Решение б/н Решение от 13 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчик (организатор торгов):

АО «Северная пригородная

пассажирская компания»

 

150003, Ярославская обл.,

г. Ярославль,

ул. Республиканская, 3/2/7А

 

 

Заявитель:

ИП <>

 

 

 

Электронная площадка:

ООО «РТС-Тендер»

 

121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко, д. 23а, этаж 25 помещ. № 1

 

ko@rts-tender.ru

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-1167/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена 08.08.2024                 г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 13.08.2024

 

Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области (Ярославское межрегиональное УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления .., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля закупок ..., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок ...,

с участием:

от АО «Северная пригородная пассажирская компания» - ФИО1, ФИО2, ФИО3 (по доверенности),

от ИП ФИО4 – ФИО4, ФИО5, ФИО6 (по доверенности),

рассмотрев жалобу ИП ФИО4 (вх. № 11871-ЭП/24 от 23.07.2024) на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) — АО «Северная пригородная пассажирская компания», при проведении запроса котировок в электронной форме «Поставка лицензии СУБД Postgres Pro Enterprise для 1C на 1 пользователя, лицензии СУБД Postgres Pro Enterprise для 1C на 1 сервер» (извещение № 32413798827) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское межрегиональное УФАС России поступила жалоба ИП ФИО4 (вх. № 11871-ЭП/24 от 23.07.2024) на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) — АО «Северная пригородная пассажирская компания», при проведении запроса котировок в электронной форме «Поставка лицензии СУБД Postgres Pro Enterprise для 1C на 1 пользователя, лицензии СУБД Postgres Pro Enterprise для 1C на 1 сервер» (извещение № 32413798827).

Обжалуемые действия (бездействие): заявитель утверждает, что описание объекта закупки составлено заказчиком (организатором торгов) таким образом, что указывает на конкретный товарный знак необходимой к поставке лицензии без возможности предоставления эквивалента, чем ограничивает круг потенциальных участников закупки.

Заказчик (организатор торгов) с доводами жалобы не согласился, представил детальные письменные пояснения по жалобе.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной  статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении жалобы Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России установила следующее.

11.07.2024 заказчиком (организатором торгов) на официальном сайте электронной торговой площадки  опубликовано извещение № 32413798827 (с изменениями от 16.07.2024) о проведении запроса котировок в электронной форме «Поставка лицензии СУБД Postgres Pro Enterprise для 1C на 1 пользователя, лицензии СУБД Postgres Pro Enterprise для 1C на 1 сервер».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Исходя из части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки (пункты 1, 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках).

Пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

На основании пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения:

1) способ осуществления закупки;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);

4) место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа;

7) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки);

8) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при осуществлении конкурентной закупки);

8.1) размер обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления в случае установления требования обеспечения заявки на участие в закупке;

8.2) размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения;

9) иные сведения, определенные положением о закупке.

В документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

15.1) размер обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления в случае установления требования обеспечения заявки на участие в закупке;

15.2) размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

В Описании объекта закупки, неотъемлемой части закупочной документации, установлено следующее:

 

1. Наименование закупаемого программного обеспечения (лицензий), их количество (объем), цены за единицу и начальная (максимальная) цена договора

 

 

 

№ пп

Наименование программного обеспечения (лицензий)

Ед. изм.

Кол-во

Начальная (максимальная) цена за единицу, руб. без учета НДС

Начальная (максимальная) стоимость, руб. без НДС

1

РPC-SRV-LIC Лицензия СУБД Postgres Pro Enterprise для 1C на 1 сервер

шт.

1

29 070,00

29 070,00

2

PPC-USR-1 Лицензия СУБД Postgres Pro Enterprise для 1C на 1 пользователя

шт.

50

14 709,00

735 450,00

ИТОГО начальная (максимальная) цена договора (цена лота), руб.

51

-

 764 520,00

             

 

Представители заказчика в ходе заседания Комиссии пояснили, что иные системы управления базами данных (СУБД) не подходят для внедрения в производственные процессы заказчика и описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями законодательства, поскольку:

- подпунктом «а» подпункта 3 пункта 246 Положения о закупке заказчика предусмотрено, что в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также в случаях закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на машины и оборудование;

- в настоящее время заказчиком используется свободно распространяемая версия СУДБ «PostgreSQL», которой обучены пользоваться сотрудники, отвечающие за поддержку и стабильную работу IT-инфраструктуры заказчика;

- согласно системным требованиям программного обеспечения «1С:Предприятие 8» к СУБД технологическая совместить различных производителей (ПО «1С» и СУБД) ограничена используемыми операционными системами.

В настоящее время заказчиком закуплены и используются следующие операционные системы: «Astra Linux Смоленск 1.6/1.7», «Astra Linux Орел 2.12».

С данными операционными системами согласно сведениям по ПО «1С» имеется совместить только СУБД линейки «Tantor», «Postgress», «Jatoba»;

- СУБД «Jatoba» менее функциональная в части миграции базы данных с других СУБД;

- при формировании документации заказчика руководствовался наименьшей ценой товара, например, при закупке ПО СУБД «Tantor…» и «Jatoba»  стоимость оценивается по количеству виртуальных ядер сервера, учитывая конфигурацию сервера для 1С (80 виртуальных ядер), имеющегося у заказчика стоимость таких СУБД превышает стоимость закупаемого, поскольку данная система имеет иной способ лицензирования рабочих мест: по количеству пользователей, а не по количеству виртуальных ядер);

- специалисты заказчика не работали в СУБД отличными от линейки «Postgress», при поставке иных типов СУБД потребуется переобучение сотрудников, что в конечном итоге приведет как к дополнительным затратам, так и  возможным сбоям в работе заказчика;

- и др.

Комиссия, ознакомившись с положениями законодательства, документации, а также Положением о закупке пришла к следующим выводам.

Указание товарного знака при описании заказчиком предмета закупки без сопровождения словами «или эквивалент» допускается в случае осуществления конкурентной закупки, и при этом не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик предмета закупки (исчерпывающий перечень оснований).

По мнению Комиссии, исключения, предусмотренные законодательством о закупках и Положением, прямо разрешающие осуществление закупки конкурентным способом с указанием конкретного товарного знака соответствующего товара, применительно к данной конкретной закупке не могут быть применены, поскольку заказчиком не представлено неопровержимых доказательств, однозначно свидетельствующих о невозможности использования продукции иных производителей, не указанных в документации (единственным основанием необходимости приобретения рассматриваемой лицензии является удобством ее использования, что не согласуется с требованиями законодательства и Положения).

 

Таким образом, Комиссия считает, что заказчиком (организатором торгов) при формировании описания объекта закупке допущено нарушение пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ИП ФИО4 (вх. № 11871-ЭП/24 от 23.07.2024) на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) — АО «Северная пригородная пассажирская компания», при проведении запроса котировок в электронной форме «Поставка лицензии СУБД Postgres Pro Enterprise для 1C на 1 пользователя, лицензии СУБД Postgres Pro Enterprise для 1C на 1 сервер» (извещение № 32413798827) обоснованной.
  2. Признать заказчика (организатора торгов) — АО «Северная пригородная пассажирская компания», нарушившим пункт 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
  3. Выдать заказчику (организатору торгов) — АО «Северная пригородная пассажирская компания», обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского межрегионального УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                  …

 

Члены Комиссии:                                                                              …

 

                                                                                                            …

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны