Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административно... от 9 ноября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFАО «Газпром газораспределение Ярославль»
150030, г. Ярославль,
Суздальское шоссе, д. 33
<...>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу № 07-07/42-17
об административном правонарушении
08 ноября 2017 года г. Ярославль
Заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И, рассмотрев протокол по делу об административном правонарушении от 10 октября 2017 года, составленный ведущим специалистом-экспертом отдела контроля ТЭК и ЖКХ Яузиной А.А., и материалы дела об административном правонарушении № 07-07/42-17, возбужденного в отношении Акционерного общества «Газпром газораспределение Ярославль» (далее – АО «Газпром газораспределение Ярославль»), ИНН 7604012347, ОГРН 1027600677554, юридический адрес: 150030, г. Ярославль, Суздальское шоссе, д. 33, по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителей «Газпром газораспределение Ярославль» – <...>, <...> , потерпевшего <...>,
у с т а н о в и л:
18.05.2017 <...> обратился в АО «Газпром газораспределение Ярославль» с заявкой о предоставлении технических условий на подключение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Ярославская область, <...> к сетям газораспределения, в соответствии с которой планируемый максимальный объем газопотребления составляет 5м³/час.
Данная заявка соответствует требованиям пунктов 6-8 Правил подключения (технического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314).
На указанную заявку АО «Газпром газораспределение Ярославль» выдало <...> технические условия подключения к сети газораспределения указанного объекта капитального строительства от 25.05.2017 № 281.
Техническими условиями №281 от 25.05.2017 предусмотрены общие требования, среди которых:
разработать проект специализированной организацией, имеющей право на данные виды работ, в соответствии с СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы» и СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб» (пункт 3);
проектом предусмотреть установку в жилом доме газового оборудования: бытового газового котла, бытовой газовой плиты и бытового газового счетчика, с обеспечением воздухообмена через вентиляционные каналы и оконные проемы (пункт 9);
проект рекомендуется согласовать в ПТО филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль» в г. Ростове (пункт 12).
Данными требованиями АО «Газпром газораспределение Ярославль» возлагает на заявителя обязанность по осуществлению проектирования газопроводов, в том числе, в пределах границы своего земельного участка.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 97 Правил № 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
При этом согласно части 3 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов ИЖС (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам ИЖС.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного Кодекса РФ объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно положениям Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» система газоснабжения является одной из систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и включается в состав здания или сооружения.
Учитывая, что проектная документация на объект ИЖС не разрабатывается, то не требуется разработка проектной документации и на сети инженерно-технического обеспечения объекта ИЖС, находящиеся в границах земельного участка.
Кроме того в соответствии с пунктом 4 Технического регламента, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, положения данного регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых домов.
Сеть газопотребления жилых домов в соответствии с пунктом 2 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 № 613, это единый комплекс, включающий в себя наружные (вводные газопроводы и газопроводы-вводы) и внутренние газопроводы, сооружения и технические устройства.
Таким образом, разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе, систем газоснабжения), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не обязательна для объектов ИЖС, но может разрабатываться только по волеизъявлению заявителя.
Однако АО «Газпром газораспределение Ярославль» в технических условиях подключения вменило в обязанность заявителю осуществить проектирование систем газоснабжения в границах земельного участка, тем самым лишило заявителя законного права на самостоятельное определение и волеизъявление относительно необходимости осуществления им проектирования, что в свою очередь противоречит общим положениям законодательства.
01.06.2017 <...> обратился в АО «Газпром газораспределение Ярославль» с заявлением об осуществлении технологического присоединения указанного объекта капитального строительства к сетям газораспределения.
30.06.2017 АО «Газпром газораспределение Ярославль» направило в адрес
<...> письмо, которым сообщило заявителю о том, что порядок подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения определяется Правилами № 1314. При этом в случае заявителя, точка подключения – ранее запроектированный подземный газопровод низкого давления диаметром 225мм вдоль жилых домов по <...> (проект Г-05.2015-ГСН, выполненный ЗАО НПВО «НГС-Оргпроектэкономика»). Указанная проектная документация на строительство распределительного газопровода вдоль <...> и др., заказчиком которой выступает администрация <...>, прошла государственную экспертизу в установленном законом порядке.
Также Общество сообщило заявителю, что газораспределительная организация в соответствии с Правилами № 1314 строит газопровод-ввод от точки врезки в распределительный газопровод (который на данный момент не построен) до границы земельного участка на основании договора на технологическое присоединение. При этом, в связи с тем, что договор между заявителем и Обществом отсутствует, реализация технологического присоединения в рамках Правил № 1314 невозможна. В связи с этим Общество рекомендовало <...> направить запрос в Администрацию <...> о перспективах (сроках) реализации данного проекта и предложение о включении в региональную программу газификации <...> и др.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.
Пунктами 7 и 8 Правил № 1314 предусмотрены обязательные сведения и документы, которые заявитель должен представить исполнителю для надлежащего рассмотрения заявки на выдачу технических условий.
Заявка <...> от 18.05.2017 соответствовала положениям пунктов 7 и 8 Правил № 1314.
В соответствии с пунктом 13 Правил № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
В соответствии с пунктом 15 Правил № 1314 в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.
АО «Газпром газораспределение Ярославль», рассмотрев заявку от 18.05.2017, выдало <...> условия подключения (технические условия), из чего следует, что техническая возможность подключения имелась.
При наличии технической возможности, заявитель вправе обратиться к исполнителю за осуществлением подключения.
<...> обратился с соответствующей заявкой на подключение указанного объекта капитального строительства к сетям газораспределения.
Согласно пункту 59 Правил № 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В соответствии с пунктом 62 Правил № 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 63 Правил № 1314 для заключения договора о подключении заявитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию, которая ранее выдала технические условия (исполнителю).
Пунктом 65 Правил № 1314 предусмотрены сведения, которые заявитель должен указать в заявке на подключение:
а) реквизиты заявителя (для юридических лиц полное наименование и государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, дата ее внесения в реестр и для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия <...> номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, почтовый адрес и иные способы обмена информацией - телефоны, факс, адрес электронной почты);
б) наименование и местонахождение объекта капитального строительства, который необходимо подключить (технологически присоединить) к сети газораспределения;
в) характер потребления газа (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
г) сроки проектирования, строительства и поэтапного введения в эксплуатацию объекта капитального строительства (в том числе по этапам и очередям);
д) планируемые распределение максимального часового расхода газа и сроки ввода объекта капитального строительства (по этапам и очередям);
е) номер и дата выдачи технических условий, полученных ранее заявителем (в случае если заявителю ранее предоставлялись технические условия).
В своей заявке на подключение <...> указал реквизиты, установленные для физического лица, наименование, местонахождение объекта капитального строительства, которое планируется к подключению, назначение потребления газа — для бытовых нужд, где максимальный расход газа в объеме 5 м³/час, а также указание на ранее выданные условия подключения № 281 от 25.05.2017.
Из изложенного следует, что заявка заявителя соответствовала необходимым требованиям, в связи с чем АО «Газпром газораспределение Ярославль» обязано было рассмотреть данную заявку и в соответствии с пунктом 74 Правил № 1314 в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направить заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении.
В соответствии с пунктом 25 Правил № 1314 техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).
При этом в соответствии с пунктом 14 Правил № 1314 газораспределительная организация вправе отказать заявителю в случае отсутствия такой технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
АО «Газпром газораспределение Ярославль» выдало технические условия, что свидетельствует о наличии технической возможности подключения указанного объекта капитального строительства к сетям газораспределения.
С учетом выданных указанных технических условий Общество обязано осуществить подключение объекта капитального строительства, заключив с ним соответствующий договор.
АО «Газпром газораспределение Ярославль» письмом от 30.06.2017 фактически отказало <...> в подключении указанного объекта капитального строительства к сетям газораспределения.
Данный отказ является не мотивированным и не основанным на отсутствии технической возможности подключения в соответствии с положениями пункта 14 Правил № 1314, тогда как отказ в подключении может быть обусловлен только отсутствием технической возможности подключения.
В обоснование своей позиции АО «Газпром газораспределение Ярославль» пояснило, что заявка <...> от 01.06.2017 не была расценена как заявка на заключение договора на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 63 Правил № 1314, поскольку заявителю были выданы технические условия, точкой которых был определен ранее запроектированный (прошедший государственную экспертизу) подземный газопровод низкого давления ПЭ 80 ГАЗ SDR 11-ф225 х 20,5 мм вдоль жилых домов по <...> Ярославской области (пункт 4 условий), в связи с чем <...> было предложено направить соответствующий запрос в Администрацию <...> (заказчик проекта) для получения информации о сроках реализации региональной программы.
При этом следует отметить, что заявка <...> от 01.06.2017 отвечает всем требованиям заявки на подключение (заключение договора) объекта капитального строительства к сетям газораспределения.
Кроме того, в соответствии с представленной Обществом в Ярославское УФАС России схемой газоснабжения и гидравлическим расчетом № 38/15-ГСН от 2015 года на расстоянии 93 метров от объекта капитального строительства <...> на улице <...> Ярославской области проходит существующий газопровод низкого давления с уровнем давления 297,77 Дпа, к которому осуществлено подключение ряда домов.
АО «Газпром газораспределение Ярославль» в письме № ЮС-02/ЮФ/1775 от 18.09.2017 в Ярославское УФАС России сообщило, что для газификации жилого дома <...> существует еще точка подключения на ул.<...> на расстоянии 93 метров, однако, прокладка соответствующего газопровода неразумно и нецелесообразно по причине того, что программа газификации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903, предусматривает мероприятия, направленные на повышение уровня газификации ЖКХ, строительство внутрипоселковых газопроводов и т.д.
В соответствии с пунктом 32 Правил № 1314 исполнитель определяет технические условия на основе анализа пропускной способности сети газораспределения и с учетом оценки альтернативных вариантов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к существующим сетям газораспределения.
Таким образом, АО «Газпром газораспределение Ярославль», при рассмотрении заявок <...> должно было учесть все возможные варианты подключения, в том числе не только запроектированные газопроводы, но и существующие.
В соответствии с частью 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ
«О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Отношения по подключению к сетям газораспределения не образуют самостоятельного вида услуг, в рассматриваемом случае являются частью товарного рынка (услуги) по транспортировке газа, исходя из этого следует, что АО «Газпром газораспределение Ярославль» является субъектом естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, действия (бездействие) АО «Газпром газораспределение Ярославль» выразившиеся в нарушении установленного порядка подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства, путем неправомерного возложения на заявителя обязанности по проектированию устройства систем инженерно-технического обеспечения (в том числе, систем газоснабжения), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, которая не обязательна для объектов ИЖС, неполного рассмотрения всех возможных альтернативных вариантов подключения объекта Жильцова Д.А., а также неправомерного отказа в подключении данного объекта к сетям газораспределения путем заключения договора о подключении, образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правонарушение совершено в 2017 году.
Место совершения правонарушения – Ярославская область, <...>
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У АО «Газпром газораспределение Ярославль» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании вышеизложенного, должностное лицо Ярославского УФАС России приходит к выводу о совершении АО «Газпром газораспределение Ярославль» виновного деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
При назначении административного наказания АО «Газпром газораспределение Ярославль» учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность АО «Газпром газораспределение Ярославль» в соответствии с КоАП РФ, не установлено.
На момент рассмотрения дела АО «Газпром газораспределение Ярославль» не приняло мер для подключения объекта капитального строительства <...>, расположенного по адресу: Ярославская область, <...>, к сетям газораспределения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное выше, должностное лицо Ярославского УФАС России усматривает основания для внесения в адрес АО «Газпром газораспределение Ярославль» представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 4.1, 9.21, 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И.,
п о с т а н о в и л:
привлечь Акционерное общество «Газпром газораспределение Ярославль», ИНН 7604012347, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства <...>, расположенного по адресу: Ярославская область, <...>, в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесять тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 020 10 01 6000 140
УИН 16160111300001002188
Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКТМО 78 701 000
УФК МФ РФ по Ярославской области
Банк получателя: Отделение Ярославль г. Ярославль
БИК 047888001
р/сч 40101810700000010010
в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8 (4852) 32-93-71).
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя
Ярославского УФАС России Матяшевская М.И.