Решение б/н Решение и предписание по делу от 23 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МУП «Теплоэнерго»

 

152930, Ярославская область, г. Рыбинск, территория Юго-Западная промышленная зона, д. 3

 

ОАО «Управляющая компания» г. Рыбинск

 

152934, г. Рыбинск, ул. Карякинская, д. 56

 

 

 

Решение

по делу № 07-03/20-16

о нарушении антимонопольного законодательства

 

20 февраля 2017 года г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2017 года

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялова М.Ф.,

члены Комиссии: начальник отдела контроля ТЭК и ЖКХ Матяшевская М.И., специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Турутина А.А.,

в отсутствии лиц, участвующих в деле,

рассмотрев дело № 07-03/20-16, возбужденное в отношении МУП «Теплоэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном требовании от ОАО «Управляющая компания» г. Рыбинск приведения узла прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме по адресу: г. Рыбинск, ул. Корнева, д. 123, в соответствие с пунктами 7, 36, 37 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, и Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр, в нарушение п. 6 указанных Правил коммерческого учета тепловой энергии,

УСТАНОВИЛА:

В Ярославское УФАС России поступило заявление ОАО «Управляющая компания» г. Рыбинск (вх. №10170 от 26.07.2016) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МУП «Теплоэнерго».

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с аналитическим отчетом Ярославского УФАС России по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению объекта, расположенного по адресу: г. Рыбинск, ул. Корнева, д. 123, от 01.11.2016 установлены следующие обстоятельства.

Период, за который исследуется информация о поставке тепловой энергии, составил с 01.11.2015 по 01.11.2016.

Товарные границы рынка характеризуются следующим.

В рассматриваемом деле между МУП «Теплоэнерго» и ОАО ГО г. Рыбинск «Управляющая компания» возникли взаимоотношения по поводу ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее — Правила №1034) организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета;

г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

В соответствии с п. 61 Правил №1034 смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.

Таким образом, ввод в эксплуатацию прибора учета не является самостоятельной услугой, это техническая операция, которая в целом направлена на обеспечение надлежащего учета потребляемых ресурсов.

Согласно п. 73 Правил № 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.

В соответствии с п. 18 тех же Правил выдача технических условий на установку узла (прибора) учета, ввод в эксплуатацию, пломбирование узлов (приборов) учета и участие в комиссиях по приемке узлов (приборов) учета осуществляется без взимания с потребителя тепловой энергии платы.

Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:

а) представитель теплоснабжающей организации;

б) представитель потребителя;

в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

В соответствии с п. 67, 68 Правил №1034 при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.

Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

Из изложенного можно сделать вывод о том, что ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется по результатам проверки потребителя со стороны теплоснабжающей организации. Таким образом, он является одним из этапов осуществления со стороны теплоснабжающей организации контроля за надлежащим учетом энергетических ресурсов.

Одновременно, сам по себе учет энергетических ресурсов также не является самостоятельной услугой.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон о теплоснабжении) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с п. 4 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях:

а) осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии;

б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок;

в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя;

г) документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.

Таким образом, организация учета тепловой энергии – часть услуги по теплоснабжению, взаимная обязанность потребителя (установить прибор учета) и ресурсоснабжающей организации (принимать его показания, в том числе, предварительно введя его в эксплуатацию).

Географические границы рынка с учётом п. 4.7. Приказа ФАС России №220 определяются наличием и расположением технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям), так как ввиду специфики товара — тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, его доставка до потребителя может осуществляться только через присоединенную сеть, при этом при наличии имеющегося подключения сетей, подключение к иным субъектам, осуществляющим производство и передачу тепловой энергии является невозможным, так как на рынке отсутствуют другие субъекты способные осуществлять производство энергии для теплоснабжения указанных жилых домов.

К источникам централизованного теплоснабжения МКД, расположенного по адресу: г. Рыбинск, ул. Корнева, д. 123, относится котельная МУП «Теплоэнерго».

Из положений пунктов 62-72 Правил № 1034 следует, что обязанность по вводу узла учета в эксплуатацию, установленного у потребителя, возложена на теплоснабжающую организацию которая непосредственно осуществляет снабжение данными энергетическими ресурсами, а также их передачу.

Как следует из материалов дела, на МУП «Теплоэнерго», как организацию, осуществляющую деятельность по теплоснабжению жилого дома, расположенного по адресу: г. Рыбинск, ул. Корнева, д. 123, распространяются требования части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Также, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Сами по себе приборы учета могут рассматриваться лишь как основа для последующих энергосберегающих мероприятий. Действия по вводу в эксплуатацию вытекают из функций ресурсоснабжающей организации по поставке энергетического ресурса, следовательно отдельного товарного рынка по вводу в эксплуатацию приборов учета не образован. Круг лиц, осуществляющих ввод в эксплуатацию приборов учета непосредственно ограничен самой ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, исключительно МУП «Теплоэнерго» как теплоснабжающая организация обязано осуществлять деятельность по вводу приборов учета в эксплуатацию в отношении тех домов, в которые осуществляется поставка ресурса.

Продуктовые границы рынка определяются как тепловая энергия (поставка тепловой энергии).

Таким образом, МУП «Теплоэнерго» занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения в границах МКД, расположенного по адресу: г. Рыбинск, ул. Корнева, д. 123. Доля на рынке, занимаемая МУП «Теплоэнерго», равна 100%.

Комиссия установила следующие фактические обстоятельства дела.

Между МУП «Теплоэнерго» и ОАО «Управляющая компания» г. Рыбинск заключен договор №538 от 29.09.2015 на снабжение тепловой энергией и теплоносителем, предметом которого является поставка тепловой энергии и теплоносителя теплоснабжающей организацией на объекты абонента, в частности в жилой дом, расположенный по адресу: Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Корнева, д. 123.

Указанный дом оснащен прибором учета тепловой энергии, который был сдан в эксплуатацию, что подтверждается актами допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 08.05.2013, 17.09.2014, 29.09.2015.

10.02.2016 ОАО ГО г. Рыбинск «Управляющая компания» письмом №458 уведомило МУП «Теплоэнерго» о том, что прибор учета, расположенный по указанному адресу, был снят и отправлен на завод-изготовитель для проведения поверки.

По результатам поверки было выданы свидетельства от 12.04.2016 №№120404, 120405, 120406, 120407, в соответствии с которыми были признаны пригодными к применению все элементы общедомового прибора учета.

После проведенной поверки ОАО ГО г. Рыбинск «Управляющая компания» направило в адрес МУП «Теплоэнерго» письмо от 21.04.2016 №1769 с просьбой направить представителя для приемки узла учета по адресу: г. Рыбинск, ул. Корнева, д. 123.

При обследовании 27.04.2016 указанного прибора учета перед началом отопительного сезона 2016-2017 годов, МУП «Теплоэнерго» составило акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя со следующей оговоркой: «УУТЭ (узел учета тепловой энергии) не соответствует Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя №1034 от 18.11.2013 (п. 7, 36, 37) и методике осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя №99/пр от 17.03.2014 (п. 32, рис. 4, п. 128), что ограничит его эксплуатацию как коммерческого прибора учета 29 ноября 2016 года». При этом, узел учета допущен в эксплуатацию на период с 27.04.2106 по 10.05.2017.

До 24.12.2015 управляющая компания представляла в адрес МУП «Теплоэнерго» отчеты о посуточных параметрах теплоносителя с общедомового прибора учета для расчетов за фактическое потребление тепловой энергии по указанному адресу.

Начисления за оплату тепловой энергии по договору №538 от 29.09.2015 на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Рыбинск, ул. Корнева, д. 123, в связи с непредставлением ОАО ГО г. Рыбинск «Управляющая компания» в адрес МУП «Теплоэнерго» показаний с общедомовых приборов учета с 24.12.2015 по апрель 2016 года, производились исходя из норматива потребления.

МУП «Теплоэнерго» неоднократно направляло письма (№80/741 от 29.01.2016, №80/1755 от 17.03.2016, №09-3941 от 27.05.2016, №80/5262 от 19.07.2016) в ОАО ГО г. Рыбинск «Управляющая компания» с целью получения разъяснений по вопросу непредставления показаний с общедомовых приборов учета.

В связи с нарушением сроков представления показаний общедомовых приборов учета управляющей компанией с января 2016 года теплоснабжающая организация осуществляла начисления за потребление тепловой энергии и теплоносителя согласно п. 119 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», о чем уведомило управляющую компанию письмом №80/5226 от 18.07.2016.

Как следует из статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (далее также - коммерческий учет) - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.

Также п. 1 ст. 19 Федерального закона о теплоснабжении предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

В п. 6 указанной статьи установлено, что коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя:

1) установку приборов учета;

2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.

Согласно п. 3 Правил № 1034 «ввод в эксплуатацию узла учета» - процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии;

«прибор учета» - средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов;

Из пункта 5 Правил № 1034 следует, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета.

В соответствии с п. 7 Правил 1034 по истечении 3 лет со дня вступления в силу настоящих Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям настоящих правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и в существующих узлах учета. Начало действия документа — 29.11.2013, соответственно с 29.11.2016 для установки не могут использоваться счетчики, не отвечающие требованиям указанных правил.

В соответствии с пунктами 36, 37 указанных Правил в теплосчетчиках допускается коррекция внутренних часов вычислителя без вскрытия пломб. вычислитель теплосчетчика должен иметь нестираемый архив, в который заносятся основные технические характеристики и настроечные коэффициенты прибора. Данные архива выводятся на дисплей прибора и (или) компьютер. Настроечные коэффициенты заносятся в паспорт прибора. Любые изменения должны фиксироваться в архиве.

Прибор учета, установленный в рассматриваемом многоквартирном доме не соответствует указанным требованиям, что по существу не отрицается ОАО «Управляющая компания» г. Рыбинск, в то же время, в соответствии с п. 6 Правил № 1034 узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы в качестве коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.

Основные приборы учета, функционирующие в составе данного вычислителя, поверены до 12.04.2020 года, что подтверждается свидетельствами о поверке
№№120404, 120405, 120406, 120407.

Таким образом, требование МУП «Теплоэнерго» о приведении ОАО «Управляющая компания» г. Рыбинск прибора учета, установленного в многоквартирном доме по адресу: г. Рыбинск, ул. Корнева, д. 123, в соответствие с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя №1034, Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя №99/пр от 17.03.2014 являются неправомерными.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Установлено, что требования о приведении узла учета прибора тепловой энергии в соответствие с пунктами 7, 36, 37 Правил коммерческого учета тепловой энергии №1034 и Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя России от 17.03.2014 №99/пр направлены в отношении прибора учета, расположенного в многоквартирном доме по адресу: г. Рыбинск, ул. Корнева, д. 123. Управление указанными многоквартирными жилыми домами осуществляет ОАО «Управляющая компания» г. Рыбинск.

Следовательно, нарушая антимонопольное законодательство, МУП «Теплоэнерго» ущемило интересы других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности (ОАО «Управляющая компания» г. Рыбинск).

Резюмируя изложенное, действия МУП «Теплоэнерго» по неправомерному требованию, указанному в акте допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя на период с 27.04.2016 по 10.05.2017 от ОАО «Управляющая компания» г. Рыбинск, по приведению узла учета прибора тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме по адресу: г. Рыбинск, ул. Корнева, д. 123, в соответствие с пунктами 7, 36, 37 Правил коммерческого учета тепловой энергии №1034 и Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя России от 17.03.2014 №99/пр, повлекли ущемление интересов хозяйствующего субъекта - ОАО «Управляющая компания» г. Рыбинск в сфере предпринимательской деятельности, что является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать МУП «Теплоэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать МУП «Теплоэнерго» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов

Члены Комиссии М.И. Матяшевская

А.А. Турутина

 

 

 

МУП «Теплоэнерго»

 

152930, Ярославская область, г. Рыбинск, территория Юго-Западная промышленная зона, д. 3

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №07-03/20-16

 

20 февраля 2017 года г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2017 года

 

Комиссия Ярославского УФАС России в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.;

члены Комиссии: начальник отдела контроля ТЭК и ЖКХ Матяшевская М.И., специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Турутина А.А.,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 20.02.2017 (изготовлено в полном объеме 7.03.2017) по делу
№ 07-03/20-16 о нарушении МУП «Теплоэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

МУП «Теплоэнерго» в срок до 15.05.2017 прекратить нарушение антимонопольного законодательства в части неправомерного требования в акте допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя на период с 27.04.2016 по 10.05.2017 от ОАО «Управляющая компания» г. Рыбинск приведения узла прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме по адресу: г. Рыбинск, ул. Корнева, д. 123, в соответствие с пунктами 7, 36, 37 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, и Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр путем внесения изменений в акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя на период с 27.04.2016 по 10.05.2017, исключив указанное неправомерное требование, а также исключив указание на ограничение периода ввода узла учета тепловой энергии в эксплуатацию по 29.11.2016.

О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов

 

Члены Комиссии М.И. Матяшевская

 

А.А. Турутина

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны