Решение №5998/05-03 Сведения, представленные Федеральным казенным учреждением «С... от 22 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области»

152919, Ярославская область, г. Рыбинск,

пер. Шоссейный, д. 5

rybinsksizo@yandex.ru

sizo2@76.fsin.gov.ru

Общество с ограниченной

ответственностью «Атланта»

410033, Саратовская область, г. Саратов,

Молодежный проезд, д. 5, пом. А-1

atlanta01032021@gmail.com

akhinyan74@gmail.com

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-03/238П — 21 (76-141 РНП)

22 ноября 2021 года г. Ярославль

Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции – заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок …., членов Инспекции – заместителя начальника отдела контроля закупок …., главного специалиста – эксперта отдела контроля закупок ….,

с участием:

заказчик – Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области» (далее – ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ярославской области, заказчик) – явку не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении вопроса о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Атланта» в реестр недобросовестных поставщиков в отсутствие представителей заказчика;

общество с ограниченной ответственностью «Атланта» (далее – ООО «Атланта», подрядчик, общество) – явку не обеспечило, о времени, дате и месте рассмотрения сведений о рассмотрении вопроса о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков уведомлено надлежащим образом;

рассмотрев в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078) сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ярославской области в отношении ООО «Атланта» и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе, закон) проверку порядка расторжения со стороны заказчика контракта, а также порядка и сроков направления заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 17.11.2021 № 366,

установила:

в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ярославской области для включения в реестр недобросовестных поставщиков направлены сведения об ООО «Атланта», существенно нарушившем, по мнению заказчика, условия государственного контракта № А 2 от 11.05.2021 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада административного здания (извещение № 0371100003621000002).

Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующему выводу.

Заказчиком, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ярославской области, 15.04.2021 в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) размещено извещение № 0371100003621000002 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонты фасада административного здания, вместе с аукционной документацией.

Начальная (максимальная) цена контракта 1 200 446, 00 рублей.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Из протокола подведения итогов электронного аукциона № 0371100003621000002 от 27.04.2021, размещенного заказчиком в этот же день в единой информационной системе, следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в данной закупке аукционная комиссия заказчика признала победителем этого аукциона участника закупки ООО «Атланта» (идентификационный номер заявки № 109684593), как участника, предложившего наименьшую цену контракта (1 194 443, 77 рублей), и заявка которого признана аукционной комиссией заказчика соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

11.05.2021 между Федеральным казенным учреждением «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области» (далее - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ярославской области, государственный заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Атланта» (далее - ООО «Атланта», исполнитель) заключен государственный контракт № А 2 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада административного здания (далее – контракт).

Согласно пункту 1.1 раздела 1 контракта определено, что исполнитель обязуется выполнить работы по капитальному ремонту фасада административного здания в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к контракту) и локальным сметным расчетом (далее - работы), а государственный заказчик обязуется оплатить стоимость выполненных работ в порядке, предусмотренном разделом 3 контракта.

Пунктом 2.1 раздела 2 контракта определено, что государственный заказчик обязуется:

- осуществлять контроль за исполнением условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации со стороны исполнителя;

- обеспечить приемку работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями раздела 6 контракта;

- обеспечить оплату выполненных работ в соответствии с условиями раздела 3 контракта;

-  в случае расторжения контракта (по любым основаниям) оплатить исполнителю стоимость работ, фактически выполненных на момент расторжения контракта, при условии отсутствия претензий по их качеству, на основании подписанных исполнителем и государственным заказчиком без замечаний актов выполненных работ;

- направить в уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти сведения об исполнителе для включения его в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае расторжения государственного контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа государственного заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий государственного контракта;

- в течение 5 рабочих дней после завершения приемки выполненных работ подписать акт выполненных работ, представленный исполнителем в соответствии
с пунктом 2.3.6 контракта, либо в тот же срок направить исполнителю
в письменной форме мотивированный отказ от подписания данного документа;

- выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и государственным контрактом.

В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 контракта государственный заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2.3 раздела 2 контракта определено, что исполнитель обязуется в числе прочего:

- в соответствии с локальным сметным расчетом (приложение № 2) и техническим заданием (приложение № 1), исполнитель обязан организовать прибытие сотрудников по адресу нахождения объекта для осуществления работ по капитальному ремонту;

- обеспечить соответствие работ требованиям законодательства, нормативных
и технических документов, иных актов и условиям контракта;

- выполнить работы, соответствующие техническому заданию (приложение № 1), а также законодательству, нормативным и техническим документам;

- выполнить работы в порядке и в сроки, указанные в разделе 5 контракта
и в техническом задании (приложение № 1);

- осуществить безвозмездное повторное выполнение работ, несоответствующих требованиям законодательства, нормативным и техническим документам, а также условиям контракта;

- после выполнения работ в соответствии с разделом 6 контракта, в течение 10 календарных дней предоставить государственному заказчику акт выполненных работ;

- выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и контрактом.

Исходя из пункта 3.1 раздела 3 контракта цена контракта составляет 1 194 443,77 рублей.

На основании пункта 3.3 раздела 3 контракта оплата по контракту осуществляется в рублях Российской Федерации в безналичном порядке в форме платежных поручений путем перечисления Государственным заказчиком выделенных из федерального бюджета денежных средств исполнителю по реквизитам, указанным в разделе 14 контракта, в течение 30 календарных дней начиная с даты подписания государственным заказчиком акта выполненных работ, в следующем порядке: государственный заказчик производит предоплату в размере 30% от стоимости работ, в соответствии со счетом, выставленным исполнителем, в течение 10 (десяти) календарных дней со дня подписания контракта обеими сторонами; окончательный расчет в размере 70% от суммы контракта, производится государственным заказчиком по факту оказанных услуг (работ) на основании выставленных исполнителем финансовых документов (счета, акты выполненных работ, счета-фактуры) в течение 15 (пятнадцати) банковских дней с момента подписания сторонами акта выполненных работ.

Согласно пункту 5.1 раздела 5 контракта исполнитель обязуется выполнить работы надлежащего качества по адресам, в объеме и в сроки, указанные в техническом задании (приложение № 1).

В соответствии с пунктом 5.3 раздела 5 контракта обязанность исполнителя выполнить работы для нужд государственного заказчика считаются выполненными с момента подписания исполнителем и государственным заказчиком без замечаний актов выполненных работ.

В силу пункта 13.1 раздела 13 контракта вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до «31» декабря 2021 г., а в части осуществления оплаты и гарантийных обязательств – до их полного исполнения.

Из процитированных выше положений контракта представляется возможным установить, что сторонами достигнуто соглашение, в том числе относительно порядка и срока выполнения работ и т.д.

Инспекция Ярославского УФАС России, проанализировав представленные в материалы дела документы, установила следующее.

03.06.2021 (№ исх-78/ТО/16/2-2814), 16.08.2021 (№ исх-78/ТО/16/2-4261), 13.09.2021 (№ исх-78/ТО/16/2-4778) заказчиком направлены обществу информационные письма, согласно которым срок выполнения работ по государственному контракту № А2 составляет 90 календарных дней с момента заключения контракта (с 11.05.2021 по 09.08.2021), однако обществом работы по капитальному ремонту фасада административного здания не выполнены, в связи с чем обществу необходимо незамедлительно приступить к выполнению работ, предусмотренных государственным контрактом.

Из письменных пояснений заказчика следует, что с 28.06.2021 по 26.07.2021 работы по капитальному ремонту фасада административного здания велись обществом в нерегулярном порядке, был произведен демонтаж стены и крыши, затем работы прекратились (в подтверждении представлены соответствующие фотографии).

В настоящее время обществом работы по капитальному ремонту фасада административного здания по государственному контракту № А 2 от 11.05.2021 не выполнены в полном объеме; общество ни заказчику, ни Инспекции Ярославского УФАС России не представлены документы, подтверждающие намерение подрядчика надлежащим образом исполнить обязательства в рамках рассматриваемого контракта.

Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с пунктом 10.3 раздела 10 контракта контракт может быть расторгнут в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, исключительно по следующим основаниям:

- в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством;

- по соглашению сторон;

- по решению суда по иску одной из сторон при существенном нарушении контракта другой стороной или по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта; датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте; при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Частью 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Иными словами подрядчику в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении предоставлена возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по исполнению контракта.

21.09.2021 ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ярославской области принято решение № исх-78/ТО/16/2-4973 об одностороннем расторжении государственного контракта (в основу данного решения положены вышеизложенные фактические обстоятельства) (далее – решение об одностороннем отказе).

23.09.2021 решение об одностороннем отказе размещено заказчиком в единой информационной системе.

21.09.2021 решение об одностороннем отказе направлено ООО «Атланта» посредством Почты России (почтовый идентификатор 15291516017893), а также 21.09.2021 на адрес электронной почты подрядчика, указанный в контракте, в подтверждение представлены кассовый чек и скриншот с электронной почты заказчика.

Учитывая положения части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (при невозможности получения подтверждения датой надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе) и принимая во внимание тот факт, что заказчиком информация о получении подрядчиком решения № исх-78/ТО/16/2-4973 от 21.09.2021 об одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по государственному контракту № А 2 от 11.05.2021 не получена, датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе заказчика от исполнения вышеуказанного контракта считается 23.10.2021.

В период с 24.10.2021 по 02.11.2021 общество не приступило к исполнению обязательств по государственному контракту № А 2 от 11.05.2021.

Таким образом, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 03.11.2021.

В ходе подготовки к заседанию Инспекцией УФАС по Ярославской области в адрес ООО «Атланта» направлен запрос (от 17.11.2021 № 5890/05-03) о предоставлении письменных пояснений с указанием причин существенных нарушений условий государственного контракта № А 2 от 11.05.2021 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада административного здания, которые привели к одностороннему отказу заказчика от исполнения данного контракта, в запросе также указано на необходимость обеспечения явки общества 22.11.2021 в 10:00 на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

На заседание Инспекции (22.11.2021) общество явку не обеспечило (уведомлено надлежащим образом); какие-либо пояснения (письменная позиция) с указанием причин существенных нарушений условий государственного контракта № А 2 от 11.05.2021 в адрес Ярославского УФАС России не представило.

При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).

Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.

Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.

Исходя из положений части 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта; после чего в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и указанной информации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает соответствующую информацию, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации сами по себе части 6, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ направлены - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2019 № 922-О, от 20.12.2018 № 3234-О и др.).

Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации; по общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что исполнитель (поставщик, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.

При этом недобросовестность лица определяется также той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств.

Учитывая вышеизложенное, доказательств, свидетельствующих о невозможности ООО «Атланта» выполнить работы по капитальному ремонту фасада административного здания по государственному контракту № А 2 от 11.05.2021, заключенного с ФКУ СИЗО-2 УФСИН России, обществом не представлено, при этом, как считает Инспекция и это согласуется непосредственно с целью закупки, общество, подавая заявку на участие в рассматриваемом аукционе, должно было определить (оценить) имеется ли у него возможность выполнить работы, соответствующие требованиям заказчика в необходимом ему объеме, в связи с чем, представляется возможным полагать, что общество, приняв на себя обязательства по контракту, которые не смогло исполнить не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.

Лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям последнего, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки; при этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.

В рамках рассмотрения заявления заказчика о рассмотрении вопроса о включении (невключении) в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Атланта», обратившись к реестру недобросовестных поставщиков в единой информационной системе, Инспекцией установлен факт включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контрактов (УФАС по Курганской область, УФАС по Нижегородской области, УФАС по Пермскому краю, УФАС по Саратовской области), что в свою очередь свидетельствует о систематическом нарушении обществом существенных условий контрактов, заключенных с различными заказчиками.

Согласно части 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «е» пункта 9 и подпунктом «г» пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:

а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона;

б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

В силу пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

На основании пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие, которое предполагает недобросовестное поведение участника закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О, постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 № С1-7/смп-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие» указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.

Таким образом, общество не исполнило надлежащим образом (в соответствии с требованиями заключенного контракта) принятые на себя обязательства по государственному контракту № А 2 от 11.05.2021 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада административного здания, на что вправе был рассчитывать при заключении контракта заказчик, при этом необходимых и достаточных доказательств наличия объективных причин (не зависящих от подрядчика), повлекших за собой невозможность выполнить работы в объеме, установленном в контракте, обществом ни заказчику, ни Инспекции не представлено, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении подрядчика при исполнении контракта, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика.

Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил. В данном случае подрядчик не указывает на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, которые бы способствовали существенному нарушению обществом условий заключенного контракта; заказчиком подтверждён факт существенного нарушений условий контракта; подрядчиком не представлена (несмотря на запрос Инспекции и предоставление Инспекцией времени подрядчику для сбора необходимых документов) информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающее то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта (ненадлежащее выполнение принятых обществом обязательств по государственному контракту № А 2 от 11.05.2021; избранная модель поведения подрядчика, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении общества. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.

Инспекция отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.

Инспекция отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 22 Правил до истечения срока, предусмотренного пунктом 21 настоящих Правил, информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Федерального закона, подлежит исключению из реестра органом контроля в случае получения органом контроля решения суда о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.

По результатам проведения Инспекцией проверки порядка расторжения со стороны заказчика контракта, а также порядка и сроков направления заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, нарушений в действиях заказчика не обнаружено.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

  1. Сведения, представленные Федеральным казенным учреждением «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области» (ИНН 7610028000, ОГРН 1027601107710) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Атланта» (ИНН 6453166284, ОГРН 1216400002620; адрес: 410033, Саратовская область, г. Саратов, Молодежный проезд, д. 5, пом. А-1; генеральный директор и учредитель: … (ИНН …)), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «Атланта» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru).

  1. При проведении Инспекцией проверки соблюдения заказчиком, Федеральным казенным учреждением «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области», порядка расторжения государственного контракта № А 2 от 11.05.2021 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада административного здания (извещение № 0371100003621000002), заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Атланта», нарушений в действиях заказчика не обнаружено.
  2. При проведении Инспекцией проверки соблюдения заказчиком, Федеральным казенным учреждением «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области», порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об обществе с ограниченной ответственностью «Атланта», нарушений в действиях заказчика не обнаружено.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Руководитель Инспекции

Члены Инспекции

Связанные организации

Связанные организации не указаны