985,54 руб./Гкал (с НДС) и тариф на горячую воду от МУП «Спектр» в размере: компонент на холодную воду 16,27 руб./куб. м. (без НДС) и 19,20 руб./куб. м. (с НДС) компонент на тепловую энергию 2530,12 руб./Гкал (без НДС) и 2985,54 руб./Гкал (с НДС). Согласно экспертному заключению департамента от 15.09.2015 №1-18-Э/ТЭ/ПТЭ при установлении данного тарифа расходы МУП «Спектр» на производство и сбыт тепловой энергии от котельной в пос. Молодежный не учитывались.

Установлено, что ранее поставку тепловой энергии от указанной котельной осуществляло ООО «МЭС», тариф на поставку тепловой энергии был установлен в соответствии с приказами департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (Приказы Департамента от 15.12.2014 №284-тэ, от 18.12.2015 №432-ви, от 18.12.2015 №433-тэ). Тариф установлен на тепловую энергию, поставляемую потребителям микрорайона Молодежный, с учетом затрат на производство тепловой энергии ООО «МЭС» и затрат на передачу тепловой энергии по сетям МУП «Спектр» в размере 1800,20 руб./Гкал (без НДС).

Таким образом, тариф на тепловую энергию в пос. Молодежный установлен для ООО «Муниципальные энергетические системы», с учетом затрат МУП «Спектр» на транспортировку тепловой энергии по его сетям. При этом, тариф на поставку тепловой энергии от указанной котельной на 2016 г. для МУП «Спектр» не устанавливался, соответственно тариф, установленный в отношении иных котельных, применению со стороны МУП «Спектр» для потребителей тепловой энергии от котельной в пос. Молодежный, не подлежит.

За поставку тепловой энергии от котельной в пос. Молодежный за период с 01.10.2015 по 31.12.2016 МУП «Спектр» выставляло счета и собирало денежные средства, что подтверждается представленными МУП «Спектр» сведениями о выставленных счетах и оплаченных денежных средствах потребителями тепловой энергии и коммунальных услуг (отопление/ГВС) с котельной в пос. Молодежный.

В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» регулированию подлежат, в числе прочих, следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

- тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

- тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Пунктом 1.1. Положения о департаменте энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 09.08.2012г. №709-п (далее — Положение), установлено, что Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее — Департамент) является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием.

Согласно п. 2.2. Положения к полномочиям Департамента относится государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Также в пункте 3.1.2.1. Положения указано, что Департамент устанавливает:

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

- тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

- тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Исходя из изложенного, деятельность по теплоснабжению является регулируемой, тарифы устанавливаются департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

Согласно п. 72 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2, при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям тепловой энергии, учитываются расходы энергоснабжающей организации на производство (приобретение) и передачу тепловой энергии (мощности), а также расходы на сбыт тепловой энергии потребителям. Кроме того, при расчете тарифа на тепловую энергию определяется суммарный плановый полезный отпуск тепловой энергии по совокупности договоров теплоснабжения соответствующих потребителей (п. 72.1). Согласно п. 10.1 Методических указаний тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму слагаемых, а именно: средневзвешенную стоимость единицы тепловой энергии, стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии.

Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области для МУП «Спектр» на 2016 год установлен тариф на передачу тепловой энергии, теплоносителя от котельной в пос. Молодежный. Также на 2015, 2016 г.г. департаментом установлен тариф на поставку тепловой энергии от указанной котельной для ООО «МЭС».

В связи с тем, что при установлении тарифа для МУП «Спектр» в соответствии с приказом департамента энергетики и регулирования тарифов от 24.09.2015 №150-тэ расходы, понесенные МУП «Спектр» на эксплуатацию котельной в пос. Молодежный, и иные затраты, связанные с производством и поставкой тепловой энергии от указанной котельной, не учитывались и не заявлялись со стороны Общества при установлении тарифа, а также в тарифе не был учтен полезный отпуск МУП «Спектр» от указанной котельной, соответственно данный тариф в отношении рассматриваемой котельной применению не подлежит.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие) по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Нарушая установленный законодательством порядок ценообразования, путем взимания платы за оказание услуг по теплоснабжению в отсутствие установленного уполномоченным органом тарифа, МУП «Спектр» ущемило интересы всех своих потребителей (неопределенный круг лиц), а также других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности (ООО «Веста плюс», ЗАО «Фирма «ВИТАФАРМА»), с которыми у МУП «Спектр» заключены договоры по теплоснабжению.

Таким образом, действия МУП «Спектр», выразившиеся в установлении и взимании платы за тепловую энергию, поставляемую потребителям от котельной в пос. Молодежный г. Переславль-Залесский Ярославской области в 2015-2016гг. в отсутствие установленного уполномоченным органом тарифа нарушают пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006г.

Учитывая тот факт, что на момент вынесения решения для МУП «Спектр» приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов от 15.12.2016 №316-тэ установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией МУП «Спектр», в системе теплоснабжения в зоне действия котельной ООО «МЭС» в микрорайоне Молодежный города
Переславль-Залесский на 2017 - 2019 годы, Комиссия не находит оснований для выдачи предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать МУП «Спектр» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии С.В. Гаврилов

 

Члены Комиссии А.А. Яузина

А.А. Турутина

Связанные организации

Связанные организации не указаны