Решение б/н Решение и предписание по делу №07-03/25-15 от 20 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МУП «Коммунальные системы»

 

152903, Ярославская обл.,

г. Рыбинск, ул. Свободы, д. 17

 

 

Депутату Ярославской областной Думы С.А. Балабаеву

 

150000, г. Ярославль,

Советская пл., д. 1/19

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 07-03/25-15

г. Ярославль

 

Резолютивная часть решения оглашена 5 августа 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 19 августа 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф., члены Комиссии – начальник отдела контроля ТЭК и ЖКХ Матяшевская М.И., специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Казаков Д.В.,

рассмотрев дело № 07-03/25-15, возбужденное в отношении муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области «Коммунальные системы», адрес (место нахождения): 152903, Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Свободы, д. 17 (далее также –
МУП «Коммунальные системы», Предприятие) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступило заявление депутата Ярославской областной Думы Балабаева С.А. (вх. № 4912 от 15.05.2015) о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в бездействии ресурсоснабжающих организаций по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, исполнению требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, соблюдению порядка его заключения.

Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.

МУП «Коммунальные системы» осуществляет:

- теплоснабжение: п. Каменники, п. Судоверфь, п. Дюдьково, п. Красная Горка, п. Песочное, п. Ермаково, п. Октябрьский Рыбинского муниципального района Ярославской области;

- горячее водоснабжение: п. Каменники, п. Дюдьково, п. Красная Горка, п. Песочное, п. Ермаково, п. Октябрьский Рыбинского муниципального района Ярославской области;

- холодное водоснабжение: п. Дюдьково, п. Красная горка, с. Никольское, п. Костино, д. Великий Мох, п. Искра Октября, п. Каменники, с. Глебово, п. Судоверфь, д. Свингино, д. Кедровка, п. Юбилейный, п. Назарово, п. Шашково, п. Майский, п. Песочное, д. Волково, д. Соловьевское, с. Огарково, д. Милюшино, с. Покров, д. Хвощевка, с. Арефино, п. Ермаково, д. Забава, с. Сретенье, д. Лом, п. Октябрьский, п. Тихменево Рыбинского муниципального района Ярославской области.

В следующих многоквартирных домах Рыбинского муниципального района Ярославской области, энергоснабжение которых осуществляется
МУП «Коммунальные системы», не установлены общедомовые приборы учета в домах, в которых имеется техническая возможность их установки:

- тепловой энергии:

п. Каменники: ул. Волжская, д. 10, ул. Заводская, д. 7, ул. Энергетиков, дома 2, 3;

п. Судоверфь: ул. Судостроительная, дома 22, 23, 24, 26, 27, 28;

п. Дюдьково: дома 1,4,5,6,7,8,9;

п. Красная Горка: ул. Центральная, дома 25, 31;

п. Песочное: ул. 60 лет Октября, дома 8, 11;

п. Ермаково: дома 1,3,4,5,6,8;

п. Октябрьский: дома 8,9,10,11,14,15,21,22;

- горячего водоснабжения:

п. Каменники: ул. Волжская, д. 10, ул. Заводская, д. 7, ул. Энергетиков, дома 2, 3;

п. Дюдьково: дома 1,4,5,6,7,8,9;

п. Красная Горка: ул. Центральная, д. 25;

п. Песочное: ул. 60 лет Октября, дома 8, 11;

п. Ермаково: дома 1,3,4,5,6,8;

п. Октябрьский: дома 8,9,10,11,14,15,21;

- холодного водоснабжения:

п. Дюдьково: дома 7,8,9;

п. Красная Горка: ул. Центральная, дома 23, 25, 27, 29, 31;

с. Никольское: уд. Молодежная, дома 2, 6;

п. Костино: дома 24,28,30,32,41;

д. Великий Мох, дома 20,22;

п. Искра Октября, ул. Молодежная, д. 18;

п. Каменники: ул. Волжская, дома 1,2,3,4,5,6,8,9,10,11,13, ул. Заводская, д. 7, ул. Молодежная, дома 2,3,4,6,8,10,11, ул. Школьная, дома 5,7,9, ул. Энергетиков, дома 1,2,3,4, ул. Юбилейная, дома 3,5,5а,7,8,9, ул. Ярославская, дома 5,7,9, ул. Новая, дома 3,5,7,9,13;

п. Судоверфь: ул. Судостроительная, дома 15,18,20,21,24,26,27,28;

д. Свингино: д. 29;

д. Кедровка: д. 20;

п. Юбилейный: дома 4,6,13;

п. Шашково: ул. Юбилейная, дома 7,9;

п. Песочное: ул. Горка, дома 11,12,19, ул. Заводская, дома 2,4,4а,5,36,54, ул. Новая, д. 31, ул. Октябрьская, дома 9а, 29, ул. Советская, дома 3,4,5,5а,7,9,11,17,19,21,23, ул. 60 лет Октября, дома 1,2,4,7,8,9,10,11;

д. Волково: ул. Лапшина, д. 2;

п. Ермаково: дома 1,3,4,8;

д. Забава: дома 35,37,39;

с. Сретенье: дома 62,63,64,65,66,67;

п. Октябрьский: дома 1,2,3,4,5,6,8,9,10,11,13,14,15,16,21,22;

п. Тихменево: ул. Коммунистическая, дома 2,4,6,7, ул. Центральная, дома 3,6,8, ул. Чапаева, дома 2,3,6,12, ул. Тугаринова, дома 4,14, ул. Свердлова, дома 5,18, ул. Вокзальная, дома 4,8, ул. Тургенева, дома 1,5, ул. Юбилейная, дома 1,3,5.

Указанные обстоятельства подтверждаются письмом
МУП «Коммунальные системы» от 23.06.2015 № 01-15/1012-1 на запрос Ярославского УФАС России.

Согласно информации, представленной МУП «Коммунальные системы» (письмо от 30.07.2015 № 01-05/1214), Предприятием заключены договоры на холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, отопление в отношении многоквартирных домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, со следующими лицами:

- водоснабжение:

ООО «Управляющая компания «Судоверфь», договор № 13-В от 01.01.2011;

ООО «КамремСервис», договор № 12/В-14 от 05.11.2014;

ООО «Остров-2», договор № 12/В от 01.01.2011;

ООО «Покровская управляющая компания», договор № 1/В от 01.05.2009;

ООО «Управляющая компания «ЖКХ-Рыбинск» № 2/В от 01.05.2009;

Антропова М.Е., договор № Н/267-ВЛ от 01.10.2013;

Антропова З.Н., договор № Н/185-ВЛ от 01.08.2012;

Кузнецова Л.Н., договор № Н/183-ВЛ от 01.08.2012;

ООО «Заветы Ильича», договор № 1578 от 01.04.2014;

- горячее водоснабжение и снабжение тепловой энергией:

ООО «КамремСервис», договор № Т-12-14 от 05.11.2014;

ООО «Остров-2», договор № 13-Т/ГВС-2015 от 01.01.2015;

ООО «Покровская управляющая компания», договор № 1/Т-2015 от 01.01.2015;

ООО «Управляющая компания «ЖКХ-Рыбинск», договор № 2/Т/ГВС-2015 от 01.01.2015.

В 2013 году Предприятием был проведен открытый конкурс на выполнение работ по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и холодной воды в многоквартирных домах Рыбинского муниципального района Ярославской области, однако, он был признан не состоявшимся.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.

Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Таким образом, обязанность по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012 была возложена на собственников жилых помещений. В случае неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012 обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2013 возложена на ресурсоснабжающую организацию; при этом ресурсоснабжающая организация обязана предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.

Приведенные выше положения Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прямо указывают, что обязанность по осуществлению деятельности по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергетических ресурсов возложена на соответствующую ресурсоснабжающую организацию, которая непосредственно осуществляет снабжение данными энергетическими ресурсами, а также их передачу.

Как следует из материалов дела, на МУП «Коммунальные системы», как организацию, осуществляющую деятельность по горячему и холодному водоснабжению, теплоснабжению жилых домов Рыбинского муниципального района Ярославской области, распространяются требования части 9 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, именно МУП «Коммунальные системы», как ресурсоснабжающая организация, осуществляющая водоснабжение и теплоснабжение, в данном случае является лицом, ответственным за оснащение многоквартирных домов приборами учета коммунальных ресурсов.

Бездействие Предприятия по выполнению возложенных на него законом обязанностей, а именно, по оборудованию вышеперечисленных многоквартирных домов соответствующими (общедомовыми) приборами учета, образует состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, запрещает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению, по передаче тепловой энергии относится к естественно-монопольным видам деятельности.

В соответствии с частью 5 ст. 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из изложенного, МУП «Коммунальные системы» занимает доминирующее положение на рынке холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения в границах Рыбинского муниципального района Ярославской области в границах присоединенной сети.

Учитывая вышеизложенное, бездействие МУП «Коммунальные системы» по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения в многоквартирных домах Рыбинского муниципального района Ярославской области, с нарушением требований Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ущемляет или могло ущемить интересы жителей многоквартирных домов Рыбинского муниципального района Ярославской области, а также публичные интересы, выраженные в принципах правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установленных Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий, что является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи ответчику обязательного для исполнения предписания о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать МУП «Коммунальные системы» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Выдать МУП «Коммунальные системы» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

3. Передать материалы дела должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов

 

Члены Комиссии М.И. Матяшевская

 

Д.В. Казаков

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения, предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

МУП «Коммунальные системы»

 

152903, Ярославская обл.,

г. Рыбинск, ул. Свободы, д. 17

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 07-03/25-15

 

5 августа 2015 года г. Ярославль

(Решение изготовлено в полном объеме 19 августа 2015 года)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления Завьялов М.Ф., члены Комиссии – начальник отдела контроля ТЭК и ЖКХ Матяшевская М.И., специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Казаков Д.В.,

руководствуясь пп. «ж» п. 2 ч. 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 5 августа 2015 года по делу
№ 07-03/25-15 о нарушении муниципальным унитарным предприятием Рыбинского муниципального района Ярославской области «Коммунальные системы», адрес (место нахождения): 152903, Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Свободы, д. 17 (далее также – МУП «Коммунальные системы», Предприятие) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

предписывает:

МУП «Коммунальные системы» в срок до 30 сентября 2015 года (включительно) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии МУП «Коммунальные системы» по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения в многоквартирных домах Рыбинского муниципального района Ярославской области, с нарушением требований Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

а именно: осуществить действия, направленные на установку общедомовых приборов учета холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, тепловой энергии в многоквартирных домах Рыбинского муниципального района Ярославской области, перечисленных в решении Ярославского УФАС России по делу № 07-03/25-15, для чего МУП «Коммунальные системы» необходимо разработать и представить в Ярославское УФАС России план-график установки приборов учета в многоквартирных домах (с учетом технической и экономической возможностей МУП «Коммунальные системы») в межотопительные периоды 2015-2016 годов.

МУП «Коммунальные системы» необходимо информировать Ярославское УФАС России о выполнении всех мероприятий указанного плана-графика в сроки, установленные указанным графиком.

О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России в письменной форме не позднее пяти дней со дня его выполнения, не позднее 5 октября 2015 года.

 

 

Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов

 

Члены Комиссии М.И. Матяшевская

 

Д.В. Казаков

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны