Решение №9100/06-07 Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 27 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор торгов

Департамент лесного хозяйства Ярославской области

e-mail: dlh@yarregion.ru

Заявитель

ООО «НЛК»

e-mail: nlk-43@bk.ru

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения торгов

№ 076/10/18.1-1297/2021

22 декабря 2021 года                                                                                                      г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 27.12.2021 г.)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е. В., члены Комиссии – врио начальника отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С. А., специалист-эксперт Артамонов А. О.

с участием:

от Департамента лесного хозяйства Ярославской области – <...>, <...> (по доверенностям),

от ООО «НЛК» - <...> (по доверенности),

от ООО «Арагон» - <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «НЛК» (вх. № 12300 от 03.12.2021) на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944, ОГРН 1077603000254) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «НЛК» (вх. № 12300 от 03.12.2021) на действия (бездействие) заказчика – Департамента лесного хозяйства Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для заготовки древесины (Извещение № 150921/1009292/01).

Обжалуемые действия (бездействие): неправомерный отказ ООО «НЛК» в допуске к участию в конкурсе.

На заседании Комиссии 10.12.2021 представители организатора торгов представили документы, запрошенные уведомлением от 08.12.2021 № 7954/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласились.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссией установлено следующее.

15.09.2021 Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее –департамент) в рамках проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для заготовки древесины, разместил на официальном сайте www.torgi.gov.ru извещение № 150921/1009292/01 (далее – извещение).

17.11.2021 конкурсной комиссией организатора торгов было произведено вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, что подтверждается соответствующим протоколом вскрытия конвертов. На участие в конкурсе поступило 12 заявок, в том числе от ООО «НЛК».

19.11.2021 конкурсная комиссия рассмотрела указанные заявки, в результате чего ООО «НЛК» было отказано в допуске к участию в рассматриваемых торгах, что подтверждается протоколом заседания комиссии по проведению конкурса.

Согласно части 1 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее - ЛК РФ) открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее также - конкурс) проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 80.1 ЛК РФ с заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - объекты глубокой переработки древесины).

В соответствии с частью 20 статьи 80.1 ЛК РФ к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).

Согласно части 6 статьи 80.1 ЛК РФ порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса, методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение части 6 статьи 80.1 ЛК РФ принято Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2018 г. № 1475 «Об утверждении Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине» (далее – Постановление Правительства РФ № 1475).

В соответствии с пунктом 4 методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1475 (далее – методика), размер дополнительной потребности в древесине (Wд) определяется по формуле: Wд = Wоб - Wфакт, где: Wоб - потребность в древесине, указанная в заявлении; Wфакт - фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении.

В соответствии с пунктом 5 методики потребность в древесине, указанная в заявлении (Wоб), определяется путем умножения максимальной годовой производственной мощности, установленной на основании технических характеристик и параметров объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, указанных в заявлении и расположенных на территории того субъекта Российской Федерации, где располагается лесной участок, на котором планируется заготовка древесины в целях обеспечения сырьем таких объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции. Потребность в древесине определяется исходя из видового (породного) и сортиментного состава древесины, используемой для производства указанной в заявлении продукции, в тысячах кубических метров в год при работе в одну смену.

Согласно пункту 8 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе также является непредставление документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

Конкурсной комиссией департамента заявка ООО «НЛК» была признана не соответствующей пункту 8 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ по причине расчета дополнительной потребности в древесине без учета пункта 5 методики.

Исходя из содержания жалобы, заявитель полагает, что на основании пункта 5 методики и в соответствии с положениями статьи 80.1 ЛК РФ наличие объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры на территории того субъекта Российской Федерации, где располагается лесной участок, устанавливается при оценке дополнительной потребности в древесине в случае подачи заявления о проведении конкурса, а не заявки на участие в уже действующей процедуре. Рассматриваемое требование именно к заявке участника в конкурсной документации отсутствует и, следовательно, не могло применяться организатором торгов при оценке дополнительной потребности в древесине.

Департамент в письменных пояснениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (вх. № 12624 от 10.12.2021), указал, что данный довод заявителя основан на неправильном толковании ЛК РФ. Вместе с тем, конкурсная документация содержит требование о наличии объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры на территории Ярославской области.

По мнению Комиссии, довод заявителя несостоятелен по следующим основаниям.

Часть 20 статьи 80.1 ЛК РФ распространяет требование о наличии в составе заявления о проведении конкурса документов, предусмотренных частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ, на процедуру подачи заявки на участие в конкурсе.

В соответствии с частью 5 статьи 80.1 ЛК РФ требования к содержанию документов, указанных в части 4 настоящей статьи, порядок и способы подачи заявления о проведении конкурса и прилагающихся к нему документов, а также требования к их формату, если они подаются в форме электронных документов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Требования к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины утверждены Приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 303 «Об утверждении требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа» (вместе с «Требованиями к формату заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины при подаче его в электронной форме») (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2018 № 52684) (далее – требования).

Данные требования к содержанию документов не предусматривают какие-либо исключения или особые правила в случае подачи таких документов в составе заявки на участие в конкурсе.

В свою очередь, организатор торгов осуществляет оценку дополнительной потребности в древесине на основании упомянутых выше документов, содержащих обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины, в соответствии с частью 6 статьи 80.1 ЛК РФ и рассматриваемой методикой.

Таким образом, применение пункта 5 методики при расчете, оценке дополнительной потребности в древесине в случае подачи заявки на участие в конкурсе полностью обусловлено положениями лесного законодательства и не противоречит им.

В том случае, если бы пункт 5 методики применялся при оценке дополнительной потребности в древесине исключительно при подаче заявления о проведении конкурса, то участник, инициировавший данную процедуру, был бы поставлен в неравное положение по отношению к другим участникам, не имеющим обязанности представлять обоснование такой потребности с учетом наличия на территории того субъекта Российской Федерации, где располагается лесной участок, на котором планируется заготовка древесины, объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Кроме того, Комиссией установлено, что в тексте приложения № 2 к форме заявки на участие в конкурсе «Расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных пунктом 1 Порядка и способов подачи заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 303», являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации, представлено содержание пунктов 4-6 методики.

Участник конкурентной процедуры, подавая заявку на участие в конкурсе и соглашаясь с его условиями, подтверждает, что он ознакомлен с содержанием конкурсной документации. Следовательно, довод заявителя об отсутствии в документации требования к заявке участника о наличии объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры на территории Ярославской области не находит своего подтверждения.

Также заявитель указывает, что заявка ООО «НЛК» была подана в полном соответствии со статьей 80.1 ЛК РФ и конкурсной документацией, с представлением всех необходимых сведений и документов, в связи с чем у организатора торгов отсутствовали основания для отказа в допуске Общества к участию в конкурсе, исчерпывающий список которых указан в части 21 статьи 80.1 ЛК РФ.

Исходя из каталога объектов и оборудования в табличной форме, содержащего наименование объекта (оборудования), количество, год изготовления (приобретения) и представленного в приложении № 1 к заявке на участие в конкурсе (далее – каталог объектов и оборудования, каталог), ООО «НЛК» на основании договора субаренды от 09.02.2021 № 1 владеет зданием контрольно-пропускного пункта, зданием производственно-технического корпуса, а также земельным участком, которые расположены по адресу: 610014, Кировская область, г. Киров, Советский тракт, д. 10а. Кроме того, в соответствии с договором аренды оборудования от 11.10.2021 Общество имеет два станка ленточнопильных горизонтальных ПТ-03У «КРОНА» и ленточную пилораму «Авангард-ЛП-60», расположенные по аналогичному адресу.

Как отметил организатор торгов, учитывая сведения, представленные в каталоге объектов и оборудования, комиссия департамента пришла к выводу, что дополнительная потребность ООО «НЛК» в древесине рассчитана исходя из максимальной годовой производственной мощности объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, расположенных на территории Кировской области, а не на территории Ярославской области.

В соответствии с пунктом 4 правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1475 во исполнение части 6 статьи 80.1 ЛК РФ (далее – правила), рассмотрение заявления и документов осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по распоряжению лесными участками.

Согласно пункту 7 правил рассмотрение заявления и документов включает в себя:

а) рассмотрение заявления и документов на соответствие или несоответствие требованиям, установленным статьей 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации;

б) оценку дополнительной потребности в древесине на основании сведений, указанных в заявлении и документах, в соответствии с методикой оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2018 г. N 1475 «Об утверждении Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине».

Согласно пункту 7 методики для оценки дополнительной потребности в древесине, указанной заявителем в заявлении, уполномоченный орган на основании информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, а также данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, устанавливает:

а) наличие в пользовании у заявителя лесных участков (с установленным допустимым объемом изъятия древесины) и объем фактически заготовленной на них древесины;

б) потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики;

в) объем произведенной заявителем продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики;

г) фактический объем приобретенной древесины для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики.

Комиссией установлено, что в каталоге объектов и оборудования заявитель указал месторасположения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры в пределах Кировской области, что противоречит пункту 5 методики, предусматривающему расчет дополнительной потребности в древесине исходя из максимальной годовой производственной мощности объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, расположенных на территории того субъекта Российской Федерации, где располагается лесной участок, на котором планируется заготовка древесины в целях обеспечения сырьем таких объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Следовательно, Комиссия не усматривает в действиях департамента нарушения части 21 статьи 80.1 ЛК РФ и приходит к выводу о правомерности отказа ООО «НЛК» в допуске к участию в конкурсе.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «НЛК» (вх. № 12300 от 03.12.2021) на действия (бездействие) заказчика – Департамента лесного хозяйства Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для заготовки древесины (Извещение № 150921/1009292/01) необоснованной.

2. Снять ограничения, установленные уведомлением от 08.12.2021 № 7954/06-07.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

 

Е. В. Гудкевич

     

Члены Комиссии

 

С. А. Шарутина

     
   

А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны