Решение №9100/06-07 Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 27 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОрганизатор торгов –
Департамент лесного хозяйства Ярославской области
e-mail: dlh@yarregion.ru
Заявитель –
ООО «НЛК»
e-mail: nlk-43@bk.ru
Решение по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение порядка проведения торгов
№ 076/10/18.1-1297/2021
22 декабря 2021 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 27.12.2021 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е. В., члены Комиссии – врио начальника отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С. А., специалист-эксперт Артамонов А. О.
с участием:
от Департамента лесного хозяйства Ярославской области – <...>, <...> (по доверенностям),
от ООО «НЛК» - <...> (по доверенности),
от ООО «Арагон» - <...> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО «НЛК» (вх. № 12300 от 03.12.2021) на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944, ОГРН 1077603000254) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «НЛК» (вх. № 12300 от 03.12.2021) на действия (бездействие) заказчика – Департамента лесного хозяйства Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для заготовки древесины (Извещение № 150921/1009292/01).
Обжалуемые действия (бездействие): неправомерный отказ ООО «НЛК» в допуске к участию в конкурсе.
На заседании Комиссии 10.12.2021 представители организатора торгов представили документы, запрошенные уведомлением от 08.12.2021 № 7954/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласились.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией установлено следующее.
15.09.2021 Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее –департамент) в рамках проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для заготовки древесины, разместил на официальном сайте www.torgi.gov.ru извещение № 150921/1009292/01 (далее – извещение).
17.11.2021 конкурсной комиссией организатора торгов было произведено вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, что подтверждается соответствующим протоколом вскрытия конвертов. На участие в конкурсе поступило 12 заявок, в том числе от ООО «НЛК».
19.11.2021 конкурсная комиссия рассмотрела указанные заявки, в результате чего ООО «НЛК» было отказано в допуске к участию в рассматриваемых торгах, что подтверждается протоколом заседания комиссии по проведению конкурса.
Согласно части 1 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее - ЛК РФ) открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее также - конкурс) проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 80.1 ЛК РФ с заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - объекты глубокой переработки древесины).
В соответствии с частью 20 статьи 80.1 ЛК РФ к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).
Согласно части 6 статьи 80.1 ЛК РФ порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса, методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 6 статьи 80.1 ЛК РФ принято Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2018 г. № 1475 «Об утверждении Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине» (далее – Постановление Правительства РФ № 1475).
В соответствии с пунктом 4 методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1475 (далее – методика), размер дополнительной потребности в древесине (Wд) определяется по формуле: Wд = Wоб - Wфакт, где: Wоб - потребность в древесине, указанная в заявлении; Wфакт - фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении.
В соответствии с пунктом 5 методики потребность в древесине, указанная в заявлении (Wоб), определяется путем умножения максимальной годовой производственной мощности, установленной на основании технических характеристик и параметров объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, указанных в заявлении и расположенных на территории того субъекта Российской Федерации, где располагается лесной участок, на котором планируется заготовка древесины в целях обеспечения сырьем таких объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции. Потребность в древесине определяется исходя из видового (породного) и сортиментного состава древесины, используемой для производства указанной в заявлении продукции, в тысячах кубических метров в год при работе в одну смену.
Согласно пункту 8 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе также является непредставление документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
Конкурсной комиссией департамента заявка ООО «НЛК» была признана не соответствующей пункту 8 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ по причине расчета дополнительной потребности в древесине без учета пункта 5 методики.
Исходя из содержания жалобы, заявитель полагает, что на основании пункта 5 методики и в соответствии с положениями статьи 80.1 ЛК РФ наличие объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры на территории того субъекта Российской Федерации, где располагается лесной участок, устанавливается при оценке дополнительной потребности в древесине в случае подачи заявления о проведении конкурса, а не заявки на участие в уже действующей процедуре. Рассматриваемое требование именно к заявке участника в конкурсной документации отсутствует и, следовательно, не могло применяться организатором торгов при оценке дополнительной потребности в древесине.
Департамент в письменных пояснениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (вх. № 12624 от 10.12.2021), указал, что данный довод заявителя основан на неправильном толковании ЛК РФ. Вместе с тем, конкурсная документация содержит требование о наличии объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры на территории Ярославской области.
По мнению Комиссии, довод заявителя несостоятелен по следующим основаниям.
Часть 20 статьи 80.1 ЛК РФ распространяет требование о наличии в составе заявления о проведении конкурса документов, предусмотренных частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ, на процедуру подачи заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 5 статьи 80.1 ЛК РФ требования к содержанию документов, указанных в части 4 настоящей статьи, порядок и способы подачи заявления о проведении конкурса и прилагающихся к нему документов, а также требования к их формату, если они подаются в форме электронных документов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Требования к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины утверждены Приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 303 «Об утверждении требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа» (вместе с «Требованиями к формату заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины при подаче его в электронной форме») (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2018 № 52684) (далее – требования).
Данные требования к содержанию документов не предусматривают какие-либо исключения или особые правила в случае подачи таких документов в составе заявки на участие в конкурсе.
В свою очередь, организатор торгов осуществляет оценку дополнительной потребности в древесине на основании упомянутых выше документов, содержащих обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины, в соответствии с частью 6 статьи 80.1 ЛК РФ и рассматриваемой методикой.
Таким образом, применение пункта 5 методики при расчете, оценке дополнительной потребности в древесине в случае подачи заявки на участие в конкурсе полностью обусловлено положениями лесного законодательства и не противоречит им.
В том случае, если бы пункт 5 методики применялся при оценке дополнительной потребности в древесине исключительно при подаче заявления о проведении конкурса, то участник, инициировавший данную процедуру, был бы поставлен в неравное положение по отношению к другим участникам, не имеющим обязанности представлять обоснование такой потребности с учетом наличия на территории того субъекта Российской Федерации, где располагается лесной участок, на котором планируется заготовка древесины, объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Кроме того, Комиссией установлено, что в тексте приложения № 2 к форме заявки на участие в конкурсе «Расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных пунктом 1 Порядка и способов подачи заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 303», являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации, представлено содержание пунктов 4-6 методики.
Участник конкурентной процедуры, подавая заявку на участие в конкурсе и соглашаясь с его условиями, подтверждает, что он ознакомлен с содержанием конкурсной документации. Следовательно, довод заявителя об отсутствии в документации требования к заявке участника о наличии объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры на территории Ярославской области не находит своего подтверждения.
Также заявитель указывает, что заявка ООО «НЛК» была подана в полном соответствии со статьей 80.1 ЛК РФ и конкурсной документацией, с представлением всех необходимых сведений и документов, в связи с чем у организатора торгов отсутствовали основания для отказа в допуске Общества к участию в конкурсе, исчерпывающий список которых указан в части 21 статьи 80.1 ЛК РФ.
Исходя из каталога объектов и оборудования в табличной форме, содержащего наименование объекта (оборудования), количество, год изготовления (приобретения) и представленного в приложении № 1 к заявке на участие в конкурсе (далее – каталог объектов и оборудования, каталог), ООО «НЛК» на основании договора субаренды от 09.02.2021 № 1 владеет зданием контрольно-пропускного пункта, зданием производственно-технического корпуса, а также земельным участком, которые расположены по адресу: 610014, Кировская область, г. Киров, Советский тракт, д. 10а. Кроме того, в соответствии с договором аренды оборудования от 11.10.2021 Общество имеет два станка ленточнопильных горизонтальных ПТ-03У «КРОНА» и ленточную пилораму «Авангард-ЛП-60», расположенные по аналогичному адресу.
Как отметил организатор торгов, учитывая сведения, представленные в каталоге объектов и оборудования, комиссия департамента пришла к выводу, что дополнительная потребность ООО «НЛК» в древесине рассчитана исходя из максимальной годовой производственной мощности объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, расположенных на территории Кировской области, а не на территории Ярославской области.
В соответствии с пунктом 4 правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1475 во исполнение части 6 статьи 80.1 ЛК РФ (далее – правила), рассмотрение заявления и документов осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по распоряжению лесными участками.
Согласно пункту 7 правил рассмотрение заявления и документов включает в себя:
а) рассмотрение заявления и документов на соответствие или несоответствие требованиям, установленным статьей 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации;
б) оценку дополнительной потребности в древесине на основании сведений, указанных в заявлении и документах, в соответствии с методикой оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2018 г. N 1475 «Об утверждении Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине».
Согласно пункту 7 методики для оценки дополнительной потребности в древесине, указанной заявителем в заявлении, уполномоченный орган на основании информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, а также данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, устанавливает:
а) наличие в пользовании у заявителя лесных участков (с установленным допустимым объемом изъятия древесины) и объем фактически заготовленной на них древесины;
б) потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики;
в) объем произведенной заявителем продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики;
г) фактический объем приобретенной древесины для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики.
Комиссией установлено, что в каталоге объектов и оборудования заявитель указал месторасположения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры в пределах Кировской области, что противоречит пункту 5 методики, предусматривающему расчет дополнительной потребности в древесине исходя из максимальной годовой производственной мощности объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, расположенных на территории того субъекта Российской Федерации, где располагается лесной участок, на котором планируется заготовка древесины в целях обеспечения сырьем таких объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Следовательно, Комиссия не усматривает в действиях департамента нарушения части 21 статьи 80.1 ЛК РФ и приходит к выводу о правомерности отказа ООО «НЛК» в допуске к участию в конкурсе.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «НЛК» (вх. № 12300 от 03.12.2021) на действия (бездействие) заказчика – Департамента лесного хозяйства Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для заготовки древесины (Извещение № 150921/1009292/01) необоснованной.
2. Снять ограничения, установленные уведомлением от 08.12.2021 № 7954/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Е. В. Гудкевич |
|
Члены Комиссии |
С. А. Шарутина |
|
А. О. Артамонов |