Решение б/н Решение по делу от 4 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Ярославская генерирующая компания»

150040, г. Ярославль, ул. Победы, д. 28А

 

АО «ГУ ЖКХ»

119021, г. Москва, Комсомольский пр-кт, д. 18, стр. 3

 

Военная прокуратура Ярославского гарнизона

150000, г. Ярославль, ул. Советская, д. 19/11 «б»

 

 

Решение

по делу № 07-03/28-16

о нарушении антимонопольного законодательства

 

27 апреля 2017 года г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 15 мая 2017 года

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – и.о. заместителя руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И.,

члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Яузина А.А., специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Турутина А.А.,

в присутствии:

представителя АО «ЯГК»: <...>,

представителя Военной прокуратуры Ярославского гарнизона: <...>,

рассмотрев дело № 07-03/28-16, возбужденное в отношении АО «Ярославская генерирующая компания» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии по уведомлению лиц, предусмотренных абз. 3, 5 п. 97 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», о введении 19.09.2016 ограничения и о прекращении 23.09.2016 поставки тепловой энергии и теплоносителя АО «ГУ ЖКХ», а также в действиях по прекращению 23.09.2016 поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде на объекты АО «ГУ ЖКХ» с нарушением порядка, установленного действующим законодательством,

УСТАНОВИЛА:

В Ярославское УФАС России поступило заявление Военной прокуратуры Ярославского гарнизона (вх. №18059 от 19.10.2016) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны АО «ЯГК».

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с аналитическим отчетом Ярославского УФАС России по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению объектов, расположенных по адресам: Ярославская обл., г. Ростов, ул. Московская, д. 55 и Ярославская обл., г. Ростов, ул. Коммунаров, д. 8, от 01.11.2016 установлены следующие обстоятельства.

Период, за который исследуется информация о поставке тепловой энергии, составил с 01.10.2015 по 01.10.2016.

Продуктовые границы рынка определяются как тепловая энергия (поставка тепловой энергии).

Географические границы рынка с учётом п. 4.7. Приказа ФАС России №220 определяются наличием и расположением технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям), так как ввиду специфики товара — тепловой энергии для отопления и на технологические нужды производства, его доставка до потребителя может осуществляться только через присоединенную сеть, при этом при наличии имеющегося подключения сетей, подключение к иным субъектам, осуществляющим производство и передачу тепловой энергии является невозможным, так как на рынке отсутствуют другие субъекты способные осуществлять производство энергии для теплоснабжения указанного абонента.

К источникам централизованного теплоснабжения объектов, расположенных по адресам: Ярославская обл., г. Ростов, ул. Московская, д. 55 и Ярославская обл., г. Ростов, ул. Коммунаров, д. 8, относится котельная находящаяся на законном основании в пользовании АО «ЯГК».

Таким образом, АО «ЯГК» занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения (поставка и реализация тепловой энергии для нужд отопления и ГВС) в границах объектов, расположенных по адресам: Ярославская обл., г. Ростов, ул. Московская, д. 55 и Ярославская обл., г. Ростов, ул. Коммунаров, д. 8. Доля на рынке, занимаемая АО «ЯГК» равна 100%.

Комиссия установила следующие фактические обстоятельства дела.

21.09.2015 между Министерством обороны Российской Федерации и АО «ГУ ЖКХ» заключен государственный контракт №5-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, по которому АО «ГУ ЖКХ» обязуется, в установленный контрактом срок, оказать услуги теплоснабжения, услуги по поддержанию резервной мощности (п. 2.1.), а Министерство обороны Российской Федерации обязуется организовать прием услуг в объеме, в сроки и на условиях, установленных контрактом (п. 2.2.) и оплатить фактический объем оказанных услуг (п. 2.3.).

Согласно пунктам 12.1.-12.2 указанного контракта контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до 31 декабря 2016 года. Услуги должны быть оказаны в срок с 01.11.2015 по 31.10.2016.

01.11.2015 между АО «ГУ ЖКХ» и АО «Ярославская генерирующая компания» заключен договор №400-142-15 на поставку тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде. Согласно п. 1.1. указанного договора энергоснабжающая организация берет на себя обязательство по отпуску тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение через присоединенную сеть до границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности АО «ГУ ЖКХ» по адресам:

- г. Ростов, ул. Московская, д. 55 (5 филиал воинской части 96129);

- г. Ростов, ул. Коммунаров, д. 8 (отдел военного комиссариата Ярославской области по г. Ростов и Ростовскому району).

По состоянию на 01.08.2016 у АО «ГУ ЖКХ» перед АО «Ярославская генерирующая компания» сложилась задолженность в размере 2 725 846,61 рублей (более двух расчетных периодов, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2015 по 01.11.2016 между АО «ЯГК» и АО «ГУ ЖКХ»).

02.08.2016 АО «ЯГК» направило в адрес АО «ГУ ЖКХ» уведомление
№Ро-Исх 00356/2016 о наличии задолженности за поставленную тепловую энергию по состоянию на 01.08.2016 в размере 2 725 846,61 рублей и о возможном ограничении режима потребления в случае неполной оплаты. В уведомлении АО «ЯГК» предлагало оплатить образовавшуюся задолженность за период с ноября 2015 года по июнь 2016 года в срок до 01.09.2016 года.

06.09.2016 АО «ЯГК» направило в адрес АО «ГУ ЖКХ» уведомление
№Ро-Исх 00435/2016 о введении ограничения режима потребления 19.09.2016 с 9 часов путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры. Направление 09.09.2016 указанного письма в адрес АО «ГУ ЖКХ» и его получение подтверждается уведомлением о вручении.

На заседании Комиссии от 27.04.2017 представитель АО «ЯГК» пояснил, что фактически ограничение поставки тепловой энергии не производилось.

19.09.2016 АО «ЯГК» направило в адрес АО «ГУ ЖКХ» уведомление
№Ро-Исх 00463/2016 о полном прекращении подачи тепловой энергии 23.09.2016 с 9 часов и предложением самостоятельно прекратить потребление тепловой энергии и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса. Направление 20.09.2016 указанного письма в адрес АО «ГУ ЖКХ» и получение его 23.09.2016 подтверждается уведомлением о вручении.

Согласно акту прекращения подачи тепловой энергии в тепловые системы потребителей 21.09.2016 была прекращена подача теплоносителя в здание, расположенное по адресу: г. Ростов, ул. Московская, д. 55, а 23.09.2016 в здание, расположенное по адресу: г. Ростов, ул. Коммунаров, д. 8.

5 октября 2016 года АО «ГУ ЖКХ» направило в адрес АО «ЯГК» письмо с предложением заключить соглашение о рассрочке по оплате тепловой энергии в целях урегулирования отношений.

Согласно акту пуска тепловых систем потребителей 13 октября 2016 года по адресу: г. Ростов, ул. Коммунаров, д. 8, была осуществлена подача теплоносителя.

Как следует из статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров утвержден Поставлением Правительства от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Правила организации теплоснабжения).

В соответствии с п. 92 Правил организации теплоснабжения в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя в размере, превышающем размер платы за более чем 1 период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

Из пунктов 95-97 Правил организации теплоснабжения следует, что в отношении социально значимых категорий потребителей применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления (п. 95).

К социально значимым категориям потребителей (объектам потребителей) относятся, помимо прочих, воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны Российской Федерации (п. 96).

Ограничение режима потребления социально значимых категорий потребителей применяется в следующем порядке (п. 97):

1. Теплоснабжающая организация направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате тепловой энергии в определенный в уведомлении срок. В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления до момента погашения образовавшейся задолженности;

2. Теплоснабжающая организация обязана информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем орган местного самоуправления, орган прокуратуры, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или их территориальные органы;

3. В случае непогашения (неоплаты) имеющейся задолженности потребителем до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления;

4. Если по истечении 10 дней со дня введения ограничения режима потребления потребителем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и органа местного самоуправления о дне и часе введения полного ограничения режима потребления не позднее 1 дня до дня введения такого ограничения режима потребления.

Таким образом, в связи с тем, что объекты расположенные по адресам: г. Ростов, ул. Московская, д. 55 и г. Ростов, ул. Коммунаров, д. 8, относятся к социально значимым объектам, при прекращении подачи тепловой энергии в связи с образовавшейся задолженностью в сложившейся ситуации АО «ЯГК» необходимо было:

1. Направить уведомление о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате тепловой энергии в определенный в уведомлении срок.

Указанную обязанность АО «ЯГК» исполнило в полном объеме.

2. Уведомить о предполагаемых действиях одновременно с потребителем орган местного самоуправления, орган прокуратуры, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или их территориальные органы.

АО «ЯГК» не представило подтверждающих документов об исполнении указанной обязанности.

3. По истечении срока указанного в уведомлении о возможном ограничении режима потребления ввести частичное ограничение.

Фактическое ограничение поставки тепловой энергии АО «ЯГК» не производило.

4. Если по истечении 10 дней со дня введения ограничения режима потребления ввести полное ограничение режима потребления, уведомив потребителя и орган местного самоуправления о дне и часе введения полного ограничения режима потребления не позднее 1 дня до дня введения такого ограничения режима потребления.

АО «ЯГК» не представило подтверждающих документов об уведомлении о полном ограничении режима потребления орган местного самоуправления.

Также по объекту, расположенному по адресу: г. Ростов, ул. Коммунаров, д. 8, между предполагаемым вводом частичного ограничения (19.09.2016 в 9 часов) и полного ограничения режима потребления (23.09.2016) прошло 4 дня, а по объекту расположенному по адресу: г. Ростов, ул. Московская, д. 55, между предполагаемым вводом частичного ограничения (19.09.2016 в 9 часов) и полным ограничением режима потребления (21.09.2016) прошло 2 дня.

В то же время в уведомлении от 19.09.2016 №Ро-Исх 00463/2016 АО «ЯГК» указало, что полное ограничение режима потребления будет осуществлено 23.09.2016 в 9 часов. Вместе с тем, в здание расположенной по адресу: г. Ростов, ул. Московская, д. 55 прекращена поставка тепловой энергии 21.09.2016, о чем потребитель не был уведомлен не позднее 1 дня до дня введения полного ограничения режима потребления.

Следовательно, АО «ЯГК» реализовало процедуру прекращения подачи тепловой энергии на указанные объекты с существенными нарушениями порядка установленного п. 97 Правил организации теплоснабжения, а именно:

- не уведомило орган местного самоуправления, орган прокуратуры, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или их территориальные органы о возможном ограничении режима потребления объектов АО «ГУ ЖКХ»;

- не уведомило о полном ограничении режима потребления орган местного самоуправления и потребителя за 1 день до дня введения такого ограничения режима потребления;

- не представило АО «ГУ ЖКХ» 10 дней между вводом частичного ограничения и полного ограничения режима потребления.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Указанные действия АО «ЯГК» привели к невозможности надлежащего исполнения АО «ГУ ЖКХ» обязанностей, предусмотренных государственным контрактом №5-ТХ от 21.09.2015. Следовательно, нарушая антимонопольное законодательство, АО «ЯГК» ущемило интересы других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности (АО «ГУ ЖКХ») на рынке предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению.

С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия АО «ЯГК», выразившиеся в бездействии по уведомлению лиц, предусмотренных абз. 3, 5 п. 97 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», о введении 19.09.2016 ограничения и о прекращении 23.09.2016 поставки тепловой энергии и теплоносителя АО «ГУ ЖКХ», а также в действиях по прекращению 23.09.2016 поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде на объекты АО «ГУ ЖКХ» с нарушением порядка, установленного действующим законодательством, повлекли ущемление интересов последнего в сфере предпринимательской деятельности, что является злоупотреблением доминирующим положением и образует состав нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать АО «ЯГК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

 

 

 

Председатель Комиссии М.И. Матяшевская

 

Члены Комиссии А.А. Яузина

А.А. Турутина

Связанные организации

Связанные организации не указаны