Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 07-03/33-14 о нарушении антимонопольного ... от 2 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «Коммунальные услуги»

152151, Ярославская область,

г. Ростов, ул. Бебеля, д. 29А


 

гр <...>

РЕШЕНИЕ

по делу № 07-03/33-14 о нарушении

антимонопольного законодательства


 

20 октября 2014 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объёме 05 ноября 2014)


 

Комиссия Ярославского УФАС России в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.;

члены Комиссии: начальник отдела контроля ТЭК и ЖКХ Правдина Е.А., специалист – эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Шушкова А.С., рассмотрев дело № 07-03/33-14, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества «Коммунальные услуги» (далее – ОАО «Коммунальные услуги») по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

Дело № 07-03/33-14 возбуждено по заявлению гр <...> (вх. № 8129 от 01.07.2014 года), по поводу злоупотребления ОАО «Коммунальные услуги» доминирующим положением, выразившегося в ненадлежащем реагировании на заявку гр <...> о заключении договора на подключение и подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта на границе земельного участка.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего:

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к естественно-монопольным видам деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2007 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области в письме от 28 августа 2014 года № 2917 сообщила, что все основные сети холодного водоснабжения Ростовского муниципального района переданы по договору аренды конкурсным управляющим МУП «Ростовская коммунальная энергетика» для текущей эксплуатации ОАО «Коммунальные услуги» (договор аренды имущества от 21 февраля 2013 года № 12).

Исходя из изложенного ОАО «Коммунальные услуги» занимает доминирующее положение на рынке водоснабжения и водоотведения в границах г. Ростова Ярославской области.

гр <...> 30 мая 2014 года обратился в ОАО «Коммунальные услуги» за получением технических условий на подключение жилого дома по адресу: <...> к сетям водопровода и канализации. 04 июня 2014 года ОАО «Коммунальные услуги» выдало гр <...> Акт выполненных работ по определению возможности подключения объекта капитального строительства жилого дома по адресу: <...> к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжения и водоотведения) на основе анализа резерва мощности по производству воды и приёму сточных, и резерва пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения (исх. № 1239 от 04 июня 2014 года).

Согласно Акту выполненных работ от 04 июня 2014 года возможность подключения объекта капитального строительства жилого дома по адресу: <...> к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжения и водоотведения) имеется в полном объёме. На основании данного Акта ОАО «Коммунальные услуги» выдало гр <...> технические условия на подключение жилого дома по адресу: <...> к сетям водопровода и канализации (исх. № 1238 от 04 июня 2014 года).

В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о водоснабжении подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о водоснабжении лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В дальнейшем в пунктах 4 и 5 статьи 18 указанного закона определяется, что существуют две принципиально различные ситуации – наличие технической возможности осуществить присоединение (пункт 4) или её отсутствие (пункт 5).

04 июня 2014 года ОАО «Коммунальные услуги» выдало гр <...> технические условия на подключение к сетям водоснабжения, в связи с этим антимонопольный орган полагает о наличии технической возможности осуществления присоединения объекта по адресу: <...>.

06 июня 2014 года гр <...> в ОАО «Коммунальные услуги» была подана заявка на заключение договора на подключение и подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта на границе земельного участка (вх. № 1112 от 06 июня 2014 года).

В своём ответе за № 1504 от 26 июня 2014 года ОАО «Коммунальные услуги» сообщает, что указанные заявителем работы могут быть осуществлены на основании отдельного договора по договорной цене, так как инвестиционная программа организации коммунального комплекса – исполнителя по договору о подключении отсутствует, в связи с этим в соответствии с пунктом 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры при отсутствии утверждённой инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утверждённой инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. Также ОАО «Коммунальные услуги» указало, что согласно пункту 15 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры плата за работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей построенного (реконструированного) объекта капитального строительства в точке подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в состав платы за подключение не включаются.

Под точкой подключения в Правилах подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83 (далее – Правила № 83), понимается место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепло -, газо-, водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 13 статьи 18 Закона о водоснабжении – точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.

В соответствии с пунктом 20 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2007 года № 360 (далее – Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры), Исполнитель (организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения) обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства и подаче ресурсов не позднее установленной договором о подключении даты подключения.

В соответствии с пунктом 3 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, в случае если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение технических условий на подключение, исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия.

Исходя из смысла указанной нормы, технологическое присоединение осуществляется той организацией коммунального комплекса, к сетям которой происходит подключение в связи с тем, что она обладает необходимой исчерпывающей информацией о параметрах сетей, наличии или отсутствии технических ограничений, необходимости производства определенных мероприятий. Технологическое присоединение объекта к сетям является необходимой технической операцией, предпосылкой подачи ресурсов.

Анализ указанных положений законодательства применительно к рассматриваемой ситуации позволяет сделать вывод о том, что комплекс мероприятий по технологическому присоединению объектов заявителя к сетям инженерно-технического обеспечения должен включать в себя, помимо прочего, строительство ОАО «Коммунальные услуги» необходимых для такого подключения сетей до границы земельного участка заявителя.

Однако ответом от 26 июня 2014 года № 1504 ОАО «Коммунальные услуги» возложило обязанность по проведению указанных мероприятий на заявителя, что прямо противоречит приведенным выше нормам закона. Закон о водоснабжении, устанавливающий государственное регулирование размера платы за подключение, участниками тарифного регулирования называет организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, и регулирующие органы. Потребители услуг (абоненты) участниками данного процесса не являются.

В соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" тарифы на присоединение к системе водоотведения подлежат регулированию (пп. в пункта 4). В соответствии с пунктом 83 указанного Постановления тариф на присоединение к системе водоотведения включает, в том числе, расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей.

Из положений статьи 18 Закона о водоснабжении также следует, что плата за подключение может взиматься только по установленным тарифам.

Согласно пояснениям Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области плата за технологическое присоединение к централизованным сетям холодного водоснабжения для ОАО «Коммунальные услуги» не устанавливалась. Однако ни Законом о водоснабжении, ни принятым на его основе подзаконными актами не предусмотрена возможность переложения на потребителя обязанности по выполнению работ по технологическому присоединению ввиду отсутствия у регулируемой организации установленного тарифа.

Таким образом, непринятие (несвоевременное принятие) органами государственной власти и (или) регулируемой организацией действий по установлению тарифа (платы за подключение), а также наличие споров между участниками тарифного процесса не могут возлагать на потребителя услуг какие-либо дополнительные обязанности, и соответственно, ущемлять их законные интересы. Отсутствие установленного тарифа для ОАО «Коммунальные системы» не имеет определяющего правового значения для антимонопольного органа, так как организация водоснабжения обязана была обратиться за установлением тарифа на присоединение. В соответствии с пунктом 101 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 (далее – Правила холодного водоснабжения и водоотведения), при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

ОАО «Коммунальные услуги» письмом от 18 июля 2014 года № 1698а обратилось в Администрацию городского поселения Ростов Ярославской области (вх. № 3949 от 11.08.2014 года) и в Администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области. ОАО «Коммунальные услуги» письмом от 18 августа 2014 года № 1956а повторно обратилось в Администрацию городского поселения Ростов Ярославской области (вх. № 3108 от 21.08.2014 года) и Администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области (вх. б/н от 21.08.2014 года). Таким образом, ОАО «Коммунальные услуги» ненадлежащим образом отреагировало на заявку гр <...> о заключении договора на подключение и подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта на границе земельного участка, а именно в установленный пунктом 101 Правил холодного водоснабжения и водоотведения срок не обратилось в уполномоченный орган исполнительной власти с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта по адресу: <...>.

Таким образом, действия ОАО «Коммунальные услуги» по возложению на заявителя обязанностей по строительству водопроводных сетей и ненадлежащему реагированию на заявку гр <...> о заключении договора на подключение и подготовку сетей инженерно-технического обеспечения, путём направления заявителю письма от 26 июня 2014 года исх. № 1504, нарушило запрет части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с тем, что указанное нарушение не устранено, антимонопольный орган находит основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.

Руководствуясь частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия


 

р е ш и л а :


 

1. Признать ОАО «Коммунальные услуги» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Коммунальные услуги» предписание, предусмотренное пп. ж. п. 2. части 1 ст. 23 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.


 


 

Председатель Комиссии

М.Ф. Завьялов


 

Члены Комиссии

 

Е.А. Правдина

А.С. Шушкова

 

 


 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны